Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Условия и порядок приобретения и передачи земельных участков гражданам


Условия и порядок приобретения и передачи земельных участков гражданам

Приватизация является распространенным
средством приобретения гражданами права собственности на землю. Она осуществляется
путем передачи гражданам земельных участков из земель государственной и коммунальной
собственности в пределах норм бесплатной приватизации.

Приватизация как
способ приобретения права собственности составляет передаче объектов права государственной
собственности в частную собственность граждан. А законодательная регламентация порядка
бесплатной приватизации земли является средством реализации гражданами своего конституционного
права на землю и обеспечения правопорядка в этой сфере.

В ст. 118 ЗК, вполне
посвященной порядке бесплатной приватизации земельных участков гражданами, прежде
всего, речь идет о приватизации ими участков земли, которые уже находятся в их пользовании.

Гражданин, желающий
приватизировать земельный участок, который находится в его пользовании, должен подать
заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную
администрацию или сельский, поселковый или городской совет по местонахождению земельного
участка. В пределах установленных норм приватизация
земельного участка осуществляется бесплатно. Часть участка, размеры которой превышают
нормы бесплатной приватизации, может передаваться в частную собственность за плату.

В ч. 2 ст. 118 ЗК
предусмотрен срок рассмотрения заявлений граждан и принятия соответствующих решений
по приватизации указанных земельных участков. Органы исполнительной власти и местного
самоуправления принимают такие решения в месячный срок на основании соответствующих
технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка. Такими
техническими материалами могут быть схемы расположения земельного участка, план-проект
размещения дома, а документами — государственный акт на право постоянного землепользования,
справки о регистрации договора временного или арендного землепользования, выдержки
из бывших земельно-шнуровых или похозяйственных книг местных советов. Подготовка,
сбор и предоставление технических материалов и необходимых документов является обязанностью
гражданина.

Органы исполнительной
власти непосредственно принимают решение о приватизации земельных участков.

Несколько иной порядок
приватизации земельных участков гражданами предусмотрен в ч. ст. 118 ЗК. Так, граждане — работники государственных и коммунальных
сельскохозяйственных предприятий
, учреждений и организаций, а также пенсионеры из их числа, заинтересованные
в получении бесплатно в собственность земельных участков, находящихся в постоянном
пользовании этих предприятий, учреждений и организаций, обращаются с ходатайством
о приватизации этих земель соответственно в сельский, поселковый и городской совет
или районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию.
Эти земли не находятся в постоянном пользовании граждан, а предоставленные в постоянное
пользование государственным или коммунальным сельскохозяйственным предприятиям,
учреждениям и организациям. Поэтому для граждан — работников государственных и коммунальных
сельскохозяйственных предприятий, а также пенсионеров из их числа, предполагается
обращение в указанные органы местного самоуправления или местные администрации не
с заявлением, а с ходатайством о безвозмездной передаче земельных участков в частную
собственность.

Ходатайство граждан
о бесплатной приватизации земельных участков, равно как и заявления, подлежат рассмотрению
органами местного самоуправления или органами исполнительной власти в течение месячного
срока. В случае принятия положительного решения соответствующий орган местного самоуправления
или исполнительной власти по ч. 4 ст. 118 ЗК предоставляет разрешение на разработку
проекта приватизации земель.

Разрешения на разработку
проектов приватизации указанных земель являются самостоятельными решениями органов
местного самоуправления и исполнительной власти. Они реализуются сельскохозяйственными
предприятиями самостоятельно и за счет собственных средств. В проектах приватизации
должны содержаться сведения о целевом назначении земель и их расположение, о том,
какие площади подлежат приватизации, а какие из них остаются в государственной или
коммунальной собственности, установления их размеров за сельскохозяйственными угодьями
и стоимости в условных кадастровых гектарах, количество работников и пенсионеров
из их числа, которые имеют право на приватизацию и т.д..

Проект приватизации
земли предоставляется на рассмотрение и утверждение органа местного самоуправления
или исполнительной власти. Передача земельных участков в собственность граждан —
работников государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений
и организаций, а также пенсионерам из их числа, производится после утверждения проекта
приватизации их земель, что предусмотрено ч. 5 ст. 118 ЗК.

По ч. 6 ст. 118 ЗК
граждане, заинтересованные в получении бесплатно
в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности 
для ведения фермерского хозяйства, ведения личного крестьянского хозяйства, ведения
садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений
(приусадебный участок), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных
гаражей в пределах норм бесплатной приватизации, подают заявление в соответствующую
районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или
сельский, поселковый и городской совет по местонахождению земельного участка. В
заявлении указываются желаемые размеры и цель его использования. Содержание приведенной
нормы достаточно сложным не только в связи с тем, что в нем закреплено приобретения
прав для 6 видов использования земли гражданами на основании частной собственности,
но и усложняется условиями передачи земельных участков из разных категорий земель
и для различных целей, существенно отличаются друг от друга своим правовым регулированием.

Граждане — члены
фермерского хозяйства имеют право на получение бесплатно в собственность из земель
государственной и коммунальной собственности земельных участков в размере земельной
доли (пая). Согласно ст. 32 ЗК гражданам Украины — членам фермерских хозяйств передаются
бесплатно в частную собственность предоставленные им в пользование земельные участки
в размере земельной доли (пая) члена сельскохозяйственного предприятия, расположенного
на территории соответствующего совета.

Статья 121. Нормы бесплатной
передачи земельных участков гражданам

1. Граждане Украины
имеют право на бесплатную передачу им земельных участков из земель государственной
или коммунальной собственности в таких размерах:

а) для ведения фермерского
хозяйства — в размере земельной доли (пая), определенной для членов сельскохозяйственных
предприятий, расположенных на территории сельского, поселкового, городского совета,
где находится фермерское хозяйство. Если на территории сельского, поселкового, городского
совета расположено несколько сельскохозяйственных предприятий, размер земельной
доли (пая) определяется как средний по этим предприятиям. В случае отсутствия сельскохозяйственных
предприятий на территории соответствующего совета размер земельной доли (пая) определяется
как средний по району;

б) для ведения личного
крестьянского хозяйства — не более 2,0 гектара;

в) для ведения садоводства
— не более 0,12 гектара;

г) для строительства
и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок)
в селах — не более 0,25 гектара, в поселках — не более 0,15 гектара, в городах —
не более 0,10 гектара;

г) для индивидуального
дачного строительства — не более 0,10 гектара;

д) для строительства
индивидуальных гаражей — не более 0,01 гектара.

2. Размер земельных
участков, которые передаются безвозмездно гражданину для ведения личного крестьянского
хозяйства, может быть увеличен в случае получения в натуре (на местности) земельной
доли (пая).

3. Размер земельного
участка, передаваемого бесплатно гражданину в собственность в связи с приобретением
им права собственности на жилой дом, не может быть меньше, чем максимальный размер
земельного участка соответствующего целевого назначения, установленный частью первой
настоящей статьи (кроме случаев, если размер земельного участка, на котором расположен
дом, меньше).

Статья 124. Порядок
передачи земельных участков в аренду

1. Передача
в аренду земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности,
осуществляется на основании решения соответствующего органа исполнительной власти
или органа местного самоуправления согласно их полномочиям, определенным статьей
122 настоящего Кодекса, или договора купли-продажи права аренды земельного участка
(в случае продажи права аренды) путем заключения договора аренды земельного участка
или договора купли-продажи права аренды земельного участка.

2.
Передача в аренду земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной
собственности, осуществляется по результатам проведения земельных торгов, кроме
случаев, установленных частями второй , третьей статьи 134 настоящего Кодекса.

3. Передача
в аренду земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности,
гражданам, юридическим лицам, определенным частями второй, третьей статьи 134 настоящего
Кодекса, осуществляется в порядке, установленном статьей 123 настоящего Кодекса.

4. Передача в аренду
земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, осуществляется
по договору аренды между собственником земельного участка и арендатором. Основанием
для заключения договора аренды может быть гражданско-правовой договор об отчуждении
права аренды.


Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+