Реклама від Google

Реклама від Google


Категорія: Аграрное право (Семинары)

Правовые формы использования земель и других природных ресурсов в с / х

Права и обязанности субъектов. Аграрного предпринимательства по использованию земель с / х назнач. и проч. естеств. ресурс

Права и обязанности сельскохозяйственных землепользователей

Охрана земель как объекта природной среды

Правовое регулирование лесопользования в сельском хозяйстве

 

 

Правовые формы использования земель и других природных ресурсов в с / х


Ведение сельского хозяйства невозможно без использования почвы и других природных ресурсов - в этом заключается специфика отрасли. Статья 1 Закона Украины от 17 октября 1990 "О приоритетности социального развития села и агропромышленного комплекса в народном хозяйстве" (в редакции Закона от 15 мая 1992) провозглашает, что приоритетности социального развития села и АПК обеспечивается созданием необходимой природно-ресурсной базы для всестороннего удовлетворения производственных нужд сельского хозяйства. Использовать природные богатства страны нужно рационально. Поэтому эти вопросы регулируются природноресурсового правом.

Вместе с тем, принимая во внимание комплексный характер аграрного права как отрасли права, можно сказать, что отдельные институты природноресурсового права является одновременно и институтами аграрного права. Ведь сельскохозяйственная деятельность имеет своей предпосылкой использования природных ресурсов. Субъекты аграрного права должны знать, какие они имеют права и обязанности по природопользованию, как должным образом оформить права на использование природных ресурсов. Правовое регулирование в сельском хозяйстве имеет определенную специфику, поскольку в украинском природноресурсового праве действует принцип целевого характера природопользования, то есть правовые режимы использования природных ресурсов зависят от того, для каких целей они применяются. Поэтому речь пойдет об институтах сельскохозяйственного использования природных ресурсов как институты агра р ного права.

Поскольку правовой институт использования земель сельскохозяйственного назначения рассмотрены в предыдущем разделе предлагаемого учебника, в этом разделе мы ограничимся лишь правовыми институтами сельскохозяйственного водопользования, недропользования, лесопользования, использования животного и растительного мира. Хотя ЗК мы будем обращаться неоднократно, поскольку он имеет особое значение для регулирования природноресурсового отношений. Согласно ч. 2 ст. С ЗК, он имеет преимущественную юридическую силу перед другими актами природноресурсового законодательства. Другими словами, является своеобразной природноресурсового "конституцией" и занимает ведущее место в системе специального природноресурсового законодательства. Если некий акт природноресурсового законодательства противоречит ЗК - применяются положения последнего. Это важно знать для правильного понимания правовых предписаний об использовании отдельных видов природных ресурсов, которые часто противоречат ЗК. Поскольку, характеризуя указанные институты сельскохозяйственного использования природных ресурсов, мы будем пользоваться понятийным аппаратом теории природноресурсового права, кратко Нагада является мо его ключевые категории.

Все формы вовлечения природных ресурсов в сельскохозяйственное производство можно назвать сельскохозяйственным использованием природы. Использование природных ресурсов, в соответствии со ст. 38 Закона Украины от 25 июня 1991 "Об охране окружающей природной среды", бывает общим и специальным. Общее использование природных ресурсов, согласно ч. 2 ст. 38 Закона, заключается в беспрепятственном использовании природных ресурсов гражданами для удовлетворения своих жизненных потребностей (эстетических, оздоровительных, рекреационных, материальных и др.) И имеет определенные правовые признаки. Оно осуществляется:

а) безвозмездно;

б) без получения любых разрешений;

в) без закрепления отдельных природных объектов по определенным субъектами (без права владения).

Правда иногда право общего использования природных ресурсов может быть ограничено владельцами природных ресурсов.

Специальное использование природных ресурсов, согласно ч. cт. 38 - это такой вид использования природных ресурсов, который отличается тем, что:

а) природные объекты полностью или частично закрепляются за определенными субъектами на различных правовых основаниях (осуществляется право владения ими);

б) на его осуществление необходимо получить специальное разрешение;

в) оно является платным.

Фактическое разграничение общего и специального использования природных ресурсов осуществляется по степени экологического риска использования природных ресурсов. Критерии такого разграничения содержатся в отдельных актах природноресурсового законодательства.

Правовая форма использования природных ресурсов - определенный правовой режим или закреплен в нормативных актах порядок использования природных ресурсов. Законодательство Украины различает такие правовые формы (титулы) специального использования природных ресурсов:

а) право собственности;

б) право природопользования (бесплатное и арендное);

в) сервитутное право;

г) соглашение о разделе продукции;

д) право хозяйственного ведения; 

е) право оперативного управления.

Вместе с тем, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Украины от 7 февраля 1991 "О собственности" и ст. 319 ГК, собственник природного объекта по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом; он может предоставить его другому лицу на других правовых основаниях, не предусмотренных законодательством. Такое право владельца предусматривать а Чэн в. 6 ГК и ст. 134 ГК от 16 января 2003

Право природопользования как форму специального использования природных ресурсов следует отличать от права пользования как элемента права собственности, поскольку право природопользования - это не полномочия, а отдельный правовой режим, который может охватывать и владения, и пользования, и распоряжения природными ресурсами в пределах, определенных владельцем. Право природопользования отличается и от права собственности. Хотя это право может включать в себя и владение, и пользование, и распоряжение; оно всегда производно от права собственности - именно владелец устанавливает пределы природопользования и право распоряжения природно-пользователя не может прекращать права собственности владельца.Природопользования следует отличать и от использования природных ресурсов, поскольку оно является лишь одной из правовых форм специального использования природных ресурсов вместе с правом собственности, сервитутного правом, соглашением о разделе продукции, правом хозяйственного ведения, оперативного управления и др.

 

 

 

Права и обязанности субъектов. Аграрного предпринимательства по использованию земель с / х назнач. и проч. естеств. ресурс


Права и обязанности субъектов аграрного предпринимательства по использованию земель сельскохозяйственного назначения весьма разнообразны и, как правило, взаимосвязаны. Правомочия собственника земли и землепользователя имеют много общего, однако именно н а личие права продавать или другим путем отчуждать земельные участки, передавать в аренду, залог, наследство отличает владельца земельного участка от землепользователя.

Основных прав, общих для собственников и землепользователей, относятся: право самостоятельного хозяйствования на земле, право собственности на посевы и насаждения сельскохозяйственных и других культур, на произведенную сельскохозяйственную продукцию; право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные насаждения, водные объекты, а также другие полезные свойства земли; право на возмещение убытков в случаях, предусмотренных законом; право сооружать жилые дома, производственные и другие здания и сооружения. Возведение на арендованном земельном участке помещений производственного, непроизводственного назначения арендаторы согласовывают с арендодателем. На владельцев и землепользователей возлагаются обязанности: обеспечивать использование земли по целевому назначению; соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды; своевременно представлять соответствующим органам исполнительной власти и органам местного самоуправления данные о состоянии и использовании земель и других природных ресурсов в порядке, установленном законодательством; соблюдать правила добр в соседства и ограничений, связанных с установлением земельных сервитутов и охранных зон; сохранять геодезические знаки, противоэрозионные сооружения, границы оросительных и осушительных систем. Перечень обязанностей землевладельцев и землепользователей не является исчерпывающим, и законодательством могут устанавливаться другие о в связки.

 

 

 

Права и обязанности сельскохозяйственных землепользователей


Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются как гражданам, так и юридическим лицам. Граждане получают их для удовлетворения своих личных потребностей в производстве продуктов питания, для отдыха, досуга, удовлетворения других социальных, культурных, оздоровительных потребностей (для ведения личного крестьянского хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота, осуществления товарного сельскохозяйственного производства). Чтобы достичь названных целей, граждане могут объединяться в садоводческие или огороднические некоммерческие объединения, которые могут быть созданы в форме общества, потребительского кооператива.

С целью товарного сельскохозяйственного производства земельные участки предоставляются сельскохозяйственным предприятиям (юридическим лицам): фермерским хозяйствам, частным (частно-арендным) предприятиям, сельскохозяйственным производственным кооперативам, хозяйственным обществам, государственным сельскохозяйственным предприятиям. Указанные субъекты осуществляют товарное производство с целью реализации продукции и прибыли.

Для исследовательских и учебных целей, пропаганды передового опыта земли сельскохозяйственного назначения предоставляются сельскохозяйственным научно-исследовательским учреждениям и учебным заведениям, сельским профессионально-техническим училищам и общеобразовательным школам. Определенные участки получают и некоторые несельскохозяйственные предприятия и организации, промышленные предприятия, имеющие подсобные сельские хозяйства, которые выращивают продукцию в основном для своих работников. Такие подсобные хозяйства могут быть частью предприятия, организации, не имея прав юридического лица, или самостоятельным субъектом (юридическим лицом). Во втором случае земельные участки предоставляются непосредственно этим хозяйствам с учетом их организационно-правовых форм.

Определенное количество земель сельскохозяйственного назначения имеют религиозные организации и объединения, которые также проводят подсобное сельское хозяйство.

Итак, земли сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены для сельскохозяйственного производства и тем юридическим лицам, для которых ведение сельского хозяйства не является основным видом деятельности.

Основную площадь земель сельскохозяйственного назначения занимают предприятия и организации, которые непосредственно осуществляют сельскохозяйственное производство - сельскохозяйственные товаропроизводители. Согласно ст. 1 Закона Украины от 17 июля 1997 "О сельскохозяйственной кооперации", сельскохозяйственным товаропроизводителем является физическое или юридическое лицо независимо от формы собственности и хозяйствования, валовой доход которой от операций по реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки, при наличии сельскохозяйственных угодий ( пашни, сенокосов, пастбищ и многолетних насаждений и т.п.) и / или поголовья сельскохозяйственных животных в собственности, пользовании, в том числе и на условиях аренды за предыдущий отчетный (налоговый) год, превышает 50% общей суммы валового дохода.

В сельском хозяйстве наиболее распространенными являются: сельскохозяйственные кооперативы, хозяйственные общества, частные (частно-арендные) предприятия, государственные сельскохозяйственные предприятия.

Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации отдельных организационно-правовых форм субъектов сельскохозяйственного производства определяются законодательством Украины. Предприниматель имеет право выбора организационно-правовой формы своего предприятия.

Исходя из особенностей тех функций, которые выполняют субъекты сельскохозяйственного производства, последние могут быть разделены на следующие группы:

- основанные на различных формах собственности сельскохозяйственные формирования, главной целью деятельности которых является производство товарной массы продуктов питания и сырья;

- предприниматели, чья деятельность основана на разных формах собственности и организационно-правовых формах хозяйствования и чья правосубъектность и уставная деятельность направлена на обеспечение современной производственно-хозяйственной деятельности аграрных предприятий-товаропроизводителей;

- учреждения, чья правосубъектность и уставная деятельность направлена на предоставление различных финансово-кредитных, страховых, коммерческих, посреднических и других услуг для обеспечения предпринимательской деятельности аграрных товаропроизводителей.

Большинство субъектов, использующих земли сельскохозяйственного назначения, был создан благодаря делению земель и реструктуризации коллективных сельскохозяйственных предприятий. Этот процесс осуществлялся путем предоставления каждому члену коллективного сельскохозяйственного предприятия сертификата на право частной собственности на земельную долю (пай) с определением в нем размера доли (пая) в условных (кадастровых) гектарах, а в стоимостном выражении. При этом земельные участки на местности не выделялись и существовали в документальном выражении до того момента, пока в определенных законом случаях и порядке не было осуществлено выделение в натуре земельного участка в соответствии с земельным сертификата с выдачей Государственного акта на право частной собственности на землю.

Содержание правового режима земель сельскохозяйственного назначения, которые являются собственностью граждан, определяют в зависимости от характера сельскохозяйственного производства. Так, в соответствии со ст. 22 ЗК граждане получают земли сельскохозяйственного назначения в собственность для ведения личного крестьянского хозяйства, садоводства и товарного сельскохозяйственного производства.

Правовой режим земель личных крестьянских хозяйств регулируется ст. 33 ЗК.Согласно ее положениям граждане Украины могут иметь на праве собственности и арендовать земельные участки для осуществления личного крестьянского хозяйства. По ст. в. 12 - 16 Закона Украины от 20 апреля 2000 "О планировании и застройке территорий", предоставлении земельного участка гражданам для ведения личного крестьянского хозяйства осуществляется с учетом требований генерального плана населенного пункта, подробного плана территории и плана ее застройки. Эти акты являются основными правовыми и архитектурно-техническими документами, в которых вопросы организации территории приусадебных участков решаются во взаимодействии с проблемами социального переустройства села: специализации и территориальной организации сельскохозяйственного производства, формирование инженерно-технической инфраструктуры, охраны окружающей среды. В соответствии с этим земельное законодательство формирует общее правило о предоставлении гражданам земельных участков для ведения личного крестьянского хозяйства в двух местах: возле жилого дома и за пределами населенного пункта. Причем земельный участок возле дома может быть меньшего размера.

Правовой режим земель для ведения садоводства направлен прежде всего на удовлетворение потребностей граждан в земельных участках для указанных целей. Земельные участки, предназначенные для садоводства, можно использовать для закладки многолетних плодовых насаждений, выращивания сельскохозяйственных культур, а также для возведения необходимых построек, хозяйственных сооружений.

Гражданин - член садоводческого товарищества - может приватизировать земельный участок без согласия на то других членов этого общества. Размер земельного участка для ведения садоводства, которую можно приватизировать бесплатно, составляет не более 0,12 га (в. 121 ЗК).Граждане - владельцы садовых участков могут свободно распоряжаться ими, если они (участки) не ограничены в обороте и не изъятые из него.

Граждане имеют право получать сельскохозяйственные земли в собственность не только для удовлетворения собственных потребностей, но и для осуществления товарного сельскохозяйственного производства.

Граждане могут заниматься производством товарной сельскохозяйственной продукции путем ведения личного крестьянского и фермерского хозяйств.Крестьянское хозяйство не имеет статуса юридического лица, а товарное производство сельхозпродукции рассматривается как предпринимательская деятельность и облагается подоходным налогом.Поэтому гражданин - собственник земельного участка, который намерен заниматься товарным сельскохозяйственным производством, - должен зарегистрироваться как предприниматель.

В отличие от личного крестьянского хозяйства, не имеющее статуса юридического лица, фермерское хозяйство имеет такой статус. Сегодня, согласна ст. 31 ЗК, к землям фермерского хозяйства относятся земельные участки, являющиеся собственностью фермерского хозяйства как юридического лица, а также граждан - членов фермерского хозяйства на праве частной собственности. Фермерское хозяйство может арендовать земельные участки.Отмечается, что в собственности гражданина фермера могут быть только сельскохозяйственные угодья, на которых нет производственных зданий или сооружений (такие здания и сооружения вместе с участком, на котором они расположены составляют единый объект недвижимости и должны находиться на балансе фермерского хозяйства как юридического лица).

Еще одной особенностью правового режима земель для ведения товарного сельскохозяйственного производства является то, что обращение взыскания на них допускается только тогда, когда у их владельцев отсутствует другое имущество, на которое может быть обращено взыскание (ч. 2 ст. 139 ЗК).

Приобретая права собственности на земельный участок, гражданин одновременно приобретает комплекса земельных прав и обязанностей, составляет содержание его права собственности.

Правомочия земельного собственника исчерпывающе зафиксированы в ст. 90 ЗК.Они включают право: продавать или другим путем отчуждать земельный участок, передавать его в аренду, залог, наследство; самостоятельно хозяйствовать на земле; право собственности на посевы, насаждения сельскохозяйственных и других культур, на произведенную сельскохозяйственную продукцию; использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные насаждения, водные объекты, а также другие полезные свойства земли; на возмещение убытков в случаях, предусмотренных законом; сооружать жилые дома, производственные и другие здания и сооружения. Как видно из содержания указанных правомочий, большинство из них непосредственно касаются собственников земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Как известно, право собственности на имущество, в том числе и на землю, предусматривает наличие в его субъекта 3 групп правомочий, а именно: владение, пользование и распоряжение имуществом или землей. Анализ правомочий собственников земельных участков согласно ст. 90 ЗК дает основания утверждать, что практически все эти правомочия касающиеся владения и пользования и по содержанию совпадают с кругом правомочий, предоставленных землепользователям (ст. 95 ЗК). И только одна из них предусмотрена п. "А" ч. 1 ст.90, является правомочием владельцев распоряжаться земельными участками: продавать или другим путем отчуждать их, передавать в аренду, залог, наследство. Однако на сегодня не каждый из предоставленных законом правомочий собственник земельного участка сельскохозяйственного назначения может воспользоваться через наличие определенных ограничений, установленных Переходными положениями ЗК.

Правомочия собственников земельных участков не подлежат расширительному толкованию, одновременно это не касается их обязанностей, зафиксированных в. 91 ЗК, а именно: обеспечивать использование земельных участков по их целевому назначению;соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды; своевременно уплачивать земельный налог; не нарушать прав собственников смежных земельных участков и землепользователей; повышать плодородие почв и сохранять другие их полезные свойства;своевременно представлять соответствующим органам исполнительной власти и органам местного самоуправления данные о состоянии и использовании земель и других природных ресурсов в порядке, установленном законом; соблюдать правила добрососедства и ограничений, связанных с установлением земельных сервитутов и охранных зон; сохранять геодезические знаки, противоэрозионные сооружения, сети оросительных и осушительных систем. Законом могут быть установлены другие обязанности собственников земельных участков.

Специфика использования сельскохозяйственных угодий состоит во вмешательстве их пользователя в механизм екозвьязкив земель с другими природными объектами, в преобразовании экосистем через изменения режима их функционирования. Это обусловлено тем, что сельскохозяйственные угодья подразделяются на биоценозы (естественные угодья) - не подвержены окультуриванию пастбища, сенокосы, луга и т.д. и агроценозы (окультуренные человеческим трудом) - пашня, многолетние насаждения, окультуренные (мелиорированных) пастбища, сенокосы и другие сельскохозяйственные угодья.Распашка природных угодий превращает их в сельскохозяйственные угодья, которые осуществляют свою природную функцию только под влиянием человеческого труда.

С учетом специфики земель сельскохозяйственного назначения закон устанавливает следующие основные обязанности граждан-собственников и других лиц по использованию сельскохозяйственных угодий:

а) обеспечение оптимального водного режима почв. Собственники земельных участков и землепользователи должны осуществлять защиту земель от подтопления, заболачивания, высушивание; имеют право в установленном порядке осуществлять оросительные и осушительные мероприятия, не допуская бесхозяйственного излива воды, засоления и заболачивания земель, создавая наиболее благоприятный режим почвенной влаги. Например, использование земель затопления в сельскохозяйственном производстве осуществляется в соответствии с проектами землеустройства, разработанных в определенном законодательством порядке с учетом возможной причины затопления (наводнение, паводок), типа реки (или отдельных ее участков) по наклону дна и частоте возможного затопления;

б) обеспечение надлежащего солевого режима почв, для чего необходимо осуществлять защиту земель от вторичного засоления.Каждое лицо, использует сельскохозяйственные угодья, обязана бороться с повышенной кислотностью почв, осуществляя известкование и другие земледельческие мероприятия;

в) обеспечение такого питательного режима почв, при котором плодородие не только не уменьшалась бы, несмотря на вынесение питательных веществ с урожаем, а увеличивалась бы. Повышение плодородия почв является одним из главных обязанностей каждого собственника и землепользователя, который стимулируется государством;

г) обеспечение надлежащего культурно-технического состояния почв, ведения борьбы с зарастанием земель кустарником, мелколесьем, сорной растительностью, для чего каждый землепользователь наделен правами осуществлять в установленном порядке культурно-технические работы на своем участке;

д) обеспечение надлежащей экологической обстановки на земельном участке, не допуская ее ухудшения.

Следовательно, правовой режим земель неразрывно связана с полномочиями их владельцев, предопределяет их и зависит от характера сельскохозяйственного производства, осуществляется владельцем. Все полномочия собственников земли и землепользователей направлены не только на обеспечение их интересов и потребностей, но и в большей степени на поддержание и соблюдение правового режима земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в их ведении.

 

 

 

Охрана земель как объекта природной среды


Украина относится к государствам с очень высоким уровнем антропогенных и техногенных нагрузок на земельные ресурсы. Только в результате загрязнения бытовыми отходами и сточными водами каждый год по пользованию изымается около 50 тысяч гектаров пахотных земель, продолжают распахивать и ся новые земельные площади. Общая площадь распаханных земель достигает 57 процентов.

Несмотря на то что в последнее время внесения минеральных удобрений значительно сократилось, специалисты утверждают, что сельскохозяйственные угодья перенасыщены пестицидами и ядохимикатами, есть чрезмерная интенсификация сельскохозяйственного производства СУПР в лирования максимально возможным освоением земельного фонда

Недостаточно урегулирован законом продажа минеральных удобрений и агрохимикатов вызвал ввоз в страну ядохимикатов иностранного производства, что может привести к закупке их у тех производителей, продукция которых запрещена для использования по экологическим причинам.

Значительные площади сельскохозяйственных угодий расположены вдоль путей с интенсивным движением машин и загрязняются тяжелыми металлами.

Следовательно, решение проблемы охраны земли в современных условиях очень неотложными.

Вопрос сохранения и охраны земли занимают видное место в законодательстве Украины, которое учитывает специфику земель как средства производства и условия жизнедеятельности людей, объективную ограниченность земли в пространстве, неизменность ее расположение, неразрывную связь с пр и родным средой.

Статья 14 Конституции предусматривает, что земля является основным национальным богатством, которое находится под особой охраной государства. Такое конституционное положение является основанием для правовой охраны земли как основного элемента окружающей природной среды. Правовая охрана земель предусматривает систему правовых средств, с помощью которых осу с нюються меры по восстановлению, поддержанию и улучшению качественного состояния земель. Эта охрана направлена прежде всего на обеспечение рационального использования земли, восстановление, сохранение и повышение плодородия почв, улучшения других полезных свойств земли. Кроме того, она имеет целью обеспечение защиты земель от негативного воздействия антропогенной деятельности (порчи, загрязнения) и вредных природных процессов (ветровая, в в Дяна эрозия).

Правовому регулированию охраны земель посвящена Закон Украины общего характера - «Об охране окружающей природной среды» и ряд специальных законов по использованию, охране и воспроизводству отдельных природных ресурсов - Земельный кодекс, Кодекс о недрах, Лесной кодекс, Водный кодекс. Каждый из этих законов, наряду с положениями о регулировании отношений по использованию природных ресурсов, содержит отдельные разделы с их охраны и воспроизводства. В связи с тем, что все эти природные ресурсы являются разной формой целевого использования земли (в том числе и сельскохозяйственного), составляют часть единого земельного фонда, и, таким образом, вопрос сохранения отдельных природных ресурсов так или иначе связано с охраной и использованием земли.

Закон, охраняя землю, закрепляет в правовых нормах определенные требования, которые необходимо учитывать всем землевладельцам и землепользователям, осуществляющих мероприятия производственно-хозяйственного, кономичного или научного характера. Прежде всего это проявляется в наличии их обязанностей относительно земли (Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Земельный кодекс, «Об аренде земли»). Земельный кодекс, как главный закон, регулирующий земельные отношения, содержит раздел, посвященный охране земель. Глава 26 Земельного кодекса определяет задачи, содержание и порядок охраны земель, предусматривает систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование, предотвращение необоснованного изъятия земель сельскохозяйственного назначения, защиту от вредного антропогенного воздействия, воспроизводство и повышение плодородия почв. Предусмотрены Земельным кодексом меры по охране земель направлены на борьбу с природными и искусственными процессами, которые ухудшают состояние почв. К ним относятся меры по предотвращению эрозии почв: организационно-хозяйственные - правильное размещение на земле различных объектов, систематическое наблюдение за состоянием земель и правильностью их использования; агротехнические - применение надлежащих средств возделывания грунта и выращивания сельскохозяйственных культур, введение специальных противоэрозионных севооборотов; лесомелиоративные - устройство лесозащитных нас а ний.

Законом предусмотрены предельно допустимые концентрации химических, радиоактивных и других вредных веществ в почве и порядок их определения. Хозяйственная и иная деятельность, обусловливающая загрязнение земель и почв сверх установленных предельно допустимых концентраций опасных веществ, запрещается (в. 167 ЗК).

Таким образом, вопросы охраны земель в условиях обострения экологической ситуации в Украине должно стать одним из важнейших направлений государственной политики, поскольку улучшение состояния земли открывает значительные резервы увеличения объемов производства сельско в хозяйственной продукции и обеспечивает существенное оздоровление экологических условий жизни человека.

 

 

 

Правовое регулирование лесопользования в сельском хозяйстве


До сих пор речь шла об использовании отдельных видов природных ресурсов в сельском хозяйстве. Далее рассмотрим использование природных комплексов, т.е. экосистем. Природноресурсового право знает правовое регулирование использования различных природных комплексов: природно-заповедного фонда, водно-болотных угодий, рекреационных и курортных зон и т.д.. Но указанные природные комплексы имеют в основном природоохранное характер и их правовой режим предусматривает ограничение сельскохозяйственной деятельно в сти. Отдельным видом природных комплексов есть лес, поскольку лесное законодательство регулирует сельскохозяйственную деятельность в лесах. Важным актом в этой области является Лесной кодекс (ЛК) Украины.

Статья С ЛК так определяет понятие леса: это - совокупность земли, растительности, в которой доминируют деревья и кустарники, животных, микроорганизмов и других природных компонентов, в своем развитии биологически взаимосвязаны, влияют друг на друга и на окружающую среду. Как видим, лес является естественным комплексом, который охватывает земли, недра, воды, атмосферный воздух, объекты растительного и животного мира, другие природные компоненты в их экологических взаимосвязях. Специфика правового регулирования природных комплексов состоит в том, что использование природных ресурсов в их пределах кроме соответствии земельного, горного, водного, атмосфероохранного законодательства, законодательства о животном и растительном мире регулируется также специальным законодательством об природный комплекс: в нашем случае - лесным. Ресурсы леса, будучи объектом регулирования соответствующих отраслей природнор е сурсов законодательства.

Статья 36 ЛК разделяет леса Украины по экологическим и хозяйственным значением на 2 группы. К первой относятся леса, выполняющие преимущественно природоохранные функции, в частности сельскохозяйственные противоэрозионные, приполонинних, защитные лесополосы. Ко второй - леса, которые наряду с экологическим имеют эксплуатационное значение и для сохранения защитных функций, непрерывности и неистощительности использования которых устанавливается режим ограниченного лесопользования. Правовой режим лесов первой группы строгий и требует ограничения в их пределах хозяйственной деятельности.

Статьи 49 и 50 ЛК выделяют фактические признаки разграничения общего и специального использования лесных ресурсов. Критерием такого разграничения является объемы использования лесных ресурсов. В порядке общего использования лесных ресурсов, субъекты аграрного права имеют право свободно находиться в лесах, бесплатно собирать для собственного потребления дикорастущие травяные растения, цветы, ягоды, орехи, другие плоды, грибы. Поскольку лес является естественным комплексом, в разграничении общего и специального использования лесных ресурсов пользуются также положениям законодательных актов об отдельных видах природных ресурсов, входящих в лесной экосистемы.

Условием специального использования лесных ресурсов является получение земельного участка лесного фонда в пользование или в собственность. Такой участок лесного фонда может предоставляться одновременно нескольким лесопользователям. На праве специального использования лесных ресурсов можно: заготавливать древесину при рубок главного лесопользования, заготавливать живицу, второстепенные лесные материалы (пень, луб, кора, древесная зелень и т.д.). Правовой режим специального лесопользования является производным от правового режима специального землепользования.

По специальному использования леса на праве собственности, то ЛК в ст. 6 провозгласил все леса исключительно собственностью государства.Одновременно положения ЛК противоречит положениям ст. в. 56 и 79 ЗК, по которым земельные участки лесного фонда общей пл в шей до 5 га государство может передавать в частную собственность физическим и юридическим лицам в составе угодий крестьянских, фе р мэрских и других хозяйств.Поскольку право собственности на земельный участок распространяется и на леса, на ней расположены, субъекты аграрного права, которые получили от государства в частную собственность участок леса площадью 5 га, могут докупить у субъектов права частной собственности неограниченное количество земель лесного фонда. Это положение хотя и противоречит ЛК, но действует, потому что ЗК имеет преимущественную правовую силу. Итак, леса в неограниченном количестве могут находиться в частной собственности субъектов аграрного права. Собственность на леса дает этим субъектам возможность осуществлять лесопользование, не получая специальных Разрешить в лив по ЛК.

Если земельные участки лесного фонда передаются не в собственность, а на праве постоянного или временного землепользования (в том числе аренды), то, кроме документов, удостоверяющих право специального использования земельного участка лесного фонда (государственный акт или договор), надо получить также и разрешение на специальное использование лесных ресурсов. В соответствии со ст. 51 Л К различаются 2 вида таких разрешений: лесорубный билет (ордер) и лесной билет. На отведенных земельных участках лесного фонда можно использовать только те ресурсы, на которые выдано специальное разрешение.
Согласно Правилам отпуска древесины на корню в лесах Украины, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 29 июля 1999 № 1378, лесорубный билет выдается на рубку древесины и заготовку живицы. Лесорубный билет на рубки главного пользования и заготовку живицы выдается на основании установленных лимитов лесопользования органами Государственного комитета лесного хозяйства Украины. На другие рубки лесные билеты выдаются государственными лесохозяйственными предприятиями, которые являются постоянными лесопользователями. Население получает от указанных органов ордер на мелкий (до 10 куб. М) отпуск древесины на корню. Лесной билет выдают государственные лесохозяйственные предприятия по решению местных советов для осуществления других видов лисокорист в ния.

На сельскохозяйственные угодья, переданные для нужд лесного хозяйства, не распространяется действие лесного законодательства - они используются в соответствии с общими нормами аграрного права. Побочное сельскохозяйственная деятельность в лесах регулируется Порядком заготовки второстепенных лесных материалов и осуществления побочных лесных пользований в лесах Украины, утвержденным по с и нового Кабинета Министров Украины от 23 апреля 1996 № 449 В частности, места размещения ульев и пасек для пчеловодства определяются для субъектов аграрного права постоянными лесопользователями с учетом условий ведения лесного хозяйства и специального использования лесных ресурсов. На участках для размещения ульев и пасек разрешается сооружение временных (не капитальное) зданий без права вырубки деревьев и кустарников, расчистка и распашка земельных участков лесного фонда.Размещение пасек в местах массового отв в дыха людей запрещается.

Для сенокошения можно использовать незалиснени срубы, поляны и другие не покрытые лесной растительностью земли, на которых не ожидается естественное лесовосстановление. В отдельных случаях для заготовки сена можно пользоваться междурядьями лесных культур, плантаций, сжиженными лесонасаждения. Началом заготовки сена на естественных злаковых травостоях является фаза колошения, а бобовых трав - фаза бутонизации - начало цветения. В случае наличия в травостое видов растений, занесенных в Красную книгу Украины, срок заготовки сена определяется по согласованию с органом Минприроды; срок син в кошения - в лесном билете.

Выпаса скота, за исключением коз, разрешается на покрытых и не покрытых лесной растительностью землях лесного фонда, если это не наносит этим землям вреда.Места и сроки выпаса скота определяются в лесном билете. Выпас скота в лесах с использованием собак или без пастуха (кроме огражденных участков или на привязи) запрещается. Владельцы скота обязаны соблю в ваться указаний постоянных лесопользователей о порядке ее выпаса.

Сбор лесной подстилки допускается в отдельных случаях в лесах второй группы, причем на одной и той же площади - не чаще одного раза в 5 лет. Сбор лесной подстилки запрещается на лесных участках, расположенных в бедных лесорастительных условиях, на участках, где почвы подвергаются эрозии, и в местах массового размножения грибов. Сроки уборки лесной подстилки и заготовки камыша определяются в лесном билете.

Специальное использование лесных ресурсов для сельскохозяйственной деятельности, кроме размещения пасек, предусматривает уплату сбора за специальное использование лесных ресурсов. Размер сбора определяется в соответствии с установленными лимитами и такс на древесину. Порядок его уплаты регулируется Порядком взимания сбора за специальное использование лесных ресурсов и пользование зем е рукции участками лесного фонда, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 6 июля 1998 № 1012.

Категорія: Аграрное право (Семинары)
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter