Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Расторжение трудового договора

Расторжение трудового договора по инициативе лиц, не являющихся его стороной

Трудовое законодательство Украины предусматривает
возможность расторжения трудового договора по инициативе лиц, не являющихся его
стороной (третьих лиц).

Применение в трудовом праве термина «третьи
лица» следует признать условным, поскольку в законодательстве Украины он
означает субъектов гражданского процесса, которые вступают в процесс, что уже
начался, и защищают свои субъективные права и интересы, которые охраняются
законом.Общим признаком между
третьими лицами как в гражданском процессе, так и в трудовом праве является то,
что указанные лица не являются субъектами правоотношений, которые уже возникли,
и в соответствии с законодательством наделены определенными правами по возможности
воздействия на них (изменения, прекращения).Отличаются
же «третьи лица» в трудовом праве от третьих лиц в гражданском
процессе тем, что в трудовом праве эти органы, требуя расторжения трудовых
договоров, защищают не личные интересы, а интересы наемных работников или
интересы государства, т.е. эти лица руководствуются государственными и
общественными интересами .

Таким образом, третьи лица в трудовом праве — это
определенные в законодательстве государственные и общественные органы, лица,
наделенные полномочиями требовать или инициировать вопрос о расторжении
трудового договора с определенными категориями работников с целью защиты
государственных, общественных интересов, трудовых прав граждан.Это могут быть суды, военкоматы,
комиссии по делам альтернативной (невоенной) службы, родители
несовершеннолетнего, профсоюзные органы и др..Работодатель обязан выполнить
требования названных органов или лиц, поскольку они основываются на законе.

Основаниями освобождения работника по инициативе лиц, не
являющихся его стороной, есть такие.

 

Призыв или поступление работника на военную
службу, направление на альтернативную (невоенную) службу (п. З ст. 36 КЗоТ
Украины)

Защита Отечества-обязанность граждан Украины.Военная служба является
государственной службой особого характера, которая заключается в
профессиональной деятельности пригодных к ней по состоянию здоровья и возрасту
граждан Украины, связанной с защитой Отечества.Воинские части, военные учебные
заведения, учреждения и организации Вооруженных Сил и других образованных
соответственно законам Украины военных формирований комплектуются
военнослужащими из числа граждан призывного возраста путем их призыва на
срочную военную службу или принятия на военную службу по контракту лиц, не
проходивших военную службу и имеют высшее или профессионально-техническое
образование.Согласно п. 64
Положения о подготовке и проведении призыва граждан Украины на срочную военную
службу и принятие призывников на военную службу по контракту, утвержденного
постановлением Кабинета Министров Украины от 21 марта 2002 № 352 (с изменениями
и дополнениями), оповещения граждан о призыве на срочную военную службу и их
прибытия на призывные участки происходят по приказам районных военных
комиссаров и повестками, врученными призывникам через жилищно-эксплуатационные
организации, домовладельцев, соответствующие исполнительные органы сельских,
поселковых и городских советов, где нет военных комиссариатов, руководителей
предприятий, учреждений, организаций , учебных заведений независимо от
подчинения и формы собственности.Эти
документы являются основанием для прекращения трудового договора с
собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им
органом, где гражданин работает.Призывники,
отобранные кандидатами для принятия на военную службу по контракту,
направляются военкоматом в воинской части для проведения в случае необходимости
дополнительного медицинского обследования, профессионально-психологического
изучения и принятия в установленном порядке окончательного решения о принятии на
военную службу. Предписание о направлении призывника в воинскую часть является
основанием для прекращения трудового договора с предприятием, на котором он
работает.

Право на альтернативную службу имеют граждане Украины,
если исполнение воинской обязанности противоречит их религиозным убеждениям и
эти граждане принадлежат к действующим согласно законодательству Украины
религиозным организациям, вероучение которых не допускает пользования оружием. Альтернативная служба является
службой, которая вводится вместо прохождения срочной военной службы и имеет
целью выполнение долга перед обществом. Эту
службу граждане проходят на предприятиях, в учреждениях, организациях,
находящихся в государственной, коммунальной собственности или преобладающая
доля в уставном фонде которых есть в государственной или коммунальной
собственности, деятельность которых в первую очередь связана с социальной
защитой населения, здравоохранением , защитой окружающей среды, строительством,
жилищно-коммунальным и сельским хозяйством, а также в патронажной службе в
организациях Общества Красного Креста Украины. На невоенной службе направляются
граждане, подлежащие призыву на срочную военную службу и лично заявили о
невозможности ее прохождения как таковой, что противоречит их религиозным
убеждениям, документально или иным образом подтвердили истинность убеждений в
отношении которых принято соответствующее решение комиссией по делам
альтернативной службы.Согласно
п. 21 Положения о порядке прохождения альтернативной (невоенной) службы,
утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 10 ноября 1999 №
2066, направления для прохождения альтернативной (невоенной) службы, выданное
комиссией по делам альтернативной службы, является основанием для прекращения
трудового договора с собственником предприятия, учреждения, организации или
уполномоченным им органом, где гражданин работает.

Вступление в законную силу приговора суда, которым
работник осужден к лишению свободы или к другому наказанию, исключающему
возможность продолжения данной работы (п. 7 ст. 36 КЗоТ Украины).

С этого основания трудовой договор прекращается при
вступлении в законную силу приговора, которым работник осужден (кроме случаев
условного осуждения и отсрочки исполнения приговора) к лишению свободы,
исправительным работам не по месту работы, лишение права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью или к другому наказанию,
исключающему возможность продолжения данной работы. Днем увольнения считается последний
день фактического выполнения работником трудовых обязанностей. Он не может быть освобожден, если его
признан отбыл наказание в связи с пребыванием под стражей до вступления
приговора в законную силу.

Владелец предприятия по месту работы лица, лишенного
права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью, обязан:

а) не позднее трех дней после получения копии приговора
суда или сообщение инспекции освободить осужденного человека с должности,
которую он занимает, или от того вида профессиональной деятельности, права на которую
она лишена;

б) внести в трудовую книжку осужденного запись о том, на
какой срок и какие должности он лишен права занимать или каким видом
профессиональной деятельности лишена заниматься;

в) немедленно сообщить инспекции о выполнении требований
приговора и направить в инспекцию копию соответствующего приказа или выписка из
него;

г) по требованию инспекции предоставлять ему документы,
связанные с исполнением наказания.

Согласно инструкции о порядке исполнения наказаний, не
связанных с лишением свободы, и осуществления контроля относительно лиц,
осужденных к таким наказаниям, утвержденной приказом Государственного
департамента Украины по вопросам исполнения наказаний от 19 декабря 2003 №
270/1560 (с изменениями и дополнениями), в случае неисполнения собственником
предприятия, на котором работает осужденный, приговора суда в отношении лица,
лишенного права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью, уголовно-исполнительная инспекция направляет материалы прокурору
для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности по ст.382 УК
Украины.

Требование
выборного органа первичной профсоюзной организации (профсоюзного представителя)
(ст. 45 КЗоТ Украины)

Согласно п. 9 ч. 1 ст.38
Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях
деятельности» к полномочиям выборного органа первичной профсоюзной
организации на предприятии, в учреждении, организации принадлежит право
принимать решение о требовании к работодателю расторгнуть трудовой договор
(контракт) с руководителем предприятия, учреждения, организации, если он
нарушает этот Закон, законодательство о труде, уклоняется от участия в
переговорах по заключению или изменению коллективного договора, не выполняет
обязательств по коллективному договору, предполагается других нарушений
законодательства о коллективных договорах. По
смыслу ст.43 и КЗоТ Украины
руководителем следует считать лицо, возглавляющее предприятие, учреждение,
организацию или обособленное подразделение (филиал, представительство и др.). При этом речь идет не о любой
структурное подразделение (цех, управление, службу, ферму и т.д.), а именно об
обособленном подразделении, который образуется в специально предусмотренном
порядке. Требование профсоюзных органов о расторжении трудового договора (контракта)
является обязательным для рассмотрения и выполнения.Если владелец или уполномоченный им
орган или руководитель, в отношении которого предъявлено требование о
расторжении трудового договора, не согласен с этим требованием, он может
обжаловать решение выборного органа первичной профсоюзной организации
(профсоюзного представителя) в суд в двухнедельный срок со дня получения
решения. В этом случае
выполнение требования о расторжении трудового договора приостанавливается до
вынесения судом решения. В случае,
если решение выборного органа первичной профсоюзной организации не выполнено и
не обжаловано в указанный срок, выборный орган первичной профсоюзной
организации в этот же срок может обжаловать в суде деятельность или бездействие
должностных лиц, органов, в компетенцию которых входит расторжения трудового
договора с руководителем предприятия , учреждения, организации.В пункте 21 постановления Пленума
Верховного Суда Украины «О практике рассмотрения судами трудовых
споров» разъяснено, что отклонение судом жалобы по требованию профсоюзного
органа не является препятствием для оспаривания работником в суде законности
увольнения его на основании ст.45
КЗоТ Украины.

Требование родителей несовершеннолетнего или
других лиц и органов (ст. 199 КЗоТ Украины)

Родители, усыновители и попечители несовершеннолетнего, а
также государственные органы и должностные лица, на которых возложен надзор и
контроль за соблюдением законодательства о труде, имеют право требовать
расторжения трудового договора с несовершеннолетним, в том числе срочного, если
продолжение его действия угрожает здоровью несовершеннолетнего или нарушает его
законные интересы.

Статья 199 КЗоТ Украины содержит важные гарантии охраны
труда, здоровья, законных интересов несовершеннолетних.Из-за недостаточного жизненный и
правовой опыт подростки не всегда могут правильно оценить условия своего труда,
определить факторы, которые негативно влияют на их здоровье.Поэтому в соответствии с этой нормой
закона заинтересованы третьи лица должны иметь право вмешиваться в трудовые
правоотношения несовершеннолетнего также путем обращения к работодателю об их
прекращении.

Если работодатель нарушает законные интересы
несовершеннолетнего работника, в частности заставляет работать полный рабочий
день, не предоставляет отпуск в установленный законом время и надлежащей
продолжительности, привлекает его к работам с вредными или опасными условиями
труда и др.., Не обеспечивает надлежащих условий для охраны здоровья подростка
или продолжения им обучения, его родители, усыновители, попечитель,
компетентные органы государства, общественные организации и должностные лица
должны иметь право требовать от работодателя улучшения условий труда или
перевода несовершеннолетнего на другую работу, соответствующую его законным
интересам.В случае невозможности
перевода заинтересованы третьи лица имеют право требовать от работодателя
прекращение заключенного с подростком трудового договора.

 

 

Прекращение трудового договора в связи с нарушением правил приема на работу

В отечественной системе законодательства сложился большой
массив правовых норм, призванных отразить особенности правового регулирования
трудовых отношений отдельных категорий работников.Одни из них содержатся в КЗоТ Украины,
другие установлены специальными законами в соответствии с указаниями,
содержащимися в КЗоТ Украины, третьи предусмотренных законом (хотя и без
указания на это в КЗоТ Украины, но не в противоречие с ним), четвертые включены
в подзаконных актов в соответствии с поручениями, которые давались
соответствующим государственным органам в КЗоТ Украины или других законах.Есть и такие подзаконные акты,
устанавливающие особенности правового регулирования труда, не предусмотренных
законами, но через полномочия, предоставленные нормативными актами,
определяющими компетенцию соответствующего органа исполнительной власти.Все
перечисленные группы правовых норм и нормативных актов, в том числе бывшего
Союза PCP, следует признать действительными, если только нет конкретного
правового основания для признания их утратившими силу.

Статья 7 КЗоТ Украины допускает возможность установления
законодательством дополнительных оснований (кроме предусмотренных КЗоТ Украины)
для прекращения трудового договора отдельных категорий работников при определенных
условиях.Увольнение на этом
основании может иметь место тогда, когда при заключении трудового договора не
были соблюдены предусмотренные законодательством Украины ограничений по
принятию на работу лиц, лишенных приговором суда права заниматься определенной
деятельностью или занимать определенную должность в течение определенного судом
срока, в случае принятия на работу, эт Web-узел с материальной
ответственностью, лиц, ранее судимых за хищения, взяточничество, другие
корыстные преступления, когда судимость не снята и не погашена.

Законами и подзаконными нормативно-правовыми актами
установлены определенные ограничения для совместительства отдельных категорий
работников.Так, народный депутат
Украины осуществляет свои полномочия на постоянной основе.Закон Украины «О
статусе народного депутата Украины» (в редакции Закона от 1 октября 2011)
в ст.С «Несовместимость
депутатского мандата с другими видами деятельности» устанавливает
следующие требования несовместимости: народный депутат не имеет права:

1) быть
членом Кабинета Министров Украины, руководителем центрального органа
исполнительной власти,

2) иметь другой представительский мандат или
одновременно находиться на государственной службе,

3) занимать должность
городского, сельского, поселкового головы

4) заниматься любой, кроме
депутатской, оплачиваемой работой, за исключением преподавательской, научной и
творческой деятельности, а также медицинской практики в свободное от исполнения
обязанностей народного депутата время

5) привлекаться как эксперт органами
досудебного следствия, прокуратуры, суда, а также заниматься адвокатской
деятельностью

6) входить в состав руководства, правления или совета
предприятия, учреждения, организации, имеющей целью получение прибыли.

Закон Украины «О статусе депутатов местных
советов» (в редакции Закона от 31 июля 2007) устанавливает, что депутат
местного совета не может быть судьей, арбитром.Конституционный Суд Украины
признал, что депутат совета не может быть главой местной государственной
администрации, его заместителем, руководителем ее структурного подразделения,
прокурором, депутат сельского, поселкового, городского, районного в городе,
районного, областного совета, который находится на должности руководителя
местного органа исполнительной власти или на другой должности, на которую
распространяется действие Конституции и законов Украины относительно
ограничения совместительства, не может совмещать свою служебную деятельность на
этой должности с должностью сельского, поселкового, городского председателя,
секретаря сельского, поселкового, городского совета, председателя и заместителя
председателя районного в городе, районного, областного совета, а также с другой
работой на постоянной основе в советах, их исполнительных органах и аппарате
(согласно решению Конституционного Суда от 13 мая 1998 № 6-рп/98).Одно и то же лицо может быть депутатом
только одного совета.

Пребывание в должности судьи несовместимо с занятием
должности в любом другом органе государственной власти, органе местного
самоуправления и по представительским мандатом.Судья не вправе совмещать свою
деятельность с предпринимательской или адвокатской деятельностью, любой другой
оплачиваемой работой (кроме преподавательской, научной и творческой
деятельности), а также входить в состав руководящего органа или наблюдательного
совета предприятия или организации, имеющей целью получение прибыли ( ст. 53
Закона Украины — «О судоустройстве и статусе судей
Украины»).Аналогичные ограничения установлены для прокурорских работников
(ч. 5 ст. 46 Закона Украины «О прокуратуре»).

Не имеют права работать по совместительству руководители
государственных предприятий, учреждений, организаций, их заместители,
руководители структурных подразделений, за исключением научной, педагогической,
медицинской и творческой деятельности (п. 4 постановления Кабинета Министров
Украины «О работе по совместительству работников государственных
предприятий, учреждений, организаций «).

Увольнение в связи с нарушением правил приема не
относится к категории увольнений по инициативе собственника или уполномоченного
им органа, а потому не требует согласия профсоюзного комитета.

В приказе об увольнении в связи с нарушением правил
приема на работу нужно сослаться на ст.7
КЗоТ Украины, а также на соответствующий нормативный акт, требования которого
относительно принятия на работу было нарушено (например, «Уволен в связи с
нарушением правил приема, ст. 7 КЗоТ Украины, ст. 23 Закона Украины «О
государственной службе» ).

V. Защита нарушенных прав работников в случае
необоснованного увольнения

Защита прав при увольнении
может осуществляться в индивидуальном или коллективном порядках.

Индивидуальная защита
осуществляется путем обращения в суд (согласно части 1 статьи 233 КЗоТ работник
может обратиться в суд в течение месяца со дня вручения ему
приказа об увольнении или дня выдачи трудовой книжки).

В случае необоснованного
массового увольнения применяется процедура вступления в коллективный трудовой
спор, в соответствии с Законом Украины «О порядке разрешения коллективных
трудовых споров (конфликтов)».

 

 

Порядок увольнения и
проведения расчета. Выходное пособие. 
Порядок оформления увольнения. Расчет
с уволенным работником

 

Прекращение трудового договора оформляется изданием
приказа (распоряжения) работодателя, в котором указывается основание
прекращения трудового договора в точном соответствии с формулировкой
законодательства о труде и делается ссылка на определенную статью закона.

В день увольнения работнику должна быть выдана под
расписку трудовая книжка. Согласно
п. 2.3 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в
учреждениях и организациях, утвержденной приказом Министерства труда Украины,
Министерства юстиции Украины и Министерства социальной защиты населения Украины
29 июля 1993 № 58, записи в трудовой книжке при увольнении должны производиться
в точном соответствии с формулировкой действующего законодательства и со
ссылкой на соответствующую статью, пункт закона (например, «Уволен в связи
с прогулом без уважительных причин, п. 4 ст. 40 КЗоТ Украины»). При расторжении трудового договора по
инициативе работника по причинам, за которые законодательство предусматривает
возможность предоставления определенных льгот и преимуществ, запись об
увольнении вносится в трудовую книжку с указанием этих причин (например,
«Уволен по собственному желанию в связи с зачислением в высшее учебное
заведение , ст. 38 КЗоТ Украины «),

В случае увольнения работника все записи о работе и
награды, внесенные в трудовую книжку за время работы на этом предприятии,
заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченным им
лицом и печатью предприятия или печатью отдела кадров. При этом для лиц трудоспособного
возраста необходимо указать время, продолжительность и место прохождения
повышения квалификации, которое прошел работник за последние два года перед
увольнением.

Днем увольнения считается день выдачи трудовой книжки. О новом дне увольнения издается приказ
и вносится запись в трудовую книжку работника. Ранее внесенная запись о дне
увольнения в этом случае признается недействительным. Если работник отсутствует на работе
днем увольнения, то работодатель в этот день направляет ему почтовое
уведомление с указанием о необходимости получить трудовую книжку. Пересылка трудовой книжки почтой с
доставкой по указанному адресу допускается только с письменного согласия
работника. В случае смерти
работника трудовая книжка выдается на руки его ближайшим родственникам под
расписку или высылается по почте по их требованию.

В случае увольнения работника по инициативе работодателя
последний обязан в день увольнения выдать работнику копию приказа об увольнении
с работы.В других случаях
увольнения копия приказа выдается по требованию работника.

Согласно ст.12
Конвенции МОТ № 95 «О защите заработной платы» 1949 (ратифицирована
Украиной 20 июня 1961), когда истекает срок трудового договора, окончательный
расчет заработной платы, причитающейся работнику, должно быть проведено в
соответствии с национальным законодательством, коллективным договором или
решением арбитражного органа или — когда нет такого законодательства,
соглашения или решения — в разумный срок с учетом условий контракта. Статья 47 КЗоТ Украины конкретизирует
это положение и закрепляет правило, согласно которому в день увольнения
работодатель обязан произвести полный расчет с увольняемым. Все суммы, причитающиеся работнику от
предприятия, учреждения, организации, выплачиваются в день увольнения.В соответствии со ст.116 КЗоТ Украины, если работник в день
увольнения не работал, то средства должны быть выплачены не позднее следующего
дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. О начисленных суммах, причитающихся
работнику при увольнении, работодатель должен уведомить работника перед
выплатой указанных сумм.В случае
спора о размере сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель в
любом случае должен в указанный срок выплатить не оспариваемую им сумму.

В статье 117 КЗоТ Украины предусмотрена ответственность
за задержку расчета при увольнении. По
ней в случае невыплаты по вине работодателя причитающихся уволенному работнику
сумм в установленные сроки при отсутствии спора об их размере предприятие,
учреждение, организация должны выплатить работнику его средний заработок за все
время задержки по день фактического расчета.При
наличии спора о размерах причитающихся уволенному работнику сумм собственник
или уполномоченный им орган должен выплатить указанное возмещение в том случае,
если спор решен в пользу работника.Если спор решен в пользу работника частично,
то размер возмещения за время задержки определяет орган, который выносит
решение по существу спора. При
частичном удовлетворении иска работника суд определяет размер возмещения за
время задержки расчета с учетом спорной суммы, на которую тот имел право, доли,
которую она составляла в заявленных требованиях, существенности этой доли по
сравнению со средним заработком и других конкретных обстоятельств дела (п. 20
постановления Пленума Верховного Суда Украины от 24 декабря 1999 № 13 «О
практике применения судами законодательства об оплате труда»). Само по себе отсутствие средств у
работодателя не исключает его ответственности.Компенсация работникам потери части
заработной платы в связи с нарушением сроков ее выплаты производится в
соответствии с индексом роста цен на потребительские товары и тарифов на услуги
в порядке, установленном действующим законодательством.Нельзя считать спором о размере сумм,
причитающихся к выплате при увольнении, спор об отчислении из заработной платы
(на возмещение материального ущерба, возврата аванса и т.д.), поскольку он
решается в другом установленном для него порядке.

Согласно ст.41
КУоАП нарушение установленных сроков выплаты заработной платы, выплата ее не в
полном объеме, а также другие нарушения требований законодательства о труде
влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и
организаций независимо от форм собственности и граждан — субъектов
предпринимательской деятельности от пятнадцати до пятидесяти необлагаемых
минимумов доходов граждан. По
статье 175 УК Украины безосновательная невыплата заработной платы гражданам
более чем за один месяц, совершенная умышленно руководителем предприятия,
учреждения или организации независимо от формы собственности, наказывается
штрафом от ста до трехсот необлагаемых минимумов доходов граждан или лишением
права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
срок до пяти лет, или исправительными работами на срок до двух лет, или
лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. То же деяние, если оно было совершено
вследствие нецелевого использования средств, предназначенных для выплаты
заработной платы, стипендии, пенсии и других установленных законом выплат,
наказывается штрафом от пятисот до тысячи необлагаемых минимумов доходов
граждан или ограничением свободы на срок до пяти лет , или лишением свободы на
срок до трех лет. Лицо
освобождается от уголовной ответственности, если до привлечения к уголовной
ответственности им осуществлена выплата заработной платы, стипендии, пенсии
или другой установленной законом выплаты гражданам.

При прекращении трудового договора по некоторым
основаниям возможна выплата выходного пособия.Выходное
пособие
— это денежная сумма, выплачиваемая единовременно в предусмотренных
законодательством о труде случаях при прекращении трудового договора. Конкретный размер и случаи выплаты
выходных пособий определен в ст.44
КЗоТ Украины. Так, при прекращении трудового договора по основаниям, указанным
в п. 6 ст.36 (отказ работника от
перевода на работу в другую местность вместе с предприятием, учреждением,
организацией, а также отказ от продолжения работы в связи с изменением
существенных условий труда) и пп.1
(изменения в организации производства и труда), 2 (выявлено несоответствие
работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной
квалификации или состояния здоровья, препятствующих продолжению данной работы,
а также в случае отмены допуска к государственной тайне, если исполнение
возложенных на него обязанностей требует доступа к государственной тайне) и 6
(восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу) ст.40 КЗоТ, работнику выплачивается
выходное пособие в размере не меньше среднего месячного заработка, в случае
призыва или поступления на военную службу, направление на альтернативную
(невоенной) службе — в размере двух минимальных заработных плат; вследствие
нарушения собственником или уполномоченным им органом законодательства о труде,
коллективного или трудового договора — в размере, предусмотренном коллективным
договором, но не менее трехмесячного среднего заработка. Следует заметить, что работнику,
увольняется по состоянию здоровья, выходное пособие на основании ст.44 КЗоТ Украины выплачивается в том
случае, если трудовой договор с ним расторгается по инициативе работодателя по
п. 2 ст.40 КЗоТ Украины.

Выходное пособие может выплачиваться не только на
основании ст.44 КЗоТ Украины, но
и положений других законов.Например, при увольнении государственного служащего
в связи с достижением предельного возраста пребывания на государственной службе
выходное пособие выплачивается ему согласно ст.37 Закона Украины «О
государственной службе», согласно которой государственным служащим в
случае выхода на пенсию при наличии стажа государственной службы не менее 10
лет выплачивается пособие в размере 10 месячных должностных окладов. В соответствии со ст.136 Закона Украины «О судоустройстве
и статусе судей» судьи, который ушел в отставку, выплачивается выходное
пособие в размере 10 месячных заработных плат по последней должности.

Средняя заработная плата в случае выплаты выходного
пособия исчисляется в соответствии с Порядком исчисления средней заработной
платы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 8 февраля
1995 г. № 100. По пункту 2 этого
Порядка во всех случаях сохранения средней заработной платы (за исключением
оплаты времени ежегодного отпуска, дополнительных отпусков в связи с обучением,
творческого отпуска, дополнительного отпуска работникам, имеющим детей, или для
выплаты компенсации за неиспользованные отпуска) среднемесячная заработная
плата исчисляется исходя из выплат за последние два календарных месяца работы,
предшествующих событию, с которым связана соответствующая выплата.Работникам, проработавшим на
предприятии менее двух календарных месяцев, средняя заработная плата
исчисляется исходя из выплат за фактически отработанное время.Порядком не предусмотрено, что
расчетные месяца должны быть полностью отработаны.Если в течение расчетного периода
отработан хотя бы один день, исчисление средней заработной платы будет
осуществляться, исходя из начислений за этот день.Следует отметить, что согласно п. 4
Порядка при исчислении средней заработной платы во всех случаях ее сохранения
согласно действующему законодательству выходное пособие не учитывается.

Работникам горных предприятий, освобожденных в связи с
выходом на пенсию при ликвидации или консервации горного предприятия,
выплачивается компенсация, предусмотренная коллективным договором (отраслевым
соглашением).Размер такой
компенсации устанавливается в зависимости от стажа работы работника (ст. 46
Горного закона Украины).

Выходное
пособие при увольнении

При прекращении трудового
договора по основаниям, указанным в п.1 ст.40 КЗоТ, работнику выплачивается
выходное пособие в размере не менее среднего месячного заработка, а в случае
высвобождения таких же оснований работников, относящихся к 1 и 2 категорий граждан,
пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС, трехкратной средней заработной
платы 
(п.7 ст.20, п.1 ст.21) Закона Украины «О статусе и
социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской
катастрофы».

Необходимо также
проконтролировать соблюдение требований статьи 116 КЗоТ (день увольнения)
относительно сроков расчета при увольнении.В случае невыплаты по вине
собственника или уполномоченного им органа причитающихся уволенному работнику
сумм в сроки, указанные в статье 116, при отсутствии спора об их размере
предприятие, учреждение, организация должны выплатить работнику его средний
заработок за все время задержки по день фактического расчета (ст. 117 КЗоТ).

Профсоюзному комитету также
необходимо проинформировать коллектив, альтернативой отпуска без сохранения
заработной платы (фактически без средств к существованию) может стать
освобождение и одновременное становление на учет в государственном центре
занятости (получение пособия по безработице, переквалификация и др. Социальные
услуги).

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+