Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Международные стандарты исполнения наказаний не связанным с лишением свободы

Международные
стандарты исполнения наказаний не связанным с лишением свободы

Международные стандарты обращения с осужденными
— это принятые на международном уровне нормы, принципы и рекомендации в области
исполнения наказаний и деятельности органов и учреждений исполнения наказаний. Эти
стандарты были согласованы международным сообществом и в их основе прежде лежит
Всеобщая декларация прав человека. Принятые на ее развитие Международный пакт о
гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных
и культурных правах, которые порождают юридические обязательства для государств,
которые их ратифицировали (в том числе и Украины), содержащие соответствующие положения
по обращению с лицами, лишенными свободы. Кроме этих международных документов общего
(универсального) характера довольно большой перечень документов, дополняющих и детализируют
общие принципы и непосредственно касаются осужденных. Перечень основных международных
правовых документов в отношении лиц, отбывающих наказание по приговору суда, насчитывает
более 30 наименований. По степени обязательств, возникающих при внедрении международных
стандартов в уголовно-исполнительное законодательство тех или иных стран, существуют
положения, являющиеся обязательными к исполнению в национальных уголовно-исполнительных
системах, и такие, которые рассматриваются как рекомендации, для реализации которых
должны быть созданы соответствующие социально-экономические предпосылки.

Принципы, заложенные во Всеобщей декларации
прав человека, развиваются в таких актах специализированного характера, имеющие
своей целью изложение стандартов обращения с осужденными, как Минимальные стандартные
правила обращения с заключенными (1957), Декларация о защите всех лиц от пыток и
других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания
(1975), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство
видов обращения и наказания (1984.), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию
правопорядка (1979), Принципы медицинской этики, определяющие роль работников здравоохранения,
в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других
жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1982),
Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1984), Минимальные
стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних
(Пекинские правила, 1985), Свод принципов защиты всех лиц, подвергнутых задержанию
и заключению в любой форме (1989) Минимальные стандартные правила ООН в отношении
мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила, 1990), Правила ООН,
касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.).

К европейским стандартам организации и правового
регулирования исполнения наказаний относятся:

— Европейская конвенция о надзоре за условно
осужденными или условно освобожденными правонарушителями от 30 ноября 1964 г. .;

— Европ. конвенция о защите прав и основных
свобод человека 1950 .;

— Европ. конвенция по предупреждению пыток,
бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987

— Европ. тюремные правила, объявленные рекомендации
№ К (87) С Комитета министров Совета Европы от 12 февраля 1987 г.

— Резолюция КМСЕ от 9 марта 1976 «О
некоторых мерах наказания, альтернативных лишению свободы»;

— Резолюция КМСЕ относительно избирательных,
гражданских и социальных прав заключенных от 1 февраля 1962 г. .;

— Резолюция Комитета министров Совета Европы
о труде заключенных от 18 сентября 1975 г. .;

— Резолюция Комитета министров Совета Европы
об образовании в тюрьмах от 13 октября 1989г .;

— Рекомендация КМСЕ относительно системы
заключения и обращения с опасными преступниками от 24 сентября 1982г .;

— Рекомендация КМСЕ о предоставлении краткосрочных
отпусков заключенным от 24 сентября 1982 г. .;

— Европейские правила общественных санкций
и мер, объявлены рекомендации № К. (92) 16 КМСЕ

Приведенный перечень международных документов
по масштабам их действия позволяет выделить среди них стандарты обращения с осужденными
универсального (разработанного ООН) и регионального (на уровне Совета Европы) характера.

Среди перечисленных международных документов
можно выделить стандарты: а) в отношении обращения с лицами, лишенными свободы,
среди которых главное место занимают Минимальные стандартные правила обращения с
заключенными и Европейские тюремные правила, и б) правила применения мер, не связанных
с лишением свободы (Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных
с тюремным заключением (Токийские правила) и Европейские правила общественных санкций
и мер). Большое значение для защиты прав осужденных через обязательства стран, которые
их ратифицировали, получили Международный пакт о гражданских и политических правах,
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство
видов обращения и наказания и Европейская конвенция по предупреждению пыток, бесчеловечного
или унижающего достоинство обращения или наказания.

Идеи, положения и требования, содержащиеся
во Всеобщей декларации прав человека и в международных документах, содержащих стандарты
обращения с осужденными, должны максимально учитываться в национальном уголовно-исполнительном
законодательстве и соотноситься с принципами уголовно-исполнительной деятельности.
Всеобщая декларация прав человека, международные стандарты обращения с осужденными
и национальное уголовно-исполнительное законодательство соотносятся между собой
как общее, особенное и отдельное (единичное). Под этим углом зрения уголовно-исполнительное
законодательство и уголовно-исполнительную деятельность, в которых реализованы международные
стандарты обращения с осужденными, следует рассматривать как отражение единства
общего и единичного. Как особое международные стандарты играют роль связующего звена
между Всеобщей декларацией прав человека и национальным уголовно-исполнительным
законодательством, которое призвано регулировать процедуру применения ограничений
прав и свобод, присущих наказанию. При этом необходимо подчеркнуть, что согласно
Основами государственной политики Украины в области прав человека недопустимо сужать
содержание и ограничивать объем прав и основных свобод человека и гражданина провозглашенных
Всеобщей декларацией прав человека, также нашли свое отражение и в нормах Конституции
Украины.

Ратификация Украиной ряда международных документов
предоставила возможность имплементировать международные стандарты обращения с осужденными
в национальное законодательство и, в частности, в уголовно-исполнительное законодательство.
Так, в ч. 1 ст. 1 КВН Украины содержится положение, согласно которому способом защиты
интересов личности, общества и государства как цели уголовно-исполнительного законодательства
является «предотвращение пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство
обращения с осужденными», что вполне соответствует содержанию Конвенции против
пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения
и наказания. 5 мая 1997 Украина был подписан, а затем и ратифицирован Протокол №
6 к Конвенции о защите прав и основных свобод человека (Европейской конвенции по
правам человека), что обязало 22 февраля 2002 отменить смертную казнь как вид наказания,
предусмотренный УК. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного
или унижающего достоинство обращения или наказания, вступила в силу для Украины
с 1 сентября 1997, после чего Украина в 1998,1999,2000 и 2002 годах посетили с инспекцией
члены Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего
достоинство обращения или наказания (обычно такие инспекции Комитетом в той или
иной стране проводятся раз в четыре года). С целью содействия членам Комитета против
пыток в проведении инспекции украинская сторона, выполняя взятые на себя обязательства,
обеспечила: доступ на свою территорию и право путешествовать по ней без ограничений;
полную информацию о местах, где содержатся лица, лишенные свободы; неограниченный
доступ к любому месту, где находятся лица, лишенные свободы; возможность общаться
лицом к лицу с лишенными свободы лицами. По результатам инспектирования мест лишения
свободы в Украине члены Комитета против пыток опубликовали доклад и предоставили
предложения, направленные на улучшение защиты прав лиц, лишенных свободы. Следует
отметить, что МВД Украины, Министерство обороны, Министерство здравоохранения и
Государственный департамент Украины по вопросам исполнения наказаний после проведенных
Комитетом против пыток инспекций обязаны были принять соответствующие меры, направленных
на улучшение ситуации с соблюдением прав человека в приемниках-распределителях,
изоляторах временного содержания, гауптвахтах, психиатрических больницах и исправительных
колониях.

В ряде международных Документов (Минимальные
стандартные правила обращения с заключенными, Основные принципы обращения с заключенными,
Европейские тюремные правила) видное место занимает положение, согласно которому
в обращении с осужденными не допускается никакой дискриминации по признаку расы,
цвета кожи, пола , языка, религии, политических и иных убеждений, национального
или социального происхождения, имущественного положения, рождения или по другому
признаку. Именно эта «другая признак» в последние годы стала предметом
интереса правозащитных организаций и регулирования Государственным департаментом
Украины по вопросам исполнения наказаний. Речь идет о статусе ВИЧ-инфицированных
осужденных. К 1997 в Украине лишены свободы по результатам обязательного тестирования
всех лиц, поступающих в учреждения Департамента, были сконцентрированы в двух учреждениях,
породило многочисленные проблемы, которые находили свое проявление в дополнительном
ограничении их прав, в избыточном изоляции, в предвзятом отношении персонала к этой
категории осужденных, то есть в фактической дискриминации по признаку заболевания.
С 1997 в Украине, которая занимает первое место в Европе по темпам распространения
ВИЧ-инфекции, для того чтобы любые обвинения в возможной дискриминации, практика
тестирования всех лиц, лишенных свободы ВИЧ-инфекцию была остановлена как дискриминационная
и такая, что оскорбляет права человека. Сейчас анализ крови на наличие ВИЧ-инфекции
осужденному делается исключительно по его желанию, а результаты такого анализа является
врачебной таемни-. Такой подход полностью соответствует Рекомендации № К (98) 7
Комитета министров Совета Европы государствам-участникам относительно этических
и организационных аспектов здравоохранения от 8 апреля 1998, согласно которой «проверки
на ВИЧ-инфекции должны происходить только с согласия в ‘заключенных «,»
не должна предусматриваться любая сегрегация в отношении лиц с положительным анализом
на антитела ВИЧ-инфекций «. На сегодня в Украине ВИЧ-инфицированность не может
быть фактором, ограничивающим права и обязанности арестованных и осужденных, которые
являются носителями ВИЧ-инфекции. Что же касается лиц, лишенных свободы, в которых
обнаружен ВИЧ / СПИД, то они должны держаться в следственных изоляторах и уголовно-исполнительных
учреждениях на общих основаниях. Таким образом, главная идея прекращения тестирования
на ВИЧ-инфекцию лиц, лишенных свободы, заключается в том, чтобы исключить даже намеки
на унизительное обращение и возможной дискриминации носителей инфекции по этому
показателю.

Минимальные стандартные правила обращения
с заключенными и Европейские тюремные правила содержат стандарты-рекомендации, то
есть положения, сформулированные в этих документах, не имеют обязательной юридической
силы, о чем прямо сказано во введении, где определяется статус этих правил. Но,
несмотря на это, разработанные на уровне Организации Объединенных Наций и Совета
Европы стандарты обращения с лишенными свободы признаются международными организациями,
правительствами и неправительственными организациями и, в частности, администрацией
мест лишения свободы. Оба документа не имеют целью навязать образцовую систему учреждений
исполнения наказаний, признавая, что уголовно-исполнительные системы отдельных стран
уже достигли более высоких стандартов. Как Минимальные стандартные правила обращения
с заключенными, так и Европейские тюремные правила имеют целью только предложить
свои рекомендации по созданию минимальных общепризнанных гуманных условий содержания
лишенных свободы, обеспечивающие уважение человеческого достоинства. Вместе с тем,
международные документы исходят из того, что рекомендованные в них стандарты обращения
с лишенными свободы не могут быть достигнуты сразу повсюду и одновременно учитывая
разнообразие в разных странах юридических, социальных, экономических и географических
условий. Формально разработанные международным сообществом стандарты обращения с
осужденными является лишь ориентиром для администрации учреждений исполнения наказаний
по созданию надлежащих минимальных условий человечности и уважения.

Основополагающие принципы обращения с лицами,
лишенными свободы, фундаментального характера, содержащихся в международных документах,
основаны на необходимости обеспечивать права осужденных, которые неотделимы от общих
прав человека. Это означает, что лишены свободы имеют право на: жизнь и личную неприкосновенность;
здоровья; труд; отдых; неприменение к ним пыток или иного бесчеловечного обращения;
уважение человеческого достоинства; надлежащие правовые процедуры; свободу от любой
дискриминации; свободу от рабства; свободу совести и мнений; свободу вероисповедания;
неприкосновенность семейной жизни; самосовершенствования.

Для обеспечения этих прав международные стандарты
рекомендуют организовать функционирование учреждений лишения свободы таким образом,
чтобы они были местами, где не должна возникать опасность для жизни, здоровья и
личной неприкосновенности как лишенных свободы, так и персонала. В местах лишения
свобода осужденные не должны подвергаться дискриминации. Условия содержания лиц,
осужденных к лишению свободы, не должны дополнительно к ограничениям, обусловленных
фактом изоляции, ограничивать права и свободы человека и гражданина. Режим лишения
свободы не должен слишком ограничивать контакты осужденных с внешним миром, поэтому
международные стандарты особое внимание уделяется тем аспектам обращения с лишенными
свободы, направленные на подготовку этих лиц к возвращению к жизни в обществе.

Анализ Минимальных стандартных правил обращения
с заключенными и Европейских тюремных правил позволяет сделать вывод, что основные
их положения можно разделить на несколько однородных групп: 1) это общие, фундаментальные
принципы; 2) нормы, предусматривающие распределение осужденных к лишению свободы;
3) организация режима в местах лишения свободы; 4) привлечение лишенных свободы
в тех или иных видов занятости; 5) требования к деятельности персонала мест лишения
свободы.

Надо отметить, что в Европейских тюремных
правилах сравнений лишь с Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными
с учетом изменений, произошедших в теории и практике применения лишения свободы,
несколько смещены приоритеты и акценты. Европейские тюремные правила разработаны
с учетом того, что исправление и ресоциализация не всегда дают ожидаемые результаты,
поскольку эти цели, как показал опыт прошлых лет, не являются реальными. В связи
с этим признается, что главными предпосылками успешного исправления готовность и
добрая воля самих осужденных и налаживание связей между учреждениями исполнения
наказаний и свободным обществом. Цели исправительного воздействия на осужденных
состоят в том, чтобы сохранить их здоровье и достоинство и способствовать формированию
у них чувства ответственности и выработке навыков, которые помогут реинтегрироваться
в общество, Помогут выполнять требования законности и удовлетворять свои жизненные
потребности собственными силами после освобождения. Исправление осужденных по международным
документам имеет целью минимизацию негативного влияния лишения свободы на личность
и социальное поведение лиц, лишенных свободы. Европейские тюремные правила отражают
изменения от предыдущего подхода к процессу воздействия на осужденных, направленного
на исправление их взглядов и поведения, к разработке моделей, ориентированных на
развитие социальное полезных профессиональных навыков и лица-стих способностей,
открывающих перспективы успешной социальной реинтреграции. Для сравнения считаем
целесообразным привести здесь понятие исправления, сформулированное в ч. 1 ст. 6
КВН Украины, где утверждается, что исправление осужденного — это процесс позитивных
изменений, которые происходят в его личности и создают у него готовность к самоуправляемой
правопослушного поведения.

Учитывая необходимость имплементации международных
стандартов в национальное уголовно-исполнительное законодательство обращает на себя
внимание и то, что международные документы касаются обращения с лишенными свободы,
а КВН Украины регламентирует порядок и условия исполнения наказаний, то есть речь
идет о разных понятиях с различным содержанием. Какое это имеет значение, можно
понять на примере содержания понятия «режим». Сравнительный анализ отечественного
уголовно-исполнительного законодательства с Минимальными стандартными правилами
обращения с осужденными и Европейскими тюремными правилами позволяет убедиться в
том, что в Уголовно-исполнительное право Украины и в международных документах в
понятие режим лишения свободы вкладывается принципиально разный смысл. Так, в КВН
режим определяется как порядок исполнения и отбывания наказания. Отечественная наука
уголовно-исполнительного права исходит из того, что в режиме в концентрированном
виде находит свое выражение содержание уголовного наказания, сосредоточен весь комплекс
присущих ему правоограничений и лишений. В связи с этим режим выполняет как карательную
функцию, так и регулирующую, определяя объем правоограничений, а, кроме того, еще
и функцию обеспечения применения средств исправительно-трудового воздействия. В
отличие преданного представления о режиме, в международных стандартах обращения
с осужденными под режимом в местах лишения свободы понимают уклад жизни осужденных,
не являющийся квинтэссенцией наказания, а должен, как это сказано в ст. 66 Европейских
тюремных правил, содержать в себе:

а) духовную поддержку и помощь осужденным,
а также возможности для подходящей работы, профессионально-технического и общеобразовательного
обучения и профессиональной ориентации, для занятий физкультурой и развития социальных
навыков; предоставление советов и консультаций, организации групповых мероприятий
и досуга;

б) меры, обеспечивающие такую организацию
этой деятельности, которая, по мере возможности, способствовала расширению контактов
с внешним миром и создавала возможности для облегчения социальной реабилитации заключенных
после освобождения;

в) процедуры разработки и пересмотра индивидуальных
программ исправления и обучения заключенных после проведения подобных консультаций
с соответствующим персоналом и по возможности с заключенными, о которых идет речь;

г) системы контактов и методы руководства,
способствующие установлению соответствующих позитивных отношений между персоналом
и заключенными с целью достижения эффективности и успешной реализации режимов и
программ исправления.

Разный подход продемонстрирован в международных
документах и в уголовно-исполнительном законодательстве и к проблеме привлечения
лиц, лишенных свободы, к труду, поскольку, например, Европейские тюремные правила
содержат положения, согласно которому администрация учреждений исполнения наказаний
позволяет осужденным выбирать вид занятий в соответствии со своим желание. В Украине
же по ч. 1 ст. 118 КВН «осужденные привлекаются к общественно полезному труду
с учетом имеющихся производственных мощностей, учитывая при этом пол, возраст, работоспособность,
состояние здоровья и специальность». Такие же расхождения можно увидеть и на
примере предоставления лишенным свободы возможности учиться. Если в Украине обучение
осужденных возможно в свободное от работы время, то согласно европейским тюремными
правилами обучения лиц, лишенных свободы, рассматривается как оплачиваемая деятельность,
осуществляемая в течение рабочего дня, так же как и труд других осужденных.

На пути приведения национального уголовно-исполнительного
законодательства в соответствие с международными стандартами еще неиспользованные
возможности. Это, например, касается возможности предоставления каждому лишенному
свободы отдельного помещения (в. 9 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными);
предоставления осужденным к лишению свободы отпусков (в. 43.2 Европейских тюремных
правил); возможности посещения родственников в выходные и праздничные дни; запрета
применять к осужденным такие взыскания, как содержание в одиночной камере (п. 7
Основных принципов обращения с заключенными) и назначение на внеочередное дежурство
по уборке помещений и территории колонии (в. 28.1) Минимальных стандартных правил
обращения с заключенными); запрета применять смирительную рубашку (в. 39 Европейских
тюремных правил) и т. др.

О международных стандартов по применению
мер, альтернативных лишению свободы, то среди них наиболее значимыми являются Минимальные
стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские
правила), и Европейские положения по общественным санкциям и мероприятий, содержащихся
в рекомендации № К. (92) 16, принятой 19 октября 1992 Комитетом министров Совета
Министров Совета Европы. Эти международные документы тоже рекомендательными.

Как Токийские правила, так и Европейские
положения по общественным санкциям и мероприятиях отмечают, что их целью является
обеспечение более активного участия общественности в осуществлении правосудия и
в обращении с правонарушителями.

Токийские правила направлены на применение
мер, альтернатив-них_тюремному заключению. Такими санкциями могут быть: а) устные
санкции, такие как замечание, выговор и предупреждение; б) условное освобождение
от ответственности; в) ограничение в гражданских правах; г) экономические санкции,
такие как штрафы или штрафодни; д) конфискация имущества; е) возврат имущества жертве
или компенсация материального ущерба; есть) условное наказание или наказание с отсрочкой;
ж) условное освобождение из заключения и установления судебного надзора; с) общественное
полезные работы; и) пребывания днем в исправительном учреждении; и) домашний арест;
и) любое другое поведение, не связанное с тюремным заключением.

Токийские правила рекомендуют применять к
правонарушителям меры, не связанные с тюремным заключением, силами общественности,
избегая по возможности формального рассмотрения дела в суде, что можно рассматривать
как призыв к внесудебной формы правосудия.

Европейские положения по общественным санкциям
и мероприятиях целом не противоречат Токийским правилам, однако их особенностью
является рекомендация применять общественные санкции и меры вместо наказания (и
не только в виде тюремного заключения). Это означает, что рекомендуемые Европейскими
положениями общественные мероприятия являются альтернативой наказанием. Главная
идея применения общественных санкций и мер заключается в том, что они позволяют
оставить правонарушителей в контакте со всеми действующими механизмами социального
контроля в обществе, предоставляя возможность лицу реинтегрироваться в социальной
жизни, является более эффективным, чем после пребывания лица в местах лишения свободы.
Это подтверждено Рекомендациями № К. (99) 22, которые были приняты Комитетом министров
Совета Европы ЗО сентября 1999 года и предусматривают применение к правонарушителям
таких мер, как условное освобождение, применяемое без вынесения приговора о наказании;
общественные работы (т.е. неоплачиваемый работа на благо общества); интенсивный
надзор со стороны общественности; переговоры между правонарушителем и потерпевшим
или возмещения причиненного потерпевшему вреда; ограничения свободы передвижения
(домашний арест) с использованием электронных методов слежения; применение мер медицинского
характера, обусловленных контрактом на лечение отдельных категорий правонарушителей
лиц, находящихся в определенной зависимости (от алкоголизма, наркотиков). Таким
образом, все перечисленные общественные мероприятия совпадают с санкциями, рекомендованными
Токийские правила.

Условием применения общественных мероприятий
является добровольное согласие правонарушителя с ними считаться, то есть соблюдать
присущих им условий или обязательств, что дает повод относиться к правонарушителю
с уважением как к личности, способной научиться нести ответственность за свои поступки.
При этом, как сказано в ст. 23 Европейских положений по общественным санкциям и
мероприятиях, «природа, содержание и методы внедрения общественных санкций
и мер не должны нарушать личные права или достоинство правонарушителей и членов
их семей и не должны вызывать раздражение. Не могут нарушаться самоуважение, семейные
связи, социальные контакты и способность жить в обществе «. Все это означает,
что содержание и способ применения общественных санкций и мер должно осуществляться
в соответствии со всеми общепризнанными на международном уровне прав человека и
гражданина.

Наконец необходимо обратить внимание на то,
что отечественное уголовное и уголовно-исполнительное законодательство предусматривают
возможность применения наказаний, альтернативных лишению свободы. Но наказание,
альтернативные лишению свободы, и общественные санкции и меры — это далеко не одно
и то же и отождествлять их — это значит не понимать разницу в правовой природе этих
институтов, поскольку «наказание есть мера государственного принуждения, применяемая
от имени государства», а общественные мероприятия как альтернатива наказанием
исключают государственное принуждение. Одним из основополагающих принципов при применении
общественных мероприятий является широкое привлечение общественности к обращению
с правонарушителями. Если применением общественных санкций и мер в ряде стран занимается
служба пробации, то в Украине выполнением большинства наказаний, альтернативных
лишению свободы, занимается уголовно-исполнительная инспекция, функции которой как
правоохранительного органа не совпадают с функциями службы пробации.

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+