Порядок аренды государственного и коммунального имущества в сфере хозяйствования
Содержание страницы:
Порядок аренды государственного и коммунального
имущества в сфере хозяйствования
Статья 287. Аренда государственного и коммунального имущества
1. Арендодателями в отношении государственного и коммунального имущества являются:
1) Фонд государственного имущества Украины, его региональные отделения — по целостным
имущественным комплексам предприятий, их структурным подразделениям и недвижимому
имуществу, которое является государственной собственностью, а также другому имуществу
в случаях, предусмотренных законом;
2) органы, уполномоченные Верховной Радой Автономной Республики Крым или местными
советами управлять имуществом, — соответственно по имуществу, которое принадлежит
Автономной Республике Крым или имеется в коммунальной собственности;
3) государственные (коммунальные) предприятия — по отдельному индивидуально-определенному
имуществу, а с разрешения арендодателей, указанных в пункте 2 настоящей статьи,
— также по целостным имущественным комплексам, их структурным подразделениям и недвижимому
имуществу.
2. Организационные и имущественные отношения, связанные с передачей в аренду целостных имущественных комплексов государственного сектора экономики, а также
целостных имущественных комплексов, являющихся коммунальной собственностью, регулируются
законодательством в соответствии с настоящим Кодексом.
3. Образование арендного предприятия осуществляется в соответствии со статьей
115 настоящего Кодекса. Устав субъекта хозяйствования, образованного на базе арендованного
имущества, не может противоречить условиям договора аренды.
1. Часть 1 комментируемой
статьи в императивном порядке определяет круг субъектов, которым предоставлено право
быть арендодателями. В частности, арендодателями по государственному и коммунальному
имуществу являются:
1) Фонд государственного имущества Украины, его региональные
отделения;
2) органы, уполномоченные Верховной Радой Автономной Республики Крым
или местными советами управлять имуществом, — соответственно по имуществу, которое
принадлежит Автономной Республике Крым или находится в коммунальной собственности;
3) государственные (коммунальные) предприятия — по отдельному индивидуально-определенному
имуществу, а с разрешения арендодателей, отмеченных в п. 2 этой статьи, — также
по целостным имущественным комплексам, их структурным подразделениям и недвижимому
имуществу.
Предприятия имеют право
выступать арендодателями, как правило, по отдельном) индивидуально-определенному
имуществу. В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона «Об аренде государственного и коммунального
имущества» предприятия имеют право выступать арендодателями, как правило, только
по отдельно определенному имуществу и недвижимому имуществу площадью до 200 м2,
а для того, чтобы предприятие имело право передать в аренду структурное подразделение
(филиал, цех, участок) или недвижимое имущество (здание, сооружение, помещение)
площадью свыше 200 м2, оно (предприятие
должно получить разрешение
Фонда государственного имущества Украины, его регионального отделения, представительства.
Если имущество находится в собственности Автономной Республики Крым или в коммунальной,
такое разрешение может быть предоставлено органами, уполномоченными Верховной Радой
Республики Крым и органами местного самоуправления управлять имуществом.
В отношении целостных
имущественных комплексов предприятий, их структурных подразделений и недвижимого
имущества, являющегося государственной собственностью, а также имущества, которое
не вошло в состав хозяйственных обществ, созданных в процессе приватизации (корпоратизации),
принадлежащего имущественному комплексу Национальной академии наук Украины, арендодателями
могут быть Фонд государственного имущества Украины и его региональные отделения.
По целостным имущественным
комплексам предприятий, их структурным подразделениям и недвижимому имуществу, которое
соответственно принадлежит Автономной Республике Крым или находится в коммунальной
собственности, арендодателями являются органы, уполномоченные Верховной Радой Республики
Крым и органами местного самоуправления управлять имуществом.
2. В соответствии с частью
2 комментируемой статьи организационные и имущественные отношения, связанные с передачей
в аренду целостных имущественных комплексов государственного сектора экономики,
а также целостных имущественных комплексов, являющихся коммунальной собственностью,
регулируются законодательством в соответствии с ХК Украины.
Так, кроме ХК Украины,
отношения аренды целостных имущественных комплексов государственных и коммунальных
предприятий регламентируют такие основные нормативно-правовые акты: Методика расчета
и порядок использования платы за аренду государственного имущества, утвержденная
Постановлением Кабинета Министров Украины от 4 октября 1995 г. № 786 (дополнения
1 и 2 — в редакции Постановления Кабинета Министров Украины от 19 января 2000 г.
№ 75); Разъяснения и рекомендации к указанной Методике, утвержденные приказом Фонда
государственного имущества Украины от 22 августа 2000 г. № 1765 (см. комментарий
к ст. 286 ХК Украины); Методика оценки стоимости объекта аренды, утвержденная Постановлением
Кабинета Министров Украины от 10 августа 1995 г. № 629; Положение о порядке и условиях
предоставления льгот по арендной плате арендаторам имущества государственных предприятий,
утвержденное Постановлением Кабинета Министров Украины от 29 февраля 1996 г. № 271
(с изменениями и дополнениями); Порядок отображения в бухгалтерском учете операций,
связанных с приватизацией и арендой государственных предприятий, утвержденный приказом
Министерства финансов Украины от 16 декабря 1993 г. № 109; Порядок проведения конкурса
на заключение договора аренды целостного имущественного комплекса государственного
предприятия, его структурного подразделения, утвержденный приказом Фонда государственного
имущества Украины от 4 марта 1998 г. № 396; Перечень документов, которые предоставляются
арендодателю для заключения договора аренды государственного имущества, утвержденный
приказом Фонда государственного имущества Украины от 19 апреля 1996 г. № 458; приказ
Фонда государственного имущества Украины «Об утверждении договоров аренды» от 23
августа 2000 г. № 1774 и т. п.
Анализируя содержание
комментируемой статьи, можно прийти к выводу, что особенностью арендных отношений
является их комплексный характер, что нашло свое закрепление в части 2 ст. 287 ХК
Украины и ст. 1 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества»,
который регулирует:
1) организационные отношения, связанные с передачей в аренду
имущества государственных предприятий и организаций, предприятий, основанных на
имуществе, принадлежащем Автономной Республике Крым или находящемся в коммунальной
собственности их структурных подразделений;
2) имущественные отношения между арендодателями
и арендаторами по хозяйственному использованию государственного имущества, имущества,
принадлежащего Автономной Республике Крым или находящегося в коммунальной собственности.
Следует отметить также,
что отношения аренды движимого и недвижимого имущества, объектов имущественного
комплекса Национальной академии наук Украины регулируются Законом «Об аренде государственного
и коммунального имущества» с учетом особенностей, предусмотренных Законом «Об особенностях
правового режима имущественного комплекса Национальной академии наук Украины», а
отношения аренды движимого и недвижимого имущества, закрепленного за военными частями,
заведениями, учреждениями и организациями Вооруженных сил Украины и других образованных
в соответствии с законами Украины военных формирований, которые ведут его учет в
специальном порядке, регулируются Законом Украины «Об аренде государственного и
коммунального имущества» с учетом особенностей, предусмотренных Законом Украины
«О хозяйственной деятельности в Вооруженных силах Украины».
3. Часть 3 комментируемой
статьи регламентирует порядок образования арендного предприятия, осуществляемого
в соответствии со ст. 115 ХК Украины (см. комментарий к указанной статье). В частности,
арендным предприятием признается предприятие, созданное арендатором на основе аренды
целостного имущественного комплекса существующего государственного или коммунального
предприятия или имущественного комплекса производственного структурного подразделения
(структурной единицы) отмеченного предприятия с целью осуществления предпринимательской
деятельности. При этом учредителем такого арендного предприятия может быть лишь
юридическое лицо, образованное членами трудового коллектива предприятия или его
подразделения, имущественный комплекс которого является объектом аренды (часть 2
ст. 115 ХК Украины).
Комментируемая статья
также предусматривает, что устав образованного на базе арендованного имущества субъекта
хозяйствования (арендного предприятия) не может противоречить условиям договора
аренды.
Лизинг в сфере хозяйствования
Статья 292. Лизинг в сфере хозяйствования
1. Лизинг — это хозяйственная деятельность, направленная
на инвестирование собственных либо привлеченных финансовых средств, заключающаяся
в предоставлении по договору лизинга одной стороной (лизингодателем) в исключительное
пользование другой стороне (лизингополучателю) на определенный срок имущества принадлежащего
лизингодателю или приобретаемого им в собственность (хозяйственное ведение) по поручению
либо согласованию лизингополучателя у соответствующего поставщика (продавца) имущества,
при условии уплаты лизингополучателем периодических лизинговых платежей.
2. В зависимости от особенностей осуществления
лизинговых операций лизинг может быть двух видов — финансовый либо оперативный.
По форме осуществления лизинг может быть возвратным, паевым, международным и т.
п.
3. Объектом лизинга может быть недвижимое и движимое
имущество, предназначенное для использования в качестве основных фондов, не запрещенное
законом к свободному обороту на рынке и по которому нет ограничений о передаче его
в лизинг.
4. Имущество, указанное в части первой настоящей
статьи, являющееся государственной (коммунальной) собственностью, может быть объектом
лизинга только по согласованию с органом, осуществляющим управление этим имуществом,
в соответствии с законом.
5. Не могут быть объектами лизинга земельные участки,
другие природные объекты, а также целостные имущественные комплексы государственных
(коммунальных) предприятий и их структурных подразделений.
6. Переход права собственности на объект лизинга
к другому лицу не является основанием для расторжения договора лизинга.
7. Правовое регулирование лизинга осуществляется
в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами.
1. Лизинг — это наряду
с другими одна из форм предоставления имущества в пользование, которая, исходя из
присущих ей специфических черт, имеет специальное правовое регулирование. Кроме
ХК Украины, операции финансового лизинга регулируются ГК Украины, а также Законом
Украины «О финансовом лизинге» от 16 декабря 1997 г. (в редакции от И декабря 2003
г.) и другими нормативно-правовыми актами.
Лизинг (английское-leasee,
leasing to lease) означает аренду, наем.
В юридической литературе
обосновываются разнообразные точки зрения на правовую природу лизинга, наиболее
распространенная — договор лизинга является разновидностью имущественного найма
(аренды), поскольку им опосредствуется предпринимательская деятельность по передаче
имущества в пользование, он близок к аренде (§ 1 главы 58 ГК Украины). В современных
условиях лизинг рассматривается как один из видов предпринимательской деятельности
и заключается в инвестировании лизингодателем средств в приобретение определенного
лизингополучателем имущества с целью передачи его последнему во временное платное
владение и пользование.
В соответствии с частью
1 комментируемой статьи лизинг — это хозяйственная деятельность, направленная на
инвестирование собственных или привлеченных финансовых средств, которая заключается
в предоставлении по договору лизинга одной стороной .лизингодателем) в исключительное
пользование второй стороне (лизингополучателю) на определенный срок имущества, принадлежащего
лизингодателю или приобретаемого им в собственность (хозяйственное ведение) по поручению
или согласованию лизингополучателя у соответствующего поставщика (продавца) имущества,
при условии уплаты лизингополучателем периодических лизинговых платежей.
Анализируя содержание
комментируемой статьи, можно прийти к выводу, что лизинг — это хозяйственная деятельность,
направленная на инвестирование собственных ял и привлеченных финансовых средств,
а это означает запрет на инвестирование в предмет лизинга заимообразных средств,
что противоречит ст. 5 Закона Украины «Об инвестиционной деятельности».
Юридические признаки договора
лизинга: взаимный, реальный или консенсусный возмездный.
Существенными условиями
договора лизинга являются: 1) предмет лизинга (состав и стоимость имущества); 2)
срок, на который заключается договор лизинга; 3) размер, состав и график уплаты
лизинговых платежей. В договоре лизинга могут быть предусмотрены также другие условия,
согласно которым по заявлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто согласие
(условия возвращения объекта лизинга в случае банкротства лизингополучателя; условия
страхования объекта лизинга; условия эксплуатации и технического обслуживания, модернизации
объекта лизинга и предоставления информации о его техническом состоянии; условия
регистрации объекта лизинга; условия возвращения объекта лизинга или его выкупа
по истечении действия договора; условия досрочного расторжения договора лизинга
и т. п.).
Субъектами лизинга являются:
1) лизингодатель (лизинговая компания) — субъект предпринимательской деятельности
(в том числе банковское или небанковское финансовое учреждение), который заключает
договор купли-продажи (поставки) с поставщиком и приобретает имущество по поручению
или согласию лизингополучателя в собственность (хозяйственное ведение);
2) лизингополучатель
— субъект предпринимательской деятельности, который получает имущество в исключительное
пользование на определенный срок и платит периодические лизинговые платежи;
3) производитель
или поставщик (продавец лизингового имущества) — субъект предпринимательской деятельности,
изготавливающий имущество (машины, оборудование и т, п.) и/или отчуждающий собственное
имущество, которое является объектом лизинга, по договору купли-продажи или поставки.
В соответствии с п. 2
ст. 6 Закона «О лизинге» договор лизинга должен быть заключен в письменной форме
и отвечать законодательству Украины, но несоблюдение письменной формы договора не
влияет на действительность правомочий. В случае если объектом лизинга является государственное
имущество или договор лизинга предусматривает привлечение государственных средств
или для обеспечения выполнения лизингового договора предоставляются государственные
гарантии, договор лизинга подлежит обязательной государственной регистрации в установленном
законом порядке. Такой договор считается совершенным с момента его государственной
регистрации (ст. 210 ГК Украины), порядок которой утвержден Постановлением Кабинета
Министров Украины от 16 июня 1998 г. № 913.
Существенными условиями
договора лизинга в соответствии со ст. 7 Закона «О лизинге» являются: наименование
сторон; объект лизинга (состав и стоимость имущества и условия и сроки его поставки;
срок, на который заключается договор лизинга; размер, состав и график выплаты лизинговых
платежей, условия их пересмотра; условия переоценки стоимости объекта лизинга в
соответствии с законодательством Украины; условия возвращения объекта лизинга в
случае банкротства лизингополучателя; условия страхования объекта лизинга; условия
эксплуатации и технического обслуживания, модернизации объекта лизинга и предоставления
информации о его техническом состоянии; условия регистрации объекта лизинга; условия
возвращения объекта лизинга или его выкупа по истечении срока действия договора;
условия досрочного расторжения договора лизинга; условия предоставления сведений
о финансовом состоянии лизингополучателя: ответственность сторон; дата и место заключения
договора.
В соответствии с п. 1
ст. 16 Закона «О лизинге» лизингополучатель за использование объекта лизинга вносит
периодически лизинговые платежи, которые устанавливается в соответствии с договором лизинга и могут
быть неравномерными.
При этом плата по договору
лизинга или лизинговые платежи включает:
1) сумму. которая возмещает при каждом
платеже часть стоимости объекта лизинга, который амортизируется за срок, за который
вносится лизинговый платеж;
2) сумму, которая платится лизингодателю как процент
за привлеченный им кредит для приобретения имущества о: договору лизинга;
3) платеж
как вознаграждение лизингодателю за полученное в лизинге имущество;
4) возмещение
страховых платежей по договору страхования объекта лизинга, если объект застрахован
лизингодателем;
5) другие расходы лизингодателя, предусмотренные договором лизинга.
Закон «О лизинге» предоставляет
сторонам свободу в определении размеров, способов, форм и сроков внесения лизинговых
платежей и условий их пересмотра, отмечая, что это определяется в договоре лизинга
по договоренности сторон согласно требованиям действующего законодательства Украины.
Вместе с тем лизингополучатель обязан своевременно платить предусмотренные договором
лизинга платежи, к которым в соответствии с законодательством Украины относят валовые
расходы производства и обороты лизингополучателя.
ГК Украины в ст. 806 выделяет
два вида лизинга:
1) прямой — по которому в пользование передается имущество, принадлежащее
лизингодателю на праве собственности и приобретенное им без предварительной договоренности
с лизингополучателем;
2) непрямой — по которому в пользование передается имущество,
специально приобретенное лизингополучателем у продавца (поставщика) в соответствии
с установленными лизингополучателем спецификациями и условиями.
2. В соответствии с частью
2 комментируемой статьи в зависимости от особенностей осуществления лизинговых операций,
лизинг может быть двух видов:
1) финансовый;
2) или оперативный.
Закон Украины «О налогообложении
прибыли предприятий» (п. 1.18.2 ст. 1) рассматривает оперативный лизинг как хозяйственную
операцию физического или юридического лица, предусматривающую приобретение арендодателем
по заказу арендатора основных фондов с последующей их передачей в пользование арендатору
на срок, не превышающий срока полной амортизации таких основных фондов с обязательной
последующей передачей права собственности на такие основные фонды арендатору.
По Закону Украины «О финансовом
лизинге» финансовый лизинг — это вид гражданско-правовых отношений, которые возникают
из договора финансового лизинга, по которому лизингодатель обязуется приобрести
в собственность вещь у продавца (поставщика) в соответствии с установленными лизингополучателем
спецификациями и условиями и передать ее в пользование лизингополучателю на определенный
срок не менее одного года за установленную плату (лизинговые платежи).
По окончании срока договора
финансового лизинга объект лизинга, переданный лизингополучателю согласно договору,
переходит в собственность лизингополучателя или выкупается им по остаточной стоимости.
В соответствии с Законом
Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (п. 1.18.1 ст. 1) оперативный лизинг
— это хозяйственная финансовая операция физического или юридического лица, предусматривающая
передачу арендатору права пользования основными фондами на срок, который не превышает
срока их полной амортизации, с обязательным возвращением таких основных фондов их
собственнику по окончании срока действия лизингового (арендного) соглашения.
По окончании срока договора
оперативного лизинга он может быть продлен или объект лизинга подлежит возврату
лизингодателю и может быть повторно передан в пользование другому лизингополучателю
по договору лизинга.
По формам осуществления
лизинг разделяют на:
1) обратный — это договор лизинга, который предусматривает
приобретение лизингодателем имущества у собственника и передачу последнего ему в
лизинг;
2) паевой — это осуществление лизинга при участии субъектов лизинга на принципе
заключения многостороннего договора и привлечения одного или нескольких кредиторов,
которые принимают участие в осуществлении лизинга, инвестируя свои средства. При
этом сумма инвестированных кредиторами средств не может составлять более 80 % стоимости
полученного для лизинга имущества;
3) международный — это договор лизинга, осуществляемый
субъектами лизинга, которые находятся под юрисдикцией разных государств, или в случае
если имущество или платежи пересекают государственные границы;
4) и т. д.
3. В соответствии с частью
3 комментируемой статьи объектом лизинга может быть недвижимое и движимое имущество,
предназначенное для использования в качестве основных фондов, не запрещенное законом
к свободному обороту на рынке и в отношении которого нет ограничений о передаче
его в лизинг.
В соответствии со ст.
807 ГК Украины предметом лизинга могут быть непотребительские вещи (ст. ст. 179,
185 ГК Украины), по индивидуальным признакам (ст. 184 ГК Украины) отнесенные в соответствии
с законодательством к основным фондам. То есть предметом лизинга может быть любое
движимое и недвижимое имущество, в том числе продукция, произведенная государственными
предприятиями (машины, оборудование, транспортные средства, вычислительная и другая
техника, системы телекоммуникаций и т. п.), не запрещенное к свободному обороту
и в отношении которого нет ограничений о передаче его в лизинг. Понятие «основные
фонды» находится вне границ гражданского права, поскольку регулируется налоговым
законодательством, в соответствии с которым «основные фонды» — это материальные
ценности, назначенные плательщиком налога для использования в хозяйственной деятельности
плательщика налога в течение периода, который превышает 365 календарных дней с даты
ввода в эксплуатацию этих материальных ценностей, и стоимость которых постепенно
уменьшается в связи с физическим и моральным износом (ст. 8 Закона Украины «О налогообложении
прибыли предприятий» от 28 декабря 1994 г. (с изменениями и дополнениями).
4. Частью 4 комментируемой
статьи установлено специальное ограничение по государственному имуществу. Имущество,
которое находится в государственной собственности, может быть объектом лизинга лишь
по согласованию с органом, осуществляющим управление отмеченным имуществом в порядке,
установленном Кабинетом Министров Украины.
5. В соответствии с частью 5 комментируемой статьи не могут быть предметом
договора лизинга земельные участки и другие природные объекты, единые имущественные
комплексы предприятий и их обособленные структурные подразделения (филиалы, цеха,
участки). Следует отметить, что не могут быть предметом лизинга объекты аренды государственного
имущества, определенные в ст. 4 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального
имущества» от 10 апреля 1992 г., кроме отдельного индивидуально-определенного имущества
государственных предприятий. Имущество, которое находится в государственной собственности,
может быть объектом лизинга (предметом договора лизинга) только по согласованию
с органом, осуществляющим управление этим имуществом в порядке, установленном Кабинетом
Министров Украины. Соответствующие органы определены, в частности, Декретом Кабинета
Министров Украины «Об управлении имуществом, находящимся в общегосударственной собственности»
от 15 декабря 1992 г.
6. В соответствии с частью
6 комментируемой статьи основанием для расторжения договора лизинга не может быть
переход права собственности на объект лизинга от лизингодателя к другому лицу. В
этом случае действует положение части 1 ст. 770 ГК Украины, которая устанавливает,
что в случае изменения владельца вещи, переданной в наем, к новому владельцу переходят
права и обязанности нанимателя.
7. Часть 7 комментируемой
статьи устанавливает, что правовое регулирование лизинга осуществляется в соответствии
с ХК Украины и другими законами.
Договор хранения на товарном складе и его документальное
оформление
По договору
складского хранения товарный склад (хранитель) обязуется за плату хранить товар,
пе Редан ему поклажедателем, и возвратить
этот товар в сохранности.
Договор складского
хранения заключается в письменной форме. Считается, что письменная форма договора соблюдена, если его заключение
и принятие товара на склад удостоверены складским документам. Договор складского
хранения, заключенный складом общего пользования, признаетсяпубличным.
Товарный склад
признается складом общего коры стування в
случаях, когда из закона, иных нормативно-правовых актов или выданного предпринимательской
организации разрешения (лицензии) вытекает, что она обязана принять на хранение
товары любого товаровладельца (елеваторы, холодильники, склады).
Товарный склад
обязан осуществить за свой счет осмотр товаров при принятии их на хранение для
определе ния их количества и внешнего состояния. Хранитель обязан предоставить и товаровладельцы возможность осмотра
товаров или их образцов (если хранение осуществляется с обезличением), взятия проб
и принятия мер, необходимых для обесния сохранности товаров. Каждая из сторон договора при повозвратом товара имеет право требовать его осмотра и пере ки качества. Потери, связанные с
осмотром вещей, несет сторо на, что потребовала их осмотра и проверки.
Если при возвращении
товара его не было совместно оглянуто или проверено сторонами, заявление о недостаче или пошкодження товара вследствие ненадлежащего хранения должно сделать товароволодилець
в письменной форме при получении товара, а в отношении недостачи и повреждения,
которые не могли быть обнаружены при обычном способе принятия товара, — отечение трех дней после его получения. Если нет заявления товаровладельца, считается, что товар возвращен
складом в соответствии с условиями договора, когда товароволодилець не доведет другое.
В гражданском
праве ответственность, как правило, наступает при наличии вины лица, не исполнившее
обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом. В обязательствах по кговором складского хранения предусматривается исключение из этого правила. Профессиональный хранитель отвечает за потерю (недостаток) или повреждение
товара, если не докажет, что это произошло вследствие непреодолимой силы, или посредством
собственности товара, о которых хранитель, принимая его на хранения, не знал и не мог знать, или вследствие умысла или грубой неосторожности
поклажедателя. В науке гражданского права такую ответственность
называют повышенной в том ро понимании,
что она наступает независимо от вины хранителя.
Товарный
склад в подтверждение принятия товаров выдает один из следующих документов:
1) складскую квитанцию;
2) простое складское свидетельство;
3) двойное складское свидетельство.
Товар, принятый
на хранение по простому или по двойным складским
свидетельством, может быть предметом запруды течение срока хранения товара путем залога
соответствующего свидетельства. Двойное складское свидетельство стекладается из двух частей: складского свидетельства и залогового свидетельства (варранта), которые
могут быть отделены друг от друга.
Складское и
залоговое свидетельство могут передаваться вместе или отдельно по передаточным надписям. Держатель складского
и залогового свидетельств имеет право распоряжаться товаром, хранящимся на складе. Держатель, который
имеет только складское свидетельство, имеет право распоряжаться товаром, но этот товар не может быть взят со склада до погашения
кредита, выданного по залоговому свидетельству. Простое складское
свидетельство выдается на пре дьявника.
Товарный склад
выдает товар держателю складского и залогового свидетельства (двойного складского
свидетельства) не иначе, как в обмен на оба свидетельства вместе. Держатель складского
свидетельства, не имеющему залогового знаства, но внес сумму долга по нему, товар выдается складом не иначе,
как в обмен на складское свидетельство и при условии представления вместе с ним
квитанции об уплате всей суммы долга по залоговому свидетельству.
Держатель складского
и залогового свидетельства имеет право требовать выдачи товара частями. При этом в обмен на первоначальные свидетельства ему выдают новые свидетельства
на товары, оставшиеся на складе.