Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Использование оперативной информации


Использование оперативной информации

Согласно ст. 10 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности»
материалы оперативно-розыскной деятельности используются:

1) как поводы и основания для начала досудебного
расследования;

2) для получения фактических данных, которые могут
быть доказательствами в уголовном производстве;

3) для предупреждения, выявления, пресечения и расследования
преступлений, разведывательно-подрывных посягательств против Украины, розыска преступников
и лиц, без вести пропали;

4) для обеспечения безопасности работников суда,
правоохранительных органов и лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, членов
их семей и близких родственников, а также сотрудников разведывательных органов Украины
и их близких родственников, лиц, конфиденциально сотрудничающих или сотрудничавших
с разведывательными органами Украины, и членов их семей;

5) для взаимного информирования подразделений, уполномоченных
осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и других правоохранительных органов;

6) для информирования государственных органов в соответствии
с их компетенцией.

Необходимость определения оснований для проведения
оперативно-розыскной деятельности обусловлена существующими особенностями и возможностями
получения информации оперативными подразделениями. Кроме работы «от факта», то есть от преступления,
уже осуществился, поиск информации идет и вторым каналом — «от лица», то есть при
осуществлении оперативно-розыскной деятельности среди уголовно-активных категорий
лиц. Наиболее наглядным примером работы «от лица» является получение
информации за счет проникновения в преступную группировку негласного работника оперативного
подразделения или лица, сотрудничающего с ним.

Однако, при всей важности соблюдения принципа конспиративности
это правило не должно толковаться как запрет на передачу информации с оперативных
подразделений (не равнозначно передачи от непосредственного источника) в следственные
органы или в суд, поскольку абсолютный запрет априори делает значительную часть
собранных данных бесполезной.

Несмотря на то, что фиксация фактических данных,
полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий во многих случаях процессе,
это понятие непосредственно связано с именно документированием, что становится органической
частью содержания оперативно-розыскной деятельности. В случае передачи информации с таких документов
в распоряжение органа расследования или в суд они могут быть с полным основанием
отнесены к одному из видов источников доказательств — документов.Вопрос о проверке
их достоверности решается в процессуальном порядке, как и в отношении других фактических
данных, получили статус доказательств в уголовном производстве.

Надо отметить, что на момент получения данных от
оперативно-розыскных подразделений складывается следующая ситуация:

  • есть значимая для дела информация;
  • информация получена правомочным на то лицом из числа
    работников соответствующего подразделения;
  • факт ее получения за счет оперативно-розыскных мероприятий,
    предусмотренных законом известный следователю (а в некоторых случаях — прокурору,
    суда).

Наличие указанных условий снимает вопрос о законности происхождения,
получения данных, поскольку одна из сторон выполнила необходимые требования в той
части, которая основана на законе. При этом возникают случаи,
когда невозможно или нецелесообразно легализовать оперативно-розыскные данные, имея
в виду соображения по оперативности и секретности, в том числе и личной безопасности
источников информации. Оценка правильности такого решения определяется в каждом случае индивидуально
и, как в любой работе, при этом случаются ошибки.


Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+