Правовой статус Международного района морского дна
Содержание страницы:
118. Правовой статус Международного района
морского дна
Морское дно за пределами континентального шельфа и экономической
зоны является территорией с международным режимом и образует международный район
морского дна (далее — Район). В соответствии со ст. 1 Конвенции ООН по морскому
праву 1982 г. «Район» означает дно морей и океанов и его недра за пределами национальной
юрисдикции.
Конвенция 1982 г. устанавливает, что ни одно государство не
может претендовать на суверенитет или осуществлять суверенные права в отношении
какой бы то ни было части Района и его ресурсов (ст. 137). Район был объявлен «общим
наследием человечества». Это означает, что права на ресурсы Района принадлежат всему
человечеству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну. Общее
поведение государств и их деятельность в Международном районе морского дна наряду
с положениями Конвенции регулируются принципами Устава ООН и другими нормами международного
права в интересах поддержания мира и безопасности, содействия международному сотрудничеству
и взаимопониманию.
119. Использование ресурсов Международного
района морского дна
Необходимость правового регулирования отношений
по промышленному освоению ресурсов глубоководного морского дна обусловлена, с одной
стороны, имеющимися современными технологиями работы на больших глубинах и, с другой
стороны, практической значимостью сосредоточенных там минеральных ресурсов. Наибольшую
ценность представляют железомарганцевые конкреции (минеральные образования округлой
формы), содержащие железо, марганец, кобальт, никель, титан, другие редкие металлы,
находящиеся на морском дне.
На экспериментальных судах в Красном море выдают
на-гора рудные шламы с содержанием меди, серебра, цинка. Еще в 80-х годах в океане
с глубины более 5 км. было добыто более 1000 тонн марганцевых конкреций. Из подводных
россыпей шельфа Аляски добывают золото, у берегов Южной Африки – алмазы, на шельфе
Филиппин разрабатываются титано-магнетитовые россыпи.
Район глубоководного морского дна, правовой режим
которого устанавливается Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., обычно называют
Районом. В соответствии с Конвенцией, ни одно из государств не вправе претендовать
на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой бы то
ни было части Района или его ресурсов.
Права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству,
от имени которого действует особый Международный орган по морскому дну (Орган) и
международное Предприятие. Кроме Предприятия, разведку и разработку глубоководных
минеральных ресурсов под контролем Органа могут проводить отдельные государства
или их объединения. Орган обеспечивает принятие и единообразное применение норм,
правил и процедур, регулирующих деятельность по поиску, разведке и разработки Района
по следующим вопросам:
- размеры участка Района;
- продолжительность работ в Районе и требования
к их производству; - категория ресурсов;
- отказ от проведения работ;
- доклады о ходе работ и предоставление данных.
120. Международный орган по морскому дну
Международный орган по морскому дну (МОМД) — межправительственная
организация, созданная на основании Конвенции ООН по морскому праву для организации и контроля разведки и разработки минеральных ресурсов международного
района морского дна за пределами национальной юрисдикции.
Согласно
Конвенции ООН по морскому праву разведка и разработка ресурсов района осуществляется
отдельными государствами, действующими в ассоциации с МОМД. Кроме этого, право осуществлять
разведку и разработку полезных ископаемых на морском дне предоставляется и государственным
предприятиям участников Конвенции, а также физическим и юридическим лицам под их юрисдикцией и контролем, за которых поручились участники
Конвенции. Согласно предусмотренному Конвенцией механизму, разведка и разработка
минеральных ресурсов Района осуществляется на основании утвержденного Органом плана
работ (контракта).
Параллельно
предполагается осуществление аналогичной деятельности и Предприятием, осуществляющим
эту деятельность по поручению Международного органа по морскому дну. До настоящего
времени Предприятие не было создано.
В рамках Органа учреждены Ассамблея, Совет и Секретариат.
121. Понятие и виды международных проливов
Пролив — это естественный морской проход, соединяющий районы одного
и того же моря или моря и океаны между собой. Конвенция ООН по морскому праву 1982
г. установила следующие виды проливов,
используемых для международного судоходства: проливы между одной частью открытого
моря или экономической зоны, в которых любые суда пользуются правом беспрепятственного
транзитного прохода в целях непрерывного и быстрого прохода или пролета через пролив;
проливы между островом и континентальной частью прибрежного государства, в которых
применяется право мирного прохода как для транзита, так и для захода в территориальные
и внутренние воды; проливы между одним районом открытого моря и территориальным
морем государства, в которых также применяется право мирного прохода; проливы, правовой
режим в которых регулируется специальными международными соглашениями (Черноморские
проливы, Балтийские проливы и т.д.). Граничащие с международным проливом государства
вправе в пределах, предусмотренных международными соглашениями, регулировать транзитный
и мирный проход судов и летательных аппаратов через пролив, в частности, устанавливать
правила относительно: безопасности судоходства; предотвращения загрязнения с судов;
недопущения рыболовства; погрузки и выгрузки товаров, посадки и высадки лиц в нарушение
таможенных, фискальных, санитарных или иммиграционных правил и т.п.
122. Правовой статус и режим международных
проливов
Международные
проливы — это естественные морские сужения, проход судов
через которые и пролет летательных аппаратов в воздушном пространстве над которыми
регулируются нормами международного права.
По правовому
режиму навигации выделяются следующие виды международных проливов:
- проливы,
в которых устанавливается режим мирного прохода; - проливы,
в которых устанавливается транзитный проход.
Проливы,
в которых устанавливается режим мирного прохода, делятся на две разновидности:
- проливы,
образованные континентальной частью государства и принадлежащим тому же государству
островом (например, Мессинский пролив в Италии); - проливы,
ведущие из открытого моря в территориальные воды неприбрежных к этим проливам государств
(например, Тиранский пролив, соединяющий Красное море с Акабским заливом).
Проливы,
в которых устанавливается транзитный проход, также делятся на две разновидности:
- проливы,
перекрываемые территориальными водами прибрежных государств (Гибралтарский, Малаккский,
межостровные проливы в Эгейском море и др.); - проливы,
имеющие полосу вод открытого моря (например, пролив Па-де-Кале). Согласно Конвенции
ООН по морскому праву, под транзитным проходом понимается осуществление свободы
судоходства в целях непрерывного и быстрого транзита (ст. 38).
Осуществляя транзитный проход, суда и военные корабли
обязаны воздерживаться от любой угрозы силой или ее применения, соблюдать общепринятые
правила морского судоходства. Государства, граничащие с проливом, имеют широкие
права по регулированию транзитного и мирного прохода: они могут устанавливать морские
коридоры и предписывать схемы разделения движения для судоходства, принимать законы
и правила, относящиеся к безопасности движения, предотвращению загрязнения вод пролива
и др. Такие законы и правила не должны носить дискриминационный характер.