Реклама від Google

Реклама від Google


Категорія: Екологічне право (Семінари)

Принципы экологического права


Принципы экологического права - это выраженные в его нормах основополагающие идеи, принципы, особенности, согласно которым осуществляется регулирование экологических отношений.

Эколого-правовые принципы могут официально закрепляться в законодательстве или выводиться из его общего содержания. В последние годы в литературе стало уделяться повышенное внимание исследованию и классификации эколого-правовых принципов. Те принципы, которые не закреплены в правовых предписаниях, могут считаться лишь идеями права и принадлежат к сфере правосознания. Их иногда называют "правовыми принципами", предшествующих созданию системы права. Принципы экологического права, непосредственно закрепленные в правовых нормах, являются нормами-принципами, законодательными принципами.

На основании наследие общей теории и экологического права целесообразно не отождествлять понятия "правовые принципы", "принципы права" и "принципы законодательства".

Правовые принципы - это основные идеи, выражающие основные требования к системе права того или иного государства, которые формируются к возникновению системы права.

Принципы права составляют основополагающие принципы, положения, как выраженные в нормативно-правовых актах, так и выведены из содержания правовых норм, судебных решений, обычаев или правовой доктрины, их формирование осуществляется под влиянием объективно существующих общественных отношений и зависит от потребностей общества в определенный период его развития, на основании которых осуществляется регулирование этих принципов.

Ведущим принципом является правовое обеспечение достижения гармоничного взаимодействия общества и природы. Он составляет основу для возникновения и формирования других принципов, обеспечивающих гармонизацию общества и природы. Официально это предписание содержится в преамбуле Закона Украины "Об охране окружающей природной среды". Гармоничность взаимодействия общества и природы - это объективно существующая связь общества и природы, который предусматривает согласованную деятельность людей относительно природы с соблюдением законов природы, экологически благоприятной эксплуатации природных ресурсов, их воспроизводства и охраны.

Принцип правового обеспечения экологической безопасности способствует поддержанию такого состояния окружающей среды, при котором обеспечивается предупреждение ухудшения экологической обстановки и возникновения опасности для здоровья человека. Экологическая безопасность гарантируется гражданам осуществлением широкого комплекса взаимосвязанных политических, экологических, экономических, технических, организационных, государственно-правовых и других мер (ст. 50 Закона "Об охране окружающей природной среды"). В экологическом законодательстве определены основные направления деятельности всех органов управления, юридических и физических лиц для осуществления перечисленных мероприятий (статьи 51-59).

Важное значение имеет принцип правового закрепления принадлежности природных ресурсов конкретным субъектам права для их использования с целью удовлетворения экологических, имущественных и других интересов в соответствии с требованиями действующего законодательства. Принадлежность природных объектов имеет две основные правовые формы - право собственности и право пользования. В законодательстве закреплены различные виды природопользования и формы собственности на природные ресурсы, определен круг прав и обязанностей таких субъектов, формы и способы их защиты.

Особую роль играет принцип правового обеспечения рационального и эффективного использования природных ресурсов. Рациональность в экологическом использовании заключается в том, что каждый владелец или пользователь природных ресурсов обязан в процессе их использования соблюдать эколого-правовые предписания, чтобы не причинить вред окружающей среде, человеку и его жизни и здоровью. В основе этого принципа лежит объективный фактор-взаимосвязь всех природных объектов, образующих в совокупности экологическую систему. Экономическая эффективность выражается в получении высоких экономических показателей при эксплуатации природных ресурсов с малейшими затратами. Рациональность и эффективность использования последних - взаимосвязаны, однако не тождественные понятия. Рациональность охватывает главным образом экологический, а эффективность - экономический аспект. Эти два понятия следует рассматривать в отношении любого природного ресурса, поскольку каждый природный объект имеет свои специфические черты, присущие только ему. За несоблюдение этого принципа экологическим законодательством предусматриваются меры правового воздействия.

Чрезвычайно важное значение имеет принцип правового обеспечения целевого использования природных объектов. Он объединяет два основных фактора:

а) объективную необходимость удовлетворения потребностей общества, коллективов людей и индивидов в продуктах питания, сырье, эстетических, хозяйственных и других за счет использования природных объектов;

б) необходимость поддержания экологической системы (окружающей среды) в благоприятном состоянии.

Целевое использование природных объектов определяется государством в правовых нормах земельного, водного, лесного, горного, фаунистического, природно-заповедного и другого законодательства. Невыполнение требований по целевому назначения природного ресурса рассматривается как фактическое использование природного объекта, не соответствующего предписаниям законодательства (или договора), установленным при передаче природного объекта в собственность или в пользование, в том числе в аренду, невыполнение требований относительно режима его использования.

За нарушение этого принципа законодательством предусмотрены меры правового воздействия к виновным лицам.

Не менее важную роль играет принцип правового обеспечения стимулирования владельцев и пользователей природных объектов по надлежащему использованию природных ресурсов, их воспроизводства и охраны. Он заключается в юридическом закреплении совокупности экономических мер стимулирования за надлежащее исполнение субъектами своих прав и обязанностей, проведении необходимых экологических мероприятий, в применении санкций за нарушение экологических требований и законодательства. Стимулирование целесообразно понимать в двух аспектах - использование поощрительных мер и применения санкций. Стимулирование означает побуждение субъектов права к осуществлению позитивных действий. Это полностью относится и сферы экологии. Поэтому в экологическом законодательстве закреплено систему мер в качестве поощрения, так и применение соответствующих видов имущественного, административной, дисциплинарной, уголовной ответственности, что предусмотрено действующим законодательством. В поресурсовому законодательстве установлены различные формы экономического стимулирования собственников и пользователей природных ресурсов. Названные два аспекта стимулирования получили всеобщее признание и широко применяются на практике.

Принцип правового обеспечения устойчивого (длительного) использование природных ресурсов заключается в том, что их владельцы и пользователи могут быть лишены права собственности и права пользования только по основаниям, предусмотренным законодательством и договорами в установленном порядке. Законодательство дает исчерпывающий перечень таких оснований.

Принцип правового обеспечения комплексного подхода к использованию и воспроизводству природных ресурсов, а также к охране окружающей среды открывает возможности использовать в единстве как основные природные объекты, так и сопутствующие природные компоненты. В законах о соответствующих природные ресурсы требования комплексного подхода конкретизируются с учетом особенностей каждого природного объекта. Необходимость комплексного решения вопросов обусловлена тем, что экологическая система состоит из нескольких экологических элементов. Поэтому комплексный подход определяется определенными объективными экологическими факторами. Особое значение приобретает единство при осуществлении всех экологических мероприятий по охране окружающей природной среды, необходимый перечень которых предусматривается в государственных, целевых, межгосударственных, местных программах (ст. 6 Закона "Об охране окружающей природной среды").

Согласно принципу предотвращения экологической вреде Украина обязана идентифицировать и оценивать вещества, технологии, производства и категории активности, которые влияют или могут влиять существенно на окружающую среду и здоровье человека. Государство должно систематически исследовать, регулировать к и управлять ими с целью предотвращения нанесения ущерба окружающей среде.

Принцип международного сотрудничества в охране окружающей природной среды реализуется в соответствующих нормах международного экологического права, а также отражается в национальном праве. Защита природы и рациональное использование ее ресурсов-глобальная проблема современного человечества. Основными условиями решения этой проблемы:

а) проведение всеми государствами единой экологической политики в отношении природы

б) мир во всем мире и ядерное разоружение

в) активное участие государств в акциях по международной охране окружающей среды, осуществляется в рамках ООН

г) разработка и принятия международных договоров по охране окружающей природной среды.

Национальная экологическая политика базируется на принципах:

  • равенства трех составляющих развития государства (экономической, экологической, социальной), что приводит к ориентированию на приоритеты устойчивого развития, учета экологических последствий при принятии экономических решений;
  • экологической ответственности, которая требует введения ответственности за нарушения законодательства об охране окружающей природной среды, предотвращение, анализ и прогнозирование экологических рисков, основанные на результатах государственной экологической экспертизы, а также проведение государственного мониторинга окружающей природной среды;
  • интеграции вопросов охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (экологических целей) в секторальную политику на том же уровне, что и экономические и социальные цели, "загрязнители и пользователи" платят полную цену - принцип, предусматривающий введение для загрязнителя стимулов по снижению уровня негативного воздействия на окружающую природную среду и полной ответственности пользователя за состояние предоставленных ему в пользование природных ресурсов, а также уменьшения влияния его деятельности (бездеятельности) на состояние этой среды;
  • межсекторальном партнерстве и привлечении к реализации политики всех заинтересованных сторон. Этот принцип подчеркивает, что только путем совместного решения насущных проблем возможно обеспечить успешную реализацию экологической политики.
Категорія: Екологічне право (Семінари)
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter