Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Понятие и основные признаки личного крестьянского хозяйства

ЗУ «О личном крестьянском хозяйстве«

Этот Закон определяет правовые, организационные, экономические и социальные основы ведения личного крестьянского хозяйства.

 Статья 1. Понятие личного крестьянского хозяйства

Личное крестьянское хозяйство — это хозяйственная деятельность, которая проводится без создания юридического лица физическим лицом индивидуально или лицами, которые находятся в семейных или родственных отношениях и совместно проживают, с целью удовлетворения личных потребностей путем производства, переработки и потребления сельскохозяйственной продукции, реализации ее излишков и предоставления услуг с использованием имущества личного крестьянского хозяйства, в том числе и в сфере сельского зеленого туризма.

Члены личного крестьянского хозяйства осуществляют деятельность по своему усмотрению и риск в пределах установленного правового хозяйственного порядка, соблюдая требования настоящего Закона, законов Украины, других нормативно-правовых актов.

Деятельность, связанная с ведением личного крестьянского хозяйства, не относится к предпринимательской деятельности.

Статья 2. Законодательство, регулирующее отношения, связанные с ведением личного крестьянского хозяйства

Отношения, связанные с ведением личного крестьянского хозяйства, регулируются Конституцией Украины, Земельным кодексом Украины, Гражданским кодексом Украины, этим Законом, законами Украины, другими нормативно-правовыми актами. 

Статья 4. Учет личных крестьянских хозяйств

Личные крестьянские хозяйства подлежат учету. 

Учет личных крестьянских хозяйств осуществляют сельские, поселковые, городские советы по месту расположения земельного участка в порядке, определенном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере статистики.  

Статья 5. Земельные участки личного крестьянского хозяйства

Для ведения личного крестьянского хозяйства используют земельные участки размером не более 2,0 гектара, переданные физическим лицам в собственность или аренду в порядке, установленном законом.

Размер земельного участка личного крестьянского хозяйства может быть увеличен в случае получения в натуре (на местности) земельной доли (пая) и ее наследования членами личного крестьянского хозяйства в соответствии с законом.

Земельные участки личного крестьянского хозяйства могут быть собственностью одного лица, общей совместной собственностью супругов и общей долевой собственностью членов личного крестьянского хозяйства в соответствии с законом.

Членам личного крестьянского хозяйства земельные доли (паи) могут выделяться в натуре (на местности) единым массивом в общую долевую собственность и общую совместную собственность (супруги) в соответствии с законом.

В случае выхода из личного крестьянского хозяйства каждый его член имеет право на выделение принадлежащего ему земельного участка в натуре (на местности).

Граждане Украины, которые реализовали свое право на бесплатную приватизацию земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в размере менее 2,0 гектара, имеют право на увеличение земельного участка в пределах норм, установленных статьей 121 Земельного кодекса Украины для ведения личного крестьянского хозяйства. 

Статья 6. Имущество, используемое для ведения личного крестьянского хозяйства

К имуществу, используемому для ведения личного крестьянского хозяйства, относятся жилые дома, хозяйственные здания и сооружения, сельскохозяйственная техника, инвентарь и оборудование, транспортные средства, сельскохозяйственные и домашние животные и птица, пчелосемьи, многолетние насаждения, произведенная сельскохозяйственная продукция, продукты ее переработки и прочее имущество, приобретенное в собственность членами хозяйства в установленном законодательством порядке.

Имущество, используемое для ведения личного крестьянского хозяйства, может быть собственностью одного лица, общей долевой или общей совместной собственностью его членов в соответствии с законом.

Обращение взыскания на имущество члена личного крестьянского хозяйства допускается только на основании решения суда.

Статья 7.  Права и обязанности членов личного крестьянского хозяйства

Члены личного крестьянского хозяйства имеют право: 

самостоятельно хозяйствовать на земле; 

заключать лично или через уполномоченное лицо любые соглашения, которые не противоречат законодательству. Уполномоченным лицом может быть дееспособный член личного крестьянского хозяйства, достигший 18 лет;

реализовывать излишки произведенной продукции на рынках, а также заготовительным, перерабатывающим предприятиям и организациям, другим юридическим и физическим лицам самостоятельно осуществлять материально-техническое обеспечение собственного производства;

открывать счета в учреждениях банков и получать кредиты в установленном законодательством порядке; 

быть членами кредитного союза и пользоваться его услугами; 

получать в установленном законом порядке трудовую пенсию, а также другие виды социальной государственной помощи и субсидии;

предоставлять услуги с использованием имущества личного крестьянского хозяйства;

использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные насаждения, водные объекты, а также другие полезные свойства земли в соответствии с законом;

на возмещение убытков в случаях, предусмотренных законом; 

свободно распоряжаться принадлежащим имуществом, произведенной сельскохозяйственной продукцией и продуктами ее переработки;

получать консультационные услуги; 

участвовать в конкурсах сельскохозяйственных производителей для получения бюджетной поддержки в соответствии с общегосударственными и региональными программами;

объединяться на добровольных началах в производственные общества, ассоциации, союзы с целью координации своей деятельности, предоставления взаимопомощи и защиты общих интересов и т.п. в соответствии с законодательством Украины;

проводить в установленном законом порядке внешнеэкономическую деятельность. 

Члены личного крестьянского хозяйства обязаны: 

соблюдать требования земельного законодательства и законодательства об охране окружающей среды;

обеспечивать использование земельного участка по целевому назначению;

повышать плодородие почв и сохранять другие полезные свойства земли;

не нарушать права собственников смежных земельных участков и землепользователей;

— соблюдать правила добрососедства и ограничений, связанных с установлением земельных сервитутов и охранных зон;

своевременно уплачивать земельный налог или арендную плату; 

соблюдать действующие нормативы по качеству продукции, санитарных, экологических и других требований в соответствии с законодательством;

предоставлять сельским, поселковым, городским советам необходимые данные по их учету.

 Законом могут быть установлены также другие права и обязанности членов личного крестьянского хозяйства.

Статья 8. Занятость членов личных крестьянских хозяйств

Члены личных крестьянских хозяйств являются лицами, обеспечивающими себя работой самостоятельно и в соответствии с Законом Украины «О занятости населения») относятся к занятому населению при условии, что работа в этом хозяйстве для них является основной.

Статья 9. Общеобязательное государственное социальное страхование членов личных крестьянских хозяйств

Члены личных крестьянских хозяйств участвуют в общеобязательном государственном социальном страховании на добровольных началах в порядке, установленном законом.

Пенсионное обеспечение членов личных крестьянских хозяйств и уплата ими страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование осуществляются в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении и общеобязательном государственном пенсионном страховании.

 Предоставление социальной помощи членам личного крестьянского хозяйства осуществляется в соответствии с законом.

Статья 10. Государственная поддержка личных крестьянских хозяйств

Государственная поддержка личных крестьянских хозяйств осуществляется в соответствии с общегосударственными и региональными программами за счет государственного и местных бюджетов в порядке, установленном законом.

КМУ в соответствии с общегосударственными программами ежегодно при подготовке проекта Государственного бюджета Украины предусматривает соответствующие средства на поддержку личных крестьянских хозяйств.

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в соответствии с региональными программами ежегодно предусматривают средства в проектах местных бюджетов на поддержку личных крестьянских хозяйств.

 Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий содействуют личным крестьянским хозяйствам:

в организации в сельской местности кредитных союзов, сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов для предоставления услуг по заготовке, хранению, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, совместному использованию технических и транспортных средств и социально-бытового обслуживания, обеспечению кормами и молодняком скота и птицы;

в организации деятельности по предоставлению инженерно-технических, ветеринарных, агрономических, зоотехнических и других услуг, а также услуг по обеспечению сортовыми семенами, посадочным материалом, племенным и продуктивным скотом, гибридами и кроссами птицы, сельскохозяйственной техникой и оборудованием;

в выделении земельных участков единым массивом; 

в получении кредитов для строительства жилья, хозяйственных зданий и сооружений, приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования;

в организации в сельской местности профессиональной подготовки и переподготовки членов личного крестьянского хозяйства.

Статья 11. Прекращение ведения личного крестьянского хозяйства

Ведения личного крестьянского хозяйства прекращается в случае:

решение членов личного крестьянского хозяйства о прекращении его деятельности;

если не осталось ни одного члена хозяйства или наследника, желающего продолжить его ведение;

прекращения прав на земельный участок в соответствии с Земельным кодексом Украины ( 2768-14 ).

В случае прекращения ведения личного крестьянского хозяйства сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка, предоставленного для этих целей, изымает его из учета личных крестьянских хозяйств.

 Статья 12. Разрешение споров по ведению личного крестьянского хозяйства

Споры по ведению личного крестьянского хозяйства могут решаться органами местного самоуправления и органами исполнительной власти в пределах полномочий, определенных законом или судом.

Статья 13. Ответственность за нарушение положений настоящего Закона

Лица, виновные в нарушении положений настоящего Закона, несут ответственность согласно законам Украины.

Статья 14. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования. 

2. Законы и другие нормативно-правовые акты, принятые до вступления в силу настоящего Закона, действуют в части, не противоречащей настоящему Закону.

3. КМУ в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона:

подать на рассмотрение DHE предложения о внесении изменений в законы Украины, вытекающие из настоящего Закона;

привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

утвердить порядок определения расчетного месячного дохода на одного члена личного крестьянского хозяйства с учетом региональных условий;

обеспечить пересмотр и отмену министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

Правовой основой создания и деятельности личных крестьянских хозяйств
в Украине является Закон Украины «О личном крестьянском хозяйстве» от 15 мая 2003,
согласно которому личное крестьянское хозяйство (далее — ОСГ) — это хозяйственная
деятельность, которая проводится без создания юридического лица физическим лицом
индивидуально или лицами, которые находятся в семейных или родственных отношениях
и совместно проживают, с целью удовлетворения личных потребностей путем производства,
переработки и потребления сельскохозяйственной продукции, реализации ее излишков
и предоставления услуг с использованием имущества личного крестьянского хозяйства,
в том числе и в сфере сельского зеленого туризма.

По данным Госкомстата Украины, по состоянию на 1 января 2009 в сельских
населенных пунктах на территории сельских, поселковых и городских советов, зарегистрировано
4666,0 тысяч личных крестьянских хозяйств, членам которых в соответствии с действующим
законодательством предоставлены земельные участки общей площадью 6585,2 тыс . и. Именно эти хозяйства являются основными производителями животноводческой продукции, поскольку в 2008 у них содержалось: 66,1% поголовья крупного рогатого скота, вт. ч. коров — 78,1%;  свиней — 58,2%; овец и коз — 82,6%; лошадей — 88,2%; кроликов — 98,0%;птицы — 50,5%; пчел — 96,1% от общей численности указанных видов в Украине.

Несмотря на подсобный характер ведения личного крестьянского хозяйства,
производство валовой сельскохозяйственной продукции в указанных хозяйствах за 2008
составляло 54,0% валовой продукции сельского хозяйства в общем объеме производства,
в частности: картофеля — 97,8%; овощей — 86,1%; плодов и ягод — 84,6%; зерновых и зернобобовых — 21,0%; подсолнечника — 19,0%;сахарной свеклы — 12,2%; молока — 82,2%; мяса — 48,6%; яиц — 43,4%; шерсти — 78,5%; меда — 97,5%.

Таким образом, деятельность личных крестьянских хозяйств имеет целью
обеспечения собственных нужд жителей сел и поселков в продуктах питания и труда
на земле без создания юридического лица.

Квалификационные признаки ОСТ касающиеся возможности членства и форм
осуществления производственно-хозяйственной деятельности. Членами личных крестьянских хозяйств могут быть граждане Украины, проживающие на селе и достигли 18-летнего возраста или с момента заключения брака. Члены личного крестьянского хозяйства осуществляют деятельность по своему усмотрению.Являются лицами, которые обеспечивают себя работой самостоятельно и в соответствии с Законом Украины «О занятости населения» принадлежат к занятому населению при условии, что работа в этом хозяйстве для них является основной.

Отметим, что личные крестьянские хозяйства не являются субъектами аграрной
предпринимательской деятельности, а соответствующая форма деятельности является
способом организации труда на селе с обязательным использованием земельного участка,
предоставленного в собственность или переданного в аренду. Время, как свидетельствуют вышеприведенные статистические показатели, основными производителями овощей, плодов и картофеля в Украине является именно личные крестьянские хозяйства. Личные крестьянские хозяйства не подлежат государственной регистрации, но в соответствии со ст. 4 Закона Украины «О личном крестьянском хозяйстве» они подлежат учету в сельских, поселковых советах по месту расположения земельного участка.

Следует также подчеркнуть, что продажа произведенной в личном крестьянском
хозяйстве продукции растениеводства, скота, кроликов, нутрий, птицы (как в живом
виде, так и продукции их забоя в сыром виде и в виде первичной обработки), продукции
собственного пчеловодства не декларируется и налогом не облагается , что является
позитивом в развитии ОСГ.

Еще одним направлением деятельности, приобретает дальнейшего распространения,
является предоставление жителями сел и поселков услуг в сфере зеленого сельского
туризма. К сожалению, в Украине до сих пор не существует отдельного специального законодательного акта по регулированию организации зеленого сельского туризма. Существует лишь постановление Верховной Рады Украины «О принятии за основу проекта Закона Украины о сельском и сельском зеленом туризме» от 16 ноября 2004 № 2179, а также распоряжения Кабинета Министров Украины от 3 июля 2006 № 373-р, которым утвержден План мероприятий по государственной поддержке развития сельского туризма на 2006-2010 годы. Меры государственной поддержки развития сельского туризма направлены на улучшение экономических условий его развития, развитие инфраструктуры, маркетинга и формирования кадрового потенциала обеспечения развития сельского туризма.

Исходя из мировой практики деятельности зеленого сельского туризма
существует три типа: агротуризм, отдыха туризм, экотуризм. Агротуризм — вид сельского зеленого туризма, как познавательного, так и развлекательного характера, связанный с использованием подсобных хозяйств населения или земель сельскохозяйственных предприятий, которые временно не используются в аграрной сфере. Этот вид может не иметь ограничений в нагруженности на территорию и регламентировании видов развлекательного отдыха.

Второй тип — развлекательный туризм (отдых в деревне). Базой его развития является капитальный жилой фонд на усадьбах хозяев и имеющиеся природные, рекреационные, историко-архитектурные, культурно-бытовые и другие достижения той или иной местности. Наконец, экотуризмом является научно-познавательный вид сельского зеленого туризма, характерного для сельских местностей и деревень, расположенных в пределах территорий национальных парков, заповедных зон, природных парков и т.д., где предусмотрены соответствующие ограничения нагрузок на территорию и регламентированы виды развлекательного отдыха.

Главной фигурой в обеспечении функционирования указанных видов туризма,
в организации отдыха на селе выступает сельская семья, которая предоставляет жилье,
обеспечивает питание и знакомит с особенностями сельской местности.Сельский зеленый
туризм представляет собой специфическую форму отдыха на селе с широкой возможностью
использования природного, материального и культурного потенциала региона.

Сельский зеленый туризм в большинстве стран рассматривается как неотъемлемая
составная часть комплексного социально-экономического развития села и как одно из
средств решения многих сельских проблем.Учитывая то, что в условиях общеэкономического
кризиса экономические и социальные проблемы села чрезвычайно обострились, широкое
распространение и развитие сельского зеленого туризма особенно желанными.

Положительное влияние сельского зеленого туризма на решение социально-экономических
проблем села заключается прежде всего в том, что он расширяет сферу занятости сельского
населения, особенно женщин, и дает крестьянам дополнительный заработок; расширяет возможности занятости сельского хозяина не только в производственной сфере, но и в сфере обслуживания. При определенном накоплении числа отдыхающих появляется потребность в удовлетворении их разнообразных запросов, а это, в свою очередь, стимулирует развитие сферы услуг: транспортных, связи, торговли, службы быта, отдыха и развлекательных и других.

Важным результатом развития сельского зеленого туризма является расширение
возможностей реализации продукции ОСГ, причем реализации ее на месте и не как сельскохозяйственного
сырья, а как готовых продуктов питания после соответствующей обработки и приготовления. Опыт показывает, шо те семьи, которые принимают отдыхающих, совершенствуют и структуру посевов на приусадебных участках с учетом потребностей гостей, расширяют ассортимент овощных культур, фруктовых деревьев, ягодников и т.д.; развивают и разнообразят приусадебное животноводство, заводят тепличное хозяйство. Развитие сельского зеленого туризма побуждает к улучшению благосостояния сельских усадеб, улиц, в целом сел; стимулирует развитие социальной инфраструктуры. Существенную роль играет развитие сельского зеленого туризма в повышении культурно-образовательного уровня сельского населения. Исходя из изложенного необходимым и своевременным является ускорение принятия законопроекта «О сельском и сельском зеленом туризме» с целью установления правовых основ осуществления зеленого туризма в Украине.

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+