Реклама від Google

Реклама від Google


Категорія: Адмін. процес (Семінари)

Система и структура административных судов

Правовое положение суда в административном процессе



Система и структура административных судов


Система административных судов, в отличие от других судов общей юрисдикции, имеет определенную специфику. В частности, в отличие от местных судов общей юрисдикции, которые образуются в соответствии с районов (районов в городах), местные административные суды образуются в округах в соответствии с Указом Президента Украины. Они состоят из судей местного административного суда, председателя и заместителя председателя суда. В местном административном суде, где более пятнадцати судей, может быть назначено более одного заместителя председателя суда. К компетенции местных административных судов округов отнесено рассмотрение административных дел, связанных с правоотношениями в сфере государственного управления и местного самоуправления ( дела административной юрисдикции), кроме дел административной юрисдикции в сфере военного управления, рассмотрение которых осуществляют соответствующие военные суды.

Поскольку Конституцией Украины каждому гарантируется право на апелляционное и кассационное обжалование решения суда, к системе административных судов Украины входят также апелляционные административные суды. Законодателем они отнесены к специализированных судов, образующихся в апелляционных округах в соответствии с Указом Президента Украины. Апелляционные административные суды - это суды второго звена единой системы судов общей юрисдикции.

До сих судов может быть подана апелляционная жалоба на решение или на отдельную часть решения административного суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, и на постановления административного суда округа первой инстанции в случаях, предусмотренных законом. Пересмотр дел в апелляционном порядке предусматривает возможность проверить по жалобе участника судебного процесса обстоятельства дела относительно наличия определенных правоотношений или доказанности создания конфликта конкретным лицом на основе изучения как тех доказательств, которые были исследованы в суде первой инстанции, так и новых. В составе апелляционного административного суда округа могут создаваться судебные палаты по рассмотрению отдельных категорий дел по установленной специализации в рамках соответствующей специальной судебной юрисдикции. В апелляционном административном суде округа для решения организационных вопросов действует Президиум.

Кассационной инстанцией, к которой может обратиться субъект права на кассационное обжалование, определено Высший административный суд Украины и Верховный Суд Украины.

Высшим административным судом Украины в кассационном порядке могут быть проверены постановления и постановления апелляционного административного суда, принятые им в апелляционном порядке. Высший административный суд Украины может образовывать судебные палаты по рассмотрению отдельных категорий дел по определенной специализации в рамках соответствующей специальной судебной юрисдикции. В Высшем административном суде, как и в апелляционном, для решения организационных вопросов действует Президиум суда в составе председателя суда, его заместителей, заместителей председателей палат, а также судей этого суда, количественный состав которых определяется Пленумом Высшего административного суда Украины. Судьи избираются в состав Президиума общим собранием судей этого суда путем тайного голосования. Для решения общих вопросов деятельности административных судов в Высшем административном суде Украины действует Пленум Высшего административного суда Украины, в состав которого входят все судьи Высшего административного суда Украины и председатели апелляционных административных судов округов. Создание окружных апелляционных административных судов, а также Высшего административного суда Украины полностью соответствует пункту 8 части третьей ст. 129 КУ, где определено, что с принципами судопроизводства отнесены обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решения суда.

Замыкает систему административных судов Верховный Суд Украины, который является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции. Верховный Суд Украины осуществляет правосудия, обеспечивает одинаковое применение законодательства всеми судами общей юрисдикции. Верховный Суд обязан не только устранять недостатки в применении законов путем повторного кассационного рассмотрения решений судов общей юрисдикции, но и предотвращать такие нарушения путем разъяснения практики применения законов в постановлениях Пленума на основе материалов судебных решений.

В составе Верховного Суда Украины действуют: Судебная палата по гражданским делам; Судебная палата по уголовным делам; Судебная палата по хозяйственным делам; Судебная палата по административным делам. В составе Верховного Суда также действует Военная судебная коллегия. Для решения внутренних организационных вопросов деятельности Верховного Суда, так же, как в апелляционных, кассационных и высших судах, в Верховном Суде создается Президиум. В Верховном Суде действует Пленум Верховного Суда Украины.

Таким образом, система административных судов Украины составляют: местные административные суды; апелляционные административные суды; Высший административный суд Украины; Верховный Суд Украины. Создание системы административных судов составляющей реформирования всей судебной системы Украины в соответствии с требованиями Конституции Украины на принципах территориальности и специализации в интересах обеспечения эффективной судебной защиты прав и свобод человека и гражданина.

Компетенция административных судов распространяется на :

- Споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно - правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий или бездеятельности;

- Споры по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, увольнения с публичной службы;

- Споры между субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления, в том числе делегированных полномочий, а также споры, возникающие по поводу заключения и выполнения административных

договоров;

- Споры по обращению субъекта властных полномочий в случаях, установленных законом;

- Споры относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума.

Компетенция административных судов не распространяется на публично - правовые дела : - отнесенных к юрисдикции Конституционного Суда Украины, - что предстоит решать в порядке уголовного судопроизводства, - о наложении административных взысканий, - об отношениях, которые в соответствии с законом, уставом (положением) объект объединения граждан отнесены к его внутренней деятельности или исключительной компетенции.

 

 


Правовое положение суда в административном процессе


Административный суд - это государственный орган судебной власти в Украине, задачей которого является осуществление правосудия в сфере публичного управления.

Административно-правовой статус административного суда представляет собой логическую систему взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимодополняющих элементов, характеризующих его с точки зрения назначения, предметных и функциональных полномочий и особенностей осуществления правосудия в сфере государственного управления. Отмечается, что правовой статус административного суда в Украине состоит из элементов, которые можно выделить в: а) организационный блок б) целевой блок в) компетенцию административного суда.

Определено, что целевой блок элементов административно-правового статуса административного суда включает: задачи, функции и принципы административного суда Украины:

а) задачи административного суда - это защита прав, свобод и интересов физических лиц, прав и интересов юридических лиц в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, других субъектов при осуществлении ими властных управленческих функций на основе законодательства, в том числе на выполнение делегированных полномочий;

б) функции - это основные и вспомогательные взаимосвязаны направления деятельности, которые реализуются как судом в целом, так и структурными подразделениями аппарата суда, судьями и государственными служащими для достижения общей цели. К основным функциям административного суда относятся функция правосудия и функция судебного контроля, в вспомогательных функций - разрешительная функция, кадровая функция, организационная функция и др..;

в) принципы деятельности административных судов как определяющие, основные принципы их функционирования установленные Конституцией Украины, законом Украины "О судоустройстве" и Кодексом административного судопроизводства Украины. Каждый принцип выполняет свою определенную роль в организации и деятельности административных судов. Эти принципы действуют в совокупности. Они объединены общей целью - организовать судебные органы и их деятельность, их соответствие правопорядка, обеспечить защиту от всяких посягательств конституционного строя, политической и экономической систем, прав, свобод и законных интересов граждан и других социальных ценностей. В этом состоит назначение принципов правосудия, в том числе принципов административного суда.Следует отметить, что анализ принципов административного судопроизводства дает основания утверждать, что они не совпадают с приведенным перечнем принципов судопроизводства, предусмотренных в Законе "О судоустройстве Украины", что объясняется во-первых, всеобщностью установленных Законом принципов, которые касаются всех без исключения судов судебной системы Украина, а, во-вторых, спецификой административного судопроизводства.

Особенности административно-правового статуса административного суда проявляются, прежде всего, именно в принципах его деятельности:

1) принцип «верховенство права» в административном судопроизводстве в отличие от принципа «верховенство закона» в судопроизводстве, гарантирует реальное обеспечение конституционного положения, согласно которому, человек, его права и свободы признаются высшей ценностью и определяют содержание и направленность деятельности государства. Это дает право административном суда не применять положения правового акта, в том числе и закона, если это противоречит конституционным принципам права или нарушать права и свободы человека и гражданина,

2) принцип состязательности в административном судопроизводстве (в отличие от такого же принципа в судопроизводстве) гармонично сочетается с инквизиционным (розыскным) процессом, в котором административному суду отводится активная роль при рассмотрении дела, которое проявляется в:

1) возможности выйти за пределы исковых требований в случаях, предусмотренных действующим законодательством,

2) по собственной инициативе истребовать доказательства, необходимые для рассмотрения дела.

Категорія: Адмін. процес (Семінари)
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter