Организация и тактика обследования публично недоступных мест, жилища или иного владения лица
Организация и тактика обследования публично недоступных мест, жилища или
иного владения лица
Решение о проведении обследования принимает следователь,
прокурор, а в случаях, предусмотренных УПК, — следственный судья по ходатайству
прокурора или по ходатайству следователя, согласованного с прокурором. Следователь обязан уведомить прокурора о принятии
решения о проведении определенных негласных следственных (розыскных) действий и
полученные результаты. Прокурор вправе запретить проведение или прекратить
дальнейшее проведение указанных действий.
Следственный судья выносит постановление о разрешении на проведение
обследования, если прокурор, следователь докажет наличие достаточных оснований полагать,
что:
- совершенное преступление соответствующей тяжести;
- во время проведения указанной негласной следственной (розыскной) действия
могут быть получены доказательства, которые самостоятельно или в совокупности с
другими доказательствами могут иметь существенное значение для выяснения обстоятельств
преступления или установления лиц, совершивших преступление.
Постановления следственным судьей постановления об отказе в предоставлении
разрешения на проведение обследования не препятствует повторному обращению с новым
ходатайством о предоставлении такого разрешения.
Срок действия постановления следственного судьи о разрешении на проведение
обследования не может превышать 2 месяца.
Общий срок, в течение которого в одном уголовном производстве может
длиться проведения обследования, разрешение на проведение которой дает следственный
судья, не может превышать максимальные сроки досудебного расследования, предусмотренные
статьей 219 УПК Украины. В случае, если обследование проводится с целью установления местонахождения
лица, скрывающегося от органов досудебного расследования, следственного судьи или
суда и объявлена в розыск, это процессуальное действие может продолжаться до установления
разыскиваемого лица.
Проводить обследования вправе следователь, осуществляющий
предварительное расследование преступления, либо по его поручению уполномоченные оперативные подразделения Министерства
внутренних дел Украины, Службы безопасности Украины, органа, осуществляющего контроль
за соблюдением налогового законодательства, Государственной пенитенциарной службы
Украины. По решению следователя или прокурора к проведению негласных
следственных (розыскных) действий могут привлекаться также другие лица.
В ст. 7 закона Украины «Об ОРД» с изменениями и дополнениями
указано обязанности подразделений, осуществляющих ОРД, выполнять письменные поручения следователя, указания прокурора и постановления
следственного судьи, суда и запросы полномочных государственных органов, учреждений
и организаций о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Письменные поручения о проведении следственных (розыскных)
и негласных следственных (розыскных) действий, предоставленные следователем, прокурором
в пределах компетенции и в установленном порядке, являются обязательными для выполнения
оперативным подразделением. Такие поручения адресуются руководителю соответствующего
оперативного подразделения. Как правило, поручение следователя содержат три
раздела: описание фабулы дела; сведения, полученные в ходе расследования, в пределах,
необходимых для исполнения поручения; перечень конкретных вопросов, ответы на которые
необходимо получить оперативно-розыскным путем. Обязанностью следователя является не только постановка
задач оперативном подразделению, но и обеспечение их необходимой информацией, которую
он получает в ходе процессуальной деятельности и безотлагательное обработки полученной
от них информации.
Организацией обследования является наиболее эффективная система
использования сил и средств для выполнения поставленных задач.
При подготовке оценивают места, где будет проводиться
обследование, круг лиц, в отношении которых будут осуществляться меры, анализируют
возможности технических подразделений. Перед принятием решения о необходимости проведения
обследования оценивают тактическую целесообразность применения технических средств,
исходя из сложившейся ситуации:
предотвращения тяжкого преступления или выяснения
истины во время расследования уголовного дела;
невозможность получения информации другим способом
или с помощью других средств;
возможность шифрование источники получения информации;
возможность использования полученных материалов
в уголовном судопроизводстве;
определения местоположения преступника для его
задержания.
Следователь (или по поручению оперативный работник)
оценивает ситуацию и определяет, какие конкретно программные и технические средства
в сочетании с которыми тактическими приемами необходимо использовать, а именно:
разработка плана обследования публично недоступных
мест, жилища или иного владения лица, определение роли программных и технических
средств, методов и способов получения необходимой информации;
изучение возможности имеющихся технических средств
(их тактико-технические характеристики), отбор необходимых программных и технических
средств;
определение способов технической фиксации, возможности
применения имеющихся технических средств в конкретной ситуации и определения тактических
приемов применения техники.
Совокупность наиболее целесообразных мер, обеспечивающих
в своей последовательности успешное проведение обследования публично недоступных
мест, жилища или иного владения лица, заранее продумывают в ходе планирования. Учитывая конкретные обстоятельства план предусматривает
наиболее целесообразный порядок осуществления будущего процесса по документированию
преступления, и поэтому от того, насколько глубоко и всесторонне он продуман, научно
обоснованный, во многом зависит конечный результат.
Научная обоснованность означает, что следователь
(по поручению оперативный работник), разрабатывая план, должна исходить из полного
анализа имеющихся материалов, учет ситуации, а также реальных возможностей осуществления
негласных действий. Именно при таком подходе планирование обеспечит
эффективность обследования публично недоступных мест, жилища или иного владения
лица по раскрытию преступлений.
Выделяют следующие этапы организации планирования
проведения обследования при фиксации преступных действий:
подготовка материалов осуществления обследования
(определение необходимых характеристик программно-технических средств и специальных
знаний исполнителя для фиксации определенной преступной действия);
подготовка к проведению указанной негласной следственной
(розыскной) действия с применением технических средств оперативно-техническим подразделением
(подбор соответствующего оборудования и исполнителей для фиксации определенной преступной
действия);
реализация запланированного с внесением соответствующих
корректив при изменении обстановки (установка оборудования и проведение фиксации);
завершающий этап мероприятия (проведение разоборудования);
обработка полученной информации, ее оценка;
анализ эффективности проведения обследования публично
недоступных мест, жилища или иного владения лица, выводы по достижению его цели.
К участию в обследовании следует привлекать специалистов,
имеющих навыки отыскания соответствующих следов, фиксации обстановки, установление
химических ловушек, технических средств аудио- и видеоконтроля и тому подобное. Результаты деятельности специалиста подробно фиксируют
в справках, актах, которые составляют по окончании обследования, с точным определением
технических характеристик применяемых и введенных технических средств фиксации информации.
Оперативных работников, которые привлекаются к обследованию
публично недоступных мест, жилища или иного владения лица, всесторонне инструктируют
как по техническим и организационным аспектам его проведения, так и по вопросам
соблюдения конспирации при его осуществлении.
До получения разрешения на проведение обследования
следователь (по его поручению оперативный работник) изучает оперативную обстановку
на объекте и по согласованию с прокурором, обращается к следственному судье с ходатайством
о разрешении на обследование.
Следственный судья обязан рассмотреть ходатайство
о предоставлении разрешения на проведение обследования в течение 6:00 с момента
его получения. Рассмотрение ходатайства осуществляется с участием лица, подавшего
ходатайство.
В ходатайстве указываются:
- наименование уголовного производства и его регистрационный
номер; - краткое изложение обстоятельств преступления, в
связи с расследованием которого подается ходатайство; - правовая квалификация преступления с указанием статьи
(части статьи) закона Украины об уголовной ответственности; - сведения о лице (лицах), место или вещь, в отношении
которых необходимо провести негласную следственную (розыскной) действие; - обстоятельства, дающие основания подозревать лицо
в совершении преступления; - вид негласной следственной (розыскной) действия
и обоснование срока ее проведения; - обоснование невозможности получения сведений о преступлении
и лице, его совершившее, другим способом; - сведения в зависимости от вида негласной следственного
действия, о идентификационные признаки, которые позволят уникально идентифицировать
абонента наблюдения, телекоммуникационную сеть, конечное оборудование и т.д.; - обоснование возможности получения при проведении
негласной следственной (розыскной) действия доказательств, которые самостоятельно
или в совокупности с другими доказательствами могут иметь существенное значение
для выяснения обстоятельств преступления или установления лиц, его совершивших.
К ходатайству следователя, прокурора прилагается
выписка из Едрей по уголовному производству, в рамках которого подается ходатайство.
Следственный судья выносит определение о разрешении
на проведение обследования, если прокурор, следователь докажут наличие достаточных
оснований полагать, что:
- совершенное преступление соответствующей тяжести;
- во время проведения данной негласной следственной
(розыскной) действия могут быть получены доказательства, которые самостоятельно
или в совокупности с другими доказательствами могут иметь существенное значение
для выяснения обстоятельств преступления или установления лиц, совершивших преступление.
Постановление следственного судьи о разрешении на
проведение обследования должна соответствовать общим требованиям к судебным решениям,
а также содержать сведения о:
- прокурора, следователя, обратился с ходатайством;
- преступление, в связи с досудебным расследованием
которого принимается решение; - лицо (лиц), место или вещь, в отношении которых
необходимо провести негласную следственную (розыскной) действие; - вид негласной следственной (розыскной) действия
и сведения, в зависимости от вида негласной следственного действия, о идентификационные
признаки, которые позволят уникально идентифицировать абонента наблюдения, телекоммуникационную
сеть, конечное оборудование и т.д.; - срок действия постановления.
Если следователь, прокурор считает, что проведение
обследования следует продолжить, то следователь по согласованию с прокурором или
прокурор вправе обратиться к следственному судье с ходатайством о принятии решения
в соответствии с требованиями статьи 248 УПК.
Кроме сведений, указанных в статье 248 УПК, следователь,
прокурор должен предоставить дополнительные сведения, которые дают основания для
продолжения указанной негласной следственной (розыскной) действия.
Общий срок, проведение обследования не может превышать
максимальные сроки досудебного расследования (cт.219 УПК). В случае, если обследование жилья проводится с целью
установления местонахождения лица, скрывающегося от следственного судьи или суда,
и объявлена в розыск, она может длиться до установления местонахождения разыскиваемого
лица.
Прокурор обязан принять решение о прекращении дальнейшего
проведения обследования если в этом отпала необходимость.
В исключительных неотложных случаях, связанных со
спасением жизни людей и предотвращение совершения тяжкого или особо тяжкого преступления,
обследование может быть начато до принятия постановления следственного судьи по
решению следователя, согласованному с прокурором, или прокурора. В таком случае прокурор обязан безотлагательно после
начала такой негласной следственной (розыскной) действия обратиться с соответствующим
ходатайством к следственному судье.
Выполнение обследования должно быть немедленно прекращено,
если следственный судья постановит решение об отказе в предоставлении разрешения
на проведение этой негласной следственной (розыскной) действия. Полученная информация в таком случае должна быть
уничтожена в порядке, предусмотренном статьей 255 УПК.
Получив разрешение суда на осуществление обследования
следователь (по поручению оперативный работник) и оперативно-техническое подразделение
в случае необходимости изучают подходы к объекту, где планируется обследование,
системы и типы защитных устройств, выбирают основания для проникновения в помещение,
выясняют другие необходимые данные, определяют тактику указанной негласной действия.
Контроль за соблюдением законности при организации
и проведении обследования осуществляется по двум направлениям:
- следователем, прокурором, следственным судьей в
пределах определенного уголовного производства (ст. 3 УПК); - руководителями органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, в случае выполнения указанной негласной следственной (розыскной) действия
по поручению следователя (ст. 9 Закона «Об ОРД»).
Под тактикой обследования следует понимать совокупность взаимосвязанных,
основанных на практическом опыте приемов, методов, технических средств и научных
рекомендаций, применяются следователем (по доверенности — уполномоченными работниками
оперативных подразделений) с целью эффективного выполнения данной негласной следственной
(розыскной) действия при соблюдении законности.
Учитывая особенности подготовки и проведения обследования
следователь (по доверенности — работник оперативного подразделения) составляет план
его проведения, в котором отмечает: цель обследования; характеристику места и особенности расположения
помещения, где будет проводиться обследование; установочные данные лиц; способы связи между участниками обследования; необходимость и степень участия в мероприятии других
лиц; необходимость изъятия предметов и документов, которые могут
быть доказательствами по делу; ответственных за выполнение мероприятия в целом
и отдельных его этапов; другие данные.
В процессе обследования проводится осмотр помещений,
домов, участков местности и объектов, расположенных на них. Обследование как обзор состоит в визуальном, слуховом
и запаховому изучении обстановки в посещаемом объекте с целью выявления, изъятия
и исследования предметов, имеют причинную связь с обстоятельствами совершения преступлений,
подозреваемыми и тому подобное.
Несколько примеров:
Выполняя поручение следователя, оперативный работник
с согласия собственника посетил магазин, из которого постоянно совершались кражи,
и установил «химические ловушки» на определенных вещах, одна из которых через несколько
дней была похищена. По следам, которые остались на руках и одежде подозреваемого,
данная личность была установлена и задержана.
В противном случае оперативный работник, выполняя
поручение следователя по раскрытию убийства с расчленением тела, посетил один из
домов с согласия хозяина. В ходе беседы оперативный работник обратил внимание
на то, что при общей неряшливости и загрязненности в помещении одна стена была свежепобеленной,
а деревянный стол вычистить естественного цвета древесины. Именно эти признаки послужили поводом для дальнейшей
проверки хозяина. Позже установлено, что именно в этом помещении хозяин
дома пил с потерпевшим, с которым у него возникла драка, в результате чего пострадавший
был убит. Желая скрыть следы, преступник расчленил труп на столе. После вывоза частей тела, преступник вискоблив стол
ножом и побелил стену комнаты, на которую попали капли крови. При осмотре места происшествия следователь между
досками крышки стола и на стене обнаружил остатки крови, что было весомым доказательством
в обвинении.
Следовательно, при обследовании
определенных мест следователь (по поручению оперативный работник) может изучить
расположение помещений, дверей, мебели, наличие тех или иных предметов, может иметь
значение при следующей оценке ситуации и принятии процессуальных или управленческих
решений.