Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Понятие и правовые признаки фермерского хозяйства

Понятие и правовые признаки фермерского хозяйства

Фермерское хозяйство — особый вид предпринимательской деятельности граждан Украины, заключается в производстве, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции с целью получения прибыли. В современных условиях такая форма аграрного хозяйствования требует особого правового защиты и поддержки со стороны государства. 

Возникновение
фермерских хозяйств в Украине связано с реформированием аграрных отношений и осуществлением
рыночных экономических преобразований. Как справедливо отметила Н.И. Титова, речь
идет о ликвидации монопольного существования таких субъектов, олицетворяли лишь
крупные общественные формы хозяйствования на землях сельскохозяйственного назначения
(колхозов и совхозов), и возникновение новых форм хозяйствования на этих землях.

Фермерство — новая для современного периода форма
хозяйствования на землях сельскохозяйственного назначения. Следовательно, это явление,
которое характеризует сельскохозяйственный сектор экономики, а через него — и всей
экономики Украины

В настоящее время деятельность фермерских хозяйств
регулируется Законом Украины «О фермерском хозяйстве» от 19 июня 2003, а также нормативно-правовыми
актами гражданского, хозяйственного и других отраслей законодательства.

На законодательном уровне сегодня
закреплено понятие фермерского хозяйства, рассматривается как форма предпринимательской
деятельности граждан с созданием юридического лица, изъявивших желание производить
товарную сельскохозяйственную продукцию, заниматься ее переработкой и реализацией
с целью получения прибыли на земельных участках, предоставленных им для ведения
фермерского хозяйства, в соответствии закону. На наш взгляд, данное определение
является неполным, поскольку не учитывает всех юридических признаков такого предприятия.

На основе
анализа норм Закона Украины «О фермерском хозяйстве» и научной литературы можно
выделить следующие существенные признаки фермерского хозяйства:

1) фермерское
хозяйство — это самостоятельный субъект аграрного хозяйствования;

2) оно
является юридическим лицом;

3) это
форма предпринимательской деятельности;

4) эта
деятельность осуществляется гражданами Украины, следовательно, членами фермерского
хозяйства не могут быть иностранные граждане или лица без гражданства;

5) эта
форма ведения сельского хозяйства осуществляется только на добровольной основе;

6) основной
индивидуальным признаком фермерских хозяйств семейно-трудовой характер хозяйства;

7) основным
видом деятельности хозяйства является производственная сельскохозяйственная деятельность;

8) деятельность
фермерских хозяйств неразрывно связана с использованием земель сельскохозяйственного
назначения как основного средства производства;

9) сельскохозяйственная
продукция, товары фермерским хозяйством, имеет товарный характер;

10) целью
деятельности фермерского хозяйства является получение прибыли.

С учетом
перечисленных признаков фермерского хозяйства можно сформулировать следующее его
определение: фермерское хозяйство — это добровольно образована гражданами Украины,
связанными между собой родственными связями, юридическое лицо, члены которой направляют
свою деятельность на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной
продукции с целью получения прибыли, используя земли сельскохозяйственного назначения
в качестве основного средства производства.

Преодоление
экономического кризиса в Украине заключается в ликвидации кризиса в агропромышленном
секторе и прежде всего в сельском хозяйстве. Фермеры Украины требуют активности
и стабильной государственной помощи наподобие той, которую имеют фермеры во всем
мире. Она должна стать составляющей в процессе реализации принципа приоритетности
сельского хозяйства.

В связи
с этим необходимым условием дальнейшего развития фермерства в Украине является надлежащее
правовое обеспечение функционирования фермерских хозяйств и всесторонняя их поддержка
со стороны государства.

 

 

 

Условия и порядок создания фермерского хозяйства. Его государственная
регистрация

С учетом
приобретения Украиной членства в ВТО первоочередной задачей государства является
проведение надлежащей правовой регламентации поддержки деятельности фермеров в Украине. Главная цель создания фермерских хозяйств в Украине — увеличение объемов продовольственных фондов и повышению благосостояния семей крестьян на основе их участия в предпринимательской деятельности, максимальное использование сельскохозяйственных угодий. По данным Госкомстата Украины, по состоянию на 1 января 2009 в Украине действовало 42,4 тыс, фермерских хозяйств, за которыми закреплено в пользовании 4300000 га сельскохозяйственных угодий, в т. Ч. 4,2 млн га пашни. Совокупно фермерские хозяйства произвели 5,7 процента валовой сельскохозяйственной продукции в Украине в 2008 г.

Базовыми
нормативными актами, устанавливающими статус и регулируют деятельность фермерских
хозяйств, является ГК Украины (ст. 114), ЗК Украины, а также специальный акт законодательства
— Закон Украины «О фермерском хозяйстве» от 19 июня 2003 Согласно ст. 1 указанного Закона фермерское хозяйство является формой предпринимательской деятельности граждан с созданием юридического лица, изъявивших желание производить товарную сельскохозяйственную продукцию, заниматься ее переработкой и реализацией с целью получения прибыли на земельных участках, предоставленных им для ведения фермерского хозяйства. Фермерское хозяйство является формой предпринимательской деятельности граждан. Это означает, что учредителями фермерского хозяйства, а также его членами имеют право только физические лица-гражданам ни Украины.

В отличие
от законодательства, регулирующего деятельность коллективных сельскохозяйственных
предприятий, Закон Украины «О фермерском хозяйстве» четко различает учредителей
и членов хозяйства. Основателем фермерского хозяйства может быть каждый дееспособный гражданин Украины, который достиг 18-летнего возраста, изъявивший желание и прошедший профессиональный отбор на право создания фермерского хозяйства. Членами фермерского хозяйства могут быть супруги, их родители, дети, достигшие 14-летнего возраста, другие члены семьи, родственники, объединившиеся для совместного ведения фермерского хозяйства, признают и придерживаются положений устава фермерского хозяйства. Фермерское хозяйство может быть создано только родственниками или членами семьи.

Понятие
«родственники», «члены семьи» определяются, в частности, в решении Конституционного
Суда Украины от 3 июня 1999 № 5-рп / 99, в соответствии с нормами которого к близким
родственникам относятся муж, жена, дети, родные братья, сестры, внуки, дед и баба. К членам семьи относятся лица, которые постоянно проживают вместе и ведут общее хозяйство. Ими могут быть не только близкие родственники, но и другие родственники или лица, не состоящие в непосредственных родственных связях (братья, сестры жены (мужа); неполнородные братья и сестры; отчим, мачеха; опекуны, попечители, пасынки, падчерицы и другие).

Обязательным
условием для признания их членами семьи, кроме собственно факта совместного проживания,
является ведение общего хозяйства, то есть наличие общих расходов, общего бюджета,
общего питания, покупки имущества для совместного пользования, участия в расходах
на содержание жилья, его ремонт, взаимной помощи, наличие устных или письменных
договоренностей о порядке пользования жилым помещением, других обстоятельств, которые
свидетельствуют реальность семейных отношений. Вопрос о признании членом семьи других лиц (кроме супругов, детей, родителей) решаются соответствующими органами, а в спорных случаях — судами общей юрисдикции, выясняют характер их отношений при рассмотрении каждого конкретного дела.

Статья 1
Закона Украины «О фермерском хозяйстве» устанавливает положение о возможности его
создания как одной, так и несколькими физическими лицами, которые, как уже отмечалось,
должны быть родственниками или членами семьи. При создании фермерского хозяйства
одним из членов семьи другие члены семьи, а также родственники могут стать членами
этого фермерского хозяйства после внесения изменений в его устав.

В случае
необходимости к работе в фермерских хозяйствах могут быть привлечены постоянные,
сезонные или временные работники. Трудовые отношения этих работников с фермерским хозяйством оформляются трудовым договором (контрактом, соглашением) и регулируются действующим законодательством. В трудовом договоре (контракте, соглашении) определяется предмет договора, условия труда и отдыха, размер оплаты труда, материальная ответственность сторон, срок действия договора. Оплата труда привлеченных работников не зависит от конечных результатов деятельности фермерских хозяйств. Председатель должен создать безопасные условия труда как для членов фермерского хозяйства, так и для привлеченных работников.

Члены фермерского
хозяйства и лица, работающие в нем по трудовому договору, подлежат государственному
социальному страхованию и пенсионному обеспечению. Также учредители и члены фермерского хозяйства должны быть гражданами Украины. Фермерское хозяйство является юридическим лицом с присущими ей признаками — наличие имущества, самостоятельность деятельности, ведения бухгалтерского учета и представления отчетности, наличие печати со своим наименованием и адресом, право распоряжаться своими средствами и др. Фермерское хозяйство является формой предпринимательской деятельности граждан со статусом юридического лица.

Фермерское
хозяйство создается гражданами, изъявивших желание производить товарную сельскохозяйственную
продукцию, заниматься ее переработкой и реализацией. Хозяйство самостоятельно определяет направления своей деятельности, специализацию, организует производство сельскохозяйственной продукции, ее переработку и реализацию. Кроме того, в области фермерского хозяйства существует институт профессионального отбора граждан-учредителей хозяйства. Согласно ст.  б Закона «О фермерском хозяйстве» такой отбор проводит районная (городская) профессиональная комиссия по вопросам создания фермерских хозяйств, в состав которой включаются представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, представители Ассоциации фермеров и частных землевладельцев и общественных организаций. Правовой основой для проведения профессионального отбора по вопросам создания фермерских хозяйств есть общий приказ Министерства аграрной политики Украины и Министерства труда и социальной политики «Об утверждении Положения о порядке проведения профессионального отбора по вопросам создания фермерских хозяйств» от 17 декабря 2003 № 452/335, которым было введен единый порядок проведения профессионального отбора по созданию фермерских хозяйств. 

Граждане,
изъявившие желание создать фермерское хозяйство, подают в профессиональной комиссии
заявление, в котором указываются желаемые размеры и местоположение земельного участка
и количество членов фермерского хозяйства. К заявлению прилагаются копии документов, заверенных в установленном порядке, подтверждающие их опыт работы в сельском хозяйстве, наличие необходимой квалификации или специальной подготовки, обоснования размеров земельного участка и направления деятельности фермерского хозяйства. При изучении представленных претендентами документов профессиональная комиссия может проводить проверку их достоверности. В случае выявления недостоверной информации или ненадлежащим образом оформленных документов заявление претендента остается без рассмотрения.  Решение профессиональной комиссии принимается на заседаниях в присутствии не менее двух третей ее состава открытым голосованием простым большинством голосов. В случае равенства количества голосов голос председательствующего является решающим. Решение профессиональной комиссии оформляется протоколом, который подписывают председатель и все члены комиссии, присутствующие на заседании. В случае отказа на основании выявления недостоверных данных в представленных документах претендент имеет право подать в профессиональной комиссии новое заявление не ранее чем через три месяца с даты принятия решения об отказе.  В случае отказа на основании несоответствия требованиям по созданию фермерского хозяйства претендент может подать в профессиональной комиссии новое заявление только после устранения причин, послуживших основанием для отказа. Решение профессиональной комиссии в случае отказа может быть обжаловано претендентом в установленном законодательством порядке.

Земельные
участки для ведения фермерских хозяйств предоставляются в частную собственность
или предоставляются в пользование на условиях аренды из земель государственной или
коммунальной собственности. Для получения земельного участка граждане обращаются в районную государственную администрацию, если земли относятся к государственной собственности, или в местный совет, если это земли коммунальной собственности с соответствующим заявлением. В заявлении указываются: желаемый размер и месторасположение участка, количество членов фермерского хозяйства и наличие у них права на бесплатное получение земельных участков в собственность, обоснование размеров земельного участка с учетом перспектив деятельности фермерского хозяйства. К заявлению прилагается решение профессиональной комиссии по вопросам создания фермерских хозяйств о наличии у гражданина достаточного опыта работы в сельском хозяйстве или необходимой сельскохозяйственной квалификации.

Заявление
гражданина о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду районная
или городская государственные администрации или орган местного самоуправления рассматривают
в месячный срок и в случае его удовлетворения дают согласие на подготовку землеустроительной
организацией проекта отвода земельного участка. В случае отказа органов государственной власти и органов местного самоуправления в предоставлении земельного участка для ведения фермерского хозяйства вопрос решается судом. Решение суда об удовлетворении иска является основанием для отвода земельного участка в натуре (на местности), выдачи документа, удостоверяющего право собственности или заключения договора аренды. При этом отвод земельного участка в натуре (на местности) проводится после сбора урожая на этом участке предыдущим землепользователем. В случае положительного решения органов государственной власти или органов местного самоуправления проект отвода земельных участков разрабатывается за счет Украинского государственного фонда поддержки фермерских хозяйств.

Приказом
Министерства аграрной политики Украины «Об утверждении Устава Украинского государственного
фонда поддержки фермерских хозяйств» от 2 апреля 2004 № 119 и ст. 10 Закона Украины «О фермерском хозяйстве» определено, что Украинский государственный фонд поддержки фермерских хозяйств государственной бюджетной организацией, выполняющей функции по реализации государственной политики по поддержке становления и развития фермерских хозяйств в Украине.

Основными
направлениями деятельности Украинского государственного фонда поддержки фермерских
хозяйств являются: предоставление финансовой поддержки фермерским хозяйствам через
региональные отделения;содействие кадровому, научно-техническому обеспечению фермерских
хозяйств в условиях рыночной экономики; определение размера потребности в средствах для финансовой поддержки фермерских хозяйств и т. Средства Украинского государственного фонда поддержки фермерских хозяйств предоставляются вновь созданным фермерским хозяйствам и фермерским хозяйствам с обособленными фермерскими усадьбами, фермерским хозяйствам, осуществляющим хозяйственную деятельность и расположены в горных населенных пунктах, на полесских территориях на безвозвратной основе и на конкурсных началах на возвратной основе в целях обеспечения гарантий , поручительства при кредитовании банками фермерских хозяйств. 

В соответствии
со ст. 121 ЗК Украины безвозмездно передаются в частную собственность фермерскому хозяйству земельные участки в размере земельной доли (пая), определенной для членов сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории сельского, поселкового, городского совета, где находится фермерское хозяйство.  В случае отсутствия сельскохозяйственных предприятий на территории соответствующего совета размер земельной доли (пая) определяется как средний по району. Такая передача осуществляется единовременно, о чем в паспорте лица или документе, который его заменяет, о факте передачи земельного участка делается отметка.Земельные участки предоставляются гражданам для ведения фермерского хозяйства единым массивом с расположенными на них водными 16- источниками и лесными угодьями, приближенными к существующим дорогам, электро- и радиотелефонных сетей, газо- и водоснабжающих систем и других видов инженерной инфраструктуры.

В составе
земель фермерского хозяйства могут находиться земли лесного фонда и земли водного
фонда. Так в собственности фермерского хозяйства могут находиться замкнутые земельные участки лесного фонда общей площадью до 5 гектаров и до 3 гектаров участков под замкнутыми естественными водоемами. При этом фермерское хозяйство имеет право проводить облесение части земель и строить замкнутый водоем на земельном участке, принадлежащем фермерскому хозяйству или его члену на праве частной собственности. Право собственности на земли фермерского хозяйства удостоверяется государственным актом, при этом документ оформляется именно на председателя фермерского хозяйства. После получения государственного акта на право собственности на земельный участок или заключения договора аренды земельного участка фермерское хозяйство подлежит государственной регистрации.

Председателем
фермерского хозяйства является его учредитель или другое определенное в уставе лицо. Он представляет фермерское хозяйство перед органами государственной власти, предприятиями, учреждениями, организациями и отдельными гражданами или их объединениями в соответствии с законом, заключает от имени хозяйства соглашения и совершает другие юридически значимые действия в соответствии с законодательством Украины. Председатель фермерского хозяйства может письменно поручать выполнение своих обязанностей одному из членов хозяйства или лицу, работающему по контракту.

Фермерское
хозяйство действует на основании устава, в котором указываются наименование хозяйства,
его местонахождение, адрес, предмет и цель деятельности, порядок формирования имущества
(складочного капитала), органы управления, порядок принятия ими решений, порядок
вступления в хозяйство и выхода из него и другие положения , которые не противоречат
законодательству Украины.

Представительным
органом фермерских хозяйств Украины является Ассоциация фермеров и частных землевладельцев
Украины. С целью обеспечения прав и законных интересов граждан Украины, ведущих фермерское хозяйство Ассоциация осуществляет следующие функции: представляет интересы граждан, ведущих фермерское хозяйство, перед Президентом Украины, Верховной Радой Украины, центральными и местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления; вносит предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность фермерских хозяйств, на рассмотрение центральному органу исполнительной власти по вопросам аграрной политики Украины.

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+