Бібліотека Studies працює за підтримки агентства Magistr.ua

Понятие общества. Социальная структура общества

Понятие общества. Социальная структура общества

Общество
— это исторический продукт естественно склады­вающихся взаимоотношений людей, а
государство — специально создаваемый институт, призванный управлять этим обществом
Понятие «страна» описывает одновременно естественно сло­жившуюся общность людей
и территориально-политическое образование, имеющее государственные границы.

Страна — населенная территория, имеющая
определенные гра­ницы и обладающая суверенитетом.

Государство политическая
организация власти в стране, включающая определенную форму правления (монархия,
республика), форму государственного устройства (унитарная, федеративная), вид политического
режима (авторитарный, демократический).

Общество социальная
организация людей, основой которой является социальная структура.
Общество как
социальная орга­низация характеризует не только страны, но также нации, на­родности,
племена. Было время, когда четких государственных границ, отделяющих одну страну
от другой, не существовало. Да и стран в привычном нам смысле слова не было, целые
народы и племена достаточно свободно передвигались в пространстве, осваивая новые
территории. Когда процесс переселения народов завершился, стали формироваться государства,
появились гра­ницы. Сразу же возникли и войны: страны и народы, считаю­щие себя
обделенными, начали борьбу за перекройку границ. Таким образом, исторически страны
возникли как результат территориального раздела мира, который начался несколько
ве­ков назад.

На сегодняшний
день можно выделить два подхода к пониманию общества. В широком смысле слова общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной
жизни и деятельности людей на земле
. В узком смысле слова общество – это конкретный вид общественного и государственного
строя, конкретное национально-теоретическое образование. Однако данные интерпретации
рассматриваемого понятия не могут считаться достаточно полными, так как проблема
общества занимала умы многих мыслителей, и в процессе развития социологического
знания сформировались различные подходы к его определению.

Так, Э. Дюркгейм
определял общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на
коллективных представлениях
. С точки зрения М. Вебера общество –
это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т. е. ориентированных
на других действий. К. Маркс представляет общество как исторически развивающуюся
совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий.
Другой теоретик социологической мысли Т. Парсонс полагал, что общество является
системой отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.

Таким образом,
нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную категорию, характеризующуюся
совокупностью различных признаков. Каждое из приведенных определений отражает какие-то
определенные характерные для этого явления черты. Только учет всех этих характеристик
позволяет дать наиболее полное и точное определения понятия общества. Наиболее полный
перечень характерных черт общества выделил американский социолог Э. Шилз. Он разработал следующие признаки,
характерные для любого общества:

1) оно не
является органической частью какой-либо более крупной системы;

2) браки
заключаются между представителями данной общности;

3) оно пополняется
за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;

4) оно имеет
свою территорию;

5) у него
есть самоназвание и своя история;

6) оно обладает
своей системой управления;

7) оно существует
дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8) его сплачивает
общая система ценностей, норм, законов, правил.

Учитывая
все эти признаки, можно дать следующее определение обществу: это исторически сложившаяся
и воспроизводящая себя общность людей.

Аспектами
воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство.

Данное определение
позволяет отличить понятие общества от понятия «государство» (институт управления
общественными процессами, возникший исторически позже общества) и «страна» (территориально-политическое
образование, сложившееся на базе общества и государства).

Изучение
общества в рамках социологии основано на системном подходе. Использование именно
этого метода также обуславливается рядом характерных признаков общества, которое
характеризуется как: социальная система высшего порядка; сложное системное образование;
целостная система; саморазвивающаяся система, потому что источник находится внутри
общества.

Таким образом,
нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную систему.

Система – это определенным образом упорядоченное
множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное
единство. Несомненно, общество является социальной системой, которая характеризуется
как целостное образование, элементами которого являются люди, их взаимодействие
и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом
процессе, переходя из поколения в поколение.

Таким образом,
в качестве основных элементов общества как социальной системы можно выделить следующие:

1) люди;

2) социальные
связи и взаимодействия;

3) социальные
институты, социальные страты;

4) социальные
нормы и ценности.

Как и для
любой системы, для общества характерно тесное взаимодействие его элементов. Учитывая
эту особенность, в рамках системного подхода общество можно определить как большую
упорядоченную совокупность социальных процессов и явлений более или менее связанных
и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Для общества
как системы характерны такие признаки, как координация и субординация ее элементов.

Координация
– это согласованность элементов, их взаимное функционирование. Субординация – это
подчиненность и соподчиненность, указывающие на место элементов в целостной системе.

Социальная
система самостоятельна по отношению к составляющим ее элементам и имеет способность
саморазвития.

На основе
системного подхода к анализу общества был разработан функционализм. Функциональный
подход был сформулирован Г. Спенсером и развит в работах Р. Мертона и Т. Парсонса.
В современной социологии он дополняется детерминизмом и индивидуалистическим подходом
(интеракционизмом).

Социальная
структура общества
является
элементом социальной системы.

Социальная
структура
– это
совокупность устойчивых, упорядоченных связей между элементами социальной системы,
обусловленных распределением и кооперацией труда, формам собственности и деятельностью
различных социальных общностей.

Социальная
общность
– это
совокупность индивидов, функционально объединенных на время конкретными связями
и взаимодействием. Примером социальной общности могут быть молодежь, студенты и
т. д.

Разновидностью социальной общности является социальная группа. Социальная группа – относительно
стало количество людей, связанных между собой формой деятельности, общностью интересов,
норм, ценностей.

Зависимости
от численности группы делятся на:

– Большие
– включают значительное количество людей, которые между собой не взаимодействуют
(коллектив предприятия);

– Малые
– относительно небольшое количество людей, которые непосредственно связаны личностными
контактами; объединенные общими интересами, целями (студенческая группа), как правило,
в малой группе есть лидер.

В зависимости
от социального статуса и способа образования социальные группы делятся на:

– Формальные
– организованные для реализации определенной задачи, цели или на основе специализированной
деятельности (студенческая группа);

– Неформальные
– добровольное объединение людей на основе интересов, симпатий (компания друзей).

Социальную
структуру
также
определяют как совокупность социально-классовых, социально-демографических, профессионально-квалификационных,
территориальных, этнических, конфессиональных общностей, связанных относительно
устойчивыми взаимоотношениями.

Социально-классовая
структура
общества
– совокупность общественных классов, определенные их связи и отношения. Основу социально-классовой
структуры составляют классы-большие социальные общности людей, различающиеся по
их месту в системе общественного производства.

Английский
социолог Чарльз Бут (1840-1916) на основе разделения населения в зависимости от
условий его существования (район проживания, прибыль, тип жилья, количество комнат,
наличие слуг) выделял три общественных класса: «высший», «средний» и «ниже». Таким
распределением пользуются и современные социологи.

Социально-демографическая
структура
включает
общности, выделяемые по возрасту, полу. Эти группы создаются на основе социально-демографических
признаков (молодежь, пенсионеры, женщины и т. д.).

Профессионально-квалификационная
структура общества включает общности, образующиеся на основе профессиональной деятельности
в различных отраслях народного хозяйства. Чем больше видов производственной деятельности,
тем больше различаются профессиональные категории (медики, педагоги, предприниматели
и т. п.).

Социально-территориальная
структура
– обязательный
компонент социальной структуры любого общества. Территориальные общности распределяются
по месту жительства (жители города, жители села, жители некоторых регионов).

Этнические
общности – это общности людей, объединенных по этническому признаку (народ, нация).

Конфессиональные
общности – это группы людей, которые образуются на основе вероисповедания, на основе
принадлежности к определенной вере (христиане, буддисты и т. п.)

 

 

Типы общества

Типология – выделение определенных типов
обществ по определенным сходными признаками или критериями.
В истории развития человеческой
цивилизации существовало и существует большое количество обществ.
Несколько
типов общества, объединенных сходными признаками, критериями, образуют типологию.

Одна типологизация принадлежит Д. Беллу.
В истории человечества он выделяет:

1. Доиндустриальные (традиционные) общества.
Для них характерными факторами являются аграрный уклад, низкие темпы развития производства,
строгая регламентация поведения людей обычаями, традициями. Главными институтами
в них являются армия и церковь.

2. Индустриальные общества, для которых
основными признаками являются промышленность с корпорацией и фирмой во главе, социальная
мобильность (подвижность) индивидов и групп, урбанизация населения, разделение и
специализация труда.

3. Постиндустриальные общества. Их возникновение
связано со структурными изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран.
В таком обществе резко возрастает ценность и роль знания, информации, интеллектуального
капитала, а также университетов, как места их производства и сосредоточения. Наблюдается
превосходство сферы услуг над сферой производства, классовое деление уступает место
профессиональному.

Письменность, например,
можно выделить дописьменного (доцивилизованим) и грамотные общества.

По способу добывания средств
существования: охотники и собиратели; скотоводы и огородники; земледельцы (традиционное
общество) индустриальное общество.

По способу производства
и форме собственности (типология, предложенная карпом Марксу) – первобытнообщинная,
рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. При этом подходе
процесс производства материальных благ рассматривается как основа общественной жизни.
Производя, люди влияют друг на друга, и эта система взаимодействий (непосредственных
и опосредованных, сознательных и неосознанных) людей, занятых производством, обменом,
распределением материальных благ, образует производственные отношения. Характер
производственных отношений и их основа – форма собственности – отличают один тип
общества или, как еще называют, общественный строй, от другого:

– Первобытнообщинный строй
характерен для общества с примитивно-присваивающего способом производства, разделение
труда здесь происходит половозрастной признаку;

– При рабовладельческом
строе, доминирующими являются отношения между рабовладельцами и рабами, (отношения)
отмечаются тем, что одним людям относятся все средства производства, а другие –
не только не обладают ничем, но и сами являются собственностью рабовладельцев, “орудиями,
умеющие разговаривать “;

по феодального строя крестьяне
уже не является орудием труда, однако, поскольку основное средство труда – земля,
– является собственностью феодалов, то крестьяне вынуждены платить оброк и отрабатывать
барщину за право использовать землю;

при капиталистическом
строе, доминирующими являются отношения между капиталистами и наемными рабочими.
Наемники есть лично свободными, но лишены орудий труда и вынуждены продавать свою
рабочую силу;

и в конце концов, при
коммунизме, начальной стадией которого является социализм, по мнению Маркса, рабочие
должны были стать собственниками средств производства, а следовательно – работать
на себя и, таким образом, должна была исчезнуть эксплуатация человека человеком.

Согласно теории Уолта
Ростоу, общество в своем развитии проходит пять стадий.

Первая стадия – традиционное
или в индустриальное общество.Для этого типа общества характерно аграрное хозяйство,
примитивное ручное производство, а главное – “в ньютоновский” уровень
мышления. Традиционное общество характеризуется отсталостью, застоем, воспроизведением
своей собственной структуры в относительно неизменном масштабе (простое воспроизводство).

Вторая стадия – переходное
общество, или период подготовки так называемого сдвига. На этой стадии появляются
люди, способные преодолеть отсталость и застой консервативного традиционного общества.
Главной движущей силой выступают предприимчивые люди. Еще одной движущей силой является
“национализм”, т.е. стремление народа создать политическую и экономическую
систему, которая бы обеспечивала защиту от иностранного вмешательства и завоеваний.
Этот период охватывает примерно XVIII – нач. XIX в.

Третья стадия – стадия
“сдвиг”. Она ознаменована промышленной революцией, повышением части капитала
в национальном доходе, развитием техники и т.д.. Этот период охватывает XIX – нач.
XX в.

Четвертая стадия – стадия
“зрелости”. На этой стадии значительно возрастает национальный доход,
бурно развивается промышленность и наука. Некоторые страны, как Англия, достигли
этой стадии раньше. Такие же, как Япония, – позже (Уолт Ростоу считал, что Япония
достигла этой стадии в 1940 г.).

Пятая стадия – “эра
массового потребления”. На этой стадии в центре общественного внимания оказываются
уже НЕ производственные проблемы, а проблемы потребления. Основными отраслями в
экономике выступают сфера услуг и производство товаров массового потребления. На
базе технического прогресса возникает общество “всеобщего благоденствия”.
Первыми этой стадии достигли СЕЛА, впоследствии – Западная Европа и Япония.

 

Общественный прогресс: критерии и тенденции

Термином
“прогресс” обозначают развитие тех качеств, которые люди оценивают как
положительные с позиции определенных ценностей (то, что один считает прогрессивным,
другой может считать регрессивным).

Прогресс
бывает и глобальный (достижения человечества на протяжении всей истории), и локальный
(достижения определенной человеческой общности), а регресс (движение назад, обратное
развитие от высших форм к низшим) – бывает только локальный, охватывающий отдельные
общества в течение непродолжительного (в историческом измерении) времени.

Социальный
прогресс 
основывается на уважении достоинства и ценности человеческой личности и обеспечивают
развитие прав человека и социальной справедливости, что требует незамедлительной и окончательной ликвидации всех
форм неравенства.

Основными условиями социального
прогресса считаются:

а) национальная независимость, основанная на праве народов на самоопределение;

b) принцип невмешательства во внутренние дела государств;

c) уважение суверенитета и территориальной целостности государств;

d) неотъемлемый суверенитет каждого государства над своими природными
богатствами и ресурсами;

е) право и ответственность каждого государства, и, в той степени,
в какой это касается каждой нации и народа, свободно определять свои собственные
цели социального развития, устанавливать свой порядок очередности и определять средства
и методы их достижений без всякого вмешательства извне;

f) мирное сосуществование, мир, дружественные отношения и сотрудничество
государств, независимо от различий между их социальными, экономическими и политическими
системами.

Теории Исторического прогресса возникли
в период развития капитализма, олицетворяющего в сопоставлении с феодализмом общественный
прогресс. Жан Антуан Кондорсе (1743-1794) доказывал, что общественный прогресс подчинен
общим законам. Если люди знают эти законы, то они могут предвидеть и ускорить развитие
общества.

Г. В.Ф. Гегель утверждал, что развитие
есть движение вперед от несовершенного к более совершенному, доказывал, что несовершенное
должно быть понято и как нечто такое, что содержит в себе, в зародыше, в тенденции
свою собственную противоположность, т. е. совершенное.

К. Маркс подчеркивал внутреннюю противоречивость
социальной эволюции, ее неоднозначность и ритмичность, триадность, пришел к представлению
о конечном совершенном состоянии, которое завершает социальную эволюцию.

В XIX в. по мере упрочнения капитализма
идея общественного прогресса во многом совпадала с концепцией социальной эволюции.
На общественную жизнь было перенесено Эволюционное учение Ч. Дарвина.

Г. Спенсер социальную эволюцию включал
в систему большой эволюции, функционирующей благодаря непрерывному взаимодействию
дифференциации и интеграции.

Идею цикличности развития государств,
народов и культур (рождение, рост, расцвет, угасание и смерть) разработал и обосновал
Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891). Циклический характер развития социальных
систем, связь человеческой жизни с космопланетарными ритмами продемонстрировали
также А. Л. Чижевский, Л. Н. Гумилев, Н. Д. Кондратьев и А. Тойнби.

Помимо связи с историей, восприятие направленности
общественного прогресса зависит и от духовного климата эпохи.

Мировоззрение средневекового европейца
становится религиозно-историческим (проводилась идея движения человечества на основе
реализации божественно установленной цели к более совершенному миру) и преимущественно
аскетичным (на первое место выдвигались обретение духовных ценностей, личное спасение).

В Новое время мировоззрение человека
становилось преимущественно рационалистичным: утверждалось прогрессистское понимание
истории как реализация не божественной, а природной цели, как естественная необходимость
в установлении общества разума (А. Тюрго, К. Гельвеции).

Циклически – волновой процесс включает
множество переходов и критических «точек бифуркации», в которых исход событий заранее
не предрешен.

В историческом прошлом при всем многообразии
социального развития преобладала линия прогресса. Осознание данной тенденции в каждый
исторический период было затруднено многочисленными фактами социальной несправедливости,
войн, гибели государств и целых человеческих популяций.

 

 

Базовые компоненты общественной жизни

Важнейшие компоненты общественной
жизни: социальные факты (Э.Дюркгейм), политические и экономические явления (М.Вебер),
социальные закономерности (Г.Зиммель).

Впервые
материализм был распространен на социальную форму движения материи Марксом и Энгельсом
(исторический материализм). Оказалось, что общественные отношения можно разделить
на материальные и духовные. Кроме того, по своему генезису материальные отношения
первичны, духовные – вторичны. Материальные отношения делятся на экономические и
внеэкономические. Экономические детерминируют все остальные материальные и духовные.
Такой принцип первичности общественного бытия над общественным сознанием является
коренным в материалистическом понимании истории. Общественное бытие – это материальные
условия жизни общества и материальные отношения между людьми и человечеством и природой.
Главное свойство общественного бытия – объективность: они развиваются в процессе
эволюции самого общества и не зависят от общественного сознания. Материальные условия
жизни общества: А) материально-техническая база жизнедеятельности людей (орудия
и предметы труда, средств общения, информация), Б) географические условия (флора,
фауна, климат, ресурсы, место развития) делятся на экономико-географические условия
(созданы человеком) и физико-географическая среда (естественная), В) демографические
условия жизни общества (численность, плотность населения, темпы роста, здоровье).
Материальные общественные отношения: А) производственные – отношения, в которые
люди вступают в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных
благ. Б) материальные стороны других общественных отношений (например, семейных),
В) экологические – отношения людей к природе или отношение между людьми по поводу
их отношения к природе. Общественное сознание – отношения людей в духовной сфере,
система чувств, идей, теорий. Оно не сумма индивидуальных сознаний, а целостное
духовное явление. В этом понятии мы отвлекаемся от личностного и фиксируем только
те чувства и идеи, которые характерны для всего общества или для отдельной социальной
группы. Функции общественного сознания: 1) отражение общественного бытия, 2) активное
обратное воздействие на общественное бытие. История есть деятельность людей, преследующих
свои цели. Общество – это часть природы, живущая по своим специфическим законам,
это продукт взаимодействия людей в процессе их трудовой, производительной деятельности
(Маркс).

С целью лучшей ориентации в многообразии общественных явлений социальную
жизнь подразделяют на 4 основные сферы общественной жизни или подсистемы:

– экономическую;

– политическую;

– духовную;

– социальную.

Экономическая сфера включает в себя
все социальные институты, организации, системы и структуры, которые обеспечивают
использование доступных обществу ресурсов (земля, рабочая сила, капитал, управление,
полезные ископаемые) для обеспечения удовлетворения определенного уровня первичных
и вторичных потребностей членов этого общества. К экономической сфере, таким образом,
относятся фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, финансовые потоки, инвестиции,
а так же специальные органы, занимающиеся регулированием экономической деятельности,
взиманием налогов.

В рамках экономической сферы можно выделить 4 ключевых подсферы:

– производство;

– распределение;

– обмен;

– потребление.

Непосредственно во всем цикле экономической жизни общества участвуют
не более 50% населения. Эту часть называют экономически активным населением. К ним
следует отнести рабочих, служащих, предпринимателей, финансистов и др. Однако косвенно
к экономической сфере имеют отношение все члены общества, поскольку все они по крайней
мере являются потребителями товаров и услуг. Здесь присутствуют дети, пенсионеры,
инвалиды все нетрудоспособное население.

Политическая сфера в первую очередь
представлена системой государственных политических органов. В общем смысле в рамках
политической сферы происходит регулирование политических отношений, или отношенийвласти. В современных демократических обществах государственные органы включают
в себя исполнительную, законодательную и судебную ветви, которые, в идеале, не зависят
друг от друга и выполняют свои строго определенные функции. Законодательная власть
призвана создавать законы, в соответствии с которыми должно жить общество. Исполнительная
власть призвана осуществлять общее руководство обществом на основе выработанных
законодательной властью законов и следить за их исполнением. Судебная власть призвана
определять законность действий отдельных индивидов и степень их виновности в случае
нарушения ими законов.

Основная задача государства как целостной политической системы состоит
в сохранении социальной стабильности, обеспечении эффективного и гармоничного развития
основных сфер общественной жизни. Выполнение этой задачи предполагает:

– сохранение стабильного политического режима;

– сохранение суверенитета страны, защиту от внешних политических угроз;

– развитие законодательной базы и контроль исполнения законов;

– обеспечение необходимыми средствами социальной и культурной сфер;

– готовность к ликвидации последствий природных катаклизмов;

Духовная сфера включает систему
воспитания, общего, специального, высшего образования, научные учреждения, союзы,
учреждения досуга и культурного развития индивидов, органы печати, памятники культуры,
религиозные общины и т.д. Основные компоненты духовной сферы общественной жизни  это культура, наука, воспитание и образование, религия.

Наука призвана обеспечивать прирост знаний и представлений в технической
и гуманитарной областях. Одно из основных требований к этим знаниям  их практическая
применимость, возможность использовать их в интересах общественного развития. Воспитание
и образование имеют целью передавать новым поколениям накопленные и сформированные
в обществе знания, навыки, способы и правила действий, ценностные ориентир. Культура
призвана хранить и создавать художественные ценности, обеспечивать преемственность
поколений, распространять присущие данному обществу представления. Религия, в случае
необходимости, выполняет функцию онтологической стабилизации человеческой жизни,
служит делу обоснования и утверждения моральных и нравственных норм.

Социальная сфера охватывает всю
совокупность социальных взаимодействий и отношений, которые не сводимы к какой-либо
из вышеперечисленных сфер социальной жизни. Таким образом, межличностные, неинституциализированные
отношения относятся к социальной сфере.

Многие социологи предлагают понимать социальную сферу общества в более
узком значении как совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние,
социальное обеспечение населения. Здесь могут быть названы подсистемы общественного
транспорта, коммунального и бытового обслуживания, общественного питания, здравоохранения,
связи, а также учреждения досуга и развлечений (парки, стадионы). Очевидно, что
наряду с социальными, все вышеперечисленные подсистемы выполняют и другие функции,
например, экономические, духовные.

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+