Правовые основы использования результатов негласных следственных (розыскных) действий в уголовном судопроизводстве
Правовые основы использования результатов негласных следственных
(розыскных) действий в уголовном судопроизводстве
Использование результатов негласных следственных (розыскных) действий
для формирования доказательств в уголовном производстве — это проблема, которая
возникла с принятием нового УПК и рассматривается на стыке уголовного процесса и
оперативно-розыскной деятельности, а также как теоретический, так и прикладной аспект.
Результатами негласных следственных (розыскных)
действий считаются фактические данные, сведения, информация, способствующая установлению
обстоятельств, связанных с совершением уголовного преступления или преступления,
готовящемся других обстоятельств расследования, розыска лиц, скрывающихся от органов
предварительного расследования, суда и уголовного наказания.
Результаты негласных следственных (розыскных) действий используются
в уголовном производстве за исключением случаев, предусмотренных ст. 254 УПК, — если в протоколе
о проведении негласной следственного действия содержится информация о частного (личного
или семейного) жизни других лиц. Защитник, а также другие
лица, которые имеют право на ознакомление с протоколом, предупреждаются об уголовной
ответственности за разглашение полученной информации.
Негласные следственные (розыскные) действия проводятся в случаях, если
сведения о преступлении и лице, его совершившее, невозможно получить другим способом.
В новом УПК Украины значительно расширен арсенал следственных действий
благодаря внедрению новых категорий негласных следственных (розыскных) действий,
результаты проведения которых возможно использовать факты доказывания в уголовном
судопроизводстве.
Результаты проведения негласных следственных (розыскных) действий могут
содержать две группы данных.
К первой группе относятся фактические данные (сведения), непосредственно указывающие
на признаки преступления, которые могут быть использованы и закреплены в процессуальном
производстве и будут источниками доказательств по уголовному делу. Они также имеют
значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию (о наличии и места
хранения орудий, похищенных ценностей и т.п.).
К второй группе относятся данные, содержащие вспомогательный характер (о личности подозреваемого,
способы маскировки преступной деятельности и т.д.) и могут служить ориентиром для
выбора организационных и тактических приемов проведения следственных действий.
Субъектами использования результатов негласных следственных (розыскных)
действий в уголовном судопроизводстве есть отдельные участники уголовного процесса:
Следователь, который ведет досудебное расследование, вправе использовать
результаты негласных следственных (розыскных) действий, зафиксированных протоколом
с соответствующими приложениями.
Решение о проведении негласных следственных (розыскных) действий постановлением
принимает следователь, который обязан сообщить прокурору о его принятии и полученные
результаты. Использование результатов негласных следственных (розыскных) действий
соглашается с прокурором в случаях временного ограничения прав и свобод физических
и юридических лиц.
В соответствии со ст. 41 УПК Украины по письменному
поручению следователя, прокурора оперативные подразделения ОВД, органов безопасности,
органов, осуществляющих контроль за соблюдением налогового законодательства, органов
Государственной пенитенциарной службы Украины, органов Государственной пограничной
службы Украины, органов Государственной таможенной службы Украины осуществляют следователи
(розыскные) действия и негласные следственные (розыскные) действия в уголовном производстве.
По решению следователя или прокурора к проведению негласных следственных
(розыскных) действий могут привлекаться также другие лица.
Поручение следователя, прокурора о проведении следственных (розыскных)
действий и негласных следственных (розыскных) действий являются обязательными для
выполнения оперативным подразделением. По материалам результатов
проведения оперативными подразделениями негласных следственных (розыскных) действий
следователем составляется протокол с соответствующими приложениями.
Прокурор, в случаях принятия решения о проведении негласных следственных
(розыскных) действий, имеет полномочия использовать результаты негласных следственных
(розыскных) действий в уголовном производстве.
В процессе предварительного расследования прокурор вносит ходатайство
следственному судье о проведении негласных следственных (розыскных) действий, или
согласовывает ходатайство следователя, а также имеет право запретить проведение
или прекратить дальнейшее проведение негласных следственных (розыскных) действий.
В ходатайстве указываются:
— Наименование уголовного производства и его регистрационный номер;
— Краткое изложение обстоятельств преступления, в связи с расследованием
которого подается ходатайство;
— Правовая квалификация уголовного преступления с указанием статьи
(части статьи) закона Украины об уголовной ответственности;
— Сведения о лице (лицах), место или вещь, в отношении которых необходимо
провести негласную следственную (розыскной) действие;
— Обстоятельства, дающие основания подозревать лицо в совершении преступления;
— Вид негласной следственной (розыскной) действия и обоснование срока
ее проведения;
— Обоснование невозможности получения сведений о преступлении и лице,
его совершившее, другим способом;
— Сведения в зависимости от вида негласной следственного действия о
идентификационные признаки, которые позволят уникально идентифицировать абонента
наблюдения, телекоммуникационную сеть, конечное оборудование и т.д.;
— Обоснование возможности получения при проведении негласной следственной
(розыскной) действия доказательств, которые самостоятельно или в совокупности с
другими доказательствами могут иметь существенное значение для выяснения обстоятельств
преступления или установления лиц, его совершивших.
К ходатайству следователя, прокурора прилагается выписка из Едрей по
уголовному производству, в рамках которого подается ходатайство.
Исключительно прокурору предоставлено право принять решение о проведении
такой негласной следственной (розыскной) действия, как контроль за совершением преступления.
В ходе проведения мероприятий по контролю за совершением преступления
запрещается провоцировать (подстрекать) лицо на совершение этого преступления с
целью его последующего изобличения, помогая лицу совершить преступление, которое
она бы не сделала, как бы следователь этом не способствовал, или с этой же целью
влиять на его поведение насилием, угрозами, шантажом. Полученные таким образом
вещи и документы не могут быть использованы в качестве доказательств в уголовном
производстве.
По результатам контроля за совершением преступления составляется протокол,
к которому прилагаются вещи и документы, полученные во время проведения этой негласной
следственной (розыскной) действия, являются доказательной базой в уголовном судопроизводстве. В случае если контроль
за совершением преступления заканчивается открытым фиксированием, то об этом составляется
протокол в присутствии такого лица, что также может быть использован в уголовном
производстве.
Результаты контроля за совершением преступления по незаконному перемещению
через территорию Украины транзитом, ввоз в Украину и вывоз за пределы Украины вещей,
изъятых из свободного обращения или других вещей или документов оформляются протоколом
с соответствующими приложениями в порядке, предусмотренном законодательством, по
договоренности с соответствующими органами иностранных государств или на основании
международных договоров Украины.
Прокурор или следователь, или оперативный работник согласно указанию
прокурора по материалам проведения контроля за совершением уголовного преступления
составляет протокол с соответствующими приложениями, в котором нужно:
— Изложить обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии во время
негласной следственной (розыскной) действия провоцирование лица на совершение преступления;
— Указать о применении специальных имитационных средств.
Временное ограничение конституционных прав личности при проведении
контроля за совершением преступления, если возникает такая необходимость, должно
осуществляться в пределах, допускаемых Конституцией Украины, на основании решения
следственного судьи в соответствии с требованиями УПК Украины.
Следственный судья обязан рассмотреть ходатайство о предоставлении
разрешения на проведение негласной следственной (розыскной) действия в течение шести
часов с момента его получения. Рассмотрение ходатайства осуществляется с участием лица, подавшего
ходатайство.
Следственный судья выносит постановление о разрешении на проведение
негласной следственной (розыскной) действия, если прокурор, следователь докажет
наличие достаточных оснований полагать, что:
— Совершенное преступление соответствующей тяжести;
— Во время проведения негласной следственной (розыскной) действия могут
быть получены доказательства, которые самостоятельно или в совокупности с другими
доказательствами могут иметь существенное значение для выяснения обстоятельств преступления
или установления лиц, совершивших преступление.
Постановление следственного судьи о разрешении на проведение негласной
следственной (розыскной) действия должна соответствовать общим требованиям к судебным
решениям, предусмотренных УПК, а также содержать сведения о:
— Прокурора, следователя, обратился с ходатайством;
— Преступление, в связи с досудебным расследованием которого выносится
постановление;
— Лицо (лиц), место или вещь, в отношении которых необходимо провести
негласную следственную (розыскной) действие;
— Вид негласной следственной (розыскной) действия и сведения в зависимости
от вида негласной следственного действия о идентификационные признаки, которые позволят
уникально идентифицировать абонента наблюдения, телекоммуникационную сеть, конечное
оборудование и т.д.;
— Срок действия постановления.
Постановления следственным судьей постановления об отказе в предоставлении
разрешения на проведение негласной следственной (розыскной) действия не препятствует
повторному обращению с новым ходатайством о предоставлении такого разрешения.
Материалы, оформленные протоколами о проведении негласных следственных
(розыскных) действий, аудио- или видеозаписи, фотоснимки, другие результаты, полученные
с помощью применения технических средств, изъятые во время их проведения вещи и
документы или их копии могут использоваться в доказывании на тех же основаниях,
что и результаты проведения других следственных (розыскных) действий во время досудебного
расследования.
Негласные следственные (розыскные) действия проводятся уполномоченными
лицами, и лицами, которые привлекаются к их проведению, процессуальным законодательством
предусмотрено в необходимых случаях допрос этих лиц в качестве свидетелей. Указанная процессуальное
действие может происходить с сохранением в тайне сведений об этих лицах и с применением
по отношению к ним соответствующие меры безопасности, предусмотренных законом.
Согласно УПК Украины могут быть допрошены лица, по поводу действий
или контактов которых проводились такие действия, в случае использования для доказывания
результатов негласных следственных (розыскных) действий. Указанные лица уведомляются
о проведении негласных следственных (розыскных) действий только по ним в срок, предусмотренный
ст. 253 УПК Украины, и в том объеме, который затрагивает их права, свободы
или интересы, то есть конкретное время сообщения определяется с учетом наличия или
отсутствия угроз для достижения цели досудебного расследования, общественной безопасности,
жизни или здоровья лиц, причастных к проведению негласных следственных (розыскных)
действий. Соответствующее сообщение о факте и результаты негласной следственной
(розыскной) действия должно быть осуществлено в течение двенадцати месяцев со дня
прекращения таких действий, но не позднее обращение в суд с обвинительным актом.
В случае, когда в результате проведения негласной следственной (розыскной)
действия выявлены признаки уголовного преступления, не расследуется в данном уголовном
производстве, полученная информация может быть использована в другом уголовном производстве
только на основании постановления следственного судьи, которая выносится по ходатайству
прокурора.
Следственный судья рассматривает ходатайство в соответствии с требованиями
статей 247, 248 УПК Украины и отказывает в его удовлетворении, если прокурор, помимо
прочего, не докажет законность получения информации и наличие достаточных оснований
полагать, что она свидетельствует о проявлении признаков уголовного преступления.
Передачи информации, полученной в результате проведения негласных следственных
(розыскных) действий, осуществляется только через прокурора.
В современных условиях проблемным остается вопрос совершенствования
законодательного обеспечения процессуальной деятельности субъектов негласных следственных
(розыскных) действий, поскольку меняется статус процесса получения информации негласным
путем. Если в действующем законодательстве это оперативно-розыскное действие,
то новый УПК определяет этот процесс как уголовное процессуальное, негласную следственную
(розыскной) действие.
Нынешняя оперативно-розыскная действие имеет статус государственной
тайны, с ограничением «секретно» или «совершенно секретно» в соответствии с Законом
Украины «О государственной тайне» и приказа Службы безопасности Украины от 12.08.2005
г. № 440 «Об утверждении Свода сведений, составляющих государственную тайну», так
ее невозможно отнести к негласных следственных (розыскных) действий. Это значительно затрудняет
использование доказательств, полученных таким путем в уголовном производстве.