Классификация принципов уголовно-исполнительного права
Содержание страницы:
Классификация принципов уголовно-исполнительного права
Общеправовые
принципы — руководящие положения характерны
для всей отрасли уголовно-исполнительного права и государственной уголовно-исполнительной
политики в частности, которые являются определяющими как для межотраслевых, так
и отраслевых принципов.
Межотраслевые
принципы — руководящие положения, которые характерны
для других отраслей права и тесно связанные с обеспечением исполнения уголовных
наказаний.
Отраслевые
принципы — отражают специфику уголовно-исполнительного
права и присущие только ему. Принципы уголовно-исполнительного права призваны определить
стратегию и направление развития отдельных институтов и норм данной отрасли права,
обеспечить системность правового регулирования отношений возникающих при выполнении
наказаний.
Нормативное содержание принципов уголовно-исполнительного права
базируется на положениях Конституции Украины, Уголовно-исполнительного кодекса Украины,Законов Украины «О Государственной уголовно-исполнительной службе Украины», «О предварительном заключении», «Об амнистии» и других, а
также нормативно- правовых актах, принятых Президентом Украины, Кабинетом Министров
Украины, центральным органом по вопросам исполнения наказаний.
1) Общеправовые принципы:
— Принцип
законности
— Принцип
демократизма — выражается
в сущности организации процесса исправления и ресоциализации осужденных, открытости
учреждений и органов, исполняющих наказания, прежде всего в привлечении общественности
к воспитательной работе с осужденными, осуществлении контроля за деятельностью органов,
исполняющих наказания. Также в научной литературе указывается, что элементы демократизма
при исполнении и отбывании уголовных наказаний проявляются и в других аспектах:
в порядке представления и решения обращений; языке обращений и переписке; в коллективном
обсуждении законопроектов, предшествующий внесению их на рассмотрение ВРУ, учета
общественного мнения, ознакомления с ними широкого круга общественности. Этот принцип
закреплен в статьях 6, 23, 24, 25 КВН Украины.
— Принцип
гуманизма — свое выражение этот принцип находит
в нормах уголовно-исполнительного кодекса Украины, определяющие правовое положение
осужденных ст 7, 8, 9, 10, КВН. Такие нормы призваны способствовать представлению
о гуманизме как человеколюбие, милосердие, любовь к ближнему в деятельности органов
и учреждений исполнения наказаний.
Принцип гуманизма имеет и обратную сторону, он должен проявляться
не только в отношении осужденных, но и ко всему обществу в целом, обеспечивая должный
порядок и спокойствие граждан, охрану их законных интересов. Поэтому законодатель
в уголовно-исполнительном кодексе предусмотрел меры изоляции лиц совершивших преступление
и их охрану.
Принцип гуманизма позволяет избавить осужденного физических страданий,
обеспечивает поддержку социальных связей, повышение образовательного уровня, развитие
духовности и другое.
— Принцип
справедливости (социальной
справедливости) призван оберегать интересы общества, защищать его от новых преступных
посягательств, восстанавливать нарушенное преступлением чувство справедливости.
Одной из форм реализации данного принципа в уголовном праве является
справедливое определение ответственности лица за совершенное преступление, которая
осуществляется с учетом его тяжести, степени вины и общественной опасности виновного
лица.
— Принцип
неотвратимости исполнения наказания означает безусловность исполнения наказания, назначенного
судом, обязанность осужденного терпеть наказание. Этот принцип является производным
от принципа неотвратимости наказания и уголовной ответственности.
3) Отраслевые принципы уголовно-исполнительного права:
— Принцип
равенства осужденных перед законам.
Осужденные к уголовным наказаниям равны перед законом, независимо
от расы, национальности, религиозных убеждений и т.д..
— Принцип
взаимной ответственности и осужденного.
Данный принцип впервые закреплен уголовно-исполнительным законодательством.
В юридической науке его называют самым противоречивым принципом учитывая, что характер
метода правового регулирования уголовно-исполнительных отношений является императивным
методом, предполагающий неравенство субъектов исполнения наказания. Однако, его
можно охарактеризовать следующим образом — лицо привлечено к уголовной ответственности
обязана выполнять требования и соблюдать правоограничений, которые отражают содержание
наказания и определенные решением суда, а администрация органов и учреждений исполнения
наказаний, в лице государства обязана организовывать свою деятельность с целью соблюдение
прав и интересов осужденного. Исходя из вышесказанного можно констатировать, что
цель наказания, как особая форма государственного принуждения к осужденному и его
дальнейшее отбывание наказания лежит в основе взаимоотношений между государством
и осужденным. Реализуется этот принцип в ст7, 9 КВН Украины.
— Принцип
дифференциации и индивидуализации исполнения наказания является производным от такого принципа
уголовного права, как дифференциация и индивидуализация ответственности. В уголовно-исполнительном
праве он выражается в дифференциации и индивидуализации исполнения (отбывания) наказания.
Дифференциация исполнения наказания заключается в том, что к различным категориям
осужденных в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений, преступной деятельности
в прошлом, формы вины, поведения в процессе отбывания наказания применяется карательный
влияние в разных объемах.
— Принцип
рационального применения мер принуждения и стимулирования правопослушного поведения является принципом отдельных институтов
уголовно-исполнительного законодательства, что в свою очередь находит свое отражение
в основном при исполнении наказаний связанных с изоляцией от общества и применением
средств исправления и ресоциализации.
Этот принцип впервые нашел свое отражение в уголовно-исполнительном
законодательстве и реализуется в нормах, которые закрепляют ответственность осужденных
(ст.ст.9, 27, 35, 40, 81, 166 КВН и другие), а также в статьях, которые определяют
основания, порядок и условия применения к ним мер взыскания (ст.ст. 46, 54, 69,
83, 134 КВН).
Вместе с тем, важную роль в стимулировании играет изменение условий
содержания осужденных к лишению свободы в сторону улучшения, в частности перевода
осужденных из одного участка в другой или в колонию с другим уровнем безопасности.
К ним также относится норма о предоставлении возможности определенным категориям
осужденных проживать за пределами учреждения исполнения наказания (ст.ст. 59, 99
КВН).
— Принцип
сочетания наказания с исправительным воздействием.
Уголовно-исполнительный кодекс Украины определяет основные средства
исправления и ресоциализации, к которым относит: установленный порядок исполнения
и отбывания наказания (режим), общественно-полезный труд, социально-воспитательную
работу, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение и общественное
влияние. К таким осужденных должны применяться в обязательном порядке общие меры
воспитательного характера.
— Принцип
участия общественности в предусмотренных законом случаях в деятельности органов
и учреждений исполнения наказаний.
Согласно действующему уголовно-исполнительного законодательства
этот принцип реализуется путем контроля общественности за деятельностью администрации
учреждений исполнения наказаний, по решению правовых вопросов отбывания осужденными
наказания и закрепления результатов исправления в отношении лиц, освобожденных от
наказания. Данный принцип вполне достаточно отражен в национальном законодательстве
но в современных условиях становления в Украине гражданского общества, его реализация
не получила общегосударственного масштаба.
Принцип участия общественности в деятельности органов и учреждений
исполнения наказаний, четко закреплен в ст. 61 Минимальных стандартных правил обращения
с осужденными, «общественные организации …. следует привлекать, там где это
возможно, к сотрудничеству с персоналом соответствующих учреждений с целью возвращения
заключенных для жизни в обществе …»
На современном этапе в процессе исправления и ресоциализации осужденных
активное участие принимают следующие общественные организации как отечественные,
так и международные: МФ «Возрождение», РШ (Международная тюремная реформа),
«Международная амнистия», «Донецкий мемориал», «Черниговский
женский правозащитный центр» , Международная амнистия и другие.
Связь уг.-исп. права с другими учебными дисциплинами
Уголовно-исполнительное право
Украины входит в общий комплекс отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью. Поэтому возникает необходимость рассмотреть место уголовно-исполнительного
права в данном правовом комплексе, его взаимосвязь и разграничение с уголовным и уголовно-процессуальным
правом.
Уголовное право является базовым
отношении всех правовых отраслей, регулирующих борьбу с преступностью Это определяет,
с одной стороны, его первичность, и с другой — единство целей, принципов и методов
правового в регулирования, одинаковый понятийный аппарат таких отраслейй.
Уголовное и уголовно-исполнительное
право регулируют общественные отношения, возникающие при назначении наказания и
освобождении от него. В этой сфере правового
регулирования можно четко выделить приоритет ты уголовного права в отношении уголовно-исполнительного
права Уголовное право определяет понятие, цели, виды, основания ответственности
и наказания или освобождения от него, т.е. формулирует ключевые юрид. категории, оставляя для уголовно-исполнительного права
регулирования общественных отношений в сфере исполнения наказания.
Сравнительный анализ уголовного
и уголовно-исполнительного законодательства позволяет выделить три уровня взаимосвязи
этих отраслей. На первом, высшем
уровне обеспечивается единство целей, принципов и общественных положений понятийного
аппарата, а также ведущих институтов этих отраслей законодательства (содержание
наказания и его исполнение, система органов, учреждений, основания освобождения
от наказания).
На втором уровне их взаимосвязь
усложняется Уголовный закон лишь определяет характер правового регулирования исполнения
конкретных видов наказаний Он определяет их сущность и содержание и делегирует повноваж
ния уголовно-исполнительном закону устанавливать в определенном объеме лишения или
ограничения прав и законных интересов осужденных при определении порядка выполнения
конкретного вида наказания, но в установленных им пределах частности, в Уголовном
и Уголовно-исполнительном кодексах Украины прослеживается четкая взаимосвязь между
классификацией осужденных и органам и установ исполнения наказаний.
На третьем уровне их взаимосвязь
еще более опосредуется Уголовный закон создает только нормативные предпосылки для
развития отдельных институтов и норм уголовно-исполнительного права, например, оценка
уголовным законом степени тяжести совершенного преступления определяет условия отбывания
осужденными наказания.
Тесная взаимосвязь этих отраслей
права требует их разграничения, что позволяет устранить конкуренцию и дублирование
смежных институтов и норм Исходное положение для решения этой проблемы — понимание
нормы уголовного права как материальной, а исполнительного — как процессуальной
Иными словами, уголовно-исполнительное право как процессуальное относительно уголовного
представляет собой форму реализации материального пра ва, в частности исполнения
наказания Поэтому рубежом в разграничении этих отраслей права должно стать понимание
наказания с точки зрения его материального и исполнительного содержания.
Уголовно-исполнительное право
тесно взаимосвязано с уголовно-процессуальным правом, прежде всего по исполнению
приговоров суда Исполнение наказания является составной частью выполнения обвинительного
приговора, и и со дня вступления в силу начинают реализоваться нормы уголовно-исполнительного
права Уголовно-процессуальное право призвано обеспечить осуществление правосудия:
в известной мере уголовно-исполнительное право обеспечивает реализацию результатов
правосудия, поскольку регулирует исполнение приговора в части наказания.
Обе отрасли права оперируют общим
понятийным аппаратом, имеют смежные институты и нормы (освобождение от отбывания
наказания по болезни, условно-досрочное освобождение от наказания и замена наказаний
ния более мягким, изменение условий содержания осужденных к лишению свободы и т.п.)
Разграничение названных отраслей права определяется тем, что уголовно-исполнительное
право регулирует послесудовую процедуру
реализации указанных смежных институтов, а уголовно-процессуальное право — их судебную
процедуру.
Уголовно-исполнительное право
тесно связано с конституционным правом при регулировании правового статуса осужденных,
с административным правом в сфере управления учреждениями и органами исполнения
наказаний, прохождения службы сотрудниками этих органов, применения ими физической
силы, спецсредств и оружия к осужденным, а также трудовым, гражданским, семейным,
финансовым и другими отраслями права.
Изложенные выше положения позволяют
рассматривать уголовно-исполнительное право как самостоятельную отрасль права, регулирующая
общественные отношения в сфере исполнения и отбывания уголовных наказаний
В этих отношениях участвуют органы
и учреждения, исполняющие приговоры к различным видам наказания, общественность
и трудовые коллективы в связи с выполнением возложенных на них задач, администрации
во предпринимательствах,
учреждениях и организациях, где работают осужденные, а
также отдельные граждани.
Уг.-исп. законодательства Украины
Статья 1. Цель и задачи уголовно-исполнительного законодательства Украины
1. Уголовно-исполнительное законодательство Украины регламентирует порядок и условия исполнения и отбывания уголовных наказаний с целью защиты интересов личности, общества и государства путем создания условий для исправления и ресоциализации осужденных, предупреждение совершения новых уголовных правонарушений как осужденными, так и другими лицами, а также предотвращения пыткам и бесчеловечному или унижающему достоинство обращению с осужденными.
2. Задачами уголовно-исполнительного
законодательства Украины является определение принципов исполнения уголовных наказаний,
правового статуса осужденных, гарантий защиты их прав, законных интересов и обязанностей;
порядка применения к ним мер воздействия с целью исправления и профилактики асоциального
поведения; системы органов и учреждений исполнения наказаний, их функций и порядка
деятельности; надзора и контроля за исполнением уголовных наказаний, участия общественности
в этом процессе; а также регламентация порядка и условий исполнения и отбывания
уголовных наказаний; освобождение от отбывания наказания, помощи лицам, освобожденным
от наказания, контроля и надзора за ними.
Статья 2. Уголовно-исполнительное законодательство Украины
Уголовно-исполнительное законодательство
Украины состоит из настоящего Кодекса, других актов законодательства, а также действующих
международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной
Радой Украины.
Под уголовно-исполнительным законодательством понимают
комплексную систему взаимосвязанных по содержанию, сущности, целью и задачами совокупности
законов, действующих международных договоров, согласие на обязательность которых
предоставлено Верховной Радой Украины и подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих
общественные отношения, которые возникают по поводу и в процессе исполнения и отбывания
уголовного наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия и
осуществления правоприменительной деятельности.
В системе нормативно-правовых актов современной страны непосредственными
источниками уголовно-исполнительного права являются:
1. Конституция Украины;
2. Законы Украины;
3. Постановления Верховной Рады Украины;
4. Указы и распоряжение президента Украины;
5. Постановления и распоряжения Кабинета Министров Украина
6. Нормативные приказы, инструкции, распоряжения, положения,
указания министров.
7. Межведомственные нормативно-правовые акты;
8. Нормативные приказы, инструкции, распоряжения, положения,
указания Державной уголовно-исполнительной службы Украины и Государственного департамента Украины
по вопросам исполнения наказаний, не утратили силу.
Итак, касаясь вопроса о сосуществовании и соотношение системы
уголовно-исполнительного права и уголовно-исполнительного законодательства, можно
отметить следующие особенности их признаков, присущих этим юридическим категориям.
Во-первых, отраслевая система уголовно-исполнительного права складывалась
исторически, на почве основных политических решений законодателя в период различных
этапов развития нормативно-правового регулирования, которые очерчивали его главные
линии и направления. Для ее возникновения в прежние времена не были обязательны
кодификация или даже консолидация правовых норм. В то же время для создания области
уголовно-исполнительного законодательства всегда характерна его упорядоченность, которая выражена в строгой систематизации.
Во-вторых, разница между системой уголовно-исполнительного права и уголовно-исполнительногозаконодательства существует по следующим основаниям:
1) несовпадение по объему, поскольку уголовно-исполнительное законодательство
не охватывает своей нормативистикой всего многообразия права, и массива
общественных отношений, которые имеют место в процессе отбывания и исполнения наказаний
всех видов;
2. в системе уголовно-исполнительного законодательства
могут существовать и существуют предписания, зафиксированные в нормах закона, но
реально не всегда действуют, в то время как свойством права является именно его
действенность, реализация прав, обязанностей, интересов и т.д.;
3. различными по своей природе могут быть в определенной
степени факторы, создающие систему уголовно-исполнительного права и уголовно исполнительного законодательства в зависимости от общественно — политических процессовна различныхэтапах развития государства;
4. отраслевая система уголовно-исполнительного права
более целостная, органическая, самоорганизующаяся система, в то время как система
законодательства менее целостная и носит лишь организован упорядоченный в нормативных
актах характер;
5. отраслевая система уголовно-исполнительного права
более устойчива, имеет стремительный характер развития, система же законодательства
более консервативная, имеет тенденцию постепенного развития и не всегда поспевает
удовлетворить потребности общества;
6. разница между отраслевой системой уголовно-исполнительного
права и законодательства начинается с того, что в качестве единиц права должны фигурировать
отрасль, институт и т.д., а в качестве структурных единиц законодательства — кодексы,
отдельные законы, инкорпоративные документы, положения, инструкции и т.д.;
7. вопросы по системе уголовно-исполнительного права
в определенной степени является вопросом о классификации и систематизацию правового
материала с целью обеспечения его доступности субъектам правореализации одновременно по систематизации уголовно — исполнительного
законодательства, то это выглядит какпроцесс сведения
правовогоматериала в единственный комплекс нормативных актов для удобного пользования
ими подвремя реализации субъектами законных прав и обязанностей.
Поэтому, по сосуществования категорий уголовно-исполнительного
права и уголовно-исполнительного законодательства можно констатировать следующее.
Понятие, содержание и сущность категории права значительно шире,
чем категория законодательство, которое, в свою очередь, является цементирующей
стержневой основой права, его статической форме, формулирует как материальные, так
и процессуальные нормы и позволяет право реализации во всех разновидностях уголовно
исполнительных правоотношений.
Право использует законодательную нормативистику, как внешнюю форму
выражения права, предоставляет его субъектам возможность реализации присущей праву
функции — правоприменительной деятельности в виде юридических поступков.
· Закон Украины от 2 марта 2000 «Об общей структуре
и численности уголовно-исполнительной системы Украины»;
· Закон Украины от 1 октября 1996 г. «О применении амнистии
в Украине»;
· Закон Украины от 1 декабря 1994 Об административном
надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы »;
· Закон Украины от 10 июля 2003 «О социальной адаптации
лиц, отбывших наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный
срок»;
· Закон Украины от 30 июля 1993 г. «О предварительное заключение »;
· Закон Украины от 23 июня 2005 «О Государственной уголовно
исполнительную службу Украины »;
· Закон Украины от 24 марта 1998 «О государственной
исполнительной службе»;
· Закон Украины от 21 апреля 1999 «Об исполнительном
производстве» и тому подобное.
Указы Президента Украины:
В частности, на основании Указов Президента Украины от 22 апреля
1998 № 344/98, от 12 марта 1999 № 241/99, от 12 июня 2000 № 786/2000, был создан
ДДУПВП и определено его специальный статус как центрального органа исполнительной
власти, который непосредственно реализует единую государственную политику в сфере
исполнения уголовных наказаний.
Указом Президента Украины от 31 июля 1998 г. № 827/98 было утверждено
Положение о ДДУПВП.
Указом Президента Украины от 19.07.2005 г.. №1118 / 2005 было
утверждено Положение о порядке осуществления помилования.
Указом Президента Украины от 5 апреля 1994 № 139/94 было утверждено
Положение о дисциплинарном батальоне в Вооруженных Силах Украины и тому подобное.
В современный период функции назначения и увольнения руководителей
центральных органов исполнительной власти, которые не входят в состав Кабинета Министров
Украины, осуществляются согласно п. 9-2 ст. 116 Конституции Украины (Закон Украины
от 8 декабря 2004 № 2222-ГУ).
Таким образом, нормативно-правовые акты Президента Украины, а
также Правительства — Кабинета Министров Украины, о которых далее пойдет речь, принимаются
только на основании и во исполнение законов Украины.
Постановления Кабинета Министров Украины:
· постановлением от 20 июня 2000 № 986 утверждена Программа
укрепления материальной базы органов и учреждений уголовно-исполнительной системы
на 2000-2004 годы;
· постановлением от 15 февраля 2002 № 167 утверждена
Программа дальнейшего реформирования и государственной поддержки уголовно-исполнительной
системы на 2002-2005 годы;
· постановлением от 1 апреля 2004 г. № 429 утверждены
Положение о наблюдательных комиссиях и Положение о попечительских советах при специальных
воспитательных учреждениях, постановлением от 1 марта 1999 № 286 определена структура
центрального аппарата Государственного департамента Украины по вопросам исполнения
наказаний и предельная численность работников центрального аппарата и т.д. .
К этой категории общих нормативно-правовых актов Государственного
департамента Украины по вопросам исполнения наказаний и других министерств и
ведомств относятся следующие.
1. Инструкция о порядке исполнения наказаний, не связанных
с лишением свободы, и осуществления контроля относительно лиц, осужденных к таким
наказаниям, утвержденной приказом Государственного департамента Украины по вопросам
исполнения наказаний и Министерства внутренних дел Украины от 19 декабря 2003 г.
№ 270/1560 и регулирующая исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью, общественных работ, исправительных
работ, порядок осуществления контроля за поведением лиц, освобожденных от отбывания
наказания с испытанием, и освобожденных от отбывания наказания беременных женщин
и женщин, имеющих детей до трех лет;
2. Инструкция об организации осуществления административной
надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвержденной приказом
Министерства внутренних дел Украины и Государственного департамента Украины по вопросам
исполнения наказаний от 4 ноября 2003 г. .;
3. Положение об условиях обучения и получения базового
и полного общего среднего образования лицами, осужденными к лишению свободы, в общеобразовательных
учебных заведениях при учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Украины и Государственного департамента
Украины по вопросам исполнения наказаний от 1 марта 2002 г.. №154 / 55;
4. Положение об учебном центре при учреждении исполнения
наказаний, утвержденного приказом Министерства образования и науки Украины и Государственного
департамента Украины по вопросам исполнения наказаний от 12 марта 2004 №153 / 32;
5. Приказ Государственного департамента Украины по вопросам
исполнения наказаний и Министерства здравоохранения Украины от 18 января 2000 №
3/6 «Об утверждении нормативно-правовых актов по вопросам медико-санитарного обеспечения
лиц, содержащихся в следственных изоляторах и учреждениях исполнения наказаний Государственного
департамента Украины по вопросам исполнения наказаний », которым утверждены:
· Порядок медико-санитарного обеспечения лиц, как. содержатся
в следственных изоляторах и учреждениях исполнения наказаний, Инструкцию по проведению
диспансеризации больных находящихся в учреждениях исполнения наказаний;
· Типовые правила внутреннего распорядка для больных,
находящихся в больнице;
· Перечень заболеваний, являющихся основанием для представления
в суды материалов об освобождении осужденных от дальнейшего отбывания наказания;
· Положение о врачебно-трудовой комиссии и ряд других
нормативно правовых актов по санитарно — противоэпидемического илечебно
— профилактич ного обеспечения лиц, взятых под стражу;
6. Приказ Государственного департамента Украины по вопросам
исполнения наказаний, Министерства внутренних дел Украины, Министерства пращей и
социальной политики Украины от 12 декабря 2003 г. № 250/1562/342 «О порядке взаимодействия
органов и учреждений исполнения наказаний, территориальных органов внутренних дел
и центров занятости населения по предоставление лицам, которые освобождены от отбывания
наказания, помощи в трудовом и бытовом трудоустройстве, социальной адаптации »и
др.
7. Инструкция о порядке и условиях отбывания ареста осужденными
военнослужащими, утвержденной приказом Министра обороны Украины от 26 февраля 2002
г. № 81;
8. Инструкция о проведении исполнительных действий, утвержденной
приказом Министра юстиции Украины от 15 декабря 1999 № 74/5, которая регулирует
порядок выполнения таких видов уголовных наказаний, как штраф и конфискация имущества,
и др.
Как известно, принятие в соответствии с Законом Украины ведомственных
нормативно-правовых актов делегируется Государственному департаменту Украины по
вопросам исполнения наказаний, в составе которого создаются учреждения и органы
исполнения наказаний. Эти акты принимаются на почве закона и в пределах полномочий,
предоставленных данному ведомству. Сюда входит широкий круг вопросов, подлежащих
регулированию. В частности, такие, которые относятся к порядку осуществления ведомственного
контроля за деятельностью органов и учреждений системы исполнения наказаний, порядок
распределения, направления и перевода осужденных к лишению свободы и замены одного
наказания другим.
Таким образом, более детальная регламентация порядка и условий
исполнения и отбывания уголовных наказаний, других вопросов деятельности уголовно-исполнительной
системы отражена в ряде ведомственных нормативно-правовых актов. Условно их можно
разделить на три группы:
1) Нормативно-правовые акты Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
(Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний, которые
действуют).
К ним, в первую очередь следует отнести как основной документ,
регулирующий отношения между персоналом и осужденными, Правила внутреннего распорядка
учреждений исполнения наказаний, утвержденных приказом Государственного департамента
Украины по вопросам исполнения наказаний от 25 декабря 2003 г. № 275. Они, основываясь
на законных положениях Уголовно-исполнительного кодекса Украины, более четко детализируют
условия исполнения уголовных наказаний в учреждениях исполнения наказаний, порядок
принятия осужденных в учреждения исполнения наказаний, приобретение осужденными
продуктов питания, предметов первой необходимости, получение ими посылок, передач,
бандеролей, переписка осужденных, направления денежных переводов , свидание с родственниками
и иными лицами, встречи с адвокатами, вопросы труда, организации социально-воспитательной
работы, материально-бытового обеспечения и медицинского обслуживания осужденных,
особенности изменения условий содержания осужденных к лишению свободы, применение
к осужденным мер поощрения и взыскания, физического воздействия, специальных средств
и оружия. Правила устанавливают также особенности содержания осужденных к аресту
и пожизненного лишения свободы, регулируют вопросы оборудования учреждений исполнения
наказаний и т.п.. Также к этой группе следует отнести:
утвержденные приказом ДДУПВП от 20 сентября 2000 г. № 192:
· Правила содержания лиц, взятых под стражу, и осужденных
в следственных изоляторах Государственного департамента Украины по вопросам исполнения
наказаний и
· Правила поведения в следственных изоляторах лиц, взятых
под стражу, и осужденных;
утвержденные приказом ДДУПВП от 17 марта 2000 г. .:
· Положение об отделении социально-психологической службы
учреждения исполнения наказаний, — Положение о методическом воспитательную совет
учреждения исполнения наказаний;
· Положение об отделении карантина диагностики и распределения
осужденных учреждения исполнения наказаний Положение о психологической службе учреждения
исполнения наказаний,
утвержденное приказом ДДУПВП от 21 мая 2003 г. № 73:
· Положение об участке следственного изолятора на территории
исправительной колонны;
утвержденное приказом ДДУПВП от 28 января 2004 г. № 20:
· Положение о педагогическом совете воспитательной колонии
и Типовое положение о родительском комитете при воспитательной колонны;
утвержденные приказом ДДУПВП от 1 декабря 2004 г. № 224:
· Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом
надзоре в уголовно-исполнительной системе;
· Положение о государственной санитарно-эпидемиологической
службе Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний;
утвержденные приказом ДДУПВП от 16 декабря 2003 г. № 261:
· Инструкцию о порядке распределения, направления и
перевода для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы;
· Положение о комиссии по вопросам распределения, направления
и перевода для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы;
· Положение об Апелляционной комиссии по вопросам распределения,
направления и перевода для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы;
утвержденных приказом №261 ДДУПВП от 16 декабря 2003 г.:
· Инструкцию о порядке представления материалов по ходатайству
о помиловании осужденных и выполнения указов Президента Украины по вопросу помилования;
утвержденную приказом ДДУПВП от 27 мая 2002 г. № 115:
· Инструкцию о порядке информирования органами и учреждениям
исполнения наказаний в отношении взятых под стражу и осужденных иностранцев;
утвержденную приказом ДДУПВП от 16 июня 2000 № 127:
· Инструкцию об условиях содержания и порядок принудительного
кормления в учреждениях уголовно-исполнительной системы лиц, которые отказываются
от употребления пищи
утвержденную приказом ДДУПВП от 17 апреля 1999 г. № 24:
· Инструкцию о работе лечебно-трудовых профилакториев
Государственной департамента Украины по вопросам исполнения наказаний;
утвержденную приказом ДДУПВП от 30 августа 2002 г. № 193:
· Инструкцию по организации просмотра корреспонденции
лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
утвержденную приказом ДДУПВП от 4 мая 2002 г. № 111:
· Инструкцию о порядке рассмотрения обращений граждан,
их личного приема в органах и учреждениях исполнения наказаний.
2) Совместные нормативно-правовые акты Государственного департамента
Украины по вопросам исполнения наказаний и других ведомств.