Реклама від Google

Реклама від Google


Категорія: Економіка (Лекції)


Тема 5.

Теория спроса и предложения 

 

1. Спрос

2. Предложение

3. Рыночное равновесие

4. Эластичность спроса и предложения

 


1. Спрос


Спрос – запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара за имеющиеся у него, предназначенные для покупки этого товара деньги.

Объемом спроса на какой-либо товар называется максимальное количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, месяц, год) при опре

деленных условиях. К числу этих условий относятся: цена данного товара, цены других товаров, величина денежных доходов, вкусы и предпочтения потребителей, накопленное имущество и другое.

Тема 5. Теория спроса и предложенияТема 5. Теория спроса и предложения

Рис 1. Кривые спроса

Спрос на товар определяется всей кривой спроса. Перемещение по этой кривой показывает изменение объема спроса под действием ценовых факторов при этом сам спрос не меняется.

Сдвиг кривой спроса вправо означает увеличение спроса, сдвиг кривой влево - уменьшение спроса.

Изменение спроса происходит под действием неценовых факторов:

1. Потребительские вкусы.

2. Число покупателей.

3. Доход. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса.

Нормальные товары (высшей категории) - это товары, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода.

Товары низшего качества (низшей категории) - это товары, спрос на которые уменьшается по мере роста дохода. Среди товаров низшего качества выделяют особую группу товаров Гиффена, спрос на которые резко увеличивается при сокращении дохода.

4. Цены на сопряженные товары.

5. Ожидания.

Закон спроса - величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены товара при прочих неизменных факторах.

 


2. Предложение

 

Под предложением понимают готовность производителей продать товар. Объем предложения – это то количество товара, которое продавец желает продать при данных условиях в единицу времени (за день, неделю, месяц, год).

Тема 5. Теория спроса и предложения
 

 

Рис 2. Кривые предложения

 

Предложение характеризует вся кривая предложения. Движение по кривой предложения из A в B связано с изменением объема предложения.

Увеличение предложения смещает кривую предложения вправо. Уменьшение предложения смещает кривую предложения влево.

Изменение предложения происходит под действием неценовых факторов:

1. Цены на ресурсы.              2. Технология.      3. Налоги и дотации.

4. Цены на другие товары.     5. Ожидания.       6. Число продавцов.

Закон предложения - объем предложения товара увеличивается при увеличении цены и уменьшается при ее снижении при прочих неизменных факторах.

 


3. Рыночное равновесие


В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются  кривые D и S. Эта точка называется точкой равновесия, а цена и объем - равновесными. Только в этой точке цена устраивает продавца и покупателя. При этом действуют следующие законы рыночного ценообразования:

  • цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению;
  • если под влиянием неценовых факторов произойдет повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет, если, наоборот, при неизменном предложении спрос сократится или при неизменном спросе увеличится предложение и цена повысится.

Тема 5. Теория спроса и предложения

 

Рис 3. Цены и рыночные зоны

E - точка равновесия, P1 -равновесная цена, а Q1- равновесный объем.

Состояние равновесия неустойчиво, т. к. рыночные условия, определяющие его, постоянно изменяются, вызывая колебания спроса и предложения. Именно механизм колебаний спроса и предложения заставляет развиваться экономику, основанную на рыночных началах. Результатом этих колебаний является восстановление утраченного равновесия на прежнем или новом уровне.

При вмешательстве государства в установление цен говорят о политическом ценообразовании.


4. Эластичность спроса и предложения

 

Спрос и предложение зависят от многих факторов. Их изменение влечет соответствующее изменение спроса и предложения. С этим и связано понятие эластичности.

Эластичность - мера реакции одной экономической переменной на изменение другой.

Эластичность – это степень чувствительности спроса и предложения к различным факторам.

Эластичность спроса на товар- это процентное соотношение между изменением в цене или доходе и изменением спроса.

1. Эластичность спроса по цене показывает, в какой мере потребитель реагирует на изменение цен. 

Тема 5. Теория спроса и предложения 

где Ed – эластичность спроса по цене;

      ?Q/Q – относительное изменение спроса;

      ?P/P – относительное изменение цены.

 

Тема 5. Теория спроса и предложения

 

Рис. 5. Графики спроса с различной эластичностью по цене

 

E > 1 - эластичный спрос (на товары роскоши);

E < 1 - неэластичный спрос (на предметы первой необходимости);

E = 1- спрос с единичной эластичностью (зависит от индивидуального выбора);

E = 0 - совершенно неэластичный спрос (соль, медикаменты);

E - совершенно эластичный спрос (в условиях совершенного рынка).

 

Факторы ценовой эластичности спроса:

1. Заменяемость. Чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него.

2. Удельный вес в доходе потребителя. Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него.

3. Предметы роскоши и предметы необходимости. Спрос на предметы первой необходимости обычно является неэластичным; спрос на предметы роскоши обычно эластичен.

4. Фактор времени. Спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решений.

2. Эластичность спроса по доходу показывает, какова реакция потребителя на изменения в его доходах  при неизменности цен.

Для нормальных товаров повышение дохода вызывает повышение спроса. Для товаров низшего качества увеличение дохода вызывает уменьшение спроса. На отдельные группы товаров (соль, спички) спрос не увеличивается при увеличении дохода, эластичность является нулевой.

3. Перекрестная эластичность.

Она характеризует чувствительность спроса на один товар при изменении цен на другой.

Эластичность предложения товара (по цене) - это процентное соотношение между изменением в цене и изменением предложения.

Факторы ценовой эластичности предложения:

1. Мобильность производственных систем, в т.ч. факторов производства, т.е. легкость с которой необходимые факторы производства могут быть привлечены из других отраслей.

2. Стоимость и доступность ресурсов.

3. Время


Категорія: Економіка (Лекції)
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter