Подстрекатель, как вид соучастников
Подстрекатель, как вид соучастников
(Ст.27) Подстрекателем, признается лицо, склонила другого соучастника к совершению преступления. Склонение к совершению преступления предполагает возбуждение желания (убеждение в желательности, выгодности, потребности), вызывание решимости или укрепления намерения другого соучастника совершить преступление. Поскольку в ч. 4 ст. 27 говорится о склонение «другого соучастника», то подстрекательством может быть признано только склонение к совершению преступления лица, которое может быть субъектом преступления. Склонение касается совершения преступления, например, невменяемого не является подстрекательством в уголовно-правовом смысле. В случае совершения последней преступления ответственность за его совершение как исполнитель несет лицо, склонила к нему. Не может рассматриваться как подстрекательство и сознательное введение другого лица в заблуждение для того, чтобы, использовав ошибку такого лица, достичь определенного преступного результата. В таком случае отсутствует психическая общность, характерная для соучастия.
Закон (ч. 4 ст. 27) называет такие способы склонения другого соучастника к совершению преступления: 1) уговоры;
2) подкуп;
3) угроза;
4) принуждение;
5) склонение другим образом.
Уговоры означает систематическое или однократное настоятельную просьбу (убеждение) лица в необходимости совершения преступления.
Подкуп — это предоставление или обещание предоставления лицу материальной (предоставление денег или имущества, передача или сохранение прав на имущество, освобождение от имущественных обязательств) или другой (помощь в трудоустройстве, решение определенных жизненных проблем, освобождение от уголовной ответственности и т.п.) выгоды в случае совершения им преступления. Подстрекательство путем подкупа может частности проявляться в заказе убийства, когда лицо, склоняя к совершению такого преступления другое лицо, обещает предоставляет последний соответствующее материальное вознаграждение или иную выгоду, не выполняя при этом функции организатора такого убийства.
Угроза — запугивание лица причинением физической, имущественной, моральный или иной ущерб в случае несовершения им преступления.
Принуждение предполагает притязания от другого лица совершить преступление путем причинения телесных повреждений или применения к нему другого насилия, повреждения принадлежащего ей или ее близким имущества, распространения определенной информации о таком лице т.п.
Под другим образом преклонением, другого соучастника к совершению преступления следует понимать совершение любых других, кроме указанных выше, действий, с помощью которых лицо склонила соучастника к совершению преступления. Это могут быть: поручение, совет, призыв. Если склонение к совершению преступления осуществляется в виде приказа или распоряжения, адресованного подчиненному по службе, то ответственность за такое подстрекательство, а также за выполнение указанных приказа или распоряжения наступает с учетом положений, предусмотренных ст. 41.
Подстрекательство может выражаться в словесной, письменной форме или с помощью мимики и жестов как в прямой, так и в завуалированной форме. В тех случаях, когда способ подстрекательства сам по себе является уголовное наказуемым, он должен получать самостоятельную правовую оценку.
Подстрекательство имеет место тогда, когда лицо склоняет конкретное лицо (лиц) к совершению конкретного преступления (преступлений). Не признается подстрекательством преклонение лица к занятию преступной деятельностью вообще, когда речь не идет о конкретном преступлении. Так же Е подстрекательством и общие призывы или предложения к совершения преступления, не адресованные конкретному соучастнику. Они могут рассматриваться как преступные лишь тогда, когда в соответствии с уголовным законом содержат признаки самостоятельного состава преступления (например, публичные призывы к насильственному изменению или свержению конституционного строя или к захвату государственной власти (ч. 2 ст. 109), призывы к совершению действий, угрожают общественному порядку (ст. 295). Следует отметить, что в отдельных случаях закон предусматривает уголовную ответственность за подстрекательство не до совершения конкретного преступления, а к занятию преступной деятельностью вообще (например, вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность (ст. 304). Однако в таких случаях институт соучастия отсутствует, и лицо, совершившее такие действия, признается не подстрекателем, а исполнителем соответствующего преступления.
С объективной стороны подстрекательство характеризуется лишь активными действиями, однако оно не предусматривает участия подстрекателя в самом преступлении как исполнителя. Оно возможно на стадии подготовки или во время совершения преступления. Одобрение преступления после его совершения по общему правилу не является уголовно наказуемым, за исключением случаев, когда в нем самом содержатся признаки подстрекательства к другому преступлению или оно образует состав иного оконченного преступления (например, нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности или отношения к религии (ст. 161). Субъективная сторона подстрекательства предполагает наличие у виновного прямого умысла.
В случае, если подстрекательство лицом другого лица к совершению определенных действий образует самостоятельный состав преступления, это лицо следует признавать исполнителем такого преступления, а ее действия квалифицировать по соответствующей статье Особенной части УК (например, провокация взятки (ст. 370), принуждение или вовлечение в занятие проституцией (ч. 2 ст. 303).