Условия применения выдачи или передачи преступника
(статья 10 Уголовного кодекса Украины (УК Украины)). Вступление в уголовного права)
Под экстрадицией лица, совершившего преступление, понимают выдаче или передаче такого лица одним государством (запрашиваемая), на территории которого это лицо находится, другому государству (которая спрашивает), на территории которого было совершено преступление или гражданином которого он является.
Вышеупомянутые положения предусматривают две разновидности осуществления экстрадиции:
- выдача лица, совершившего преступление, для привлечения к уголовной ответственности и предания суду;
- передача лица для отбывания наказания.
Анализ положений ст. 10 «Решение вопроса об уголовной ответственности лиц, подлежащих уголовной ответственности по законодательству иностранного государства и находятся на территории Украины, и исполнения приговоров, вынесенных иностранными судами или международными судебными учреждениями» УК Украины позволяет сделать вывод, что:
- иностранцы, совершившие преступления на территории Украины и осужденные за них на основании УК Украины, не могут быть переданы для отбывания наказания государству (в случае двойного гражданства — одной из соответствующих государств), гражданами которой они являются;
- иностранцы, совершившие преступления на территории Украины и осужденные за них на основании УК Украины, не могут быть переданы для отбывания наказания государству, гражданами которого они являются, если такая передача не предусмотрена международными договорами Украины;
- лица без гражданства, постоянно не проживающие в Украине, совершившие преступления на территории Украины и осужденные за них на основании УК Украины, не могут быть переданы для отбывания наказания другому государству, если иное прямо не предусмотрено международным договором, участниками которого являются Украина;
- иностранцы, а также лица без гражданства, постоянно не проживающие в Украине, совершившие преступления за пределами Украины и находятся на ее территории, если они не осуждены за них на основании УК Украины, могут быть выданы любому иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности и предания суду, если такая выдача предусмотрена международными договорами Украины. Привлечение же их к ответственности по УК Украины не исключается, если их выдача не предусмотрена международными договорами Украины;
- иностранцы, а также лица без гражданства, постоянно не проживающие в Украине, совершившие преступления за пределами Украины и находятся на ее территории, если они осуждены за них на основании УК Украины, могут быть переданы любой иностранному государству для отбывания наказания, если такая передача предусмотрена международными договорами Украины (в частности, Европейская конвенция о выдаче, Европейская конвенция о передаче осужденных лиц, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях умиж другими странами о правовой помо в по уголовным делам (например, Договор между Украиной и Республикой Индия о взаимной правовой помощи по уголовным делам).
Конституция Украины в ст. ст. 25, 26 предусматривает гарантии, согласно которым «гражданин Украины не может быть изгнан за пределы Украины или выдан другому государству; иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, пользуются теми же правами и свободами, а также несут такие же обязанности, как и граждане Украины, за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины; Украина гарантирует заботу и защиту своим гражданам, находящимся за ее пределами». В то же время указанное положение касается только национальной, а не международной юрисдикции. О выдаче указанных лиц полномочному международному суду, то она возможна. КС Украины в абз. 2 п. 2.3.2 мотивировочной части заключения по делу по конституционному представлению Президента Украины о предоставлении заключения о соответствии Конституции Украины Римского Устава Международного уголовного суда (дело о Римском Устав) от 11 июля 2001 № 3-в / 2001 разъяснил, что международный уголовный суд не может приравниваться к иностранному суду, поскольку создается при участии и в соответствии с государствами-участниками на основе международного, а не национального права. Итак, использованные законодателем слова «и предания суду» нужно толковать ограниченно, имея в виду случаи предания только в иностранный суд, который осуществляет национальную юрисдикцию. Надо также отметить, что выдача, а точнее, «передача» указанных в ч. 1 ст. 10 «Решение вопроса об уголовной ответственности лиц, подлежащих уголовной ответственности по законодательству иностранного государства и находятся на территории Украины, и исполнения приговоров, вынесенных иностранными судами или международными судебными учреждениями» УК Украины лиц в международный суд возможна только при условии присоединения Украины к соответствующих учредительных сделок (конвенций, уставов и т.д.) и принятие на себя определенных международно-правовых обязательств.
Порядок и условия передачи лиц, осужденных на территории одной Стороны на территорию другой стороны для отбывания назначенного ему наказания определяет Европейская Конвенция о передаче осужденных лиц от 21 марта 1983 г., К которой Украина присоединилась 22 сентября 1995 В силу для Украины Конвенция вступила с 1 Январь 1996 г.
По правилам Конвенции, основанием передачи осужденного для отбывания наказания в государстве, гражданство которой он является совокупность следующих фактов:
- осуждения иностранного гражданина украинским судом за преступление, совершенное на территории Украины, к лишению свободы на такой срок, на момент получения запроса иностранного государства о передаче осужденного составил бы не менее 6 месяцев;
- наличие в осужденного гражданства договаривающегося государства;
- добровольное согласие осужденного по ее передаче для отбывания наказания в своей стране или согласие законного представителя осужденного, если она по возрасту или состоянию здоровья не способен принять самостоятельное решение;
- совершенное осужденным деяния признается преступлением в соответствии с уголовным законодательством государства вынесения приговора и государства исполнения приговора.
Следовательно, выдача лиц, совершивших преступление, — основана на международных договорах, общепризнанных принципах права и нормах национального права форма международно-правовой помощи в уголовных процессах, предоставляемой государством, на территории которого находится запрашиваемая (обвиняемый или осужденный) лицо (запрашиваемой государством) , государству, на территории которого, гражданином которой или против прав и свобод граждан которой или ее собственных интересов она поступила уголовное преступление (государстве), и состоит в предании обвиняемого с целью спр ияння обеспечению надлежащих условий для осуществления правосудия по той категории дел, относящихся к компетенции последней (государства), или осужденного для приведения в исполнение обвинительного приговора национального суда Государства, вступившим в законную силу. Правовая процедура экстрадиции закреплена в нормах главы 44 «Выдача лиц, совершивших уголовное преступление (экстрадиция)» КПК Украины.
Основанием выдачи является совершение лицом общественно опасного деяния, которое согласно законодательству Украины и законодательства государства является уголовно наказуемым. Обязательным условием выдачи (как и передачи) является международный договор, участниками которого должны быть Украина и государство запрашивающей стороны.
Так, 15 ноября 2006 ВР Украины ратифицировала своим законом Соглашение о незаконном обороте на море, заключенное во исполнение ст. 17 Конвенции ООН о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ETS N 156). Законом было провозглашено: «Украина заявляет, что, действуя как вмешивающегося государства, она будет осуществлять такую интервенцию при условии, что лица, имеющие ее гражданство и были переданы государству флага согласно статье 15 Соглашения и там осужденные за соответствующее правонарушение, смогут быть переданы назад в Украину для отбывания наказания».
По требованию обеспечения конституционных гарантий иностранцев и лиц без гражданства, ст. 3 «Запрещение высылки или принудительного возвращения беженца или лица, нуждающегося в дополнительной или временной защите, в страну, из которой они прибыли и где их жизни или свободе угрожает опасность» Закона Украины «О беженцах и лицах, нуждающихся в дополнительной или временной защите» от 08.07.2011 № 3671-VI определяет условия, при которых иностранец или лицо без гражданства не может быть выслан или принудительно возвращен в страну, где их жизни или свободе угрожает опасность. Сущностные ограничения относительно возможности выдачи иностранцев и лиц без гражданства содержатся также в ст. 31 «Запрет относительно принудительного возвращения или принудительного выдворения или выдачи или передачи иностранца и лица без гражданства» Законе Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» от 22 сентября 2011 № 3773-VI при следующих условиях:
- где их жизни или свободе угрожает опасность по признакам расы, вероисповедания, национальности, гражданства (подданства), принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;
- где им грозит смертная казнь или смертная казнь, пытки, жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание;
- где их жизни или здоровью, безопасности или свободе угрожает опасность вследствие общераспространенного насилия в ситуациях международного или внутреннего вооруженного конфликта или систематического нарушения прав человека, или природного или техногенного бедствия, или отсутствия медицинского лечения или ухода, который обеспечивает жизнь.
Стоит отметить, что выдача или передача лица, совершившего преступление, является суверенным правом государства, а не обязанностью. Основанием такой выдачи служит приговор, вступивший в законную силу, вынесенный судом государства, спрашивается, в отношении гражданина государства запрашивающей а также международный договор, участниками которого должны быть Украина и государство, спрашивает. При этом выдача для исполнения приговора может быть осуществлена только в отношении лиц, совершивших деяния, в соответствии с законодательством Украины и законодательством государства запрашивающей являются уголовно наказуемыми. Например, такая выдача преступников предусмотрена:
- «Европейской конвенции о выдаче» от 13 декабря 1957 г. (ратифицирована Законом Украины 16 января 1998 г.)
- Минской «Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» от 22 января 1993 г. (ратифицирована Законом Украины 10 ноября 1994 г.) и Протоколом с оговорками к ней от 28 июня 1997 г. (ратифицировано Законом Украины от 3 марта 1998 г.)
- «Европейской конвенции о международной действительности уголовных приговоров» от 28 мая 1970 г. (ратифицирована Законом Украины от 26 сентября 2002 г.).
Так, согласно ч. 2 ст. 56 Минской конвенции выдача для исполнения приговора возможна только за такое деяние, которое определяется преступлением в обоих государствах и за совершение которого лицо, надо выдать, было осуждено к лишению свободы на срок не менее одного года или до более сурового наказания. Согласно Европейской конвенции 1970 г. «санкция может выполняться другой Договаривающейся государством только в случае, если в соответствии с ее законодательством действие, за которое была установлена санкция была бы преступлением в случае его совершения на его территории, и лицо, которому было установлено санкцию, подлежала бы наказанию, в случае если она поступила бы это действие там» (ч. 1 ст. 4). Кроме того выдаче с целью проведения уголовного преследования установлено п. 2 ст. 60 Договора между Украиной и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях от 27 мая 1993 г. Минская конвенция 1993 и Протокол с оговорками к ней 1997 предусматривают выдаче для привлечения к уголовной ответственности за деяния, которые в запрашиваемом и запрашивающей договорных странах наказываются по закону лишением свободы на срок не менее одного года или более суровым наказанием (ч. 2 ст. 56 Конвенции).
Однако выдача осужденного допустима только в то государство, которое вынесла приговор, именно этим указанная процедура отличается от передачи осужденного к государству, подданным которой он является. По форме экстрадиция бывает разных видов. Так, по договорной экстрадиции основанием является договор между государствами, а бездоговорного выдача может иметь место только в случае, если государство договаривается просто на правах взаимности. Также экстрадиции можно рассматривать и как юридическое (абстрактную) возможность, и как конкретную (реальную) возможность. Указанное дает основания выделять условную экстрадиции, при которой рассматриваются как возможные последствия, так и реальные. В зависимости от срока, на который выдается преступник, экстрадиция может быть срочной и бессрочной (окончательной).