Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Решение вопроса об уголовной ответственности лиц, подлежащих уголовной ответственности по законодательству иностранного государства

(статья 10 Уголовного кодекса Украины (УК Украины))


Под экстрадицией лица, совершившего преступление, понимают выдаче или передаче такого лица одним государством (запрашиваемая), на территории которого это лицо находится, другому государству (которая спрашивает), на территории которого было совершено преступление или гражданином которого он является.

Вышеупомянутые положения предусматривают две разновидности осуществления экстрадиции:

  • выдача лица, совершившего преступление, для привлечения к уголовной ответственности и предания суду;
  • передача лица для отбывания наказания.

Анализ положений ст. 10 «Решение вопроса об уголовной ответственности лиц, подлежащих уголовной ответственности по законодательству иностранного государства и находятся на территории Украины, и исполнения приговоров, вынесенных иностранными судами или международными судебными учреждениями» УК Украины позволяет сделать вывод, что:

  • иностранцы, совершившие преступления на территории Украины и осужденные за них на основании УК Украины, не могут быть переданы для отбывания наказания государству (в случае двойного гражданства — одной из соответствующих государств), гражданами которой они являются;
  • иностранцы, совершившие преступления на территории Украины и осужденные за них на основании УК Украины, не могут быть переданы для отбывания наказания государству, гражданами которого они являются, если такая передача не предусмотрена международными договорами Украины;
  • лица без гражданства, постоянно не проживающие в Украине, совершившие преступления на территории Украины и осужденные за них на основании УК Украины, не могут быть переданы для отбывания наказания другому государству, если иное прямо не предусмотрено международным договором, участниками которого являются Украина;
  • иностранцы, а также лица без гражданства, постоянно не проживающие в Украине, совершившие преступления за пределами Украины и находятся на ее территории, если они не осуждены за них на основании УК Украины, могут быть выданы любому иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности и предания суду, если такая выдача предусмотрена международными договорами Украины. Привлечение же их к ответственности по УК Украины не исключается, если их выдача не предусмотрена международными договорами Украины;
  • иностранцы, а также лица без гражданства, постоянно не проживающие в Украине, совершившие преступления за пределами Украины и находятся на ее территории, если они осуждены за них на основании УК Украины, могут быть переданы любой иностранному государству для отбывания наказания, если такая передача предусмотрена международными договорами Украины (в частности, Европейская конвенция о выдаче, Европейская конвенция о передаче осужденных лиц, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях умиж другими странами о правовой помо в по уголовным делам (например, Договор между Украиной и Республикой Индия о взаимной правовой помощи по уголовным делам).

Конституция Украины в ст. ст. 25, 26 предусматривает гарантии, согласно которым «гражданин Украины не может быть изгнан за пределы Украины или выдан другому государству; иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, пользуются теми же правами и свободами, а также несут такие же обязанности, как и граждане Украины, за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины; Украина гарантирует заботу и защиту своим гражданам, находящимся за ее пределами». В то же время указанное положение касается только национальной, а не международной юрисдикции. О выдаче указанных лиц полномочному международному суду, то она возможна. КС Украины в абз. 2 п. 2.3.2 мотивировочной части заключения по делу по конституционному представлению Президента Украины о предоставлении заключения о соответствии Конституции Украины Римского Устава Международного уголовного суда (дело о Римском Устав) от 11 июля 2001 № 3-в / 2001 разъяснил, что международный уголовный суд не может приравниваться к иностранному суду, поскольку создается при участии и в соответствии с государствами-участниками на основе международного, а не национального права. Итак, использованные законодателем слова «и предания суду» нужно толковать ограниченно, имея в виду случаи предания только в иностранный суд, который осуществляет национальную юрисдикцию. Надо также отметить, что выдача, а точнее, «передача» указанных в ч. 1 ст. 10 «Решение вопроса об уголовной ответственности лиц, подлежащих уголовной ответственности по законодательству иностранного государства и находятся на территории Украины, и исполнения приговоров, вынесенных иностранными судами или международными судебными учреждениями» УК Украины лиц в международный суд возможна только при условии присоединения Украины к соответствующих учредительных сделок (конвенций, уставов и т.д.) и принятие на себя определенных международно-правовых обязательств.

Следовательно, выдача лиц, совершивших преступление, — основана на международных договорах, общепризнанных принципах права и нормах национального права форма международно-правовой помощи в уголовных процессах, предоставляемой государством, на территории которого находится запрашиваемая (обвиняемый или осужденный) лицо (запрашиваемой государством) , государству, на территории которого, гражданином которой или против прав и свобод граждан которой или ее собственных интересов она поступила уголовное преступление (государстве), и состоит в предании обвиняемого с целью спр ияння обеспечению надлежащих условий для осуществления правосудия по той категории дел, относящихся к компетенции последней (государства), или осужденного для приведения в исполнение обвинительного приговора национального суда Государства, вступившим в законную силу. Правовая процедура экстрадиции закреплена в нормах главы 44 «Выдача лиц, совершивших уголовное преступление (экстрадиция)» КПК Украины.

Так, 15 ноября 2006 ВР Украины ратифицировала своим законом Соглашение о незаконном обороте на море, заключенное во исполнение ст. 17 Конвенции ООН о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ETS N 156). Законом было провозглашено: «Украина заявляет, что, действуя как вмешивающегося государства, она будет осуществлять такую интервенцию при условии, что лица, имеющие ее гражданство и были переданы государству флага согласно статье 15 Соглашения и там осужденные за соответствующее правонарушение, смогут быть переданы назад в Украину для отбывания наказания».

По требованию обеспечения конституционных гарантий иностранцев и лиц без гражданства, ст. 3 «Запрещение высылки или принудительного возвращения беженца или лица, нуждающегося в дополнительной или временной защите, в страну, из которой они прибыли и где их жизни или свободе угрожает опасность» Закона Украины «О беженцах и лицах, нуждающихся в дополнительной или временной защите» от 08.07.2011 № 3671-VI определяет условия, при которых иностранец или лицо без гражданства не может быть выслан или принудительно возвращен в страну, где их жизни или свободе угрожает опасность. Сущностные ограничения относительно возможности выдачи иностранцев и лиц без гражданства содержатся также в ст. 31 «Запрет относительно принудительного возвращения или принудительного выдворения или выдачи или передачи иностранца и лица без гражданства» Законе Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» от 22 сентября 2011 № 3773-VI при следующих условиях:

  • где их жизни или свободе угрожает опасность по признакам расы, вероисповедания, национальности, гражданства (подданства), принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;
  • где им грозит смертная казнь или смертная казнь, пытки, жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание;
  • где их жизни или здоровью, безопасности или свободе угрожает опасность вследствие общераспространенного насилия в ситуациях международного или внутреннего вооруженного конфликта или систематического нарушения прав человека, или природного или техногенного бедствия, или отсутствия медицинского лечения или ухода, который обеспечивает жизнь.

Стоит отметить, что выдача или передача лица, совершившего преступление, является суверенным правом государства, а не обязанностью. Основанием такой выдачи служит приговор, вступивший в законную силу, вынесенный судом государства, спрашивается, в отношении гражданина государства запрашивающей а также международный договор, участниками которого должны быть Украина и государство, спрашивает. При этом выдача для исполнения приговора может быть осуществлена только в отношении лиц, совершивших деяния, в соответствии с законодательством Украины и законодательством государства запрашивающей являются уголовно наказуемыми. Например, такая выдача преступников предусмотрена:

  • «Европейской конвенции о выдаче» от 13 декабря 1957 г. (ратифицирована Законом Украины 16 января 1998 г.)
  • Минской «Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» от 22 января 1993 г. (ратифицирована Законом Украины 10 ноября 1994 г.) и Протоколом с оговорками к ней от 28 июня 1997 г. (ратифицировано Законом Украины от 3 марта 1998 г.)
  • «Европейской конвенции о международной действительности уголовных приговоров» от 28 мая 1970 г. (ратифицирована Законом Украины от 26 сентября 2002 г.).

Так, согласно ч. 2 ст. 56 Минской конвенции выдача для исполнения приговора возможна только за такое деяние, которое определяется преступлением в обоих государствах и за совершение которого лицо, надо выдать, было осуждено к лишению свободы на срок не менее одного года или до более сурового наказания. Согласно Европейской конвенции 1970 г. «санкция может выполняться другой Договаривающейся государством только в случае, если в соответствии с ее законодательством действие, за которое была установлена санкция была бы преступлением в случае его совершения на его территории, и лицо, которому было установлено санкцию, подлежала бы наказанию, в случае если она поступила бы это действие там» (ч. 1 ст. 4). Кроме того выдаче с целью проведения уголовного преследования установлено п. 2 ст. 60 Договора между Украиной и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях от 27 мая 1993 г. Минская конвенция 1993 и Протокол с оговорками к ней 1997 предусматривают выдаче для привлечения к уголовной ответственности за деяния, которые в запрашиваемом и запрашивающей договорных странах наказываются по закону лишением свободы на срок не менее одного года или более суровым наказанием (ч. 2 ст. 56 Конвенции).

Однако выдача осужденного допустима только в то государство, которое вынесла приговор, именно этим указанная процедура отличается от передачи осужденного к государству, подданным которой он является. По форме экстрадиция бывает разных видов. Так, по договорной экстрадиции основанием является договор между государствами, а бездоговорного выдача может иметь место только в случае, если государство договаривается просто на правах взаимности. Также экстрадиции можно рассматривать и как юридическое (абстрактную) возможность, и как конкретную (реальную) возможность. Указанное дает основания выделять условную экстрадиции, при которой рассматриваются как возможные последствия, так и реальные. В зависимости от срока, на который выдается преступник, экстрадиция может быть срочной и бессрочной (окончательной).

Основы признания и исполнения приговоров иностранных судов и передача осужденных определены Европейской конвенцией о международной действительности уголовных приговоров от 28 мая 1970 г., которая была ратифицирована с заявлениями и оговорками 26 сентября 2002 г., Конвенции о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, от 19 мая 1978 г., Конвенции о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания от 6 марта 1998 г. и двусторонними договорами, регулирующими Институт передачи осужденных. Процедура выполнения приговоров иностранных государств и передачи осужденных лиц предусмотрены главой 46 «Признание и исполнение приговоров судов иностранных государств и передача осужденных лиц» УПК Украины.

Основанием для исполнения приговора иностранного государства является соответствующий запрос компетентного органа иностранного государства, рассматривается в течение тридцати дней Минюстом Украины. Срок может быть продлен на три месяца только в случае, если запрос поступил на иностранном языке. В случае отказа в исполнении запроса Минюст Украины сообщает об этом иностранный орган. Выполнению таких запросов не подлежат приговоры иностранных судов, принятые заочно (in absentia), то есть без участия лица в ходе уголовного производства — кроме случаев, когда осужденному лицу была вручена копия приговора и предоставлена возможность его обжаловать.

Европейская конвенция о международной действительности уголовных приговоров от 28 мая 1970 в ст. 6 устанавливает случаи, когда в запросе должно быть отказано:

  • если его выполнение противоречит основным принципам правовой системы запрашиваемого государства;
  • если есть основания полагать, что преступление, за которое вынесен приговор, имеет политический характер или является чисто военным;
  • если есть основания полагать, что приговор суда Государства имеет расовое, религиозное или национальное основание;
  • если его выполнение противоречило бы международным обязательствам запрашиваемой страны;
  • если преступление уже является предметом уголовного производства в запрашиваемом государстве или когда запрашиваемое Государство решает вопрос о начале уголовного производства в отношении этого преступления;
  • если в запрашиваемом государстве уже принято решение или не начинать уголовное производство в отношении этого лица или вообще, уголовное производство закрыто;
  • если преступление было совершено вне территории Государства;
  • если запрашиваемая Сторона не может выполнить санкцию статьи уголовного закона;
  • когда есть основания полагать, что запрашивающая сами может выполнить данную санкцию;
  • когда возраст осужденного на момент совершения преступления был таким, что она не могла быть наказана в запрашиваемом государстве;
  • когда закончился течение сроков давности привлечения к уголовной ответственности.

В соответствии со ст. 606 «Условия передачи осужденных лиц и их принятие для отбывания наказания» УПК Украины, Осужденная судом Украины лицо может быть передано для отбывания наказания в другое государство, а осужденного иностранным судом гражданина Украины принято для отбывания наказания в Украине только при условиях:

  • если это лицо является гражданином государства исполнения приговора;
  • если приговор вступил в законную силу;
  • если время получения запроса о передаче осужденный должен отбывать наказание в течение как минимум шести месяцев или если ему вынесен приговор к заключению на неопределенный срок;
  • если на передачу согласен осужденный или с учетом его возраста или физического или психического состояния на это согласен законный представитель осужденного;
  • если уголовное правонарушение, в результате совершения которого был вынесен приговор, является преступлением в соответствии с законодательством государства исполнения приговора или было бы преступлением в случае совершения на его территории, за совершение которого может быть назначено наказание в виде лишения свободы;
  • если возмещено имущественный вред, причиненный уголовным правонарушением, а в случае наличия — также процессуальные издержки;
  • если государство вынесения приговора и государство исполнения приговора согласны на передачу осужденного.

При этом, признании и исполнении в Украине приговоров международных судебных учреждений, а также принятие лиц, осужденных такими судами к лишению свободы, осуществляются согласно правилам УПК Украины на основании международного договора, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины.

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+