Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Понятие и виды участников административного судопроизводства

Понятие и виды участников административного судопроизводства

Статья 47 КАСУ определяет круг лиц, участвующих в деле, независимо
от этапа производства по административному делу.
Классификация лиц, участвующих
в деле, проводимая с целью определить (в других статьях КАСУ) роль каждой категории
этих лиц в административном процессе и круг их процессуальных прав и обязанностей.

Лица, участвующие в деле, — это участники административного
процесса, которые осуществляют свои процессуальные права и исполняют обязанности
в административном процессе для того, чтобы добиться определенного правового результата,
в котором они заинтересованы.

В административных делах участвуют стороны, а также могут принимать
участие третьи лица, а также представители сторон и третьих лиц.

Детализируя этот перечень, можно определить следующие виды лиц,
участвующих в деле:

1) стороны: истец, ответчик;

2) третьи лица: третьи лица, заявляющие самостоятельные требования
на предмет спора, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет
спора;

3) представители сторон, третьих лиц: представители на основе
договора, представители на основе закона (законные представители), в том числе органы
и лица, которым законом предоставлено право защищать права, свободы и интересы других
лиц.

По направлению интереса таких лиц, участвующих в деле, условно
можно разделить на тех, которые имеют материально-правовую заинтересованность в
результатах разрешения дела (стороны и третьи лица), и на тех, что имеют процессуально-правовую
заинтересованность (представители сторон и третьих человек).
Судебное решение по делу будет
касаться прав и обязанностей сторон и третьих лиц.

 

 

Процессуальные права и обязанности лиц, участвующих в административном
процессе

Для полноценной защиты в суде своих прав, свобод и интересов
лица, участвующие в деле, имеют комплекс процессуальных прав.
В соответствии с принципом состязательности
комментируемая статья определяет перечень соревновательных прав, которые являются
общими и равными для всех лиц, участвующих в деле.

Согласно ст. 49 КАСУ лица, участвующие
в деле имеют следующие права:

1) знать о дате, времени и месте
судебного разбирательства, о все судебные решения, которые принимаются в деле и
касающиеся их интересов;

2) знакомиться с материалами дела;

3) заявлять ходатайства и отводы;

4) давать устные и письменные
объяснения, доводы и возражения;

5) представлять доказательства,
участвовать в исследовании доказательств;

6) высказывать свое мнение по
вопросам, которые возникают во время рассмотрения дела, задавать вопросы другим
лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам;

7) подавать возражения против
ходатайств, доводов и соображений других лиц;

8) знакомиться с технической
записью и журналом судебного заседания и подавать письменные замечания к ним;

9) делать из материалов дела
выписки, снимать копии с материалов дела, получать копии судебных решений;

10) обжаловать судебные решения
в части, касающейся их интересов;

11) пользоваться иными процессуальными
правами, предоставленными КАСУ.

Лица, участвующие в деле, могут за свой счет дополнительно
заказать и получить в суде заверенные копии документов и выписки из них.

Эти права связаны также с определенными обязанностями. лица, участвующие в деле, имеют
также процессуальные обязанности (например, прибыть в судебное заседание, если суд
признал обязательным участие стороны или третьего лица в соответствии со статьей
120 КАСУ; сообщать суду об изменении своего адреса, о невозможности прибытия в судебное
заседание в соответствии со статьей 40 КАСУ; придерживаться процессуальных сроков;
соблюдать правила поведения в суде в соответствии со статьей 134 КАСУ).
Требование добросовестности
касается также выполнение этих обязанностей.
Об этих обязанностях должно
быть указано в Памятке процессуальные права и обязанности, которую суд направляет
каждому лицу, которое принимает участие в деле, открыв производство по делу (см.
часть пятую статьи 107 КАСУ).

 

 

Стороны в административном процессе

Основными участниками административного процесса являются стороны
— истец и ответчик, между которыми, собственно, и возник публично-правовой спор.
В зависимости от вида стороны
в КАСУ различается их процессуальный статус.

Истцом является лицо, в защиту прав, свобод и интересов которого
подан административный иск в административный суд, а также субъект властных полномочий,
во исполнение полномочий которого подано исковое заявление в административный суд
(пункт 8 статьи 3 КАСУ), независимо от того, кто подал административный иск — само
это лицо (субъект) или ее (его) представитель. Истцом в административном деле в
соответствии с частью второй статьи 50 могут быть:

1) физические лица — граждане
Украины, иностранцы или лица без гражданства (независимо от административной процессуальной
дееспособности);

2) предприятия, учреждения, организации (юридические лица),
которые не являются субъектами властных полномочий;

3) в редких случаях — органы
государственной власти, иные государственные органы, органы власти Автономной Республики
Крым, органы местного самоуправления, их должностные и служебные лица, другие субъекты
при осуществлении ими властных управленческих функций на основании законодательства,
в том числе на выполнение делегированных полномочий (субъекты властных полномочий).

Ответчиком является субъект властных полномочий, а в случаях,
предусмотренных законом, и другие лица, к которым обращено требование истца (пункт
9 статьи 3 КАСУ).
Ответчиком является лицо, которое, по мнению истца, нарушила
его право, свободу или интерес и должна устранить это нарушение или его последствия
или возместить ущерб.

Статья 51 КАСУ определяет основные диспозитивные права сторон
в административном процессе дополнительно к соревновательным прав, определенных
в статье 49 КАСУ.
Эти права отличают их процессуальный статус от статуса других
лиц, участвующих в деле.

Наделение сторон равными диспозитивными правами направлено на
реализацию принципов равенства (статья 10) и диспозитивности (статья 11 КАСУ) в
административном судопроизводстве.

Истец, кроме права обратиться с иском, имеет следующие основные
диспозитивные права:

1) отозвать исковое заявление из суда первой инстанции в любое
время до окончания судебного разбирательства (см. пункт 2 части третьей статьи 108,
пункт 5 части первой статьи 155 КАСУ);

2) требовать принятия мер обеспечения
административного иска, изменения способа обеспечения иска, отмены мер обеспечения
иска (статьи 117 — 118 КАСУ);

3) изменить основание или предмет административного
иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований в течение всего времени
рассмотрения дела в суде первой инстанции (часть первая комментируемой статьи, статья
137 КАСУ);

4) отказаться от административного иска в любое время до окончания
судебного разбирательства в суде первой инстанции, а также в суде апелляционной
или кассационной инстанции (в том числе в Верховном Суде Украины во время производства
по исключительным обстоятельствам) — до окончания соответственно апелляционного
или кассационного рассмотрения (часть первая комментируемой статьи, статьи 112,
136, 194, 219 КАСУ);

5) достичь примирения в любое время до окончания судебного
разбирательства в суде первой инстанции, а также в суде апелляционной или кассационной
инстанции (в том числе в Верховном Суде Украины во время производства по исключительным
обстоятельствам) — до окончания соответственно апелляционного или кассационного
рассмотрения (часть третья комментируемой статьи, статьи 113, 136, 194, 219 КАСУ);

6) требовать исполнения судебного
решения после вступления его в законную силу или в случае возможности его немедленного
исполнения;
7) достичь примирения в процессе исполнения судебного решения,
то есть отказаться от принудительного исполнения или заключить мировое соглашение
(статья 262 КАСУ).

Ответчик имеет следующие основные диспозитивные права:

1) признать
административный иск полностью или частично или не признавать его, в частности подать
свои возражения (часть вторая комментируемой статьи, статья 112, 136 КАСУ);

2) требовать изменения способа
обеспечения иска, отмены мер обеспечения иска (статьи 117 — 118 КАСУ);

3) достичь примирения в любое
время до окончания судебного разбирательства в суде первой инстанции, а также в
суде апелляционной или кассационной инстанции (в том числе в Верховном Суде Украины
во время производства по исключительным обстоятельствам) — до окончания соответственно
апелляционного или кассационного рассмотрения (часть третья комментируемой статьи,
статьи 113, 136, 194, 219 КАСУ);

4) заключить мировое соглашение
в процессе исполнения судебного решения (статья 262 КАСУ).

 

 

Третьи лица в административном судопроизводстве

Институт третьего лица направлен на создание условий для защиты
прав, свобод и интересов такого лица, которые могут быть нарушены при решении спора
между истцом и ответчиком при отсутствии третьего лица.
Участие третьего лица способствует
всестороннему рассмотрению дела, собранию большего количества доказательств, правильному
разрешению дела, предотвращает ситуации, когда по делам из одних правоотношений
принимаются противоположные по смыслу решения.

Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования на предмет
спора, — это лицо, для защиты своих прав, свобод и интересов обращается с иском
к сторонам по делу, в которой уже открыто производство.
Исковые требования третьего
лица обязательно должны касаться предмета спора.

Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования на предмет
спора, как и стороны, является заинтересованным в результатах рассмотрения дела
судом, но ее интерес является самостоятельным и не совпадает с интересом истца или
ответчика по делу.
Требования истца и третьего лица с самостоятельными
требованиями являются взаимоисключающими, а потому они не могут действовать как
соистцы, поскольку между истцом и третьим лицом является конфликт интересов.
Удовлетворении административного
иска, заявили такие лица, имеющего полностью или частично исключать возможность
удовлетворения требований истца к ответчику.

Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования на предмет
спора, вступает в дело способом подачи иска в истца и ответчика по делу.
Инициатива подачи иска исходит
от самой третьего лица;
такая инициатива может быть следствием сообщение судом
этого лица о возможности вступить в дело, если истец против замены его надлежащим
истцом (см. часть вторую статьи 52 КАСУ).

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет
спора, — это лицо, которое принимает участие в деле на стороне истца или ответчика
в случае, если постановление по делу может повлиять на его права, свободы, интересы
или обязанности.
Интерес третьего лица по удовлетворению иска (если она участвует
на стороне истца) или об отказе в удовлетворении иска (если она участвует на стороне
ответчика) совпадает с интересами соответственно истца или ответчика.
Это отличает третье лицо, которое
не заявляет самостоятельных требований на предмет спора, от третьего лица, заявляющего
такие требования.

Институт третьего лица, не заявляющего самостоятельных
требований на предмет спора, в частности, применяется тогда, когда после удовлетворения
иска к ответчику у последнего возникнет право заявить регрессные требования к третьему
лицу.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора,
может вступить в дело, самостоятельно обратившись в суд с заявлением о своем участии
в деле с указанием, на чьей стороне она желает участвовать, и со ссылкой на основания
для такого участия.

 

 

Процессуальное представительство в административном процессе

Статья 56 КАСУ определяет право стороны или третьего лица действовать
в административном процессе вместе с представителем или через него с целью лучшего
представления своих интересов, а также устанавливает требования к лицам, которые
могут быть представителями, и основания для их привлечения.

Представитель в административном процессе действует от имени
и в интересах лица, которое он представляет.
Представитель может действовать
самостоятельно, полностью заменяя такое лицо, или рядом с ней.
Есть в деле представителя не
лишает лицо, которое он представляет, чтобы лично участвовать в процессе (часть
первая комментируемой статьи) при условии, что она имеет административную процессуальную
дееспособность в соответствии со статьей 48 КАСУ.

Представители участвующих в административном процессе на основе
договора или закона.

Права, свободы и интересы малолетних и несовершеннолетних лиц,
не достигших возраста, с которого наступает административная процессуальная дееспособность,
а также недееспособных физических лиц защищают в суде их законные представители
— Родители, усыновители, опекуны, попечители или другие лица,
определенные законом.

Права, свободы и интересы несовершеннолетних, не достигших возраста,
с которого наступает административная процессуальная дееспособность, нетрудоспособных
физических лиц и физических лиц, гражданская дееспособность которых ограничена,
могут защищать в суде их законные представители
— Родители, усыновители, опекуны, попечители или другие лица,
определенные законом.Суд может привлечь к участию в таких делах в соответствии несовершеннолетних,
нетрудоспособных физических лиц и физических лиц, гражданская дееспособность которых
ограничена.

Суд с целью защиты прав, свобод и интересов несовершеннолетних
лиц, достигших возраста, с которого наступает административная процессуальная дееспособность,
нетрудоспособных физических лиц и физических лиц, гражданская дееспособность которых
ограничена, и которые принимают участие в деле, может привлечь к участию в деле
их законных представителей.

Законным представителем органа, предприятия, учреждения, организации
в суде является его руководитель или другое лицо, уполномоченное законом, положением,
уставом.

Как законные представители действуют также органы и другие лица,
которым законом предоставлено право защищать права, свободы и интересы других лиц.

В случае отсутствия представителя у стороны или третьего лица,
не имеющим административной процессуальной дееспособности, а также в случае, если
законный представитель этих лиц не имеет права вести дело в суде по основаниям,
установленным законом, суд приостанавливает производство по делу и инициирует перед
органами опеки и попечительства или другими органами, определенными законом, вопрос
о назначении или замене законного представителя.

Не могут быть представителями в суде лица, которые принимают
участие в деле в качестве секретаря судебного заседания, эксперт, специалист, переводчик
и свидетель.

Судьи, прокуроры, следователи не могут быть представителями
в суде, кроме случаев, когда они действуют как представители соответствующих органов,
являющегося стороной или третьим лицом в деле, или как законные представители стороны
или третьего лица.

Полномочия на ведение дела в суде дает представителю право на
совершение от имени лица, которое он представляет, всех процессуальных действий,
которые может совершить это лицо.Распоряжение доверителя представителю, который
участвует в административном процессе на основе договора, по ведению дела обязательны
для него.

Представитель, участвующий в административном
процессе на основе договора, вправе полностью или частично отказаться от административного
иска, признать административный иск, изменить административный иск, достичь примирения,
передать полномочия представителя другому лицу (передоверие), обжаловать судебное
решение, если право на совершение каждой из этих действий специально обусловлено
в выданной ему доверенности.

 

 

Участие в деле органов и лиц, которым законом предоставлено право
защищать права, свободы и интересы других лиц

Статья 60. Участие в деле органов и лиц, которым законом предоставлено
право защищать права, свободы и интересы других лиц.

1. В случаях, установленных законом,
Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, прокурор, органы государственной
власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица могут обращаться
в административный суд с административными исками о защите прав, свобод и интересов
других лиц и участвовать в этих делах.

2. Прокурор осуществляет в суде представительство
интересов гражданина или государства в порядке, установленном настоящим Кодексом
и другими законами, и может осуществлять представительство на любой стадии административного
процесса.

3. Органы государственной власти и органы
местного самоуправления могут быть привлечены судом к участию в деле в качестве
законных представителей или вступить в дело по своей инициативе с целью исполнения
возложенных на них полномочий.

1. Согласно ч. 1 ст. 60 Кодекса административного
судопроизводства Украины, в случаях, установленных законом, Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, прокурор, органы государственной власти,
органы местного самоуправления, физические и юридические лица могут обращаться в
административный суд с административными исками о защите прав, свобод и интересов
других лиц и принимать участие в этих делах. Это означает, что ч. 1 комментируемой
статьи установлен перечень лиц, которые в определенных Кодексом административного
судо ¬ водства Украины и действующим законодательством случаях, могут обращаться
в административный суд с административными исками о защите прав, свобод и интересов
других лиц и принимать участие в этих делах. К ним относятся Уполномоченный Верховной
Рады Украины по правам человека, прокурор, органы государственной власти, органы
местного самоуправления, физические и юридические лица.

Формально подано положение противоречит
принципу диспоз-ности административного судопроизводства, поскольку по ст. 11 Кодекса
административного судопроизводства Украины лицо, которое принимает участие в деле,
распоряжается своими требованиями относительно предмета спора по своему усмотрению,
кроме случаев, установленных настоящим кодексом. Поэтому предшествовать вступления
и процесс указанных в настоящей статье органов имеет соответствующее заявление по
интересам ванной лица, обращенная к этим органам и должностным лицам.

Органы государственной власти и местного
самоуправления отличаются от заинтересованных лиц (физических) целью их участия
в процессе. вены начинают или вступают в процесс не с целью защиты субъективного
интереса, а для осуществления возложенных на них функциональных обязанностей по
защите прав и интересов других лиц или государственных или общественных интересов.

В соответствии со ст. 4 Закона Украины
«Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека» Уполномоченный осуществляет
свою деятельность независимо от других государственных органов и должностных лиц.
Деятельность Уповноваженог в дополняет средства защиты конституционных Пахал и свобод
человека и гражданина, не отменяет их и не влечет пересмотра компетенции государственных
органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Таким
образом, полномочия Уполномоченного не могут быть прекращены или ограничены при
Отделка срока полномочий Верховной Рады Украины или ее роспуска (самороспуска),
введения военного или чрезвычайного положения в Украине или в отдельных ее местностях.

Согласно ст. 13 указанного Закона, Уполномоченный
по правам человека может обращаться в суд с заявлением о защите прав и свобод человека
и гражданина, которые по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам
не могут этого сделать самостоятельно, а также лично или через своего представителя
принимать участие в судебном процессе в случаях и порядке, установленных законом;
а также присутствовать на заседаниях судов всех инстанций, в том числе на закрытых
судебных заседаниях, при условии согласия субъекта права, в интересах которого судебное
разбирательство объявлено закрытым ..

2. Согласно ч. 1 ст. 60 Кодекса административного
судопроизводства Украины прокурор осуществляет в суде представительство интересов
гражданина или государства в порядке, установленном настоящим Кодексом и другими
законами, и может осуществлять представительство на любой стадии административного
процесса. Это означает, что прокурор осуществляет в суде представительство интересов
гражданина или государства в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства
Украины и другими законами, и может осуществлять представительство на любой стадии
административного процесса.

Функция представительства прокуратурой
интересов граждан или государства в суде закреплена п. 2 ст. 121 Конституции Украины.
Учитывая это конституционное положение прокурор статус законного представителя государства
или гражданина в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

В соответствии с положениями ст. 36-1
Закона Украины «О прокуратуре» от 5 ноября 1991г. представительство прокуратурой
интересе »гражданина или государства в суде заключается в осуществлении прокурорами
от имени государства процессуальных и иных действий, направленных на защиту в суде
интересов гражданина или государства в случаях, предусмотренных законом.

Основанием представительства в суде
интересов гражданина является его неспособность из-за физического или материального
состояния, преклонного возраста или по другим уважительным причинам самостоятельно
защищать свои нарушенные или оспариваемые права или реализовать процессуальные полномочия,
а интересов государства — наличие нарушений или угрозы нарушений экономических,
политических и других интересов вследствие противоправных действий (бездеятельности)
физических или юридических лиц, которые совершаются в отношениях между ними или
с государством.

Формами представительства прокуратуры
в административном суде являются: 1) обращение в суд с исками или заявлениями о
защите прав и свобод другого лица, неопределенного круга лиц, прав юридических лиц,
когда нарушаются интересы государства, или о признании незаконными правовых актов,
действий или решений органов и должностных лиц; 2) участие в рассмотрении судами
дел; 3) внесение апелляционного, кассационного представления на судебные решения
или заявления об их пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам.

Относительно представительства в административном
суде интересов государства, то в соответствии с Решением Конституционного Суда Украины
от 8 апреля 1999 г. по делу о представительстве прокуратурой Украины интересов государства
в арбитражном суде, существенным является выяснение понятия «интересы государства».
В процессе исследования установлено, что государства и интересы закрепляются как
нормами Конституции Украины, так и нормами других правовых актов. Интересы государства
отличаются от интересов других участников общественных отношений. В основе первых
всегда есть потребность в осуществлении общегосударственных (политических, эконо
мических, социальных и других) действий, программ, направленных на защиту суверенитета,
территориальной целостности, государственной границы Украины, обеспечение его государственной,
экономической, информационной, экологической безопасности, охрану земли как национального
богатства, защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования и т.п..

В соответствии со ст. 121 Конституции
Украины на прокуратуру У стран л возлагается представительство интересов гражданина
или государства в суде в случаях, определенных законом.Так случаи предусмотрены
ст. 33 Закона Украины «О прокуратуре» и ст .. 29 УПК Украины (предъявление гражданского
иска в интересах государства или гражданина о возмещении ущерба, причиненного преступлением),
ч. 4 ст. 136 КЗоТ (обращение в суд с заявлением о взыскании причиненного материального
ущерба с руководителей предприятий, учреждений и организаций), ст. 45 щек Украины
(участие в гражданском процессе органов и лиц, которым законом предоставлено право
защищать права, свободы и интересы других лиц), ст. 2 ГПК Украины (нарушение дел
по исковым заявлениям прокуроров и их заместителей, которые обращаются в хозяйственный
суд в интересах государства) и т.д..

Интересы государства могут совпадать
полностью, частично либо не вбигатися совсем с интересами государственных органов,
государственных под предприятий и организаций. С учетом того, что «интересы государства»
еоциночним понятием, прокурор или его заместитель в каждом конкретном случае самостоятельно
определяет со ссылкой на законо дательство, на основании которого подается иск,
в чем именно состоялось может состояться нарушения материальных или иных интересов
государства, обосновывает в исковом заявлении необходимость их защиты и отмечает
орган, уполномоченный государством осуществлять соответствующие функции в спорных
отношениях.

8. Согласно ч. ст. 60 Кодекса административного
судопроизводства Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления
могут быть привлечены судом к участию в деле в качестве законных представителей
или вступить в дело по своей инициативе в целях выполнения возложенных на них полномочий.
Это означает, что возможность привлечения судом к участию в деле в качестве законных
представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Кроме того, они могут вступить в дело по своей инициативе в целях выполнения возложенных
на них полномочий.

Итак, этой нормой предусмотрено две
формы участия в судебном процессе: путем привлечения их судом как законных представителей
и по собственной инициативе.

Органы государственной власти и органы
местного самоуправления имеют право возбудить административное дело в защиту интересов
других лиц лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. Так, в соответствии с
ч. 3 п. 15 ст. 42 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21 мая
1997 сельский, поселковый, городской главы обращаются в суд относительно признания
незаконными актов других органов местного самоуправления, местных органов исполнительной
власти, предприятий, учреждений интересы территориальной общины, а также полномочия
совета и его органов. Аналогичные полномочия предоставлены ч. 6 п. 16 ст. 55 указанного
Закона председателю районной, областной, районной в городе совета. Он по решению
совета обращается в суд относительно признания незаконными актов местных органов
исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций, которые ограничивают
права территориальных общин в сфере их общих интересов, а также полномочия районных,
областных советов и их органов.

Статья 61. Особенности полномочий органов и лиц, Которым законом
предоставлено право защищать права, свободы и интересы других лиц в суде.

1. Органы и лица, которые определены
в статье 60 настоящего Кодекса и обращаются в административный суд за защитой прав,
свобод и интересов других лиц, не могут заканчивать дело примирением.

2. Отказ органов и лиц, определенных
в статье 60 настоящего Кодекса, от административного иска или изменение исковых
требований не лишает лицо, в защиту прав, свобод и интересов которого подан административный
иск, права требовать от суда рассмотрения дела, разрешения административного иска
в предыдущем объеме.

3. Если физическое лицо, обладающее
административной процессуальной дееспособностью и в защиту прав, свобод и интересов
которого подан административный иск, не поддерживает исковых требований, суд оставляет
исковое заявление без рассмотрения.

4. Прокурор, не участвовавший
в деле, с целью разрешения вопроса о наличии оснований для подачи апелляционной
либо кассационной жалобы, жалобы по исключительным обстоятельствам, заявления о
пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам, имеет право знакомиться
с материалами дела в административном суде.

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+