Подследственность, ее виды
Содержание страницы:
Подследственность, ее виды
Подследственность — это качественный признак процесса досудебного расследования, закреплена
в уголовном процессуальном законодательстве, по которой определяется конкретное следственное подразделение, компетентное осуществлять дознание и досудебное
следствие по уголовным правонарушениями.
В теории уголовного процесса
выделяют пять видов подследственности:
- предметную
- альтернативную
- персональную
- территориальную
- по связи дел
В новом УПК отсутствует альтернативная
подследственность, есть положение о том, что досудебное расследование производится
тем органом предварительного расследования, который обнаружил уголовное правонарушение,
потеряло свое значение.
Зато другие четыре вида подследственности
уголовных правонарушений отражены в УПК.
1) Предметная подследственность в зависимости от характера уголовных правонарушений и их квалификации
разграничивается компетенцией органов досудебного расследования.
Так, в ч. 2 ст. 216 УПК, определен четкий перечень статей УК, подследственных следователям органов безопасности.
Часть 3 содержит перечень составов
преступления, которые расследуются следователями органов, осуществляющих контроль
за соблюдением налогового законодательства.
Кроме того, в ней определяются
и правила подследственности по связи дел.
2) В соответствии
с ч. 4 ст. 216 УПК персональная подследственность определяется с учетом
положений ЗУ «О государственной службе».
(Ч. 1 ст. 9 Закона Украины «О
государственной службе»)
Правовой статус ПУ, Председателя
ВРУ и его заместителей, председателей постоянных комиссий ВРУ и их заместителей,
народных депутатов Укр., Премьер-министра Укр., членов КМУ, Председателя и членов
КСУ, Председателя и судей ВСУ, Председателя и судей высшего специализ. суда Украины,
Ген. прокурора Украины и его заместителей регулируется Конституцией и специальными
законами Украины.
(Ст. 25 ЗУ «О государственной
службе»)
Устанавливаются следующие категории
должностей государственных служащих:
— первая
категория — должности первых заместителей министров, руководителей цоив (центр. органов исполнительной власти), которые
не являются членами Правительства Укр., их первых заместителей, председателей и
членов гос-ных коллегиальных органов, Постоянного Представителя ПУ в АРК, председателей
областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, руководителей
Админ.ПУ, Аппарата ВРУ, заместителей руководителей Админ. ПУ, Аппарата ВРУ, другие
приравненные к ним должности;
— вторая
категория — должности руководителей секретариатов комитетов ВРУ, структурных подразделений
Админ. ПУ, Аппарата ВРУ, Секретариата КМУ, советников и помощников ПУ, Председателя
ВРУ, Премьер-министра Украины, заместителей министров, заместителей других руководителей
цоив, первого заместителя Постоянного Представителя ПУ в АРК, первых заместителей
председателей областных, Киевской и Севастопольской городских гос-ных админ. и другие
приравненные к ним должности;
— третья
категория — должности заместителей руководителей структурных подразделений, заведующих
секторов, главных специалистов, экспертов, консультантов Админ. ПУ, Аппарата ВРУ
и Секретариата КМУ, заместителей Постоянного Представителя ПУ в АРК, заместителей
председателей областных, Киевской и Севастопольской городских гос-ных админ., а также
председателей районных, районных в городах Киеве и Севастополе гос-ных админ., начальников
управлений, самостоятельных отделов в составе министерств и других цоив, гос-ных
коллегиальных органов, другие приравненные к ним должности;
3) Подследственность за связью дел применяется в случаях тесной взаимосвязи различных уголовных
правонарушений и часто имеет место, когда различные уголовные правонарушения объединены
одним умыслом, местом и временем их совершения. Например, в уголовных процессах
по преступлениям, предусмотренным статьями 209, 384, 385, 386, 387, 388, 396 УК,
досудебное расследование осуществляется следователем того органа, к подследственности
которого относится уголовное правонарушение, в связи с которым начато досудебное
расследование.
4) Территориальная подследственность определяет, следователь либо административного района (области) должен
провести досудебное расследование.Согласно ч. 1 ст. 218 УПК досудебное расследование
осуществляется следователем того органа досудебного расследования, под юрисдикцией
которого находится место совершения уголовного преступления.
Если место совершения преступления
неизвестно, а также в целях обеспечения эффективности расследования досудебное расследование
может проводиться по месту выявления признаков уголовного преступления месту нахождения
большинства свидетелей или подозреваемого. Споры о подследственности решаются
соответствующим прокурором в пределах его компетенции.
Еще одним способом определения
органа досудебного расследования, который будет осуществлять производство по уголовным
правонарушением, является определение прокурором подследственности лично. Так, в
ч. 5 комментируемой статьи указывается, что если в ходе досудебного расследования
будет установлено другие преступления, совершенные лицом, в отношении которого ведется
досудебное расследование, или другим лицом, если они связаны с преступлениями, совершенными
лицом, в отношении которого ведется досудебное расследование, и которые не подследственные
тому органу, который осуществляет в уголовном производстве досудебное расследование,
то в случае невозможности выделения этих материалов в отдельное производство прокурор,
осуществляющий надзор за досудебным расследованием, своим постановлением определяет
подследственность всех этих преступлений.
Независимо от того, какой орган
должен провести досудебное расследование уголовных правонарушений, не допускается
отказ в занесении информации в Едрей. При поступлении информации об уголовном правонарушении,
не подследственного этому органу досудебного расследования, она вносится в Едрей,
после чего направляется уведомление прокурору, который своим постановлением об
определении территориальной подследственности передает материалы в другой орган,
которому подследственный правонарушения.
Место проведения досудебного расследования
Статья 218. Место проведения досудебного расследования
1. При определении места осуществления
досудебного расследования применяется правило территориальной подследственности,
которым определяется, следователь либо административного района (области) должен
провести досудебное расследование. Согласно ч. 1 ст. 218 УПК досудебное расследование
осуществляется следователем того органа досудебного расследования, под юрисдикцией
которого находится место совершения уголовного преступления.
2. Во избежание затягивания процесса
досудебного расследования, которое имело место за необоснованное направление одной
и той же заявления или сообщения о совершенном уголовное правонарушение, законодатель
в ст. 214 УПК предусматривает обязанность следователя своевременно внести сведения
об уголовном правонарушении, преследования которого отнесено к его компетенции,
в Едрей и начать проведение досудебного расследования — провести все возможные и
необходимые следственные действия до момента, пока прокурор не сочтет другую. (Ч.
2 ст. 218 УПК).
О начале досудебного расследования
уголовных правонарушений, следователю не подследственные, последний ставит в известность
прокурора в сообщении о начале досудебного расследования.
Ознакомившись с содержанием сообщения
и обнаружив факт расследования следователем уголовного преступления, не отнесен
к его подследственности, прокурор выносит постановление об определении территориальной
подследственности, в которой указывает сведения о:
1. обстоятельства уголовного производства;
2. орган досудебного расследования, которому в соответствии со ст. 216
УПК подследственный расследования данного уголовного преступления;
3. место проведения досудебного расследования и следственное подразделение,
уполномоченный осуществить уголовное производство.
Сведения, указанные в постановлении
прокурора об определении территориальной подследственности, заносятся в Едрей.
3. Если место совершения уголовного
преступления неизвестно, обязанность определения места проведения досудебного
расследования Прокурором.
Данное положение является новым
по сравнению с УПК 1960 В связи с этим следователь должен внести сведения в Едрей
и сразу направить прокурору сообщение о начале досудебного расследования, в котором
указать сведения, предусмотренные ч. 5 ст. 214 УПК. Получив данное сообщение, прокурор,
осуществляющий надзор за соблюдением законов при проведении данного досудебного
расследования, определяет следственного органа и место его проведения. При этом
он должен учитывать место обнаружения признаков уголовного преступления, место нахождения
подозреваемого или большинства свидетелей, место окончания уголовного правонарушения
или наступления последствий.
4. Следователь должен проверить
в начале расследования наличие уже начатых производств относительно того же уголовного
преступления. Для этого следователь вносит информацию в Едрей и проверяет наличие
или отсутствие сведений о начавшихся уголовные производства совершения конкретного
уголовного преступления.
В случае обнаружения, что другим
следователем органа досудебного расследования уже начато уголовное производство
по тому же уголовного преступления, следователь, который его обнаружил, направляет сопроводительным письмом другому следователю, который осуществляет досудебное
расследование, имеющиеся у него материалы и сведения. О передаче сообщается
прокурор путем направления ему сообщение о передаче материалов уголовного
производства другому следователю органа досудебного расследования. Следователь,
который передает имеющиеся у него материалы уголовного производства, должен внести
соответствующие сведения в Едрей и в порядке, предусмотренном ст. 111 УПК, сообщить
потерпевшего или заявителя о передаче материалов другому следователю.
Факты направление уголовного
производства в другой орган досудебного расследования и получения его последним
подтверждаются следователем соответствующего правоохранительного органа путем введения
в Едрей сведений о движении уголовного производства.
5. В случае возникновения споров
о подследственности они решаются руководителем органа прокуратуры высшего уровня
(ч. 5 ст. 218 УПК). Прокурор имеет право определить территориальную подследственность
после того, как получит от следователя уведомление о начале досудебного расследования,
поручив другому следователю осуществить производство по уголовным правонарушением.
Если следователь, определенный прокурором, не согласен с его решением, он имеет
право обжаловать его в порядке, предусмотренном § 3 гл. 26 УПК (статьи 311-313 УПК).
Так, жалоба следователя на постановление прокурора об определении подследственности
должна подаваться в письменной форме не позднее трех дней с момента его вынесения
(ч. 1 ст. 312 УПК) в прокуратуру высшего уровня (ч. 2 ст. 312 УПК).
Решение должностного лица органа
прокуратуры высшего уровня является окончательным и не подлежит дальнейшему обжалованию
(ч. 4 ст. 313 УПК).
6. Часть 6 комментируемой статьи
предусматривает право следователя, прокурора проводить следственные (розыскные)
действия и негласные следственные (розыскные) действия на территории, которая находится
под юрисдикцией другого органа досудебного расследования, в пределах ее административно-территориальных
границ, а также руководствуясь правилами предметной и персональной подследственности.
Следователь, прокурор может поручить проведение процессуальных действий другому
органу досудебного расследования, если считает, что это не повредит всестороннему,
полному и беспристрастному исследованию обстоятельств уголовного производства.
Для этого следователь или прокурор
выносит постановление о проведении процессуальных действий на другой территории,
в которой указывает сведения о: обстоятельства, которые являются основаниями для
принятия постановления; мотивы принятия постановления, их обоснования, в том числе:
причины, по которым возникла необходимость в проведении ряда следственных (розыскных)
и негласных следственных (розыскных) действий на территории, находящейся под юрисдикцией
другого органа досудебного расследования; в резолютивной части определяется орган
досудебного расследования, которому поручается провести следственные (розыскные)
и негласные следственные (розыскные) действия, с указанием обстоятельств, подлежащих
установлению (перечень вопросов, которые необходимо выяснить), а также указывается
срок выполнения поручения.
Материалы о проведении процессуальных
действий на другой территории с целью обеспечения оперативного реагирования на них
могут направляться по факсу.Не исключается также возможность направления материалов
по почте.
За невыполнение постановления
прокурора, следователя соответствующее должностное лицо органа досудебного расследования
привлекается к установленной законом ответственности.
Объединение и выделение материалов досудебного
расследования
Статья 217. Объединение и выделение материалов досудебного
расследования
1. Объединение материалов досудебного
расследования — это уголовное процессуальное решение, которое принимается исключительно
прокурором во время дознания или досудебного следствия и состоит в проведении необходимых
процессуальных действий в пределах одного уголовного производства в отношении нескольких
лиц, подозреваемых в совершении одного уголовного преступления или по одной лица,
подозреваемого в совершении нескольких уголовных правонарушений.
Следователь, обнаружив необходимость
объединить в одном уголовном производстве материалы досудебных расследований по
несколько человек, подозреваемых в совершении одного уголовного преступления или
в отношении одного лица, подозреваемого в совершении нескольких уголовных правонарушений,
направляет прокурору ходатайство об объединении материалов досудебных расследований
с обоснованием целесообразности такого объединения.
Процессуально объединения материалов
досудебного расследования оформляется соответствующим постановлением прокурора. В постановлении об объединении
материалов досудебных расследований отмечается о прокурора, который изучает материалы
досудебных расследований; краткое изложение обстоятельств о материалах уголовных производств,
расследуются следователями различных органов досудебного расследования в отношении
одной (одних) и того же лица за совершение нескольких уголовных правонарушений или
нескольких лиц, подозреваемых в совершении одного уголовного преступления; окутывания целесообразности объединения
материалов в одном производстве; в резолютивной части указывается
требование об объединении материалов досудебных расследований, а также поручение
конкретном следственном провести досудебное расследование в объединенном уголовном
производстве.
Если есть достаточные основания
считать, что уголовные правонарушения, в отношении которых осуществляются досудебные
расследования и по которым не установлено подозреваемых, совершенные одним лицом
(лицами), они могут быть объединены в одном уголовном производстве. Это возможно при условии выявления
следов, орудий, средств совершения уголовного преступления, идентификационные признаки
которых являются тождественными.
Такое объединение способствует
всесторонности исследования всех обстоятельств совершения уголовного преступления,
подлежащих доказыванию, процессуальной экономии и обеспечению возможного примирения
сторон и принятия справедливого решения.
Сведения об объединении материалов
досудебных расследований заносятся прокурором в Едрей.
2. Не могут быть объединены в
одно производство материалы досудебных расследований по уголовного проступка и преступления. Это связано с тем, что досудебное
расследование по каждому из них имеет свои особенности, проводится соответственно
в форме дознания и досудебного следствия, законодатель отводит разные сроки уголовного
производства, ограничения по возможности применения мер обеспечения уголовного производства
при расследовании уголовных проступков сравнению с расследованием преступлений,
а также предусматривает наступления различных последствий.
3. Выделение материалов досудебного
расследования — это уголовное процессуальное решение, которое принимается прокурором
во время дознания или досудебного следствия и состоит в проведении необходимых процессуальных
действий в рамках различных уголовных производств, если одно лицо подозревается
в совершении нескольких уголовных правонарушений или два или более лица подозреваются
в совершении одного или нескольких уголовных правонарушений.
В случае выявления следователем
процессуальной необходимости в выделении материалов досудебного расследования в
отношении одного или нескольких уголовных правонарушений, если одно лицо подозревается
в совершении нескольких уголовных правонарушений или два или более лица подозреваются
в совершении одного или нескольких уголовных правонарушений, в отдельное уголовное
производство он вносит ходатайство о выделении материалов досудебного расследования
на рассмотрение прокурору.
4. Закон запрещает выделение
в отдельное производство материалов досудебного расследования в случае, если это
может негативно повлиять на полноту досудебного расследования и судебного разбирательства. Поскольку решение об объединении
или выделения материалов досудебного расследования принимается исключительно прокурором,
именно на него возлагается обязанность решить вопрос о том, может негативно сказаться
на полноте досудебного расследования и судебного рассмотрения такс объединения или
выделения материалов.
5. Решение о выделении материалов
досудебного расследования принимается прокурором в виде соответствующего постановления,
в котором говорится о прокурора, который изучает материалы досудебных расследований; краткое изложение обстоятельств
уголовного производства, расследование по которым осуществляется относительно нескольких
человек, подозреваемых в совершении одного (одних) уголовного правонарушения; обоснование необходимости выделения
материалов в отдельное производство; в резолютивной части указывается
требование о выделении материалов досудебного расследования, а также поручение конкретном
следственном провести досудебное расследование.
Сведения о выделении материалов
досудебного расследования заносятся прокурором в Едрей.
6. Законодатель в ч. 6 ст. 217 УПК акцентирует внимание
на том, что не может быть обжаловано решение прокурора об объединении или выделения
материалов досудебного расследования. Возможность обжалования также
не предусмотрена ч. 1 ст. 303.