Средства, используемые при проведении негласных следственных (розыскных) действий
Содержание страницы:
Средства, используемые
при проведении негласных следственных (розыскных) действий. Фиксация хода и результатов
негласных следственных (розыскных) действий
Статья 252. Фиксация хода и результатов негласных следственных
(розыскных) действий
1 Фиксация
хода и результатов негласных следственных (розыскных) действий должна соответствовать
общим правилам фиксации уголовного производства, предусмотренным этих Кодексом. По результатам проведения негласной следственной
(розыскной) действия составляется протокол, к которому в случае необходимости привлекаются
приложения. Сведения о лицах, которые проводили
негласные следственные (розыскные) действия или были привлечены к их проведению,
в случае осуществления в отношении их мер безопасности могут указываться с обеспечением
конфиденциальности данных о таких лицах в порядке, определенном законодательством.
2 Проведение
негласных следственных (розыскных) действий может фиксироваться с помощью технических
и других средств.
3 Протоколы
о проведении негласных следственных (розыскных) действий с приложениями не позднее
чем через двадцать четыре часа с момента прекращения указанных негласных следственных
(розыскных) действий передаются прокурору.
4 Прокурор
принимает меры по сохранению полученных во время проведения негласных следственных
(розыскных) действий вещей и документов, которые планирует использовать в уголовном
производстве.
1 Фиксация
хода и результатов негласных следственных (розыскных) действий должна соответствовать
общим правилам фиксации уголовного производства, предусмотренным УПК. В частности, по результатам проведения негласной
следственной (розыскной) действия составляется протокол, к которому в случае необходимости
привлекаются приложения. Протокол по результатам
проведения негласной следственной (розыскной) действия составляется субъектом, непосредственно
ее выполнял, то есть следователем, прокурором, сотрудником оперативного подразделения,
проводил негласную следственную (розыскной) действие по поручению следователя в
соответствии с ч. Бы в. 246 УПК. В отдельных случаях, если до проведения негласной
следственной (розыскной) действия привлекались сотрудники (специалисты) оперативных
подразделений, они также могут быть привлечены к участию в составлении протокола
по результатам проведения негласной следственной (розыскной) действия с целью оказания
помощи и содействия в эксплуатации специальных технических средств, расшифровки
содержания зафиксированной информации.
Протокол
негласных следственных (розыскных) действий должен соответствовать общим требованиям,
которые закреплены процессуальным законом с учетом специфики и особенностей их производства. Так, в статьях 103-107 УПК предусмотрены общие
правила фиксации уголовного производства. В
соответствии со ст. 103 УПК в уголовном
производстве существует две формы фиксирования хода и результатов негласных следственных
(розыскных) действий: составление протокола; закрепление
на материальных носителях информации о ходе и результатах проведения негласных следственных
(розыскных) действий (кино -, фото -, аудио -, видеоматериалы, другие носители информации,
в том числе и электронные, и т.д.).
В соответствии
со ст. 99 УПК документом специально созданный
с целью сохранения информации материальный объект, содержащий зафиксированы с помощью
письменных знаков, звука, изображения и т.п. сведения, которые могут быть использованы
как доказательство факта или обстоятельств, устанавливаемых во время уголовного
производства. Согласно ч. 2 ст. 99 УПК протоколы, составленные по результатам
негласных следственных (розыскных) действий, и приложения к ним являются документами,
которые подлежат использованию в уголовном производстве. Материалы документирования результатов негласных
следственных (розыскных) действий закрепляют сведения о фактах (событиях, явлениях,
процессах), обнаружены во время их проведения, имеющие значение для досудебного
расследования. С учетом цели проведения
негласных следственных (розыскных) действий, главное назначение документов, сформированных
по их результатам, заключается в фиксации и хранении:
1) фактических
данных о преступных действиях отдельных лиц и групп с целью своевременного выявления,
раскрытия и расследования преступлений, а также для использования этих данных в
качестве доказательств в уголовном судопроизводстве;
2) информации
о местонахождении лиц, скрывающихся от органов досудебного расследования и суда.
С учетом
требований ст. 104 УПК протокол негласной
следственной (розыскной) действия состоит из вводной, описательной и заключительной
части, которая должна содержать сведения об изъятых вещах и документах и способ
их идентификации, способ ознакомления участников с содержанием протокола, замечания
и дополнения к письменному протокола со стороны участников процессуального действия.
Особенности
протокола, составленного по результатам проведения негласной следственной (розыскной)
действия, заключаются в том, что он содержит определенные атрибуты: наименование
документа (например, протокол снятия информации с транспортных телекоммуникационных
сетей);дата, время и место его составления; должность,
фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; содержание мероприятия; место и время проведения мероприятия (например,
время начала и время окончания снятия информации с транспортных телекоммуникационных
сетей); сведения о лицах, участвовавших
в проведении мероприятия; лиц, присутствовавших
при осмотре и воспроизведении носителя (специалист); отметка о разъяснении специалисту его прав,
предупреждение об ответственности; описание
носителя с зафиксированной информации, его индивидуальные признаки; сведения, имеющие
отношение к исследуемому событию, полученные во время мероприятия; технические средства, используемые для воспроизведения
информации; отметки о опечатывания носителя; замечания, поступающие от лиц, участвующих в
составлении протокола; подписи лиц, участвующих
в составлении протокола; определения приложений
и т.д..
Перед
подписанием протокола участникам процессуального действия предоставляется возможность
ознакомиться с текстом протокола.
Замечания
и дополнения указываются в протоколе перед подписями. Протокол подписывают все участники, которые
принимали участие в проведении процессуального действия. Если лицо, принимавшее
участие в проведении процессуального действия, отказалась подписать протокол, это
отмечается в протоколе и предоставляется такому лицу право дать письменные объяснения
о причинах отказа от подписания, которые заносятся в протокол.
Лицом,
проводившим процессуальное действие, в протокол приобщаются приложения (в. 105 УПК). Приложениями к протоколу могут быть:
— Специально
изготовленные копии, образцы объектов, вещей и документов;
— Письменные
объяснения специалистов, принимавших участие в проведении соответствующей процессуальной
действия;
— Стенограмма,
аудио -, видеозапись процессуального действия;
— Фототаблицы,
схемы, слепки, носители компьютерной информации и другие материалы, которые объясняют
содержание протокола.
Приложения
к протоколам должны быть должным образом изготовлены, упакованы с целью надежного
сохранения, а также заверенные подписями следователя, прокурора, специалиста, других
лиц, принимавших участие в изготовлении таких приложений.
2 Проведение
негласных следственных (розыскных) действий может фиксироваться с помощью технических
и других средств. Процессуальный порядок такого фиксирования установленный ст. 107 УПК.
3 Часть
3 комментируемой статьи отмечает, что протоколы о проведении негласных следственных
(розыскных) действий с соответствующими приложениями передаются прокурору не позднее
чем через двадцать четыре часа с момента прекращения указанных негласных (розыскных)
действий.
4 Прокурор
принимает меры для сохранения полученных в ходе проведения негласных следственных
(розыскных) действий вещей и документов, которые планирует использовать в уголовном
производстве. Хранение указанных предметов
обеспечивается прокурором с соблюдением требований ст. 100 УПК.
Приложения
к протоколу формируются лицами, проводят соответствующую негласную следственную
(розыскной) действия, во время ее проведения или непосредственно после ее окончания.
В соответствии
со ст. 98 УПК в случаях, когда документы
негласных следственных (розыскных) действий оказались орудием совершения преступлений,
предметом преступных посягательств или их продуктом, сохранили на себе следы преступления
и пригодны для выяснения обстоятельств, подлежащих доказыванию в уголовном производстве,
они могут рассматриваться в уголовном судопроизводстве в качестве вещественных доказательств.
Согласно
ч. 2 с. 99 УПК материалы оперативно-розыскной
деятельности, на которых зафиксированы фактические данные о противоправных действиях
отдельных лиц и групп, собранные оперативными подразделениями с соблюдением требований
ЗУ «Об оперативно-розыскной деятельности», при условии соответствия их
формы в. 99 УПК, являются документами и
могут использоваться в уголовном производстве в качестве доказательств.
Статья 253. Сообщение лиц, в
отношении которых проводились негласные следственные (розыскные) действия
1 Лица,
конституционные права которых были временно ограничены при проведении негласных
следственных (розыскных) действий, а также подозреваемый, его защитник должны быть
письменно уведомлены прокурором или по его поручению следователем о таком ограничении.
2 Конкретное
время сообщения определяется с учетом наличия или отсутствия угроз для достижения
цели досудебного расследования, общественной безопасности, жизни или здоровья лиц,
причастных к проведению негласных следственных (розыскных) действий. Соответствующее сообщение о факте и результаты
негласной следственной (розыскной) действия должно быть осуществлено в течение двенадцати
месяцев со дня прекращения таких действий, но не позднее обращение в суд с обвинительным
актом.
1 Закрепление
положения, содержащегося в ч. 1 комментируемой этапе, обеспечивает функционирование
реального механизма обеспечения государством прав человека на неприкосновенность
жилища, тайну переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции,
а также способствует повышению ответственности субъектов, уполномоченных принимать
решение о необходимости проведения негласных следственных (розыскных) действий.
2 Определение
момента уведомления лица, в отношении которого проводилась негласная следственная
(розыскная) действие, обоснованное требованиями, сформированных практикой ЕСПЧ. В частности, в ч. 1 комментируемой статьи учтена
позиция, изложенную ЕСПЧ в решении по делу «Класс и другие против Германии»,
в резолютивной части которого отмечается, что «сообщение каждого лица сразу
после прекращения по ней тайного слежения о таком мероприятии может составлять существенную
преграду реализации долговременной цели, для которой изначально и устанавливалось
наблюдение «. Однако суд согласился
с позицией Федерального конституционного суда Германии, соответствующее лицо должно
быть извещена сразу с появлением такой возможности, но без риска для обеспечения
цели такого вмешательства. Изложенная позиция
нашла отражение и в комментируемой части статьи, которая закрепляет, что конкретное
время сообщения определяется с учетом наличия или отсутствия угроз для достижения
цели досудебного расследования, общественной безопасности, жизни или здоровья лиц,
причастных к проведению негласных следственных (розыскных) действий. Таким образом законодатель обеспечивает органам
досудебного расследования при проведении негласных следственных (розыскных) действий,
которые временно ограничивают права и свободы человека, возможность в полном объеме
осуществлять документирование противоправной деятельности, после чего лицам, по
поводу действий и контактов которых проводились негласные следственные (розыскные)
действия, возникает возможность воспользоваться своим правом на обжалование правомерности
действий органов предварительного расследования.
Согласно
требованиям ст. 17 ЗУ «О выполнении
решений и применении практики Европейского суда по правам человека» от 23 февраля
2006 № 3477-1V положения комментируемой статьи Закона также учитывают решение ЕСПЧ
по делу «Волохи против Украины» от 02.11.2006 г.. В этом решении Суд констатировал
нарушение ст. 13 Конвенции на том основании,
что «законодательство Украины не обеспечивает лицо, в отношении которого принимаются
меры наблюдения, надлежащими гарантиями защиты, поскольку оно не предусматривает
обязанность сообщать лицу о мерах наблюдения, примененных в отношении него. Даже
если лица, в которых используются такие меры, узнают о вмешательстве в их право
на уважение их корреспонденции, как это произошло в этом деле, право обжаловать
законность такого решения, гарантированное национальным законодательством, на практике
оказалось ограниченным «.
Учитывая
нормы законодательства в сфере защиты прав человека и практику ЕСПЧ, нормы комментируемой
статьи закрепляют, что прокурор лично или через следователя, предоставив ему соответствующее
письменное поручение, уведомляет лицо письменно о временном ограничении ее конституционных
прав только в том случае, когда отсутствуют угрозы для достижения цели досудебного
расследования, общественной безопасности, жизни или здоровья лиц, причастных к проведению
негласных следственных (розыскных) действий, в течение двенадцати месяцев со дня
прекращения таких действий, но не позднее обращение в суд с обвинительным актом.
Статьей
не предусмотрено, что поручение прокурора следователю о сообщении лиц, в отношении
которых осуществлялись меры, временно ограничивающие права человека, должно быть
изложено в письменной форме. Однако, рассматривая
положения настоящей статьи, следует учитывать нормы, закрепленные в ч. 4 ст. 40 УПК, в которой отмечается, что следователь
обязан выполнять поручения и указания прокурора, которые предоставляются в письменной
форме.
Решение
о конкретном времени уведомления определяется с учетом наличия или отсутствия угроз
для достижения мсти досудебного расследования, общественной безопасности, жизни
или здоровья лиц, причастных к проведению негласных следственных (розыскных) действий,
и должно быть осуществлено в течение двенадцати месяцев со дня прекращения таких
действий, но не позднее обращение в суд с обвинительным актом. Если такие угрозы существуют, прокурором или
по его поручению следователем, оперативным подразделением принимаются соответствующие
меры по их устранению.
Использование
результатов негласных следственных (розыскных) действий в доказывании
Статья 256. Использование результатов
негласных следственных (розыскных) действий в доказывании
1 Протоколы
о проведении негласных следственных (розыскных) действий, аудио — или видеозаписи,
фотоснимки, другие результаты, полученные с помощью применения технических средств,
изъятые во время их проведения вещи и документы или их копии могут использоваться
в доказывании на тех же основаниях, что и результаты проведения других следственных
(розыскных) действий в ходе досудебного расследования.
2 Лица,
проводившие негласные следственные (розыскные) действия или были привлечены к их
проведению, могут быть допрошены как свидетели. Допрос этих лиц может происходить с сохранением
в тайне сведений об этих лицах и с применением по ним соответствующие меры безопасности,
предусмотренных законом.
3 Если
для доказывания результатов негласных следственных (розыскных) действий могут быть
допрошены лица, по поводу действий или контактов которых проводились такие действия.Такие
лица уведомляются о проведении негласных следственных (розыскных) действий только
по ним в срок, предусмотренный статьей 253 настоящего Кодекса, и в том объеме, который
затрагивает их права, свободы или интересы.
1 Проведение
негласных следственных (розыскных) действий имеет целью выявление и фиксацию информации,
указывающей на признаки подготавливаемого, совершенного или совершаемого преступления,
при условии, что другим способом получить соответствующие сведения органам досудебного
расследования не удалось. Негласные следственные
(розыскные) действия, регламентированные данной главой УПК, проводятся в конспиративный
способ, обеспечивающий возможность получения информации о подготовке и совершении
преступлений скрыто от лиц, противоправные действия которых документируются. Документирования противоправной деятельности
через проведение негласных следственных действий может осуществляться только в случаях,
когда предотвратить совершение преступления или раскрыть преступление другими средствами
невозможно. Полученная в результате проведения
негласных следственных (розыскных) действий информация обеспечивает возможность
следователю установить реальную картину расследуемого события преступления, поскольку
лица, являющиеся объектами проведения негласных следственных (розыскных) действий,
не подозревая, что за ними ведется наблюдение, а также, что их противоправные действия
фиксируются с помощью технических средств, ведут себя непринужденно, таким образом
раскрывая своими действиями свои планы и намерения по совершению преступных посягательств,
и могут обмениваться со своими сообщниками и другими лицами информации, разоблачает
их противоправную антиобщественную деятельность.
Организационно-тактические
основы проведения каждой из негласных следственных (розыскных) действий, закрепленных
гл.21 УПК, является защищенной законом тайной, их правовая регламентация обеспечивается
подзаконными нормативными актами субъектов, уполномоченных на их проведение.
Под результатом
негласных следственных (розыскных) действий следует понимать совокупность полученных
в результате их проведения сведений, указывающих на признаки совершения преступления,
лиц, их совершивших, а также информации о лицах, уклоняющихся от уголовной ответственности,
органов досудебного расследования или суда или от уголовного наказания. Информация, полученная в соответствии с целью
проведения негласных следственных (розыскных) действий и зафиксирована на материальных
носителях, являются материалами негласных следственных (розыскных) действий. Обязательными требованиями к материалам негласных
следственных (розыскных) действий следует считать то, что они отражают информацию,
полученную в соответствии с целью уголовного судопроизводства и зафиксированную
в порядке, определенном законодательными и ведомственными актами. В результате проведения негласных следственных
(розыскных) действий могут быть получены документы (копии), содержащие фактические
данные о преступных деяниях отдельных лиц и групп, объекты материального мира (вещи
и предметы), свойства, качества и состояние которых объективно повязкам связанные
с преступной деятельностью, или бывшие орудием преступления, и все другие материальные
объекты, которые могут быть средствами обнаружения, раскрытия и расследования преступления
и использованы как приводы и основания для начала уголовного производства и принятие
других процессуальных решений, а также для получения фактических данных, которые
могут использоваться в доказывании. Под
копией следует понимать документ, воспроизводящий информацию документа-оригинала,
а также внешние признаки (или их части) с обязательной пометкой «копия». Копии с документов, содержащих следы уголовного
преступления, сохранили на себе его следы или содержат другие сведения, которые
могут быть использованы как доказательство факта или обстоятельства, устанавливаемые
в ходе уголовного производства в соответствии с положениями ст.98 УПК, и оформлены
как приложения к протоколу негласной следственной (розыскной) действия (статьи 104-106,252
УПК), могут использоваться в доказывании.
Согласно
требованиям ч. 1 комментируемой статьи по результатам проведения каждой из негласных
следственных (розыскных) действий составляется протокол. Приложениями к протоколу являются материальные
носители информации, предметы и документы, полученные по результатам проведения
этих негласных следственных (розыскных) действий. В зависимости от специфики негласной следственной
(розыскной) действия по ее результатам могут быть сформированы различные приложения. В частности, по результатам аудиоконтроля лица
или аудиоконтроля места приложениями к протоколу выступать фонограммы записи разговоров,
зафиксированы на аналоговых или цифровых носителях, за результаты наложения ареста
на корреспонденцию, ее осмотра и выемки приложениями к протоколу могут выступать
предметы и документы, пересылались в отправлениях, или копии таких документов, материалы
фото — киносъемки негласных следственных действий учитывая, выемки телеграфно-почтовых
отправлений и т.п.. Протокол по результатам
проведения негласной следственной (розыскной) действия составляется лицом, ее проводила,
к содержанию вносятся необходимые сведения о дате и места составления протокола,
вида проведенной негласной следственной (розыскной) действия со ссылкой на норму
УПК, сведения о уполномоченного лица, дала разрешение на ее проведение, даты начала
и окончания, срока проведения, полученные результаты. Ход проведения отдельных негласных следственных
(розыскных) действий может фиксироваться с помощью технических средств. Результаты технического документирования хода
производства негласных следственных (розыскных) действий также могут использоваться
в доказывании на судебных стадиях уголовного производства.
Протоколы
с приложениями негласных следственных (розыскных) действий после окончания их производства
и до момента предания обвиняемого суду хранятся в прокурора, осуществляющего процессуальное
руководство досудебным расследованием и отвечает за их сохранность. На судебных стадиях уголовного производства
суд исследует протоколы с приложениями негласных следственных (розыскных) действий,
в необходимых случаях к участию приглашается специалист, который предоставляет необходимые
консультации или помощь в эксплуатации технических средств, которые использовались
во время проведения досудебного расследования.
2 В соответствии
с ч. 2 этой статьи закона на любой стадии уголовного производства лица, проводившие
негласные следственные (розыскные) действия или были привлечены к их проведению,
могут быть допрошены как свидетели. Допрос
указанных лиц может иметь целью осуществления проверки законности проведенных негласных
следственных (розыскных) действий и получения консультаций или разъяснений специалиста
относительно содержания полученных за ними результатов. Поскольку организационно-тактические основы
проведения каждой из негласных следственных действий является защищенной законом
тайной, с которой может быть осведомленный лишь узкий круг специалистов, с целью
неразглашения форм и методов их проведения сведения, которые могут привести к розконспирации
методики негласных следственных (розыскных) действий, разглашению не подлежат. В исключительных случаях отдельные сведения
могут быть раскрыты для всестороннего, полного, беспристрастного исследования обстоятельств
уголовного производства, при условии, что досудебное расследование и судебное производство
осуществляются с соблюдением режима секретности.
Этой
же нормой статьи УПК закреплено, что допрос лиц, проводивших негласные следственные
(розыскные) действия или были привлечены к их проведению, может происходить с сохранением
в тайне сведений об этих лицах и с применением по ним соответствующие меры безопасности,
предусмотренных законом. Разглашение на
досудебном расследовании и на стадиях судебного рассмотрения материалов уголовного
производства сведений в отношении лиц, которые непосредственно проводили негласные
следственные (розыскные) действия, в подавляющем большинстве случаев может создать
угрозу как их личной безопасности, так и нанести вред членам их семей. Кроме того, обнародование в ходе уголовного
производства персональных данных, которые проводили или участвовали в проведении
негласных следственных (розыскных) действий, сделает невозможным дальнейшее их использование
на соответствующем участке работы, ведь о том, кем является и чем замаеться этот
человек, будет осведомлена неопределенное количество лиц, принимавших участие в
уголовном производстве. Поэтому при необходимости
допроса указанной категории лиц на любой стадии уголовного производства в отношении
них следует применять предусмотренные законом меры безопасности. Неразглашении сведений может обеспечиваться
путем ограничения их внесения к материалам уголовного производства. Приняв решение о применении мер безопасности,
следователь, прокурор или суд выносит мотивированное постановление или определение
об изменении в материалах уголовного производства фамилии, имени, отчества лица,
проводившего или участвовала в проведении негласных следственных (розыскных) действий
на псевдоним. В дальнейшем в процессуальных
документах указывается только псевдоним, а другие данные указываются только в постановлении
(определении) об изменении личных данных. Это
постановление в материалы} уголовного производства не прилагается, а хранится отдельно
в органе, осуществляющем досудебное расследование.
Допрос
сотрудников оперативных подразделений, которые проводили негласные следственные
(розыскные) действия или были привлечены к их проведению, может осуществляться в
соответствии с требованиями ст. 232 УПК,
с микшированием звука и соответствующим форматом трансляции видео-изображения, не
позволит узнать это лицо.
3 В случае
использования для доказывания результатов негласных следственных (розыскных) действий
могут быть допрошены лица, по поводу действий или контактов которых проводились
соответствующие действия. Такими лицами
могут быть непосредственно подозреваемый, обвиняемый или лица, которые контактировали
с подозреваемыми или обвиняемыми и осведомлены в их противоправной деятельности,
что зафиксировано в материалах, сформированных по результатам проведения негласных
следственных (розыскных) действий. Эти
лица уведомляются о проведении негласных следственных (розыскных) действий только
по ним в сроки, предусмотренные ст. 253
УПК, и в том объеме, который затрагивает их права, свободы или интересы.
Статья 257. Использование результатов
негласных следственных (розыскных) действий в других целях или передачи информации
1 Если
в результате негласной следственной (розыскной) действия выявлены признаки уголовного
преступления, не расследуется в данном уголовном производстве, то полученная информация
может быть использована в другом уголовном производстве только на основании постановления
следственного судьи, которая выносится по ходатайству прокурора.
Следственный
судья рассматривает ходатайство в соответствии с требованиями статей 247 и 248 настоящего
Кодекса и отказывает в его удовлетворении, если прокурор, помимо прочего, не докажет
законность получения информации и наличие достаточных оснований полагать, что она
свидетельствует о проявлении признаков уголовного преступления.
2 Передача
информации, полученной в результате проведения негласных следственных (розыскных)
действий, осуществляется только через прокурора.
1 В соответствии
с требованиями этого закона уголовное производство начинается после внесения в Едрей
сведений о совершенном. В предусмотренных
законом случаях и с соблюдением установленного порядка, в целях расследования преступлений
могут проводиться негласные следственные (розыскные) действия, по результатам которых
может быть получена информация как о цели их проведения, так и другие сведения,
в частности, о частной жизни подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления,
отдельных лиц, контактирующих с ними. Конституция
Украины, КПК и другие законодательные акты Украины гарантируют сохранение в тайне
и нераспространения информации частного характера, кроме сведений, указывающих на
совершение запрещенных законом действий. Однако
нередко в результате проведения негласных следственных (розыскных) действий получается
информация о других уголовные правонарушения, совершенные подозреваемыми, обвиняемыми,
либо приобретаются сведения о совершении уголовных правонарушений другими лицами,
которые контактировали с объектами производства негласных следственных (розыскных)
действий. Соответствии с требованиями УПК
о получении такой информации субъектом проводил негласную следственную (розыскной)
действие, составляется протокол, к которому могут присоединяться приложения, которые
являются материальными носителями информации, полученной в результате их проведения.
Часть
1 комментируемой статьи УПК определяет порядок использования такой информации и
указывает, что если по результатам негласной следственной (розыскной) действия выявлены
признаки уголовного преступления, не расследуется в этом уголовном производстве,
то полученная информация может быть использована в другом уголовном производстве
только на основании постановления следственного судьи, которое выносится по ходатайству
прокурора. Согласно содержанию этой нормы,
если по результатам негласной следственной (розыскной) действия получены сведения
о совершенном уголовное правонарушение, прокурор, уполномоченный осуществлять процессуальное
руководство досудебным расследованием, проверяет, внесены сведения о его совершении
к Едрей, т.е. осуществляется любым компетентным следственным подразделением досудебное
расследование этого уголовного преступления. Если
в Едрей не зафиксировано соответствующей информации, прокурор готовит мотивированное
ходатайство о предоставлении разрешения на использование результатов негласных следственных
(розыскных) действий с целью начать досудебное расследование, с которым обращается
к следственному судье, который в соответствии со ст. 247 УПК вправе рассматривать такое обращение. Кроме того, ходатайство к следственному судье
вносится прокурором с соблюдением ч. 2 ст. 248
УПК, постановление сулу должна соответствовать требованиям, установленным ч. 4 ст. 248 УПК.
Если
получена информация о уголовного преступления, расследование которого уже осуществляется
компетентными субъектами, прокурор обращается к следственному судье о получении
разрешения на передачу этой информации органа, шо ведет досудебное расследование. К ходатайству прокурор добавляет выписку из
Едрей, протокол с приложениями, составленный по результатам негласной следственной
(розыскной) действия, а также материалы аудио-или видеофиксащи хода их проведения,
если она осуществлялась. По результатам
представленных материалов следственный судья выносит постановление, в которой дает
разрешение на использование результатов негласной следственной (розыскной) действия
в другом уголовном производстве или отказывает в нем.Обязательным условием удовлетворения
ходатайства о разрешении на использование указанных материалов является доведение
прокурором законности получения информации и наличие достаточных оснований полагать,
что она свидетельствует о проявлении признаков уголовного преступления.
2 Часть
2 комментируемой статьи определяет, что передача информации, полученной в результате
проведения негласных следственных (розыскных) действий, осуществляется только через
прокурора. Прокурор, получив постановление
следователя судьи о разрешении на использование информации, полученной при проведении
негласной следственной (розыскной) действия в другом уголовном производстве, в случаях,
когда такое производство начато, вносит соответствующие сведения в Едрей.Он поручает
органу досудебного расследования его проведения и направляет к нему постановление
следственного судьи и соответствующие материалы негласной следственной (розыскной)
действия. Если такое досудебное расследование
уже проводится и процессуальный контроль осуществляемый другой прокурор, то прокурор,
получивший решение следственного судьи о разрешении на использование информации,
полученной при проведении негласной следственной (розыскной) действия в другом уголовном
производстве, предусматривает ее передачи вместе с материалами негласной следственной
(розыскной) действия этом прокурору.
Вынесения
следственным судьей постановления об отказе в предоставлении разрешения на использование
сведений, полученных по результатам негласной следственной (розыскной) действия
в другом уголовном производстве, не препятствует повторному обращению прокурора
при наличии более веских оснований.