Тема 16: Основы конституционного права Федеративной Республики Германии
Тема 16: Основы конституционного права Федеративной Республики Германии
Основной закон (ст. 20, 28) провозгласил ФРГ как правовое, федеративное, демократическое, республиканское и социальное государство. ФРГ – одно из первых государств в Европе, отличительной чертой которого стало провозглашение в Основном законе концепции правового государства. Внутреннее единство правопорядка сочетается с признанием верховенства международного права: «Общие нормы международного права являются составной частью права федерации. Они имеют преимущество перед законами и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории» (ст. 25 Основного закона). Провозглашен и принцип разделения властей как по горизонтали – установление разграничения в компетенции между органами одного уровня, федерального и земельного, так и по вертикали – разграничение компетенции между федерацией и землями.
Основной закон определяет ФРГ как социальное государство (ч. 1 ст. 20). Государство берет на себя ответственность за доступность каждому таких жизненно важных благ, как продовольствие, помощь в случае болезни, образование и т.п.
Основной закон говорит о ФРГ как о федеративном государстве (ч.1 ст.20). Принцип федерализма относится к основополагающим принципам Конституции.
Регулируются также важные аспекты во внешнеполитической сфере. Устанавливаются запреты на действия, способные нарушить мирное существование народов.
По способу изменения Основной закон ФРГ можно отнести к жестким конституциям. В Конституции устанавливается, что «Основной закон может быть изменен только законом, который специально изменяет или дополняет текст Основного закона. Такой закон требует одобрения в две трети голосов депутатов Бундестага и в две трети голосов членов Бундесрата» (ч.1 и 2 ст.79).
За 50 лет существования Основного закона из 146 его статей были подвергнуты изменениям 100. Добавлены три новых раздела, в текст Основного закона включены новые статьи и исключен из него ряд прежних.
Конституционный контроль в ФРГ осуществляет специализированный судебный орган – Федеральный конституционный суд. Он начал свою работу в 1951 г. К его компетенции относится толкование Основного закона, проверка конституционности законов и иных нормативных актов, рассмотрение споров между федерациями и землями, споров между землями, рассмотрение индивидуальных жалоб граждан, которые полагают, что нарушены их конституционные права.