Понятие и предмет уголовного права
Понятие и предмет уголовного права
Понятие «Уголовное право» (уг. пр.) употребляется в 4-х аспектах: как отрасль зак-ва, как отрасль права, как наука, как уч. дисциплина.
Уг. пр. как отрасль пр. входит в сист. укр. правовой сист., кот. принадлежит к континентальной (романо-германской) правовой семье. Это озн. что осн. источником пр. явл. закон, а не суд. прецендент.
Уголовное право Укр. – это совок. правовых норм, установленных единственным органом зак-ой власти – ВРУ, кот. определяют преступность и наказуемость деяний, основания уг. ответственности, сист. и порядок назначения наказ., а также условия освобождения от уг. ответственности и наказания.
Предметом отрасли уг. пр явл. обществ. отношения, возникающие с момента совершения общественно опасного деяния, предусм. УКУ. Раскрывая сущность предмета уг.-правового регулирования, можно выделить две основные сферы чел-го бытия, в кот. активно функционируют нормы уг. права:
1) сфера правомерного поведения граждан при причинении вреда при наличии обстоятельств, исключающих преступность деяния (необходимая оборона, крайняя необходимость, задержание лица, совершившего преступление и др.);
2) преступное поведение.
Функции:
Охранительная ф-ия яв. основной и традиц. для уг. пр. и выраж. в защите норм. уклада обществ. жизни от нарушения путем установления преступности конкр. деяний, применения уг. наказания и иных мер уг.-прав-го воздействия за их совершение. При реализации этой ф-ии возник. охранительные уг.-пр. отнош. и исп-ся метод принуждения
Предупредительная (профилактическая) ф-ия выраж. в создании препятствий для совершения прест. путем установления уг.-пр. запрета, в поощрении законопослушных граждан к активному противодействию преступным деяниям, а преступников – к отказу от доведения начатых прест. до конца, изменению жизненных установок при помощи достижения целей наказания. Выделяют общую превенцию (предупреждение совершения прест. любыми лицами) и специальную превенцию (предупреждение повторного совершения прест. лицами, кот. ранее уже совершили прест.).
Воспитательная ф-ия выраж. в формир. у граждан уважения к озраняемым уг. пр. общественным отнош., интересам и благам. Всех людей по хар-ру воздействия на них уг. пр. можно условно разделить на 3 категории: для первых наличие уг.-пр. запретов не явл. обяз., т.к. совершение прест. противоречит их мировоззрению, в том числе представлениям о добре и зле; вторые не соверш. прест. из страха перед наказанием; а в третьи осознанно совершают прест. Эта ф-ия направлена на формир. у граждан убеждений, при наличии кот. соверш. прест. явл. неприемлемым.
Стимулирующая (поощрительная) ф-ия проявляется за счет применения поощрительных норм, стимулирующих активное позитивное посткриминальное поведение, например, нормы об основания применения института освобождения от уг. отв. и наказания и т.д.