Понятие и особенности земельных отношений
Содержание страницы:
Понятие и особенности земельных отношений,
которые составлют предмет современного земельного права
Предметом земельного права принято считать земельные отношения. В ст. 2
Земельного кодекса Украины (далее — ЗКУ) земельные отношения определены как
«общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению землей», т.е.
отношения собственности на землю. Такой подход справедливо критикуется в науке
земельного права. Указывается, что земельными следует признавать, кроме
отношений собственности, еще много других разновидностей общественных
отношений: отношения по охране и воспроизводству земель, осуществление
управления в сфере земельных отношений, применения юридической ответственности
за земельные правонарушения и т.д.
В. В.
Носик определяет предмет земельного права как «урегулированные нормами и методами земельного,
частного, публичного права общественные отношения, возникающие между субъектами
в процессе осуществления права собственности на землю Украинского народа,
государственного и самоуправляющегося регулирования земельных отношений,
выполнение мероприятий по охраны и рационального использования земли как
основного национального богатства, защиты субъект объективных земельных прав и
законных интересов граждан, юридических лиц, территориальных общин, государства».
По
мнению В. Шульги, предметом земельного права является «волевые общественные
отношения, объектом которых является земля как составная часть биосферы, что
обеспечивает надлежащее обитания флоры и фауны и жизнедеятельности человека».
Обобщая существующие в доктрине земельного права определения земельных
отношений, их можно определить как отношения, связанные с использованием,
охраной и воспроизводством земли.
В
правовой доктрине, особенно российской, можно встретить широкое понимание
предмета земельного права (или «права недвижимости»), как такового, включающая,
кроме земельных, еще и градостроительные, горные, водные и лесные отношения.
Для украинской правовой доктрины такой подход не свойственен.
Ключевым
в определении предмета земельного права как отрасли права (земельных правоотношений)
выступает понятие «земля».
Понятие
«земля» в зависимости от контекста используется во многих смыслах: (1) как
планета, (2) как суша, (3) как почва — верхний слой земной поверхности,
пригодный для жизни растений, (4) как экономическая категория — общее средство
труда и основное средство производства в сельском хозяйстве, (5) как территория
с угодьями, которой кто-то обладает, территория с правовым режимом, и тому
подобное. В пределах одного понимания могут также существовать различные
подходы к наполнению понятия «земля» конкретным содержанием.
В общей
теории права принято считать, что для выделения отрасли права необходимо
наличие особого предмета и специфического метода правового регулирования И.И.
Каракаш и В. А. Чуйков называют дополнительные критерии: «наличие: предмета
правового регулирования, методов его регулирования, источников права и
заинтересованности общества в выделении соответствующей отрасли права как
самостоятельной правовой единства».
Таким
образом, можно определить земельное право как систему
правовых норм, регулирующих отношения, связанные с использованием, охраной и
воспроизводством земли как части земной поверхности с пространством над и под
ней, необходимым для ее целевого использования (в том числе строительства),
включая расположенный в пределах этого пространства почвенный покров.
От
земельного права как отрасли права необходимо отличать земельное право как
науку и учебную дисциплину.
Земельное право как наука — это система знаний об
земельном праве как отрасли права (система правовых норм), о практике
применения этих норм, о направлениях совершенствования системы правовых норм и
т.д.
Земельное право как учебная дисциплина — это способ представления знаний,
составляющих земельное право как науку, в учебном процессе.
В
правовой доктрине некоторых постсоветских стран встречается также другое, широкое
понимание земельного права как отрасли права, которая регулирует не только
земельные отношения, но и отношения по использованию, охране и воспроизводству
других природных ресурсов — недр, вод, лесов, животного мира, ресурсов
континентального шельфа и исключительной морской экономической зоны. Для
украинской доктрины такое понимание не характерно.
Категории
земель
Перечень
категорий земель закрепленный в ч. 1 ст. 19 ЗКУ:
«1.
Земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на следующие
категории:
а)
земли сельскохозяйственного назначения;
б)
земли жилищной и общественной застройки;
в)
земли природно-заповедного и другого природоохранного назначения;
г)
земли оздоровительного назначения;
г)
земли рекреационного назначения;
д)
земли историко-культурного назначения;
е)
земли лесохозяйственного назначения;
е)
земли водного фонда;
ж)
земли промышленности, транспорта, свя связи, энергетики, обороны и другого
назначения. »
Земельный
фонд Украины составляет 5,7% территории Европы. По состоянию на 01.01.2006 в
составе земель страны с 60,3 млн. га почти 71,2% (41,2 млн. га) занимают
сельскохозяйственные земли, 17,4% (10,5 млн. га) — леса и другие лесопокрытые
площади.
Методы регулирования земельных отношений: использование
императивного и диспозитивного методов в регулировании земельных отношений
Метод правового регулирования в правовой доктрине принято
определять как правовые средства, приемы, способы воздействия на общественные
отношения, поведение их участников, их определенную сферу, социальную среду.
В
доктрине земельного права существуют взгляды, согласно которым для земельного
права характерна ряд специфических (отраслевых) методов правового
регулирования. Так, по мнению В. Носика, отраслевыми методами земельного права
является «определение целевого назначения земельного участка, зонинг,
нормирования, согласования, воздержание от определенных действий, отвод
земельного участка в натуре, экспертная, нормативная денежная оценка земельных
участков» и др.
Такой
подход является выражением существующей в теории права тенденции, по которой
для выделения отрасли права обязательно наличие своего специфического метода
(методов) правового регулирования. Однако более принятым является выделять два
основных метода правового регулирования: (1) гражданско-правовой (диспозитивный, автономный, метод координации), в котором преобладают разрешения,
и (2) административно-правовой (гетерономный, авторитарный, императивный,
метод субординации), где предпочтение отдается предписаниям и запретам.
Соответственно,
для земельного права характерно своеобразное сочетание традиционных методов
правового регулирования — административно-правового (императивного) и гражданско-правового (диспозитивного), выделения отдельного «земельно-правового
метода» нецелесообразно.
Императивный метод в земельном праве применяют в области управления
использованием и охраной земель: определение порядка реализации функций
государственного управления, ведение государственного земельного кадастра,
обеспечение земельного мониторинга, осуществление землеустройства, определение
порядка проведения земельных аукционов и конкурсов, установление ограничений
использования земель по целевому назначению и тому подобное.
Диспозитивный метод присущ регулированию отношений собственников
земельных участков по поводу использования земли и самостоятельного хозяйствования
на ней.Собственник вправе по своему усмотрению распоряжаться
принадлежащим ему земельным участком в пределах, установленных законом. Участники
земельных отношений имеют возможность в определенных пределах регулировать свои
отношения.
В
земельно-правовой литературе высказана обоснованная точка зрения, согласно
которой существуют три основные разновидности диспозитивного метода
регулирования земельных отношений — рекомендательный, санкционированный и делегированный.
Рекомендательный
метод правового регулирования заключается в предоставлении возможности
альтернативного поведения субъекта земельных отношений, когда субъект имеет
возможность самостоятельно выбрать способ своего поведения для достижения
поставленной цели. Так, в статьях 140-141 ЗК Украины среди оснований
прекращения прав на земельный участок предусмотрено право добровольного отказа
собственника земли или землепользователя от права на земельный
участок. Итак, владельцу земельного участка и землепользователю
предоставляется право альтернативного выбора: либо использовать земельный
участок по основному целевому назначению, или отказаться от него в установленном
порядке.
Санкционированный
метод заключается в том, что решение о реализации своих земельных полномочий
субъект земельных отношений принимает самостоятельно.
Делегированный метод правового регулирования заключается в предоставлении
прав и свобод субъектам земельных отношений относительно того или иного круга
правомочий. Примером делегированного метода регулирования земельных
отношений может служить ст.11 ЗК Украины, согласно которой полномочия
районных в городах советов в области земельных отношений определяются
городскими советами.
Правовому регулированию земельных отношений присущ
весь вышеприведенный перечень методов, которые проявляются в обязательной
требованию целевого использования земельных участков; в запрете нарушения
почвенного плодородия и ухудшения экологической ситуации; использования мер
экономического стимулирования охраны земель; в ограничении распорядительных
прав собственников земли в интересах всего общества с учетом социальной функции
земли — ее социального значения и объективной ограниченности. При этом
особенности методов регулирования земельных отношений определяются характером
этих отношений и проявляются в специфическом сочетании императивного и
диспозитивного методов. Таким образом, в современном земельном праве наблюдается
сочетание диспозитивного и императивного методов. Определить преимущество
того или иного метода достаточно сложно. Все зависит от содержания регулируемых
отношений и интересов общества и государства, которые превалируют в конкретный
период времени.
Основные принципы земельного права и
законодательства: общественно-правовые и специально-правовые
Принцип права — это основополагающая норма, или норма наиболее
общего, основополагающего характера. Принципы права являются своего рода
стержнем, на котором строится система права и законодательства. Они также
играют важную роль в толковании правовых норм.
Принципы
земельного права могут формироваться из содержания правовых норм, на основе
судебных решений, достижений правовой доктрины. Ошибочно считать, что
принципы можно создать с помощью одного лишь провозглашения в законе тех или
иных положений принципами.
Выделяют общие (конституционные), межотраслевые и отраслевые принципы.
Остановимся более
подробно на отраслевых принципах земельного права. Можно более или менее
уверенно выделить следующие отраслевые принципы земельного права, как:
1) принцип рационального использования земельи
2) принцип приоритета требований экологически безопасности.
Принципы земельного права реализуются путем
воссоздания основных положений в земельном законодательстве, которые
пронизывают его систему и совершенствуются вместе с их развитием. Исходя
из этого принципы земельного права разделяют на конституционные, общие и специальные.
Конституционные принципы являются универсальными
и присущими всем отраслям отечественного права. Общие принципы являются
результатом воспроизведения конституционных принципов. Конституционные и общие
принципы отражаются в земельном законодательстве, приобретая характер и содержания
специальных земельно-правовых принципов. Поэтому имеющийся взаимосвязь
конституционных, общих и специальных принципов. Но особый интерес здесь
представляют специальные принципы земельного права.
Известно, что земельное законодательство
базируется на принципах:
- сочетания особенностей использования земли как
территориального базиса, природного ресурса и основного средства производства,
обеспечение равенства права собственности на землю граждан, юридических лиц,
территориальных общин и государства; - невмешательство государства в осуществление
гражданами, юридическими лицами и территориальными громадами своих прав по владению,
пользованию и распоряжению землей, кроме случаев, предусмотренных законом,
обеспечение рационального использования и охраны земель, обеспечение гарантий
прав на землю; - приоритет требований экологической безопасности.
Приведенные
принципы земельного права закреплены в ст.5 действующего ЗК
Украины. К сожалению, в содержании указанной нормы среди принципов
земельного права не нашли отражения такие его принципиальные базовые принципы,
как:
- первоочередное обеспечение прав на земли граждан Украины, сочетание
публичных и частных интересов в землепользовании; - приоритетность правового
режима земель сельскохозяйственного назначения; - усиленная охрана почв и
т.д.
Система специальных принципов основывается на структурной организации системы
земельного права. Под специальными принципами земельного права следует
понимать закрепленные действующим земельным законодательством основные
руководящие принципы, выражающие сущность норм земельного права и главные
направления в области правового регулирования общественных отношений, связанных
с рациональным использованием и эффективной охраной земельных ресурсов. Такие
руководящие принципы и главные направления регулирования земельных отношений
закреплены во многих нормах земельного законодательства.
Принцип
целевого и рационального использования земель пронизывает содержание всех
институтов земельного права. Целевое назначение земель — это установленные
законодательством порядок, условия и пределы эксплуатации (использования)
земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель, которые имеют
особый правовой режим.
Суть
рационального использования земель состоит в обеспечении одновременно эффективного
использования земель и их охраны. Законодательством установлены специальные
требования с целью сохранения почвенного плодородия земель, повышение их
урожайности, обеспечение сохранности и воспроизводства земельных ресурсов,
экологической ценности природных и приобретенных качеств земли. Земельно-правовые
нормы предусматривают определенные требования по размещению промышленных и
строительных объектов, предотвращению негативного влияния на состояние земель и
окружающую среду и т.д. Приведенные меры существенно влияют на состояние
обеспечения целевого и рационального использования земельных ресурсов и
реализации этого принципа.
Принцип
установления особого правового режима земель соответствующих категорий
непосредственно предусмотрен в ч. 2 ст.18 ЗК Украины.
Под
правовым режимом земель следует понимать установленный правовыми нормами
порядок и условия использования земель всех категорий по целевому назначению,
обеспечение и охрану прав собственников земли и землепользователей,
осуществления государственного управления земельным фондом и контроля за
использованием земли, соблюдением требований земельного законодательства,
ведения земельного кадастра, проведения землеустройства и осуществления
земельного мониторинга, внесение платы за землю и применения мер поощрения за
использование земельных ресурсов и мер юридической ответственности за нарушение
земельного законодательства.
Принцип приоритета сельскохозяйственного
использования земель и их охраны базируется на приоритетности развития
правового регулирования земель сельскохозяйственного назначения. Это
означает, что земли, пригодные для нужд сельского хозяйства, должны
предоставляться прежде всего для сельскохозяйственного использования. Для
несельского-хозяйственных нужд должны предоставляться земли, не пригодные для
ведения сельского хозяйства, либо сельскохозяйственные угодья худшего
качества. Учитывая ограниченное количество и особое качество
сельскохозяйственных земель, такие меры являются обоснованными и вытекают из
содержания приоритетности использования земель для сельскохозяйственных
нужд. Земельное законодательство также устанавливает специальные
требования по охране земель сельскохозяйственного назначения с введением
стандартов и нормативов охраны земель и воспроизводства плодородия почв.
Принцип
осуществления контроля за использованием и охраной земель состоит в наличии
специальных организационно-правовых средств, с помощью которых осуществляется
контроль за использованием и охраной земельных ресурсов. Государственный
контроль за использованием и охраной земель осуществляют уполномоченные органы
исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, а за соблюдением
требований законодательства об охране земель — специально уполномоченные органы
по вопросам экологии и природных ресурсов.
Наряду
с государственным контролем за использованием и охраной земель осуществляется
самоуправляющийся и общественный контроль в этой сфере. Самоуправляющийся
контроль за использованием и охраной земель осуществляют сельские, поселковые,
городские, районные и областные советы.
Общественный
земельный контроль возложен на общественных инспекторов, которые назначаются
соответствующими органами местного самоуправления и действуют на основе
положения, утвержденного центральным органом исполнительной власти по земельным
ресурсам.
Принцип платности использования земель был
введен Законом Украины «О плате за землю» от 3 июля 1992 г.,
который действует в редакции от 19 сентября 1996 р.
Обеспечение
защиты прав юридических лиц и граждан на землю закреплен во многих нормах
земельного законодательства и предусматривает следующие специальные способы их
защиты:
- признания прав;
- восстановления состояния земельного участка, которое
существовало до нарушения прав, и предупреждения совершения действий,
нарушающих права или создающих опасность нарушения прав; - признания сделки
недействительной, признание недействительными решений органов исполнительной
власти или органов местного самоуправления; - возмещения причиненных убытков, а
также другие способы, предусмотренные законом.