Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Земли сельскохозяйственного назначения как объект правового регулирования


Земли сельскохозяйственного назначения как объект правового регулирования

Земля не является результатом человеческого труда, а продуктом самой природы. Непосредственным объектом правового регулирования использования земель сельскохозяйственного назначения является определенная территория является пространственной сферой деятельности субъекта, на которой он может заниматься производством сельскохозяйственной продукции и возведением домов, зданий, сооружений и других производственных объектов, необходимых для обслуживания его основной деятельности. Таким образом, для земель сельскохозяйственного назначения характерно их использование не только как средства производства (выращивание сельскохозяйственной продукции), является отличительной чертой этой категории земель, но и как пространственно — операционного базиса, что присуще всем категориям земель.

Специфическими признаки земельных участков сельскохозяйственного назначения, характеризующие их как объект земельных отношений, является ограниченность их площади, локализованность по месту расположения, то, что они являются недвижимым объектом и основным средством производства в сельском хозяйстве.

В литературе существует мнение, согласно которому земли сельскохозяйственного назначения как объект правового регулирования должны тройную правовую характеристику: общий объект ( часть земельного фонда), на который распространяется общий правовой режим использования земли; родовой объект (категория земельного фонда), на который распространяются правила особого правового режима, предназначенные для земель сельскохозяйственного назначения; а также непосредственный объект (как сельскохозяйственное угодье ), на который распространяется действие норм земельного, финансового, хозяйственного и других отраслей права

Цель использования земельных участков определяется органами исполнительной власти или местного самоуправления при их предоставлении. Об этом указывается в документах, удостоверяющих права на землю, а также в документах государственного земельного кадастра и государственной регистрации. При этом самовольное изменение целевого назначения земельного участка не допускается.

Важной характеристикой земельного участка как объекта правового регулирования является ее площадь. При установлении размеров участков, предоставленных в собственность или в пользование, соответствующие органы учитывают природно- экономические, экологические и социальные условия, которые определяются на основе рекомендаций научно -исследовательских учреждений о природно — сельскохозяйственное районирование и нормирование земель.

Так, согласно ст. 121 ЗК граждане Украины имеют право на бесплатную передачу им земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности в таких размерах: для ведения личного крестьянского хозяйства — не более 2 га; для ведения садоводства — не более 0,12 га ; для ведения фермерского хозяйства — в размере земельной доли ( пая ), определенной для членов сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории сельского, поселкового, городского совета, где находится фермерское хозяйство. Если на территории сельского, поселкового, городского совета расположено несколько сельскохозяйственных предприятий, размер земельной доли (пая) определяется как средний по этим предприятиям. В случае отсутствия сельскохозяйственных предприятий на территории соответствующего совета размер земельной доли ( пая ) определяется как средний по району.

В соответствии со ст. 31 ЗК земли фермерского хозяйства могут состоять из: земельного участка, принадлежащего на праве собственности фермерскому хозяйству как юридическому лицу; земельных участков, принадлежащих гражданам — членам фермерского хозяйства на праве частной собственности ; а также земельного участка, используемого фермерским хозяйством на условиях аренды. Граждане — члены фермерского хозяйства имеют право на получение бесплатно в собственность из земель государственной и коммунальной собственности земельных участков в размере земельной доли ( пая). А согласно ст. 32 ЗК гражданам Украины — членам фермерских хозяйств передаются бесплатно в частную собственность предоставленные им в пользование земельные участки в размере земельной доли ( пая ) члена сельскохозяйственного предприятия, расположенного на территории соответствующего совета. Это право не распространяется на граждан, которые раньше приобрели право на земельную долю ( пай).

Размер земельных участков, которые передаются безвозмездно гражданину для ведения личного крестьянского хозяйства, может быть увеличен в случае получения в натуре (на местности ) земельной доли ( пая). В соответствии с п. 13 Переходных положений ЗК на период до 1 января 2015 г. граждане и юридические лица могут приобретать право собственности на земли сельскохозяйственного назначения общей площадью до 100 га. Эта площадь может быть увеличена в случае наследования земельных участков.


Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+