Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Понятие и классификация источников земельного права

1.  Понятие и классификация источников

В
теории права устоявшимся является разделение источников права на источники в
широком и узком смысле. Источники
в широком смысле — это сами общественные отношения, которые являются основанием
для принятия юридических норм. Источники
права в узком смысле — это нормативно-правовые акты компетентных органов
государственной власти, содержащие определенные требования относительно
регулирования соответствующих общественных отношений. Это понятие источника имеет значение
емкости, содержащей юридические нормы. Именно
в таком аспекте рассматриваются источники земельного права, анализ которых
проводится в этом разделе.

Источниками земельного права являются
нормативно-правовые акты органов государственной власти или местного
самоуправления, содержащие общеобязательные правовые требования, нормы,
правила, регулирующие экономические и экологические общественные отношения в
области использования и охраны земель, рассчитанные на многократное применение
и это средство установления новых или изменения или отмены ранее принятых
земельно-правовых норм. Они
являются формой выражения и закрепления земельной политики государства как
важного фактора, влияющего на формирование и развитие юридических институтов в
сфере правового регулирования земельных отношений.

Источники
земельного права должны соответствовать признакам объективно присущим источникам
любых отраслей права. Во-первых,
они должны быть носителями властной силы государства, т.е. обеспечиваться
принудительным исполнением. Во-вторых,
эти правовые акты должны быть рассчитаны на многократное применение, то есть
иметь нормативный характер. В-третьих,
они должны быть адресованы неопределенному кругу субъектов. И, наконец, — носить общеобязательный
характер. Поэтому не могут быть
признаны источниками права индивидуальные акты, выданные в целях применения
действующих норм права. Такие
акты не устанавливают новых правовых норм, а только применяют уже выданы, существующие
нормы земельного права в соответствующих ситуациях.Например, не признаются источниками
земельного права решения государственных органов о предоставлении лицу
земельного участка в собственность или в пользование, о применении санкций к
нарушителю земельного законодательства или о проведении землеустроительных действий. Эти решения выдаются исключительно на
основании и во исполнение действующей нормы земельного права.

Время
земельно-правовые источники имеют определенные только им присущие признаки. Они определены в ст.5 ЗК и заключаются в сочетании
особенностей использования земли как территориального базиса, природного
ресурса и основного средства производства; обеспечении равенства права
собственности на землю граждан, юридических лиц, территориальных общин и
государства; невмешательстве государства в осуществление гражданами,
юридическими лицами и территориальными громадами своих прав по владения,
пользования и распоряжения землей, кроме случаев, предусмотренных законом;
обеспечении рационального использования и охраны земель; обеспечении гарантий
прав на землю; приоритете требований экологической безопасности при использовании
и охране земель.

Классификация
источников земельного права дает возможность максимально эффективно их
анализировать и применять на практике. Она
может быть проведена по ряду оснований.

По юридической силе источники
земельного права подразделяются на законы и подзаконные нормативные акты. Законы имеют высшую юридическую силу и
поэтому занимают видное место в иерархической структуре законодательства. Все другие нормативные акты,
издаваемые на основе, с целью развития и на их выполнение, именуются подзаконными
актами.

По предмету регулирования источники
делятся на общие и специальные. Общие
характеризуются тем, что предмет их регулирования широк и охватывает как
земельные, так и иные общественные отношения. К
таким актам относятся, в частности, Конституция, Закон Украины от 25 июня 1991
г. «Об охране окружающей природной среды» и другие. Специальные — это акты, целиком
посвященные регулированию земельных отношений и вопросам использования и охраны
земель (ЗК, законы «О плате за землю», «Об аренде земли» и
т.д.).

По характеру правового регулирования источники
делятся на материальные и процессуальные. Первые
содержат материальные нормы права, устанавливающие права, обязанности и
ответственность участников соответствующих отношений. Вторые регулируют процессуальные
отношения в сфере использования и охраны земель. Любой материальной норме права,
которая может быть реализована лишь при условии ее применения, присущая
необходима ей процессуальная форма, с помощью которой выполняется ее
предписание.

Таким
образом, применение правовой нормы без осуществления определенного комплекса
взаимосвязанных и взаимообусловленных действий, вытекающих из ее содержания и
образуют процессуальную форму этой нормы, невозможно. Они касаются, например, порядка
предоставления земель в собственность и в пользование, порядка изъятия (выкупа)
земель, порядка ведения мониторинга земель, государственного земельного
кадастра, осуществление мероприятий по охране земель.Актами процессуального характера
является Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) Украины, Хозяйственный
процессуальный кодекс (ГПК) Украины, Кодекс административного судопроизводства
(КАС) Украины, Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) Украины и другие. Специфика земельного законодательства
заключается в том, что материальные и процессуальные нормы, регулирующие отношения
по использованию и охране земель часто входят в содержание одних и тех же
нормативных актов.

По форме законодательного акта источники
делятся на кодифицированные и те, что не являются. Кодифицированными являются
нормативные акты, отличающиеся высоким качеством и уровнем систематизации и
являются основными в той или иной отрасли права.Такими кодифицированными актами в
земельном праве является ЗК, законы «Об охране окружающей природной
среды», «О плате за землю», «Об аренде земли» и
другие.

Систему
источников земельного права образуют: Конституция, международные конвенции,
многосторонние и двусторонние межгосударственные соглашения и договоры; законы;
указы и распоряжения Президента; декреты, постановления и распоряжения Кабинета
Министров Украины; нормативно-правовые акты министерств и других центральных
органов исполнительной власти; нормативные акты местных органов исполнительной
власти и органов местного самоуправления; локальные нормативно-правовые акты.

Договор является
одним из важнейших источников современного права. Согласно ст.626 ГК он составляет договоренность
двух или более сторон, направленная на установление, изменение или прекращение
гражданских прав и обязанностей.В
современных условиях роль договора как источника права постоянно возрастает,
что обусловлено желанием сторон урегулировать взаимные права и обязанности без
какого-либо административного диктата.В
отличие от других источников права, договор заключается на принципах равенства,
независимости сторон и их свободного волеизъявления, а также имущественной ответственности
за нарушение обязательств. Одна
из главных особенностей договора заключается в том, что он может быть как
предусмотренный, так и не предусмотренный законодательством. Основные требования к форме,
содержанию и предмету договора закреплены в ГК. Кроме того, ЗК, Закон «Об аренде
земли» и ряд других земельно-правовых актов более детально регламентируют
содержание сделок с земельными участками, что обусловлено спецификой земли как
особого вида имущества, по поводу которого возникают договорные отношения.

Обычаив
теории права являются общепризнанными источниками регулирования общественных
отношений, характеризующихся неупорядоченностью, множественностью и
разнообразием.Обычаи могут
признаваться источники регулирования земельных отношений и санкционироваться
государством. В частности гл.17 ЗК регламентирует правила добрососедства
составляют традиционно сложившиеся отношения между смежными землепользователями
по использованию принадлежащих им земельных участков и межевых сооружений с
учетом обоюдных интересов сторон.

В
рамках конституционного принципа разделения властей на законодательную, исполнительную
и судебную отечественная правовая доктрина рассматривает применение судебной
практики лишь в аспекте толкования и разъяснения отдельных положений права.Итак, постановления Пленума Верховного
Суда Украины, разъяснения и письма Высшего хозяйственного суда Украины и
постановления Пленума Высшего административного суда Украины не являются
источниками права.Однако это не
снижает роли судебной практики в выработке общих подходов и принципов
эффективной реализации источников земельного права, а также одинакового
применения его норм на практике.Особая
роль обобщений судебной практики заключается, в частности, в том, что их
изучение и анализ дает законодателю возможность своевременно вносить
необходимые изменения и дополнения в действующие земельно-правовых норм и
заполнять существующие в законодательстве пробелы.

 

 

2. Конституционные основы
земельного права и их значение для развития земельного законодательства

Конституция
как Основной закон страны имеет высшую юридическую силу, а ее нормы являются
юридическими нормами прямого действия. Конституционные
нормы являются юридической основой для формирования и функционирования
национальной правовой системы. Итак,
Конституция является фундаментальным источником всех отраслей права, в том
числе и земельного.

Все
конституционные нормы, регулирующие отношения по использованию и охране земель
можно условно разделить на 4 основные группы:

1)
положения, устанавливающие основы правового режима земли как природного объекта
и природного ресурса: земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные
ресурсы являются объектами права собственности Украинского народа (ст. 13),
земля является основным национальным богатством, находящимся под особой охраной
государства, право собственности на землю гарантируется.Это право приобретается и реализуется
гражданами, юридическими лицами и государством исключительно в соответствии с
законом (ст. 14);

2)
положения, закрепляющие право граждан на землю: никто не может быть противоправно
лишен права собственности.Право
частной собственности незыблемо; принудительное отчуждение объектов права
частной собственности может быть применено только как исключение по мотивам
общественной необходимости, на основании и в порядке, установленных законом, и
при условии предварительного и полного возмещения их стоимости; каждый имеет
право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, использование
собственности не может наносить вред правам, свободам и достоинству граждан,
интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные качества земли
(ст. 41); граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед
законом (ст. 24 ) иностранцы и лица без гражданства пользуются теми же правами
и свободами, а также несут такие же обязанности, как и граждане Украины, — за
исключениями, установленными Конституцией, законами или международными
договорами (ст. 26).Следует
отметить, что, закрепляя принцип свободы собственника по владению, пользованию
и распоряжению земельным участком, принадлежащей ему, Конституция четко
определяет границы таких свобод, обусловленные гарантиями прав и законных
интересов других лиц и обеспечением экологической безопасности на территории
страны;

3)
положения, определяющие компетенцию органов государственной власти и местного
самоуправления по использованию и охране земель. Эти положения закреплены в нормах,
регламентирующих общеправовых компетенцию органов государственной власти и
местного самоуправления, и не имеют четкой отраслевой конкретизации;

4)
положения, закрепляющие: право каждого на безопасную для жизни и здоровья
окружающую среду, на возмещение причиненного нарушением этого права вреда, на
свободный доступ к информации о состоянии окружающей природной среды, не может
быть засекречена (ст. 50); правосубъектность государства в сфере охраны
окружающей природной среды, что означает обеспечение экологической безопасности
и поддержание экологического равновесия на территории страны (ст. 16);
обязанность каждого гражданина не наносить вред природе, возмещать причиненные
им убытки (ст. 66), ответственность владельца за ухудшение экологической
ситуации и природных качеств земли (ч. 7 ст. 41). Конституция содержит большое
количество других норм общего характера, связанных с решением вопросов по
использованию и охране земель.

 

 

3.  Законы как основные источники
земельного права

Основными
источниками земельного права являются законы, которые можно разделить на
кодифицированные и некодификовани, а также на общие и специальные. Это означает, что законами должны быть
урегулированы права и интересы человека и гражданина по использованию и охране
земель, механизм их обеспечения и защиты.

ЗК
является общеотраслевым кодифицированным актом и составляет основу действующего
земельного законодательства, его развивает и дополняет. Целью ЗК не является обеспечение
исчерпывающего регулирования всех земельных отношений, возникающих на практике.

Несмотря
на то, что значительное место в ЗК занимают отсылочные нормы, большинство его
норм являются нормами прямого действия.

Главная
особенность ЗК заключается в том, что он является основой системы «соподчинения»
норм всех природноресурсових отраслей права, где между одинаковыми по
юридической силе нормативными актами должны быть исключены противоречия и дублирование. Таким образом, ЗК является базовым
(стержневым) актом, на котором основывается вся система земельно-правовых норм.

ЗК —
это комплексный нормативно-правовой акт, содержащий широкий круг норм, которые
закрепляют основные положения, связанные с режимом использования и охраны
земель, составу и целевому назначению земель, правами и обязанностями
собственников земли и землепользователей. Он
регламентирует вопросы приобретения и реализации права на землю, гарантии этих
прав, определяет компетенцию органов управления и контроля в области
использования и охраны земель, ответственность за нарушение земельного законодательства.

К
внутриотраслевых кодифицированных актов системы источников земельного права
относятся законы «О плате за землю», «Об аренде земли» и
другие. Появление указанных
законов обусловлена тем, что неупорядоченное и в значительной мере устарело
земельное законодательство не обеспечивало в рыночных условиях надлежащей
правовой регламентации земельных отношений. Внутриотраслевая
кодификация способствовала систематизации норм, регулирующих отдельные
институты земельного права.

Проблема
внутриотраслевой кодификации, или кодификации на уровне отдельных институтов
земельного права не потеряла своей актуальности и сейчас. Анализ содержания действующего ЗК свидетельствует
о наличии в нем ряда недостатков. Это
касается объемов, глубины и системы закрепления земельно-правовых норм, что
приводит фактически к невозможности реализации большинства из его
норм. Наглядным доказательством этого является наличие государственного плана
подготовки нормативно-правовых актов, с помощью которых будет обеспечиваться
реализация положений, закрепленных в ЗК. Согласно распоряжению Кабинета
Министров Украины «Об утверждении плана подготовки проектов законодательных
и других нормативно-правовых актов, вытекающих из Земельного кодекса
Украины», предусмотрена разработка законов, в частности: «О рынке
земель», «О государственном земельном (ипотечном) банке»,
«О государственном земельном кадастре», «Об изъятии земель права
частной собственности», «О личном крестьянском хозяйстве»,
«Об особенностях создания и деятельности ипотечных учреждений» и
другие.

Необходимость
принятия таких законов свидетельствует о том, что применение норм, содержащихся
в ЗК как норм прямого действия, невозможно без принятия дополнительных
нормативно-правовых актов.

Существуют
также общие законы
комплексного характера, 
характеризующиеся
охватом большого массива общественных отношений, в том числе и земельных.К таким законам относятся, в частности
ГК, законы Украины от 10 ноября 1994 г. «О транспорте», от 19 июня
2003 г. «О фермерском хозяйстве», а также Закон «Об охране
окружающей природной среды» и другие.

Важными
источниками земельного права являются специальные законы.К ним можно отнести, например, законы
Украины от 10 июня 1992 г. «О природно-заповедном фонде Украины», от
5 октября 2000 г. «О курортах», от 14 января 2000 г. «О
мелиорации земель» и другие.

Согласно
Закону Украины от 18 ноября 1992 г. «О временном делегировании Кабинету
Министров Украины полномочий издавать декреты в сфере законодательного регулирования»,
осуществление регулирования отношений в области рационального использования
природных ресурсов и охраны окружающей среды временно (на 6 месяцев) было передано
Кабинета Министров Украина. Таким
образом в период с 21 декабря 1992 г. по 21 мая 1993 Кабинет Министров Украины
был наделен полномочиями издавать нормативно-правовые акты в форме декретов,
имевшие силу закона.Кабинет
Министров Украины принял ряд декретов, некоторые из них являются источниками
земельного права и поныне, например, декреты от 20 мая 1992 г. № 56-93 «О
местных налогах и сборах» и от 21 января 1993 г. № 7-93 «О
государственной пошлине «и тому подобное.

Принятие
декретов дало возможность не только оперативно урегулировать отношения собственности,
предпринимательской деятельности, социального и культурного развития,
государственной таможенной, научно-технической, кредитно-финансовой системы,
налогообложения, государственной политики оплаты труда и ценообразования, но и
приостанавливать в целом или в отдельных частях действие нескольких
законодательных актов. В
частности, было приостановлено действие ряда норм ЗК в редакции от 13 марта
1992 г. Специфика декретов Кабинета Министров, как источников права,
заключается также в том, что они могут быть изменены или отменены только на
основании закона.

 

 

4.  Подзаконные нормативно-правовые
акты как источники земельного права

Непосредственными
источниками регулирования земельных отношений подзаконного характера является постановления
Верховной Рады Украины. 
К
ним относятся, например, постановления Верховной Рады Украины от 18 декабря
1990 г. № 563-Х1И «О земельной реформе» и от 13 марта 1992 p.№ 2200-ХII «Об ускорении
земельной реформы и приватизации земли». Особое
место среди них занимает постановление Верховной Рады Украины от 5 марта 1998
г. № 188/98-ВР, которым были утверждены Основные направления государственной
политики Украины в области охраны окружающей среды, использования природных
ресурсов и обеспечения экологической безопасности. Этот комплексный концептуальный
документ определяет основные проблемы в области охраны окружающей среды и использования
природных ресурсов, а также определяет программу развития производственного и
природноресурсового потенциала страны, меры для сбалансированного использования
и эффективного восстановления природных ресурсов.

Ученые
отмечают снижение количества постановлений Верховной Рады Украины, связанных с
земельным правом, и объясняют это невозможностью реализации их норм, как норм
прямого действия.

Указы и распоряжения Президента Украины, связанные
с системой источников земельного права, касающиеся определенных отношений или
объектов. Они обязательны для
исполнения на всей территории нашей страны. И указанные подзаконные акты не должны противоречить Конституции и законам, а
также друг другу.

Указы
Президента условно можно разделить на 2 указы,
изданные в соответствии с п. 4 Переходных положений Конституции. Согласно Переходным положениям
Президент в течение 3 лет после вступления в силу Конституции имел право
издавать одобренные Кабинетом Министров Украины и скрепленные подписью
Премьер-министра Украины указы по экономическим вопросам, не урегулированным
законами, с одновременным представлением соответствующего законопроекта в
Верховную Раду Украины. Такой
указ Президента набирал силу, если в течение тридцати календарных дней со дня
представления законопроекта (за исключением дней межсессионного периода)
Верховная Рада не принимала закон или не отклоняла данный законопроект, и
действовал до вступления в силу закона, принятого Верховной Радой Украины.

Принятие
«чрезвычайных» указов Президента позволило ускорить осуществление
земельных преобразований и формирования рыночных институтов в сфере
использования земель.В
частности, Указ Президента Украины от 23 апреля 1997 г. № 367/97 «Об
аренде земли» способствовал созданию условий для эффективного
использования на договорной основе земель, находящихся в собственности граждан
и юридических лиц Украины, территориальных громад сел, поселков, городов
(коммунальной собственности), государства.Указ
действовал до момента вступления в силу закона «Об аренде земли».

В то
же время обострилась проблема внутренней согласованности земельного законодательства,
которая была вызвана отсутствием в действующем законодательстве четкого
определения юридической природы «чрезвычайных» указов Президента.Ряд таких указов, которые действуют на
сегодняшний день, не соответствуют законам, а некоторые из них прямо
противоречат действующему законодательству.Правомочность Президента на издание
«чрезвычайных» указов закончилась 28 июня 1999

«Обычные»
указы принимаются Президентом согласно ст.106
Конституции. К их числу относятся,
например, указы от 8 августа 1995 г. № 720/95 «О порядке паевания земель,
переданных в коллективную собственность сельскохозяйственным предприятиям и
организациям», от 17 февраля 2003 г. № 134/2003 «О мерах по созданию
единой системы государственной регистрации земельных участков, недвижимого
имущества и прав на них в составе государственного земельного кадастра «,
от 25 июля 2006 г. № 644/2006» О некоторых вопросах
организационно-правового обеспечения формирования и регулирования рынка земли и
защиты прав владельцев земельных участков «и т.д.

Распоряжение
Президента, касающихся регулирования вопросов использования и охраны земель,
немногочисленны.Например,
согласно распоряжению Президента от 17 февраля 1996 г. № 34/96-рп «О
Национальной программе охраны земель на 1996-2005 годы» была начата работа
над созданием от соответствующих программы, целью которой стало создание
условий для рационального использования земель, воспроизводства плодородия почв
и внедрения экологически сбалансированного землепользования.

Основная
роль в конкретизации законов и основной объем земельно-правовых норм содержится
в многочисленных постановлениях и распоряжениях Кабинета Министров Украины, которое
является высшим органом в системе органов исполнительной власти.Согласно ст. 117 Конституции Правительство
принимает нормативно-правовые акты на основании и во исполнение Конституции,
законов, указов и распоряжений Президента, которые являются обязательными к
исполнению.Конечно постановления
Кабинета Министров Украины принимаются во исполнение прямого указания закона,
постановления Верховной Рады Украины или Указом Президента. Указанные полномочия основываются на
принципе разделения властей и означают, что Правительство может создавать норму
права лишь в рамках делегированных нормотворчества, когда необходимость
принятия правительственного постановления или распоряжения вытекает из актов более
высокого уровня. Так, например,
согласно пункту 4 Заключительных положений ЗК Кабинет Министров Украины 1
августа 2002 г. № 1100 принял постановление «Об утверждении Временного порядка
разграничения земель права государственной и коммунальной собственности»,
которым была обеспечена реализация конституционных прав общин сел, поселков и
городов на землю в период до законодательного урегулирования вопросов
разграничения земель государственной и коммунальной собственности.

Правительство
может также самостоятельно определять потребность принятия того или иного
нормативного акта, необходимого для устранения пробелов в действующем законодательстве. К таким актам относятся, например,
постановления Кабинета Министров Украины от 12 января 1993 г. № 151 «О
порядке ведения государственного земельного кадастра» от 4 августа 2000 г.
№ 1218 «О Государственный технологический центр охраны плодородия
почв», от 17 июля 2003 г. № 1088 «О создании единой системы
государственной регистрации земельных участков, недвижимого имущества и прав на
них в составе государственного земельного кадастра» и другие. Особенностью нормотворческой
деятельности Кабинета Министров Украины является то, что правовые нормы
содержатся как в самих постановлениях, так и в положениях, правилах, инструкциях
и порядках, которые утверждаются этими постановлениями.

Источниками
земельного права являются нормативно-правовые
акты министерств и других центральных органов исполнительной власти, 
осуществляющих управленческие и
контрольные функции в области использования и охраны земельных ресурсов. Эти акты должны соответствовать
законам, указам и распоряжениям Президента Украины, постановлениям и
распоряжениям Кабинета Министров Украины, иначе они не будут иметь законной
силы и не считать источниками земельного права. Нормативно-правовые акты министерств и
других центральных органов исполнительной власти, осуществляющих отраслевое
управление, обязательны для исполнения в пределах соответствующей отрасли. В то же время акты специально
уполномоченных государственных органов в области использования и охраны земель
и других природных ресурсов являются обязательными для всех министерств и
ведомств, физических и юридических лиц.

Центральным
органом исполнительной власти в области использования и охраны земель является
Государственный комитет Украины по земельным ресурсам (Госкомзем). Согласно постановлению Верховной Рады
Украины «Об ускорении земельной реформы и приватизации земли»
Госкомзем наделен компетенцией издавать нормативные документы по вопросам
реформирования земельных отношений, которые являются обязательными для
выполнения местными органами власти и управления, собственниками земли и
землепользователями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. В пределах своей компетенции Госкомзем
разрабатывает и утверждает инструкции, методики, правила и другие
нормативно-правовые акты межведомственного (межотраслевого) значение. К таким актам относятся, например,
приказы от 9 января 2003 г. № 2 «Об утверждении Порядка проведения
экспертной денежной оценки земельных участков», от 19 мая 2005 г. №
612/10892 «Об утверждении Порядка получения документов, материалов и
другой информации, необходимых для осуществления государственного контроля за
использованием и охраной земель «и другие.

Нормативно-правовые
акты в сфере регулирования земельных отношений по специальным вопросам могут
приниматься Госкомземом совместно с Государственным комитетом Украины по
водному хозяйству (Госводхоз) и Государственным комитетом Украины лесного
хозяйства (Госкомлесхоз), Министерством регионального развития и строительства
(Минрегионстрой), Министерством аграрной политики (Минагрополитики ) и другими
ведомствами. Как пример можно
привести приказ Госкомзема,

Минстроя,
Госводхоза, Минагрополитики, Госкомлесхоза и Украинской академии аграрных наук
от 27 января 2006 г. № 19/16/22/11/17/12 «О Порядке нормативной денежной
оценки земель несельскохозяйственного назначения (кроме земель в пределах
населенных пунктов)».

Межведомственной
компетенцией в области использования и охраны земель и других природных
ресурсов владеет Министерство охраны окружающей природной среды Украины
(Минприроды). Оно реализует
государственную политику в области экологии, рационального использования
природных ресурсов, защиты населения и окружающей среды от негативного влияния
хозяйственной деятельности путем регулирования экологической, ядерной и
радиационной безопасности на объектах всех форм собственности.

Специфика
ведомственного нормотворчества заключается в необходимости обязательной
государственной регистрации нормативных актов министерств и других центральных
органов исполнительной власти, осуществляется в соответствии с Указом
Президента от 3 октября 1992 г. № 493/92 «О государственной регистрации
нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти
«и Положением, утв.постановлением
Кабинета Министров Украины от 28 декабря 1992 г. № 731. Незарегистрированные
акты министерств и других органов исполнительной власти, а также изменения и
дополнения к ним, не могут служить источниками земельного права.

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+