Развитие земельного законодательства и права в Украине после 1917 года
Развитие земельного законодательства и права в Украине после 1917 года
Радикальные изменения земельного строя произошли после принятия 2-м Всероссийским съездом советов 26 октября 1917 Декрета «О земле», который стал первым земельным законом Советской России. В основу Декрета положен так называемый Крестьянский наказ о земле, который состоял из 242 крестьянских наказов, доставленных из разных регионов России депутатами 1-го Всероссийского съезда советов крестьянских депутатов. В Декрете было провозглашено национализации земельного фонда России, подчеркнуто, что право частной собственности на землю отменяется навсегда. Согласно этому документу землю нельзя было продавать, покупать, сдавать в аренду или в залог или отчуждать любым другим способом. Вся земля (государственная, удельная, кабинетских, монастырская, церковная, посессионные, майоратное, частнособственническая, общественная, крестьянская и т.д.) отчуждалась бесплатно, превращалась в общенародное достояние и передавалась в пользование тем, кто работал на ней.
В соответствии с Декретом помещичьи, удельные, монастырские и церковные земли подлежали конфискации и передачи в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных советов крестьянских депутатов. И, наконец, в этом документе подчеркивалась необходимость обеспечения уравнительного землепользования, то есть разделения земель между трудящимися, в зависимости от местных условий, по трудовой или потребительской норме.
Результатом принятия рассматриваемого Декрета стала отмена частной собственности на землю навсегда и без всякого выкупа.Земля была изъята из гражданского оборота. Она предоставлялась соответствующими государственными органами только в пользование. Причем это осуществлялось на безвозмездной основе. В украинской ССР Декрет о земле был введен в действие в соответствии с решением 1-го Всеукраинского съезда советов от 12 декабря 1917
В дальнейшем было издано еще несколько декретов, среди которых важнейшее значение имел Декрет от 19 февраля 1918 г. в «О социализации земли» (19 марта того же года принято его украинский вариант), который состоял из 13-ти глав и 53 статей. С принятием этого документа в земельном законодательстве впервые появились нормы, которые регламентировали отношения, связанные с использованием несельскохозяйственных земель.
Центральная Рада в Киеве 7 ноября 1917 провозгласила III Универсал, в соответствии с которым была создана самостоятельная государство — Украинская Народная Республика и одновременно отменено право собственности на помещичьи и другие нетрудовые земли. Этот документ стал основой принятого 18 января 1918 Временного земельного закона, который состоял из 3 разделов и 33 параграфов. Указанным нормативным актом впервые было кодифицировано институт пользования землей. Несмотря на короткий срок действия, Временный закон о земле наравне с первыми декретами советской власти был положительным образцом создания и развития земельного законодательства Украины.
В РСФСР 22 мая 1922 был принят Закон «О трудовом землепользовании» (его украинский вариант под названием «Основной закон о трудовом землепользовании» принято 27 мая 1922 p.), Состоявший из шести разделов и 37 статей. Он запрещал продажу, покупку, дарение, залог земли, однако впервые в истории советского земельного законодательства позволял передачу всего земельного участка или его части в трудовую аренду, а также предусматривал использование в крестьянских хозяйствах наемного труда.
Общеотраслевая кодификация земельного законодательства в Украине берет свое начало с 29 ноября 1922 p., То есть с момента вступления в силу первым ЗК УССР. Кодекс состоял из Основных положений, четырех частей (в частности, «О трудовом землепользовании», «О городские земли», «О государственном земельном имущество», «О землеустройстве и переселении»), 17 разделов, 14 глав и 227 статей.
С принятием указанного кодификационного закона была создана система подчиненности и «соподчинения» * нормативных актов, вследствие чего земельное законодательство стало более эффективно выполнять возложенные на него регулятивные функции.Были урегулированы все земельные отношения, существовавшие в то время. Основное место в Кодексе занимали положения, достаточно подробно регулировали следующие важнейшие институты, как трудовое землепользование, трудовая аренда, применение наемного труда. Кодекс определял понятие крестьянского двора, землепользования, регистрации земель, переселения, регламентировал связанные с этим вопросы, закреплял правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, городских земель, земель специального назначения и государственного запаса.
Первый общесоюзный земельный кодифицированный акт (Общие начала землепользования и землеустройства), который состоял из 13 глав и 63 статей, был принят 15 декабря 1928 С его принятием де-юре была закреплена исключительная государственная собственность на землю. В последующие годы земельное законодательство развивалось на основе этого положения. Земельные фонды всех союзных республик были преобразованы в земельный фонд Союза ССР, который стал единственным субъектом права исключительно государственной собственности на землю. Единственным юридическим основанием использования земли было право землепользования. Дальнейшим направлением развития союзного и республиканского земельного законодательства было совершенствование основных земельно-правовых институтов, которые сформировались в результате национализации земли: права исключительно государственной собственности, права землепользования и его разновидностей, правового режима различных категорий земель, землеустройства и т.д..
Следствием постоянных изменений характера земельных отношений, которые имели место в период с 1917 г. по 1928 p., Стала активизация ведения кодификационных работ, направленных на упорядочение и систематизацию соответствующих норм права. Это способствовало формированию земельного права как самостоятельной отрасли. С принятием первых кодифицированных актов были заложены основные принципы формирования отечественного земельного законодательства, а также систематизирована значительная часть нормативных актов. В период сплошной коллективизации и осуществления политики уничтожения кулачества как класса положения, касающиеся аренды земли и применения наемного труда, были отменены.
Дальнейшее развитие земельного законодательства был связан с принятием 13 декабря 1968 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик. Они состояли из преамбулы, 11 разделов и 50 статей. Основы более четко закрепили разделение земель на категории, предусмотрен Общими принципами землепользования и землеустройства 1928 p., Подтвердили запрет аренды земли, введенный в 1930 p., Урегулировали вопросы ведения государственного земельного кадастра. Были также закреплены положения, связанные с временным и вторичным землепользованием, охраной земель, закреплен новый порядок ответственности за земельные правонарушения, а также принципы бесплатного пользования землей и приоритетного использования земель сельскохозяйственного назначения. На базе Основ в 1970 г. был принят новый ЗК УССР, который практически полностью воспроизвел их положение. Он состоял из 173 статей, объединенных в 28 глав и 11 разделов.
Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, принятые 28 февраля 1990 p., Заложили принципиально новые принципы и направления развития земельного законодательства и стали предвестником современной земельной реформы. Этот законодательный акт провозгласил землю народным достоянием, отказавшись от термина «государственная собственность на землю». Был введен новый юридический титул — «владения», а также восстановлено право пользования землей на условиях аренды.Это способствовало более детальной регламентации гарантий защиты прав и законных интересов землевладельцев и землепользователей.
Важнейшей новеллой Основ считается установление платности землепользования. Специальный раздел был отведен регулированию отношений, связанных с охраной земель. Основы выделили новых субъектов земельных правоотношений — граждан, ведущих крестьянское хозяйство, закрепили связь между правовым положением недвижимости и земельным участком, на котором она расположена, а также другие новеллы. Заложенное в Основах многообразие земельных отношений, их принципиальное отличие от отношений, закрепленных в предыдущем земельном законодательстве, создали предпосылки для возвращения земли в сферу имущественного оборота и, как следствие этого, дали толчок развитию ряда норм земельного законодательства, призванных урегулировать эту сферу.