Особенности правового режима земель свободных (свободных) экономических зон туристско-рекреационного типа
Особенности правового режима земель свободных (свободных) экономических зон туристско-рекреационного типа
Правовой режим земель рекреационного назначения свободных экономических зон (далее — СЭЗ) определяется кроме общего законодательства об этих землях, также и специальным законодательством о СЭЗ. Программой развития в Украине специальных (свободных) экономических зон и территорий со специальным режимом инвестиционной деятельности на период до 2010 года, утв. постановлением Кабинета Министров Украины от 24 сентября 1999 № 1756, предусматривается создание туристско-рекреационных зон и устанавливаются общие требования к их правового режима. Эти зоны должны иметь уникальный рекреационный потенциал, развитую сеть коммуникаций, материально — техническую базу для туризма и рекреации, достаточно обеспеченную объектами социальной инфраструктуры.
Общие принципы создания СЭЗ определены в Законе Украины от 13 октября 1992 г. «Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон». Согласно ст. 1 этого Закона СЭЗ составляет часть территории Украины, на которой устанавливается и действует специальный правовой режим экономической деятельности и порядок применения и действия законодательства Украины. На территории СЭЗ устанавливаются льготные налоговые, таможенные, валютно-финансовые условия, направленные на развитие определенного приоритетного вида деятельности (например, рекреационной). Правовой режим каждой отдельной СЭЗ устанавливается специальным законом, принятым Верховной Радой Украины.
Спецификой управления рекреационными землями СЭЗ является то, что полномочия в этой области имеет орган хозяйственного развития и управления СЭЗ, образуется с участием субъектов СЭЗ. Согласно ст. 11 указанного Закона к исключительной компетенции органа хозяйственного развития и управления СЭЗ относятся: определение перспективных направлений развития СЭЗ; упорядочения и предоставления субъектам СЭЗ в пользование земельных участков на территории СЭЗ, в том числе и рекреационного назначения; выдача разрешений субъектам СЭЗ на строительство новых объектов, в том числе рекреационных. СЭЗ ликвидируется по истечении срока, на который она создана, если он не будет продлен Верховной Радой Украины.
Исключительное право на распоряжение землями государственной и коммунальной собственности СЭЗ принадлежит специально созданной администрации. Это, правда, не предусмотрено ЗК, имеет преимущественную силу. Но противоречия с ЗК не возникает. Ведь СЭЗ образуется, а ее правовой режим определяется местными советами и местными государственными администрациями или их согласия. Поэтому такое их волеизъявления можно считать формой распоряжения землями. Они добровольно отказываются от своих прав на распоряжение этими землями в пользу специальных администраций. На практике этот вопрос решается путем заключения генерального соглашения с администрацией СЭЗ.
Сейчас в Украине создана лишь одна СЭЗ туристско — рекреационного типа — «Курортополис Трускавец». СЭЗ создана в пределах административно — территориальных границ города Трускавец на 20 лет для развития его курортно — рекреационного потенциала и привлечение инвестиций в сферу туристической деятельности. Правовой режим этой СЭЗ предусматривает особый порядок использования имеющихся земель рекреационного назначения и управления этими землями.