Право внешних сношений
Содержание страницы:
Понятие
дипломатии. Формы дипломатической деятельности. Дипломатическая служба
Слово «дипломатия» происходит от греческого diploma—
так в Древней Греции назывались сдвоенные дощечки с нанесенными на них письменами,
которые выдавались посланцам в качестве верительных грамот, подтверждавших их особые
полномочия.
Как обозначение государственной деятельности в области внешних
сношений понятие «дипломатия»вошло в обиход на Рубеже XVI—XVII
вв. с появлением при дворах монархов постоянных дипломатических представительств.
Примерно в это же время в системе государственных органов стали возникать специальные
ведомства, главным назначением которых были переписка и поддержание контактов между
государями, прием иностранных послов и делегаций, ведение переговоров.
Термин «дипломатия» чаще всего употребляется
в следующих значениях:
— государственная
деятельность в области внешних сношений;
— совокупность
учреждений и лиц, занимающихся государственной деятельностью в области внешних сношений;
— профессия
дипломата.
Например, бельгийский юрист-международник А.Ривье отмечает три
значения слова «дипломатия»:«…«дипломатией» называют
в техническом и специальном смысле науку и искусство представительства государств
и ведения переговоров…» Это же слово употребляется в более или менее широком смысле,
чтобы выразить сложное понятие, охватывающее либо совокупность органов представительства
данного государства, включая и министерство иностранных дел, либо совокупность его
политических агентов. Наконец, под «дипломатией» понимают еще карьеру
или профессию дипломата». Английский дипломат и публицист Г.Никольсон приводит
следующие 4 значения этого термина: «… В разговорном языке слово «дипломатия»
употребляется для обозначения ряда совершенно различных вещей. Иногда оно употребляется
как синоним внешней политики… В других случаях оно обозначает переговоры. Оно
также употребляется для обозначения заграничной части ведомства иностранных дел…
Наконец, это несчастное слово обозначает особую способность, проявляющуюся в ловкости
в хорошем смысле при ведении международных переговоров, а в плохом смысле — в коварстве
в подобных делах». Нередко дипломатию определяют в двух значениях: в широком — как
науку о внешних сношениях и в узком — как искусство ведения официальных переговоров.
Наиболее развернутое определение дипломатии дает «Дипломатический
словарь»: «Дипломатия — средство осуществления внешней политики государства,
представляющее собой совокупность невоенных практических мероприятий, приемов и
методов, применяемых с учетом конкретных условий и характера решаемых задач, официальная
деятельность глав государств и правительств, министров иностранных дел, дипломатических
представительств за рубежом, делегаций на международных конференциях по осуществлению
целей и задач внешней политики государства, защите прав и интересов государства,
его учреждений и граждан за границей» .
Среди основных форм дипломатическойдеятельности государств можно назвать следующие:
— повседневное
представительство государства заграницей, осуществляемое его посольствами и миссиями,
в функции которых входит, прежде всего, поддержание нормальных отношений отечественного
государства с иностранными государствами;
— участие
представителей государства в деятельности различных международных организаций и
учреждений (например, Организации Объединенных Наций и т.д.);
— дипломатические
конгрессы, конференции, совещания, т.е. периодические многосторонние и двусторонние
встречи уполномоченных государств, начиная от глав государств, глав правительств
или министров иностранных дел и кончая специальными уполномоченными из числа сотрудников
различных рангов;
— дипломатическая
переписка посредством заявлений, писем, нот, меморандумов;
— подготовка
и заключение двусторонних и многосторонних международных договоров и соглашений,
регламентирующих различные вопросы межгосударственных отношений;
— освещение
в печати позиций правительства по тем или иным внешнеполитическим вопросам, публикация
официальной информации о важнейших международных событиях, официальное издание международных
актов и документов.
Таким образом, дипломатия, будучи важнейшим
средством внешней политики государств, представляет собой особый вид политического
искусства, важнейший инструмент международного сотрудничества и урегулирования разногласий
между государствами.
Понятие
и источники права внешних сношений
Право внешних сношений — это совокупность международно-правовых
норм, регламентирующих структуру, порядок формирования и деятельности, функции
и юридический статус органов государства, обеспечивающих представительство в сфере
межгосударственного общения.
Основу данной отрасли составляют нормы дипломатического
права и нормы консульского права, в связи чем традиционно принято именовать этот
комплекс дипломатическим и консульским правом.
Однако постепенно сложились группы норм, относящихся
к представительствам государств при международных организациях и к деятельности
специальных миссий. Специфичны нормы о торговых представительствах. Кроме того,
есть основания для дополнения традиционного комплекса нормами, регулирующими статус
и деятельность международных конференций. Все это обусловливает мнение, что характеристика
отрасли как права внешних сношений более согласуется с истинным ее содержанием
и структурой, чем термин «дипломатическое и консульское право»
Традиционными источниками права внешних сношений
являются договор и обычай. Причем в дипломатическом и консульском
праве длительное время доминирующими являлись обычные нормы международного права.
Первым соглашением общего характера явился Венский протокол 1815 г. о рангах дипломатических
представителей, который впоследствии был дополнен Аахенским протоколом 1818 г.
В современном международном праве основными источниками,
которые кодифицировали эту отрасль права, являются:
Венская конвенция о дипломатических сношениях
1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., Конвенция о специальных-миссиях
1969 г., Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными
организациями универсального характера 1975 г.
К источникам права внешних сношений относятся
Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., Конвенция о привилегиях специализированных
учреждений ООН 1947 г. и подобные им многосторонние договорные акты, а также соглашения
между организацией и государством, на территории которого организация имеет свою
штаб-квартиру. Следует иметь в виду и двусторонние соглашения по дипломатическим
вопросам, консульские конвенции, соглашения (протоколы) относительно торговых
представительств. Что же касается международных конференций, то их нормативная
регламентация является всецело индивидуализированной, поскольку правила процедуры
разрабатываются применительно к данной конференции.
Общеизвестен, что международное право регулирует взаимоотношения
между своими субъектами — государствами, международными организациями и другими
международными организациями. В процессе
интернационального общения они ведут переговоры и заключают международные соглашения. Однако для этого им необходимо быть надлежащим
образом представленными управомоченными на то органами или лицами, а также не быть
подчиненными правопорядка государства, на территории ее они находятся и действуют,
чтобы свободно и беспрепятственно осуществлять свои функции, то есть пользоваться
определенными иммунитетами и привилегиями. Следовательно,
субъекты международного права, и прежде всего государства, объективно участвуют
в таких внешних сношениях, стремясь к наиболее полной реализации своих экономических,
политических и иных потребностей и интересов.
Практическое осуществление государствами внешних сношений
ставит вопрос об их понятие и характеристику.
Принято различать внешние сношения государств в широком и
узком значениях.В широком смысле под ними понимается система внешних связей всех
субъектов национальной принадлежности, действующих на территории государства: его
органов и должностных лиц, всех ее физических, юридических лиц, а также других ассоциаций
индивидов. Такая система внешних связей
каждого государства, взятая в совокупности всех государств, в основном формирует
в широком смысле систему международных отношений. Внешние сношения в узком смысле можно определить
как ту часть общей системы международных отношений и международной деятельности
каждого государства, охватывает только официальные, поддерживаемые с помощью особых
государственных органов связи и отношения между государствами и другими субъектами
международного права, с целью осуществления их внешних функций мирными средствами,
в соответствии с международным правом. Таким
образом, основной целью внешних отношений в узком смысле является осуществление
внешних функций государства — совокупности основных направлений ее деятельности,
осуществляемых за ее пределами.
Следует иметь в виду, что юридический статус и правовой режим
других, кроме государств, субъектов международного права, органы и должностные лица
которых неизбежно находятся и действуют на территории какого-либо государства, регулируются
специальными договорами, заключаемыми с государством их пребывания, и поэтому общим
международным правом не регулируются. В
число таких договоров входят, например, Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных
Наций от 13 октября 1946 и Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных
учреждений от 21 ноября 1947 года.
Таким образом, общее международное право регулирует только
представительство государств, применительно к их зарубежных органов внешних сношений. Предметом его регулирования посредством заключения
многосторонних конвенций являются, дипломатическое и консульское право.Государствами
заключено также значительное количество двусторонних договоров, касающихся юридического
статуса и режима их зарубежных органов внешних сношений. Кроме того, следует указать и на обычные нормы
общего международного права, нормы универсальных и локальных международных договоров,
также регулируют широкий круг вопросов представительства государств в международном
общении. В своей совокупности эти международно-правовые
акты и нормы составляют право внешних сношений.Право внешних сношений представляет
собой отрасль общего международного права, состоящая из системы юридических норм,
которые выражают согласованные воли-субъектов международного права относительно
прав и обязанностей их официальных органов, выступающих в международном общении,
и регламентирующих их состояние и деятельность по осуществление внешних сношений
в соответствии с общепризнанными принципами и нормами современного международного
права.
Право внешних сношений охватывает четыре основные сферы действия
органов внешних сношений:
1) дипломатическую — на уровне традиционных каналов (министерство
иностранных дел — посольства и миссии за рубежом);
2) консульское сферу;
3) дипломатическую деятельность на уровне специальных миссий;
4) осуществление внешних сношений в ходе деятельности по представительству
государств в их отношениях с международными организациями.
Следует отметить, что в настоящее время вся сфера внешних
сношений государств достаточно хорошо разработанной и упорядоченной в правовом отношении. В рамках мирового сообщества принят ряд многосторонних
актов, ставших результатом большой и кропотливой работы по кодификации и прогрессивного
развития норм международного права в этой области. Это Венская конвенция о дипломатических сношениях
от 18 апреля 1961 года (вступила в силу с 1964 года), Венская конвенция о консульских
сношениях от 24 апреля 1963 года (вступила в силу с 1967 года), Конвенция о специальных
миссиях от 16 декабря 1969 (вступило в силу с 1985 года), Конвенция о предотвращении
и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе
дипломатических агентов от 14 декабря 1973 (вступили в силу с 1977 года) и Венская
конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями
универсального характера от 14 марта 1975 (в силу еще не вступила). Украина является участником всех вышеперечисленных
конвенций.
В соответствии с этими международно-правовых актов можно определить
структуру права внешних сношений, состоящий условно из четырех компонентов: дипломатического
права; консульского права, права специальных миссий; так называемого дипломатического
права международных организаций.
Внешние сношения государства напрямую связаны с правом на
участие в международном общении. В основе
этого права лежит юридическая возможность государств действовать самостоятельно
на международной арене, посредством реализации их международной правосубъектности
в области официальных отношений с другими государствами и другими субъектами международного
права. Одновременно здесь речь идет не
только о возможности действовать согласно собственному волеизъявлению, но и о защите
такой возможности с помощью юридических обязанностей со стороны государств-контрагентов,
предусмотренных нормами права внешних сношений.
Право на участие во внешних сношениях, являясь одним из основных
прав государств, вытекающих из их суверенитета, в свою очередь, состоит из ряда
элементов. К ним прежде всего относится
так называемое право посольства, является сердцевинной частью общего основного права
на участие во внешних сношениях (право на международное общение). Различают активное право посольства — право
государства направлять своих дипломатических и консульских представителей в зарубежные
государства и пассивное право посольства — право принимать у себя дипломатических
и консульских представителей иностранных государств.
Право посольства активно использует Украины. На сегодняшний день Украина в качестве суверенного
государства признали более 150 государств. Со
138 из них установлены дипломатические отношения. В более чем 70 государствах открыты посольства
Украины. Более 60 государств открыли свои
посольства в Украине, послы 41 страны мира выполняют сегодня свои функции в нашей
стране по совместительству, во Львове, Ужгороде, Симферополе и Одессе открыто более
15 консульских учреждений иностранных государств. Другими элементами права государства на участие
в международном общении выступают: членство государств в международных организациях,
участие государств в работе международных конференций; вхождения государств в международные
органы ad hoc. При расширительном толковании
права государств на участие в международном общении сюда же можно отнести: право
на участие в создании норм международного права, право на участие в общем международных
договорах, право на изложение официальной позиции каждого государства по тем или
иным вопросам, затрагивающим его законных прав и интересов в международном общении,
во внешнеполитических заявлениях, нотах и других актах дипломатии. Все эти права фактически выступают в качестве
элементов международной правосубъектности государства.
Система
органов внешних сношений государств
Для осуществления внешних связей с другими государствами и
другими субъектами международного права государства создают систему органов внешних
сношений.
Под органом внешних сношений государства понимают должностное
лицо, организацию, учреждение, на которую возложено отправление иностранных дел
субъекта международного права в пределах установленной компетенции и которое признано
в этой качества международным правом. Компетенция
органа внешних сношений определяется внутренним правом субъекта международного права
(государства). Следовательно, органы внешних
сношений государства — это органы, с помощью которых осуществляются связи с другими
государствами, международными организациями и другими субъектами международного
права.
Следует отметить то, что любое государство, создавая свой
орган внешних сношений, должна сообщить другим государствам и другим субъектам международного
права об этом, с указанием, что именно ей поручена реализация определенной сферы
внешних сношений государства. Органы внешних
сношений делятся на:
— Внутригосударственные органы, постоянно находящихся на территории
данного государства;
— Зарубежные органы внешних сношений, находящихся за пределами
данного государства.
В свою очередь, внутригосударственные органы внешних сношений
делятся на две группы органов: 1) общей компетенции и 2) специальной компетенции.
К первой группе относятся органы, представляющие государство
во всех вопросах внешних сношений, так называемые органы политического руководства
(глава государства, парламент, правительство, глава правительства и ведомство внешних
сношений (чаще всего оно называется Министерством иностранных дел), глава ведомства
внешних сношений).
Ко второй группе относятся органы представляющие государство
только в одной более-менее крупной отрасли ее внешних сношений. Обычно принято считать, что к ним относятся
все министерства (кроме Министерства иностранных дел) и центральные ведомства, так
как в соответствии со своей профильной компетенции они осуществляют определенные
внешние функции, для чего в них создаются отделы (управления) внешних связей.
Внутригосударственные органы внешних сношений общей компетенции
определяют основы политики государства, разрабатывают ее тактические и стратегические
цели и задачи, формируют сеть органов внешних сношений государства за рубежом, осуществляют
подготовку кадрового состава для этих органов.
Правовое положение органов внешних сношений внутри государства
закрепляется в конституции, профильных законах, положениях о министерствах и ведомства,
разрабатываемых правительством и подтверждаемых им же или главой государства. Формирование внутренней и внешней политики объективно
связано с формой государства. Оно должно
проходить не только с учетом внутренних факторов, но и с учетом объективных процессов
международного развития.
В Украине был разработан и принят парламентом — Верховной
Радой Украины — документ, определяющий внешнеполитическую стратегию государства
на длительную перспективу. Это Основные
направления внешней политики Украины, принятые в 1993 году. В этом документе закреплена система приоритетов
внешней политики Украины. Эти приоритеты
проявляются в виде задач с указанием временной перспективы. Следует отметить, что главные цели, поставленные
в этом документе и связанные с первоочередными задачами вхождения независимой Украины
в мировое сообщество и его институты, налаживанием двустороннего и многостороннего
сотрудничества со смежными и географически близкими государствами, с государствами
— членами СНГ, СЕ, ЕС, НАТО и т.п., реализованы. Поэтому в настоящее время Президентом Украины
дано задание Министерству иностранных дел доделать комплекс предложений по внесению
в него соответствующих корректив.