Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Правовое регулирование использования земель водного фонда


Правовое регулирование использования земель водного фонда

Механизм пользования землями водного фонда, выполнение комплекса водоохранных мероприятий и проведения эксплуатационных работ для создания благоприятных условий содержания этих земель определен в Порядке пользования землями водного фонда, утв. постановлением Кабинета Министров Украины от 13 мая 1996 г. № 502. Земли водного фонда могут использоваться землепользователями на праве собственности, праве постоянного пользования и на условиях аренды.

Согласно ч. 1 ст. 59 ЗК земли водного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности. В ст. 5 ВК осуществлена конкретизация водных объектов общегосударственного и местного значения.

К водным объектам общегосударственного значения относятся: внутренние морские воды, территориальное море, поверхностные воды (озера, водохранилища, реки, каналы), которые находятся и используются на территории более чем одной области, а также их притоки всех порядков; водные объекты в границах природно — заповедного фонда общегосударственного значения и водные объекты, отнесенные к категории лечебных.

К водным объектам местного значения относятся поверхностные воды, которые находятся и используются в пределах одной области и не отнесены к категории общегосударственного значения, а также подземные воды, которые не могут быть источником централизованного водоснабжения. На территории Украины насчитывается 277 таких объектов. Перечень рек и водоемов, отнесенных к водным объектам местного значения, утвержденный приказом Госводхоза Украины от 3 июня 1997 г. № 41.

В государственной собственности находятся земли водного фонда, занятые водными объектами общегосударственного значения, и прилегающие к ним, удовлетворяющих государственные и общественные потребности. В коммунальной собственности могут находиться земли, занятые водными объектами местного значения, и земли прилегающие к ним, удовлетворяющих общественные потребности.

Гражданам и юридическим лицам по решению органов исполнительной власти или местного самоуправления могут бесплатно передаваться в частную собственность замкнутые природные водоемы (общей площадью до 3 га), а следовательно, и земли водного фонда, на которых эти объекты находятся, и прилегающие к ним.

Собственники на своих земельных участках могут в установленном порядке создавать рыбохозяйственные, противоэрозионные и другие искусственные водоемы. В ч. 2 ст. 59 ЗК не содержится каких-либо ограничений в отношении субъектов права частной собственности на замкнутые естественные водоемы. В ней лишь указано, что ими могут быть как физические, так и юридические лица.

Земли водного фонда могут использоваться землепользователями на праве постоянного пользования. Согласно ч. ст. 59 ЗК в постоянное пользование такие земли могут предоставляться по решению органов исполнительной власти или местного самоуправления только государственным водохозяйственным организациям по уходу за водными объектами, прибрежными защитными полосами, полосами отвода, береговыми полосами водных путей, гидротехническими сооружениями и т.п.

Согласно ч. 1 ст. 92 ЗК право постоянного пользования земельным участком — это право владения и пользования земельным участком, находящимся в государственной или коммунальной собственности, без установленного срока. Право постоянного пользования земельным участком водного фонда приобретают только государственные водохозяйственные организации для достижения определенных законодателем целей: уходу за водными объектами, прибрежными защитными полосами, полосами отвода, береговыми полосами водных путей и т.д. Всем другим юридическим лицам земли водного фонда в постоянное пользование не предоставляются.

Отношения, связанные с арендой земли, регулируются Законом » Об аренде земли » и ст. 93 ЗК, а связанные с арендой водных объектов — ст. 51 ВК. Водное и земельное законодательство по — разному регулируют передачу в аренду водных объектов. Так, ВК допускает аренду для определенных целей только водных объектов местного значения (аренда водных объектов государственного значения им не предусмотрена)

В соответствии с Порядком выдачи разрешений на проведение работ на землях водного фонда, утв. постановлением Кабинета Министров Украины от 12 июля 2005 г. № 557, определен механизм выдачи разрешения на строительные, дноуглубительные работы, добычу песка и гравия, прокладки кабелей, трубопроводов и других коммуникаций на землях водного фонда. Срок действия разрешения зависит от сроков, необходимых для проведения соответствующих работ и определенных проектной документацией. Если предприятие не заканчивает работы в предусмотренный разрешением срок, он подает органа, выдавшего разрешение, заявление о продлении срока действия разрешения с объяснением причин невыполнения работ. Заявление рассматривается с соблюдением процедуры выдачи разрешения, предусмотренной Порядком.

Водный Кодекс

Статья 4. Земли водного фонда землям водного фонда относятся земли, занятые:

  • к морями, реками, озерами, водохранилищами, другими водными объектами, болотами, а также островами занятыми лесами;
  • прибрежными защитными полосами вдоль морей, рек и вокруг водоемов, кроме земель, занятых лесами;
  • гидротехническими, другими водохозяйственными сооружениями и каналами, а также земли, выделенные под полосы отвода для них;
  • береговыми полосами водных путей.


Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+