Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Подготовка и проведение контролируемой поставки, как формы контроля за совершением преступления


Подготовка и проведение контролируемой поставки, как формы контроля за
совершением преступления

Контролируемая поставка — это комплекс организационных гласных и негласных
мероприятий, проводимых уполномоченными подразделениями государственных органов,
в том числе во взаимодействии с другими государственными органами, направленных
на установление контроля за перемещением (ввозом, вывозом, транзитом) по территории
Украины любых товаров, предметов и веществ, с целью обеспечения безопасности такого
перемещения;
выявления причастных к подготовке и совершению преступления физических
и юридических лиц, документирования их противоправных деяний.
Поводом для контролируемой
поставки является полученная и проверена в установленном законом порядке информация
по подготовке или осуществлении незаконного перемещения товаров, предметов и веществ
в транспортных средствах, грузах, багаже, личных вещах, почтовых отправлениях и
тому подобное.

В Украине проведение контролируемой поставки осуществляется в соответствии
с положениями пункта 1 части первой статьи 271 УПК в порядке, определенном нормативными
правовыми актами Министерства внутренних дел Украины, налоговой милиции Государственной
налоговой службы Украины, Службы безопасности Украины, Государственной таможенной
службы Украины, согласованным с Генеральной прокуратурой Украины и зарегистрированными
в Министерстве юстиции Украины.

В Законе Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» в пункте 2
части первой статьи 8 определено, что «оперативные подразделения имеют право проводить
контролируемую поставку ….
товаров, предметов и веществ, в том числе запрещенных к обороту, у
физических и юридических лиц независимо от формы собственности с целью выявления
и документирования фактов противоправных деяний».

В соответствии со статьей 4 Закона Украины «О мерах противодействия незаконному обороту наркотических средств,
психотропных веществ и прекурсоров и злоупотреблению ими» Государственный Таможенный
Комитет Украины и государственные органы (подразделения), имеют право осуществлять
оперативно-розыскную деятельность, с целью выявления источников и каналов незаконного
оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, лиц, принимающих
участие в этом, в каждом отдельном случае по договоренности с соответствующими органами
иностранных государств или на основании международных договоров Украины может использоваться
метод контролируемой поставки, то есть допуск под контролем и оперативным наблюдением
этих органов ввоз в Украине, вывоз из Украины или транзит через ее территорию наркотических
средств, психотропных веществ и прекурсоров.

А согласно части шестой ст. 271 УПК Украины контроль
за совершением преступления по незаконному перемещению через территорию Украины
транзитом, ввоз в Украину и вывоз за пределы Украины вещей, изъятых из свободного
обращения или других вещей или документов может быть проведен в порядке, предусмотренном
законодательством, по договоренности с соответствующими органами иностранных государств
или на основании международных договоров Украины.
Порядок и тактика проведения
контролируемой поставки определяется законодательством (ч. 5 ст. 271 УПК Украины).

Основополагающим международным правовым актом, регламентирующим применение
контролируемой поставки, в т.ч.
в украинском законодательстве, является «Конвенция Организации
Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных
веществ от 20 декабря 1988 года»
, Статья 11 которого
определяет, что:

— Стороны, если это позволяют основные принципы их национальных правовых
систем, принимают, в рамках своих возможностей, необходимые меры, предусматривающие
надлежащее использование контролируемых поставок на международном уровне на основе
взаимоприемлемых соглашений или взаимных договоренностей с целью выявления лиц,
участвующих в правонарушениях, признанных таковыми в соответствии с пунктом (1)
статьи 3, и их уголовного преследования;

— Решение об использовании контролируемых поставок принимаются в каждом
отдельном случае и могут при необходимости учитывать финансовые договоренности и
взаимопонимания в отношении осуществления юрисдикции, достигнутые соответствующими
Сторонами;

— Незаконные партии, контролируемые поставки которых осуществляются
в соответствии с достигнутыми договоренностями, с согласия Сторон могут быть перехвачены
и оставлены для дальнейшей перевозки с сохранением или изъятием или полной или частичной
заменой товаров, предметов и веществ.

В подпункте g статьи 1 указанной Конвенции контролируемая поставка
определяется как «метод, при котором допускается вывоз, провоз или ввоз на
территорию одной или нескольких стран незаконных или вызывающих подозрение партий
наркотических средств, психотропных веществ, веществ, включенных в Таблицу I или
таблицы II, содержащиеся в Приложении к настоящей Конвенции, или веществ, которые
заменяют, с ведома и под надзором их компетентных органов с целью выявления лиц,
участвующих в совершении правонарушений, признанных таковыми в соответствии с пунктом
(1) статьи 3 Конвенции».

Реализуя требования действующего антинаркотического законодательства
в статье

456 «Контролируемые поставки наркотических средств, психотропных веществ
и прекурсоров»
Таможенного кодекса Украины от 13 марта 2012 в части 1 предусмотрено
«
Согласно законам Украины таможенные
органы с целью выявления источников и каналов незаконного оборота
наркотических
средств, психотропных веществ и прекурсоров, лиц, участвуют в этом, наряду с другими
государственными органами, имеющими право осуществлять оперативно-розыскную деятельность,
могут использовать метод контролируемой поставки указанных средств, веществ и прекурсоров».

Согласно цели, задачами контролируемой поставки являются:

— Документирование противоправной деятельности и выявления всех лиц,
причастных к совершению преступления;

— Конфискация, по результатам контролируемой поставки, товаров, предметов
и веществ запрещенных к обороту;

— Выявление причин и условий совершения преступлений;

— Выявление источников финансирования незаконных операций с товарами,
предметами и веществами запрещенных к обороту и дальнейших путей «отмывания»
(легализации) полученных криминальных доходов;

— Обеспечение доказательств преступной деятельности.

Контролируемая поставка осуществляется только специально уполномоченными
на то государственными органами и подразделениями, имеющих право осуществлять оперативно-розыскную
деятельность, в частности, Министерства внутренних дел Украины, Службы безопасности
Украины, Государственной пограничной службы Украины.

Контролируемая поставка может осуществляться во взаимодействии с другими
государственными органами, в частности Государственной таможенной службой, которая
обеспечивает ее проведения в случае пересечения границы.

Предметом контролируемой поставки являются товары, предметы и вещества,
перемещение которых осуществляется противоправно.

Национальное законодательство определяет, что предметом контролируемой
поставки могут быть только те товары, предметы и вещества, фактически находящиеся
в незаконном обороте, то есть деяния с которыми осуществляется с нарушением требований
действующего законодательства и ответственность за которые предусмотрена нормами
уголовного права.

К предметов и веществ, свободная реализация которых запрещена или оборот
которых ограничен, относятся:

  • имущество, добытое преступным путем (ст. 198 УК Украины);
  • поддельные деньги и ценные бумаги (ст. 199 УК Украины);
  • поддельные кредитные расчетные карты и расчетные документы (ст. 200
    УК Украины);
  • драгоценные металлы, природные драгоценные камни и жемчуг (ст. 214
    УК Украины);
  • поддельные знаки почтовой оплаты и проездных билетов (ст.215 УК Украины);
  • поддельные знаки марок акцизного сбора или контрольных марок (ст. 216
    УК Украины);
  • поддельные негосударственные ценные бумаги (ст. 224 УК Украины);
  • радиоактивные материалы (ст. 262 УК Украины);
  • оружие, боеприпасы или взрывчатые вещества (ст. 263 УК Украины);
  • порнографическая продукция (ст.301 УК Украины);
  • наркотические средства или психотропные вещества (ст. 307, 309 УК Украины);
  • сильнодействующие или ядовитые вещества (ст. 321 УК Украины);
  • микробиологические и другие биологические агенты или токсины (ст. 326
    УК Украины);
  • поддельные документы, штампы, печати, бланки (ст. 318, 358, 366 УК
    Украины);
  • оружие массового поражения (ст. 439 УК Украины).

В зависимости от источников полученной информации, характера происхождения
груза, товаров, предметов, веществ и способа его перемещения, наличием сопровождаемых
лиц и других обстоятельств контролируемые поставки подразделяются на виды:

а) в зависимости от пункта отправления и пункта назначения груза, товаров,
предметов и веществ запрещенных к обороту и соответствующей государственной принадлежности
территории, на которой планируется проводить операцию:

— Внутренняя (межрегиональная) контролируемая поставка — контролируемое
перемещение груза, товаров, предметов и веществ запрещенных к обороту, незаконно
транспортируются в пределах территории нашего государства;

— Внешняя (связанная с пересечением границы) контролируемая поставка
— контролируемое перемещение груза, товаров, предметов и веществ, незаконно транспортируются
за пределы или непосредственно в Украину из-за границы на основании заключительных
односторонних или многосторонних соглашений и договоров с иностранными государствами.
Она осуществляется, как
правило, с участием правоохранительных органов этих стран.

— Отдельным подвидом внешней контролируемой поставки является транзитная
контролируемая поставка — контролируемое перемещением груза, товаров, предметов
и веществ запрещенных к обороту через территорию Украины, осуществляется на основании
запросов государственных органов других стран.

По количеству стран, которые участвуют в проведении данного мероприятия
контролируемые поставки подразделяются на:

— Двусторонние — поставки проводят правоохранительные органы двух стран;

— Многосторонние — поставки проводят правоохранительные органы трех
и более стран.
Как правило, такие поставки осуществляют при транзитном перемещении
контролирующего груза, товаров, предметов и веществ запрещенных к обороту через
территорию нашего государства или проводят по результатам документирования международной
преступной группировки, преступный груз которого перемещают территории нескольких
стран, или начальный или конечный ее этап проходит в Украине ;

Организационно контролируемую поставку можно разделить на несколько
этапов.

а) сбор оперативной информации о контрабанде товаров, предметов и веществ
и (или) проведение мероприятий по выявлению фактов незаконной транспортировки товаров,
предметов и веществ запрещенных к обороту;

б) документирования факта незаконной транспортировки товаров, предметов
и веществ запрещенных к обороту, который предусматривает проведение всего комплекса
действий, связанных с осмотром места происшествия, выявления и фиксации следов преступной
деятельности причастных к незаконному обороту лиц, оформление соответствующей документации
процессуального значения;

в) реализация мероприятий по обеспечению негласного контроля за перемещением
запрещенного груза, товаров, предметов, веществ запрещенных к обороту и лиц, которые
его сопровождают, по маршруту следования к адресату;

г) задержания держателя груза, товаров, предметов, веществ запрещенных
к обороту и разоблачения максимально общего количества лиц, причастных к противоправной
деятельности.

Контролируемая поставка включает следующие стадии:

— Познавательная, или информационная, во время которой происходит изучение
оперативной ситуации, выявление проблемы, ресурсов и перспектив ее решения:

— Целевую, на которой происходит формирование цели операции по контролю
за перемещением товаров, предметов и веществ или разделение ее на подцели и др.;

— Организационную, включающий подготовку и утверждение оперативно-тактического замысла
операции, разработку и описание мероприятий, средств и путей реализации замысла
для достижения поставленной цели, определение исполнителей намеченных мероприятий
по созданию органа управления этой системой, подготовку плана, оценку возможных
негативных последствий и подготовку мероприятий с их локализации;

— Реализационные-практическую, включая осуществление системы активных
мероприятий и комбинаций;

— Результативную , на которой подводятся итоги операции, анализируются, оцениваются и
используются полученные результаты.

Согласно части 4 ст. 246 УПК «Основания проведения
негласных следственных (розыскных) действий», исключительно прокурор вправе принять
решение о проведении такой негласной следственной (розыскной) действия, как контролируемая
поставка.

Согласно части 5 ст. 246 УПК в решении о проведении
контролируемой поставки указывается срок ее проведения.
Срок проведения такой
негласной следственной (розыскной) действия может быть продлен:

— Прокурором, если негласная следственная (розыскная) действие проводится
по его решению — до восемнадцати месяцев.

Преступники используют множество способов сокрытия товаров, предметов
и веществ запрещенных к обороту при транспортировке таких средств (в контейнерах,
специальных емкостях, тайниках, в перевозимого багажа отдельно, в личных вещах,
багажа, в грузовых перевозках, в почтовых отправлениях, с использованием полостей
человека или животных и т.п.) используя автомобильный, железнодорожный, авиационный,
морской (речной) транспорт, или осуществляя пересечения государственной границы
пешком.

Одним из важных аспектов организации и принятия решения об осуществлении
контролируемой поставки является установление контакта с властями страны, в которой
было обнаружено товары, предметы или вещества.

Соответствующие правоохранительные органы предоставляют друг другу
информацию (документы, материалы, другие данные) по вопросам, связанным с подготовкой
и проведением контролируемой поставки.
Передача такой информации
осуществляется в том случае, если это не наносит ущерба интересам борьбы с преступностью,
не противоречит законам государства и может помочь органам другого государства подготовить
или провести операцию по контролю за товарами, предметами и веществами или способствовать
проведению досудебного расследования.

Выбор языка и порядок информирования других стран осуществляется в
соответствии с международными соглашениями о предоставлении правовой помощи, участником
которых является Украина.
Так, переписка с правоохранительными органами стран-членов СНГ осуществляется
на русском языке.
Связь через аккредитованных в ФРГ, Польши, Венгрии, Турции, Республике
Израиль офицеров связи МВД Украины — украинский.
С другими странами —
на английском или заранее установленной языке.

После согласования обеих сторон проводится контролируемая поставка,
на основании полученного международного запроса в оперативном подразделении (БНОН,
борьбы с организованной преступностью и т.д.) составляется план ее проведения по
перекрытию канала контрабандного перемещения товаров, предметов и веществ запрещенных
к обороту, а также документирования противоправной деятельности причастных лиц .

При необходимости о контролируемой поставке, связанную с пересечением
границы, информируют соответствующие подразделения Гостаможслужбы, Госпогранслужбы
и СБУ.
Важным фактором является своевременность предоставления правоохранительным
органам других стран информации.
Указанное приобретает
особое значение для координации совместных действий с целью одновременного изъятия
товаров, предметов и веществ.

Согласно части 4 ст. 271 УПК Украины о результатах
контролируемой поставки составляется протокол, к которому прилагаются вещи и документы,
полученные во время проведения этой негласной следственной (розыскной) действия.

Согласно части 7 ст.271 УПК Украины прокурор в своем решении о проведении
контролируемой поставки, помимо сведений, предусмотренных статьей 251 УПК, обязан:

изложить обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии во время негласной
следственной (розыскной) действия провоцирование лица на совершение преступления.

Согласно части 8 ст. 271 УПК Украины, если
при проведении контролируемой поставки возникает необходимость временного ограничения
конституционных прав личности, оно должно осуществляться в пределах, допускаемых
Конституцией Украины, на основании решения следственного судьи в соответствии с
требованиями настоящего Кодекса.


Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+