Виды и формы взаимодействия в процессе расследования преступлений
Виды и формы взаимодействия в процессе расследования преступлений
Наиболее
общим видом взаимодействия является координация деятельности правоохранительных
органов. Этот вид направлен на согласование в решении общих вопросов борьбы
с преступностью, в том числе разработки стратегии, тактики и практических рекомендаций
по борьбе с преступностью, а также ее профилактики. Формы взаимодействия имеют в
основном организационный характер (межведомственные оперативные совещания, обмен
информацией, разработка совместных докладов о состоянии преступности, основные направления
и результаты борьбы с ней).
Взаимодействие
следователя и оперативных подразделений в процессе
выявления и расследования уголовных преступлений наиболее распространенный и важный
вид взаимодействия.
Формы взаимодействия следователя и оперативных подразделений делятся
на:
нормативно-правовые, вытекающие
из положений УПК, законов, регулирующих деятельность органов внутренних дел, Службы
безопасности Украины, прокуратуры в таких вопросах:
- передачи
следователю материалов о выявленных путем оперативно-розыскных мероприятий признаки
уголовных преступлений для решения вопроса о начале производства; - проведения
следователем процессуальных действий одновременно с осуществлением оперативным подразделением
согласованных оперативных мероприятий; - проведения
оперативно-розыскных мероприятий по материалам, в которых не установлено лицо, совершившее
уголовное преступление, после передачи этой материалов следователю; - выполнение
поручений следователя о проведении негласных следственных (розыскных) действий; - осуществление
мероприятий по установлению лица, которое уклоняется от досудебного следствия; - получение
информации и документов об операциях, счетах, вкладах, внутренние и внешние экономические
соглашения физических и юридических лиц.
Взаимодействие
правоохранительных и контролирующих органов в этих
случаях происходит путем обмена оперативной информацией между специальными подразделениями
по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел и Службой безопасности
Украины.
Организационно-тактическая в таких
вопросах:
- совместная
разработка версий и согласованное планирование следственных гласных и негласных
(розыскных) действий и оперативно-розыскных мероприятий; - организации
следственно-оперативных групп (СОГ), в которые входят следователи и оперативные
работники. Данная форма взаимодействия получила распространение как одна из наиболее
эффективных.
Взаимодействие прокурора со следователем:
- следователь
незамедлительно в письменной форме уведомляет прокурора о начале досудебного расследования,
основание начала досудебного расследования; - прокурор
обязан безотлагательно, но не позднее следующего дня после внесения сведений об
уголовном правонарушении в Едрей, с соблюдением правил подследственности передать
имеющиеся у него материалы в орган предварительного расследования и поручить проведение
досудебного расследования; - прокурор
дает поручения и указания следователю о конкретных уголовных производств; - следователь
передает материалы уголовных производств по подследственности и по указанию прокурора
принимает материалы к своему производству; - прокурор
принимает процессуальные решения в случаях, предусмотренных УПК, в том числе по
закрытию уголовного производства и продления сроков досудебного расследования; - прокурор
согласовывает или отказывает в согласовании ходатайств следователя к следственному
судье о проведении следственных (розыскных) действий, негласных следственных (розыскных)
действий, других процессуальных действий.
Виды
взаимодействия следователя с экспертами, специалистами в соответствующих
областях знаний осуществляется в процессе:
- выполнение
поручений правоохранительных органов при проведении ревизий, проверок и других действий
по контролю за соблюдением законодательства Украины; - подготовка
и проведение осмотра места происшествия; - проведение
других следственных действий (следственного эксперимента, обыска и т.д.); - подготовка
и сбор материалов для экспертного исследования; - сложных
экспертных исследований, когда предварительные результаты нуждаются в уточнении
вопросов, поставленных следователем, или становится необходимость в дополнительных
материалах.
При
расследовании преступлений, совершаемых в сфере экономики, большое значение приобретает взаимодействие следователя с учреждениями Национального
банка, Антимонопольного комитета, Фонда государственного имущества, Государственной
налоговой администрации, Государственной контрольноревизионной службы и других государственных
органов Украины, которые имеют право контроля за соблюдением организациями и гражданами
законодательства.
Данный
вид взаимодействия осуществляется в следующих формах:
- передачи
полученной при осуществлении контрольных функций и анализе информации, сведений,
которые могут содержать признаки преступной деятельности; - получение
сведений из автоматизированных информационных и справочных систем и банков данных,
создаваемых Антимонопольным комитетом, Фондом государственного имущества, Государственной
таможенной службой, Государственным комитетом статистики, другими министерствами,
ведомствами, банковскими, финансовыми органами и организациями, в том числе информации
о реальных проявления преступной деятельности ; - совместной
разработки предложений, направленных на выяснение и устранение условий, способствовавших
совершению преступлений данного вида.
В делах
об экономических преступлениях следователи органов, осуществляющих контроль за соблюдением
налогового законодательства осуществляют взаимодействие с другими
государственными органами по проверке своевременности представления документов, связанных с предпринимательской,
внешнеэкономической деятельностью и др.
Органы
государственной таможенной службы способствуют
проведению оперативно-розыскных мероприятий (в зоне таможенного контроля), проводят
проверку законности действий организаций и граждан, связанных с перемещением предметов
через таможенную границу.
При
расследовании различных видов уголовных преступлений в зависимости от специфики
сферы их совершения, предмета посягательства, преступных способов, применяемых,
виновные следователи, взаимодействуют с различными государственными органами. При
расследовании преступлений против жизни и здоровья, деяний, связанных с незаконным
оборотом наркотических средств, психотропных веществ и т.п., возникает необходимость
во взаимодействии с медицинскими учреждениями, использовании помощи специалистов-фармацевтов,
химиков, ботаников, банка данных по этим вопросам.
В зависимости от решаемых при этом задач и характера их деятельности,
вопросы взаимодействия можно условно разделить на группы организационного и уголовного процессуального характера.
К первой группе следует отнести:
а) совместное изучение
и анализ материалов оперативной разработки или проверки. Особое значение такая форма взаимодействия приобретает
в ситуациях, когда решается вопрос о реализации данных, собранных при применении
оперативно-розыскных мероприятий;
б) совместное планирование
следственных действий, оперативно-розыскных и профилактических мероприятий. Данная форма взаимодействия органично связана с предыдущей. Они не могут существовать друг без друга. Результатом изучения и анализа материалов является принятие
соответствующих решений, которые в данном случае находят свое воплощение в планах
деятельности следователя и сотрудников оперативных подразделений. Разработка таких планов позволяет определить оптимальный
порядок, последовательность производства следственных действий и оперативно-розыскных
мероприятий, исключить несогласованные действий следователя и представителя оперативного
подразделения. Разработка плана согласованных
следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий будет способствовать не
только распределения компетенции, но и координации действий субъектов.
Исходя из мероприятий
плана, следователь может ставить перед оперативным подразделением задачи по установлению
существенных обстоятельств дела, потребуе применения оперативно-розыскных мероприятий. Это требует точ ного формулировки задач, четкого определения обстоятельств,
которые интересуют следствие.
в) регулярный обмен информацией
об обстоятельствах конкретного уголовного преступления. В процессе такого взаимодействия следователь получает
возможность получить дополнительную информацию о событии, которой до этого не обладал.Несмотря
на оперативно-розыскной характер, иногда она становится решающим основанием для
принятия процессуальных решений (о проведении обыска, задержания подозреваемого
и т.д.). Такая информация может
также служить для определения тактики следственных действий (допросов, обысков и т.д.), а также зашифровки источники информации.
г) проведение
совместных служебных совещаний (учений) по актуальным проблемам взаимодействия,
а также обсуждение результатов следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий
с целью определения эффективных и результативных путей раскрытия преступления.
Ко второй группе форм взаимодействия можно отнести следующие:
а) проведение оперативным
подразделением следователей (розыскных) действий по поручению следователя. Такое поручение для оперативного подразделения является
обязательным к исполнению. Оно предоставляется в
письменной форме. К такой форме взаимодействия
следователь удается в тех случаях, когда в деле одновременно нужно провести несколько
следственных действий с заинтересованными лицами, вызывается соображениями тактического
характера (одновременно обыски в соучастников, их близких, по месту работы и т.п.). При этом следует помнить, что следователь ни при каких
обстоятельствах не должен поручать другим лицам следственные действия. Это следственное действие, которые имеют существенное
значение для формирования его внутреннего убеждения и принятия важнейших решений
по делу. К ним можно отнести, например,
сообщение о подозрении и допрос подозреваемого.
б) взаимодействие в процессе
производства конкретного следственного действия или работа в составе следственно-оперативной
группы. Участвуя в производстве
следственного действия, сотрудник оперативного подразделения предоставляет следователю
помощь в наблюдении за участниками, осуществлении поисковых действий, в том числе
с применением технических средств. При этом обмен информацией происходит в кратчайшие сроки. Полученная таким образом информация немедленно передается
следователю и может использоваться для корректировки тактики следственного действия.
Следственно-оперативные
группы создают для расследования сложных и объемных уголовных правонарушений. Работники оперативного подразделения, введенные в состав
группы, по поручению следователя (руководителя группы) могут проводить следственные
действия.