Тема 7: Политические партии и партийные системы в зарубежных странах
Тема 7: Политические партии и партийные системы в зарубежных странах
Политическая партия – часть какого-либо социального слоя общества, выражающая его интересы и защищающая их как в высших представительных органах власти так и во вне.
Партии существовали в Древней Греции и в Древнем Риме, в средние века. Политические партии в современном понимании возникли в Европе в связи с буржуазными революциями, в результате которых создавалось народное представительство.
В зависимости от формы правления большинство политических партий идет через президентские или парламентские выборы. Политические партии становятся субъектами конституционно-правовых отношений в том случае, когда они правильно оформлены, имеют устав, программу, членство и зарегистрированы в соответствующих органах. Создание политических партий в демократических странах свободно. Для этого не требуется ни разрешения, ни предварительного уведомления каких-либо государственных органов. Однако отказ может быть применен при регистрации политических партий, что является запретом для ее деятельности в политических целях, ведь незарегистрированная партия не имеет прав юридического лица, а значит, не может участвовать в выборах. Отказ в регистрации возможен только по основаниям, установленным в законе. Регистрация политических партий возлагается на такие органы государства как Министерство Юстиции (Франция), Министерство внутренних дел (Великобритания), городской суд столицы (в Болгарии), федеральная избирательная комиссия (Мексика).
Сущность политических партий проявляется в их целях и функциях:
1) разработка политического курса (из активистов создаются инициативные группы, комитеты, общественные советы);
2) рекрутирование новых членов, воспитание активистов, мобилизация избирателей;
3) участие политических партий в формировании и контроле за деятельностью органов власти (избиратель и парламент);
4) национальная интеграция (выступают в период борьбы за национальную независимость, объединяющим центром);
5) идеологическая (оказание идейного воздействия на своих членов).
6) коммуникативная (установлении и поддержании эффективной обратной связи между правящими верхами и обществом).
Сущность не определяется по названию политических партий и по социальному составу.
Политические партии до середины ХХ в. осуществляли свои функции, но не являлись субъектами конституционного права. После II мировой войны отдельные государства стали включать в конституции статьи, где говорится о создании политических партий, например: в Конституции Италии 1947г., ст. 49, в Основном законе Германии 1949г., ст.9. Закрепление или включение норм о политических партиях в конституции, называется конституционализацией политических партий. Начиная с 60 г. кроме конституции, признание политических партий идет через законодательное оформление. Принимаются иные нормативно-правовые акты – специальные законы. Это называется институционализацией. Например, в Германии в 1967 г. (1988), в Португалии в 1975 г., в США в 1974 г, в Мексике в 1977 г., в Испании в 1978 г., в России в 2002 г.
Что регламентируют специальные законы:
1) условия создания политических партий;
2) организационную структуру;
3) принцип деятельности;
4) порядок вступления;
5) устав и т.д.
Помимо специальных законов о политических партиях есть законы о их финансовой и избирательной деятельности.
Закон о финансовых политических партиях:
1) регулирование размеров и порядка предоставления партиями частных пожертвований и взносов;
2) ограничение предвыборных расходов и контроль за ними;
3) прямое бюджетное финансирование партий государством.
Закон регламентирует источники финансовых поступлений политических партий. Такими источниками служат взносы членов политических партий, пожертвования, доходы от разрешенной хозяйственной деятельности и т.д.
После признания политических партий субъектами конституционного права можно переходить к их классификации. Длительное время их классифицировали по социальному признаку на буржуазные и рабочие. Эта классификация ведет свое происхождение от размещения партии в послереволюционном французском парламенте, где консерваторы сидели по правую руку от председателя, а сторонники реформ по левую. Теперь все политические партии делят на правые, левые и центральные.