Понятие общества. Социальная структура общества
Зміст сторінки:
Понятие общества. Социальная структура общества
Общество
— это исторический продукт естественно складывающихся взаимоотношений людей, а
государство — специально создаваемый институт, призванный управлять этим обществом
Понятие «страна» описывает одновременно естественно сложившуюся общность людей
и территориально-политическое образование, имеющее государственные границы.
Страна — населенная территория, имеющая
определенные границы и обладающая суверенитетом.
Государство — политическая
организация власти в стране, включающая определенную форму правления (монархия,
республика), форму государственного устройства (унитарная, федеративная), вид политического
режима (авторитарный, демократический).
Общество — социальная
организация людей, основой которой является социальная структура. Общество как
социальная организация характеризует не только страны, но также нации, народности,
племена. Было время, когда четких государственных границ, отделяющих одну страну
от другой, не существовало. Да и стран в привычном нам смысле слова не было, целые
народы и племена достаточно свободно передвигались в пространстве, осваивая новые
территории. Когда процесс переселения народов завершился, стали формироваться государства,
появились границы. Сразу же возникли и войны: страны и народы, считающие себя
обделенными, начали борьбу за перекройку границ. Таким образом, исторически страны
возникли как результат территориального раздела мира, который начался несколько
веков назад.
На сегодняшний
день можно выделить два подхода к пониманию общества. В широком смысле слова общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной
жизни и деятельности людей на земле. В узком смысле слова общество – это конкретный вид общественного и государственного
строя, конкретное национально-теоретическое образование. Однако данные интерпретации
рассматриваемого понятия не могут считаться достаточно полными, так как проблема
общества занимала умы многих мыслителей, и в процессе развития социологического
знания сформировались различные подходы к его определению.
Так, Э. Дюркгейм
определял общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на
коллективных представлениях. С точки зрения М. Вебера общество –
это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т. е. ориентированных
на других действий. К. Маркс представляет общество как исторически развивающуюся
совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий.
Другой теоретик социологической мысли Т. Парсонс полагал, что общество является
системой отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.
Таким образом,
нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную категорию, характеризующуюся
совокупностью различных признаков. Каждое из приведенных определений отражает какие-то
определенные характерные для этого явления черты. Только учет всех этих характеристик
позволяет дать наиболее полное и точное определения понятия общества. Наиболее полный
перечень характерных черт общества выделил американский социолог Э. Шилз. Он разработал следующие признаки,
характерные для любого общества:
1) оно не
является органической частью какой-либо более крупной системы;
2) браки
заключаются между представителями данной общности;
3) оно пополняется
за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;
4) оно имеет
свою территорию;
5) у него
есть самоназвание и своя история;
6) оно обладает
своей системой управления;
7) оно существует
дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
8) его сплачивает
общая система ценностей, норм, законов, правил.
Учитывая
все эти признаки, можно дать следующее определение обществу: это исторически сложившаяся
и воспроизводящая себя общность людей.
Аспектами
воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство.
Данное определение
позволяет отличить понятие общества от понятия «государство» (институт управления
общественными процессами, возникший исторически позже общества) и «страна» (территориально-политическое
образование, сложившееся на базе общества и государства).
Изучение
общества в рамках социологии основано на системном подходе. Использование именно
этого метода также обуславливается рядом характерных признаков общества, которое
характеризуется как: социальная система высшего порядка; сложное системное образование;
целостная система; саморазвивающаяся система, потому что источник находится внутри
общества.
Таким образом,
нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную систему.
Система – это определенным образом упорядоченное
множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное
единство. Несомненно, общество является социальной системой, которая характеризуется
как целостное образование, элементами которого являются люди, их взаимодействие
и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом
процессе, переходя из поколения в поколение.
Таким образом,
в качестве основных элементов общества как социальной системы можно выделить следующие:
1) люди;
2) социальные
связи и взаимодействия;
3) социальные
институты, социальные страты;
4) социальные
нормы и ценности.
Как и для
любой системы, для общества характерно тесное взаимодействие его элементов. Учитывая
эту особенность, в рамках системного подхода общество можно определить как большую
упорядоченную совокупность социальных процессов и явлений более или менее связанных
и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Для общества
как системы характерны такие признаки, как координация и субординация ее элементов.
Координация
– это согласованность элементов, их взаимное функционирование. Субординация – это
подчиненность и соподчиненность, указывающие на место элементов в целостной системе.
Социальная
система самостоятельна по отношению к составляющим ее элементам и имеет способность
саморазвития.
На основе
системного подхода к анализу общества был разработан функционализм. Функциональный
подход был сформулирован Г. Спенсером и развит в работах Р. Мертона и Т. Парсонса.
В современной социологии он дополняется детерминизмом и индивидуалистическим подходом
(интеракционизмом).
Социальная
структура общества является
элементом социальной системы.
Социальная
структура – это
совокупность устойчивых, упорядоченных связей между элементами социальной системы,
обусловленных распределением и кооперацией труда, формам собственности и деятельностью
различных социальных общностей.
Социальная
общность – это
совокупность индивидов, функционально объединенных на время конкретными связями
и взаимодействием. Примером социальной общности могут быть молодежь, студенты и
т. д.
Разновидностью социальной общности является социальная группа. Социальная группа – относительно
стало количество людей, связанных между собой формой деятельности, общностью интересов,
норм, ценностей.
Зависимости
от численности группы делятся на:
– Большие
– включают значительное количество людей, которые между собой не взаимодействуют
(коллектив предприятия);
– Малые
– относительно небольшое количество людей, которые непосредственно связаны личностными
контактами; объединенные общими интересами, целями (студенческая группа), как правило,
в малой группе есть лидер.
В зависимости
от социального статуса и способа образования социальные группы делятся на:
– Формальные
– организованные для реализации определенной задачи, цели или на основе специализированной
деятельности (студенческая группа);
– Неформальные
– добровольное объединение людей на основе интересов, симпатий (компания друзей).
Социальную
структуру также
определяют как совокупность социально-классовых, социально-демографических, профессионально-квалификационных,
территориальных, этнических, конфессиональных общностей, связанных относительно
устойчивыми взаимоотношениями.
Социально-классовая
структура общества
– совокупность общественных классов, определенные их связи и отношения. Основу социально-классовой
структуры составляют классы-большие социальные общности людей, различающиеся по
их месту в системе общественного производства.
Английский
социолог Чарльз Бут (1840-1916) на основе разделения населения в зависимости от
условий его существования (район проживания, прибыль, тип жилья, количество комнат,
наличие слуг) выделял три общественных класса: «высший», «средний» и «ниже». Таким
распределением пользуются и современные социологи.
Социально-демографическая
структура включает
общности, выделяемые по возрасту, полу. Эти группы создаются на основе социально-демографических
признаков (молодежь, пенсионеры, женщины и т. д.).
Профессионально-квалификационная
структура общества включает общности, образующиеся на основе профессиональной деятельности
в различных отраслях народного хозяйства. Чем больше видов производственной деятельности,
тем больше различаются профессиональные категории (медики, педагоги, предприниматели
и т. п.).
Социально-территориальная
структура – обязательный
компонент социальной структуры любого общества. Территориальные общности распределяются
по месту жительства (жители города, жители села, жители некоторых регионов).
Этнические
общности – это общности людей, объединенных по этническому признаку (народ, нация).
Конфессиональные
общности – это группы людей, которые образуются на основе вероисповедания, на основе
принадлежности к определенной вере (христиане, буддисты и т. п.)
Типы общества
Типология – выделение определенных типов
обществ по определенным сходными признаками или критериями. В истории развития человеческой
цивилизации существовало и существует большое количество обществ. Несколько
типов общества, объединенных сходными признаками, критериями, образуют типологию.
Одна типологизация принадлежит Д. Беллу.
В истории человечества он выделяет:
1. Доиндустриальные (традиционные) общества.
Для них характерными факторами являются аграрный уклад, низкие темпы развития производства,
строгая регламентация поведения людей обычаями, традициями. Главными институтами
в них являются армия и церковь.
2. Индустриальные общества, для которых
основными признаками являются промышленность с корпорацией и фирмой во главе, социальная
мобильность (подвижность) индивидов и групп, урбанизация населения, разделение и
специализация труда.
3. Постиндустриальные общества. Их возникновение
связано со структурными изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран.
В таком обществе резко возрастает ценность и роль знания, информации, интеллектуального
капитала, а также университетов, как места их производства и сосредоточения. Наблюдается
превосходство сферы услуг над сферой производства, классовое деление уступает место
профессиональному.
Письменность, например,
можно выделить дописьменного (доцивилизованим) и грамотные общества.
По способу добывания средств
существования: охотники и собиратели; скотоводы и огородники; земледельцы (традиционное
общество) индустриальное общество.
По способу производства
и форме собственности (типология, предложенная карпом Марксу) – первобытнообщинная,
рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. При этом подходе
процесс производства материальных благ рассматривается как основа общественной жизни.
Производя, люди влияют друг на друга, и эта система взаимодействий (непосредственных
и опосредованных, сознательных и неосознанных) людей, занятых производством, обменом,
распределением материальных благ, образует производственные отношения. Характер
производственных отношений и их основа – форма собственности – отличают один тип
общества или, как еще называют, общественный строй, от другого:
– Первобытнообщинный строй
характерен для общества с примитивно-присваивающего способом производства, разделение
труда здесь происходит половозрастной признаку;
– При рабовладельческом
строе, доминирующими являются отношения между рабовладельцами и рабами, (отношения)
отмечаются тем, что одним людям относятся все средства производства, а другие –
не только не обладают ничем, но и сами являются собственностью рабовладельцев, “орудиями,
умеющие разговаривать “;
по феодального строя крестьяне
уже не является орудием труда, однако, поскольку основное средство труда – земля,
– является собственностью феодалов, то крестьяне вынуждены платить оброк и отрабатывать
барщину за право использовать землю;
при капиталистическом
строе, доминирующими являются отношения между капиталистами и наемными рабочими.
Наемники есть лично свободными, но лишены орудий труда и вынуждены продавать свою
рабочую силу;
и в конце концов, при
коммунизме, начальной стадией которого является социализм, по мнению Маркса, рабочие
должны были стать собственниками средств производства, а следовательно – работать
на себя и, таким образом, должна была исчезнуть эксплуатация человека человеком.
Согласно теории Уолта
Ростоу, общество в своем развитии проходит пять стадий.
Первая стадия – традиционное
или в индустриальное общество.Для этого типа общества характерно аграрное хозяйство,
примитивное ручное производство, а главное – “в ньютоновский” уровень
мышления. Традиционное общество характеризуется отсталостью, застоем, воспроизведением
своей собственной структуры в относительно неизменном масштабе (простое воспроизводство).
Вторая стадия – переходное
общество, или период подготовки так называемого сдвига. На этой стадии появляются
люди, способные преодолеть отсталость и застой консервативного традиционного общества.
Главной движущей силой выступают предприимчивые люди. Еще одной движущей силой является
“национализм”, т.е. стремление народа создать политическую и экономическую
систему, которая бы обеспечивала защиту от иностранного вмешательства и завоеваний.
Этот период охватывает примерно XVIII – нач. XIX в.
Третья стадия – стадия
“сдвиг”. Она ознаменована промышленной революцией, повышением части капитала
в национальном доходе, развитием техники и т.д.. Этот период охватывает XIX – нач.
XX в.
Четвертая стадия – стадия
“зрелости”. На этой стадии значительно возрастает национальный доход,
бурно развивается промышленность и наука. Некоторые страны, как Англия, достигли
этой стадии раньше. Такие же, как Япония, – позже (Уолт Ростоу считал, что Япония
достигла этой стадии в 1940 г.).
Пятая стадия – “эра
массового потребления”. На этой стадии в центре общественного внимания оказываются
уже НЕ производственные проблемы, а проблемы потребления. Основными отраслями в
экономике выступают сфера услуг и производство товаров массового потребления. На
базе технического прогресса возникает общество “всеобщего благоденствия”.
Первыми этой стадии достигли СЕЛА, впоследствии – Западная Европа и Япония.
Общественный прогресс: критерии и тенденции
Термином
“прогресс” обозначают развитие тех качеств, которые люди оценивают как
положительные с позиции определенных ценностей (то, что один считает прогрессивным,
другой может считать регрессивным).
Прогресс
бывает и глобальный (достижения человечества на протяжении всей истории), и локальный
(достижения определенной человеческой общности), а регресс (движение назад, обратное
развитие от высших форм к низшим) – бывает только локальный, охватывающий отдельные
общества в течение непродолжительного (в историческом измерении) времени.
Социальный
прогресс основывается на уважении достоинства и ценности человеческой личности и обеспечивают
развитие прав человека и социальной справедливости, что требует незамедлительной и окончательной ликвидации всех
форм неравенства.
Основными условиями социального
прогресса считаются:
а) национальная независимость, основанная на праве народов на самоопределение;
b) принцип невмешательства во внутренние дела государств;
c) уважение суверенитета и территориальной целостности государств;
d) неотъемлемый суверенитет каждого государства над своими природными
богатствами и ресурсами;
е) право и ответственность каждого государства, и, в той степени,
в какой это касается каждой нации и народа, свободно определять свои собственные
цели социального развития, устанавливать свой порядок очередности и определять средства
и методы их достижений без всякого вмешательства извне;
f) мирное сосуществование, мир, дружественные отношения и сотрудничество
государств, независимо от различий между их социальными, экономическими и политическими
системами.
Теории Исторического прогресса возникли
в период развития капитализма, олицетворяющего в сопоставлении с феодализмом общественный
прогресс. Жан Антуан Кондорсе (1743-1794) доказывал, что общественный прогресс подчинен
общим законам. Если люди знают эти законы, то они могут предвидеть и ускорить развитие
общества.
Г. В.Ф. Гегель утверждал, что развитие
есть движение вперед от несовершенного к более совершенному, доказывал, что несовершенное
должно быть понято и как нечто такое, что содержит в себе, в зародыше, в тенденции
свою собственную противоположность, т. е. совершенное.
К. Маркс подчеркивал внутреннюю противоречивость
социальной эволюции, ее неоднозначность и ритмичность, триадность, пришел к представлению
о конечном совершенном состоянии, которое завершает социальную эволюцию.
В XIX в. по мере упрочнения капитализма
идея общественного прогресса во многом совпадала с концепцией социальной эволюции.
На общественную жизнь было перенесено Эволюционное учение Ч. Дарвина.
Г. Спенсер социальную эволюцию включал
в систему большой эволюции, функционирующей благодаря непрерывному взаимодействию
дифференциации и интеграции.
Идею цикличности развития государств,
народов и культур (рождение, рост, расцвет, угасание и смерть) разработал и обосновал
Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891). Циклический характер развития социальных
систем, связь человеческой жизни с космопланетарными ритмами продемонстрировали
также А. Л. Чижевский, Л. Н. Гумилев, Н. Д. Кондратьев и А. Тойнби.
Помимо связи с историей, восприятие направленности
общественного прогресса зависит и от духовного климата эпохи.
Мировоззрение средневекового европейца
становится религиозно-историческим (проводилась идея движения человечества на основе
реализации божественно установленной цели к более совершенному миру) и преимущественно
аскетичным (на первое место выдвигались обретение духовных ценностей, личное спасение).
В Новое время мировоззрение человека
становилось преимущественно рационалистичным: утверждалось прогрессистское понимание
истории как реализация не божественной, а природной цели, как естественная необходимость
в установлении общества разума (А. Тюрго, К. Гельвеции).
Циклически – волновой процесс включает
множество переходов и критических «точек бифуркации», в которых исход событий заранее
не предрешен.
В историческом прошлом при всем многообразии
социального развития преобладала линия прогресса. Осознание данной тенденции в каждый
исторический период было затруднено многочисленными фактами социальной несправедливости,
войн, гибели государств и целых человеческих популяций.
Базовые компоненты общественной жизни
Важнейшие компоненты общественной
жизни: социальные факты (Э.Дюркгейм), политические и экономические явления (М.Вебер),
социальные закономерности (Г.Зиммель).
Впервые
материализм был распространен на социальную форму движения материи Марксом и Энгельсом
(исторический материализм). Оказалось, что общественные отношения можно разделить
на материальные и духовные. Кроме того, по своему генезису материальные отношения
первичны, духовные – вторичны. Материальные отношения делятся на экономические и
внеэкономические. Экономические детерминируют все остальные материальные и духовные.
Такой принцип первичности общественного бытия над общественным сознанием является
коренным в материалистическом понимании истории. Общественное бытие – это материальные
условия жизни общества и материальные отношения между людьми и человечеством и природой.
Главное свойство общественного бытия – объективность: они развиваются в процессе
эволюции самого общества и не зависят от общественного сознания. Материальные условия
жизни общества: А) материально-техническая база жизнедеятельности людей (орудия
и предметы труда, средств общения, информация), Б) географические условия (флора,
фауна, климат, ресурсы, место развития) делятся на экономико-географические условия
(созданы человеком) и физико-географическая среда (естественная), В) демографические
условия жизни общества (численность, плотность населения, темпы роста, здоровье).
Материальные общественные отношения: А) производственные – отношения, в которые
люди вступают в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных
благ. Б) материальные стороны других общественных отношений (например, семейных),
В) экологические – отношения людей к природе или отношение между людьми по поводу
их отношения к природе. Общественное сознание – отношения людей в духовной сфере,
система чувств, идей, теорий. Оно не сумма индивидуальных сознаний, а целостное
духовное явление. В этом понятии мы отвлекаемся от личностного и фиксируем только
те чувства и идеи, которые характерны для всего общества или для отдельной социальной
группы. Функции общественного сознания: 1) отражение общественного бытия, 2) активное
обратное воздействие на общественное бытие. История есть деятельность людей, преследующих
свои цели. Общество – это часть природы, живущая по своим специфическим законам,
это продукт взаимодействия людей в процессе их трудовой, производительной деятельности
(Маркс).
С целью лучшей ориентации в многообразии общественных явлений социальную
жизнь подразделяют на 4 основные сферы общественной жизни или подсистемы:
– экономическую;
– политическую;
– духовную;
– социальную.
Экономическая сфера включает в себя
все социальные институты, организации, системы и структуры, которые обеспечивают
использование доступных обществу ресурсов (земля, рабочая сила, капитал, управление,
полезные ископаемые) для обеспечения удовлетворения определенного уровня первичных
и вторичных потребностей членов этого общества. К экономической сфере, таким образом,
относятся фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, финансовые потоки, инвестиции,
а так же специальные органы, занимающиеся регулированием экономической деятельности,
взиманием налогов.
В рамках экономической сферы можно выделить 4 ключевых подсферы:
– производство;
– распределение;
– обмен;
– потребление.
Непосредственно во всем цикле экономической жизни общества участвуют
не более 50% населения. Эту часть называют экономически активным населением. К ним
следует отнести рабочих, служащих, предпринимателей, финансистов и др. Однако косвенно
к экономической сфере имеют отношение все члены общества, поскольку все они по крайней
мере являются потребителями товаров и услуг. Здесь присутствуют дети, пенсионеры,
инвалиды все нетрудоспособное население.
Политическая сфера в первую очередь
представлена системой государственных политических органов. В общем смысле в рамках
политической сферы происходит регулирование политических отношений, или отношенийвласти. В современных демократических обществах государственные органы включают
в себя исполнительную, законодательную и судебную ветви, которые, в идеале, не зависят
друг от друга и выполняют свои строго определенные функции. Законодательная власть
призвана создавать законы, в соответствии с которыми должно жить общество. Исполнительная
власть призвана осуществлять общее руководство обществом на основе выработанных
законодательной властью законов и следить за их исполнением. Судебная власть призвана
определять законность действий отдельных индивидов и степень их виновности в случае
нарушения ими законов.
Основная задача государства как целостной политической системы состоит
в сохранении социальной стабильности, обеспечении эффективного и гармоничного развития
основных сфер общественной жизни. Выполнение этой задачи предполагает:
– сохранение стабильного политического режима;
– сохранение суверенитета страны, защиту от внешних политических угроз;
– развитие законодательной базы и контроль исполнения законов;
– обеспечение необходимыми средствами социальной и культурной сфер;
– готовность к ликвидации последствий природных катаклизмов;
Духовная сфера включает систему
воспитания, общего, специального, высшего образования, научные учреждения, союзы,
учреждения досуга и культурного развития индивидов, органы печати, памятники культуры,
религиозные общины и т.д. Основные компоненты духовной сферы общественной жизни это культура, наука, воспитание и образование, религия.
Наука призвана обеспечивать прирост знаний и представлений в технической
и гуманитарной областях. Одно из основных требований к этим знаниям их практическая
применимость, возможность использовать их в интересах общественного развития. Воспитание
и образование имеют целью передавать новым поколениям накопленные и сформированные
в обществе знания, навыки, способы и правила действий, ценностные ориентир. Культура
призвана хранить и создавать художественные ценности, обеспечивать преемственность
поколений, распространять присущие данному обществу представления. Религия, в случае
необходимости, выполняет функцию онтологической стабилизации человеческой жизни,
служит делу обоснования и утверждения моральных и нравственных норм.
Социальная сфера охватывает всю
совокупность социальных взаимодействий и отношений, которые не сводимы к какой-либо
из вышеперечисленных сфер социальной жизни. Таким образом, межличностные, неинституциализированные
отношения относятся к социальной сфере.
Многие социологи предлагают понимать социальную сферу общества в более
узком значении как совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние,
социальное обеспечение населения. Здесь могут быть названы подсистемы общественного
транспорта, коммунального и бытового обслуживания, общественного питания, здравоохранения,
связи, а также учреждения досуга и развлечений (парки, стадионы). Очевидно, что
наряду с социальными, все вышеперечисленные подсистемы выполняют и другие функции,
например, экономические, духовные.