Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Основные функции государственного управления

Основные
функции государственного управления в сфере охраны окружающей природной среды

Основные
функции управления в сфере охраны окружающей природной среды. Под функциями
управления в области охраны
окружающей природной среды (экологического управления) следует понимать основные
направления организационно — правового воздействия на общественные отношения в области
охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения
экологической безопасности. Функции управления обеспечиваются деятельностью субъектов
управления

Основным
субъектом управленческой деятельности является государство в лице его органов, в
первую очередь, органов исполнительной власти. Те функции управления, реализация
которых возлагается на государство, являются функциями госного управления. Статья
16 ЗУ «Об охране окружающей природной среды » определяет, что управление охраной
окружающей среды заключается в осуществлении в этой области функций наблюдения,
исследования, экологической экспертизы, контроля, прогнозирования, программирования,
информирования и другой исполнительно — распорядительной деятельности. Эффективное
государственное управление качеством окружающей среды невозможно без наличия соответствующей
информации о его состоянии. Эта информация сейчас собирается и анализируется с помощью
государственной системы мониторинга окружающей среды.

Государственный мониторинг окружающей
среды (экологический мониторинг)
является одной из функций государственного управления
в соответствующей сфере общественных отношений. Его сущность заключается в организации
системы наблюдений за состоянием окружающей природной среды, уровнем ее загрязнения,
качественными и количественными характеристиками природных ресурсов с целью обеспечение
сбора, обработки, хранения и анализа информации о состоянии окружающей природной
среды, прогнозирования его изменений и раз ¬ работки научно обоснованных рекомендаций
для принятия эффективных управленческих решений. Порядок проведения государственного
экологического мониторинга регулируется Положением о государственной системе мониторинга
окружающей среды, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 30 марта
1998 р. Зависимо от функционального назначения различают 3 основных типа мониторинга :

общий
(стандартный), что осуществляется систематически по стандартным параметрам на базовой
сети наблюдений с целью выявления фактического экологического состояния, выработки
и принятия эффективных управленческих решений на всех уровнях;

оперативный
(кризисный), то есть система дополнительных наблюдений в зонах повышенного риска,
осуществляется как через государственную сеть пунктов наблюдений, так и по временной
сеть, при возникновении несанкционированных или аварийных загрязнений и стихийных
бедствий, с целью оповещения и разработки оперативных мер по ликвидации их последствий
и защиты населения, экосистем и собственности;

фоновый
(научный), т.е. система наблюдений за природными ресурсами, природными объектами
и природными системами, не испытывающих прямого антропогенного воздействия, с целью
получения информации для оценок и прогнозирования изменений состояния природных
объектов в результате хозяйственной деятельности (осуществляются через сеть биосферных
и природных заповедников, специальных научных станций).

В зависимости от объекта мониторинга различается :

комплексный
мониторинг окружающей среды (окружающая среда);

мониторинг
земель (и их составляющей — почв), мониторинг поверхностных и подземных вод, мониторинг
лесов, мониторинг растительного мира, мониторинг дикой фауны, мониторинг атмосферного
воздуха, мониторинг мест удаления отходов, мониторинг физических факторов (шум,
электромагнитные поля, радиация, вибрация т.д.), мониторинг территорий и объектов
природно — заповедного фонда, мониторинг курортов и некоторые другие.

По уровню обобщения полученной мониторинговой
информации
различают:

локальный
мониторинг (т.е. такой, который осуществляется на территории отдельных объектов
(предприятий, населенных пунктов, участков ландшафтов);

региональный
(в пределах административно — территориальных единиц, на территориях экономических
и природных регионов;

общегосударственный
(на территории страны в целом).

Наконец,
4 -й уровень системы наблюдений за состоянием окружающей природной среды — глобальный,
его составляющей является фоновый мониторинг, осуществляемый в Украине.

Одной
из основных функций управления в области охраны окружающей природной среды является
учет. Государственный учет в области природопользования
и охраны окружающей среды
— это хронологическое, систематическое или комбинированное
накопления, группировки и обобщения информации о состоянии окружающей среды, динамику
его изменений, источники воздействия на него, использования природных ресурсов,
осуществления природоохранных мероприятий и другой экологически важной информации,
полученной из первичных документов, принятые к учету.

Одной
из важных форм первичного учета является экологическая
паспортизация объектов
— осуществляемое субъектом хозяйствования сбора обобщенных
по специально установленной форме данных об экологических показателях деятельности
объекта, использования им природных ресурсов, степень потенциальной опасности для
окружающей природной среды.

Экологический паспорт предприятия — документ, ведется предприятием,
деятельность которого связана с использованием природных ресурсов и / или отрицательным
влиянием на окружающую среду и содержит комплекс сведений об использовании предприятием
природных ресурсов и его влияния на состояние окружающей среды.

Кроме
статистического учета, паспортизации и регистрации, важной правовой формой фиксации
учетных данных о природных ресурсах, объекты и комплексы являются государственные кадастры природных ресурсов— это систематизированные своды сведений о количественных, качественных характеристиках
природных ресурсов, их объем, оценку, характер и правовой режим, распределении среди
собственников и пользователей, предназначенные для обеспечения органов государственной
власти, органов местного самоуправления, заинтересованных физических и юридических
лиц информацией с целью регулирования рационального использования, охраны и воспроизводства
природных ресурсов.

В
Украине в соответствии с законодательством ведутся такие государственные кадастры
: Государственный земельный кадастр, Государственный водный кадастр, Государственный
лесной кадастр, Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых,
Государственный кадастр растительного мира, Государственный кадастр животного мира,
Государственный кадастр территорий и объектов природно — заповедного фонда, Государственный
кадастр природных территорий курортов, Государственный кадастр природных лечебных
ресурсов, региональные кадастры природных ресурсов. Стандартизация и нормирование
является функцией государственного управления в области охраны окружающей природной
среды. В соответствии со ст. 31 Закона « Об охране окружающей природной среды» экологическая
стандартизация и нормирование проводятся с целью установления комплекса обязательных
норм, правил, требований по охране окружающей природной среды, использования природных
ресурсов и обеспечения экологической безопасности.

Стандартизацией в соответствии со ст. 1 Закона
Украины от 17 мая 2001 г. « О стандартизации » является деятельность, которая заключается
в установлении положений для всеобщего и многократного применения относительно имеющихся
или возможных задач с целью достижения оптимальной степени упорядочения в определенной
сфере, результатом которой является повышение степени соответствия продукции, процессов
и услуг их функциональному назначению, устранению барьеров в торговле и содействию
научно — техническому сотрудничеству. Стандартам этот Закон признает документы,
разработанные на основе консенсуса и утвержденные уполномоченным органом, устанавливающие
предназначенные для общего и многократного использования правила, инструкции или
характеристики, которые касаются деятельности или ее результатов, включая продукцию,
процессы или услуги, соблюдение которых является необязательным. Стандарт может
содержать требования к терминологии, обозначениям, упаковке, маркировке и этикетированию,
которые применяются к определенной продукции, процесса или услуги. Экологическое
нормирование — это деятельность специально уполномоченных государственных органов
в области охраны окружающей природной среды, других центральных органов исполнительной
власти по разработке и утверждению границ допустимого воздействия на окружающую
среду химического загрязнения, физических, биологических и других вредных факторов,
происходящих от стационарных и передвижных источников, а также границ использования
природных ресурсов и разрешенных природно- преобразующих мероприятий.

В
соответствии со ст. 33 Закона Украины « Об охране окружающей природной среды» с
экологическими нормативами в первую очередь относятся нормативы предельно допустимых
выбросов (ПДВ) в атмосферу и предельно допустимых сбросов (ПДС) в воду и почвы загрязняющих
химических веществ, а также предельно допустимых уровней (ПДУ) физических факторов,
в частности шума, вибрации, ионизирующего излучения (радиации), электромагнитных
факторов, а также вредных биологических факторов, то есть каких-либо факторов биотического
происхождения (вирусы, бактерии, грибки, токсины, факторы биохимического действия,
генетически модифицированные организмы и др.), способны.

Экологическое лицензирование — это отношения между государством
в лице его специально уполномоченных органов и субъектами хозяйствования (физическими
и юридическими лицами), содержанием которых является санкционирование осуществления
этими субъектами определенной деятельности в области охраны окружающей природной
среды на основе оценки их соответствия комплексу требований, предъявляемых со стороны
государства.

Экологическая экспертиза является самостоятельной
управленческой функцией, « отпочковалась » от функции экологического контроля. По
своей правовой природе она является экологическим контролем, который имеет предупредительный
характер. Правовыми основаниями организации и осуществления экологической экспертизы
в Украине есть законы Украины « Об охране окружающей природной среды » (раздел VI,
статьи 26-30) и « Об экологической экспертизе ». В соответствии со ст. 7 Закона
Украины « Об экологической экспертизе » ее объектами являются проекты законодательных
и других нормативно — правовых актов; предпроектные, проектные материалы; документация
по внедрению новой техники, технологий, материалов, веществ, продукции, реализация
которых может привести к нарушению экологических нормативов, негативного влияния
на состояние окружающей природной среды. Закон выделяет три формы экологической
экспертизы : государственную, общественную и другие. При этом обязательными для
выполнения являются только выводы государственной экологической экспертизы.

По
содержанию экологический аудитявляется документально оформленным системным независимым процессом оценивания объекта
для установления соответствия определенных видов деятельности, мероприятий, условий,
систем управления окружающей средой и информации по этим вопросам требованиям законодательства
Украины об оопс и другим критериям экологического аудита. Соответствующие критерии
устанавливаются заказчиком экологического аудита в договоре на его проведение. Одной
из важнейших функций управления в области охраны окружающей среды, роль которой
постоянно растет, является информирование.

Экологическое информирования (экологическое информационное
обеспечение) — это доведение до заинтересованного общественности, органов и лиц,
принимающих управленческие и иные решения, экологической информации. Эколого -информационное
обеспечение является одной из основных гарантий реализации конституционного права
граждан на свободный доступ к информации о состоянии окружающей среды, о качестве
пищевых продуктов и предметов быта, а также права на ее распространение (ст. 50
Конституции).

Среди
других функций экологического управления следует упомянуть функции экологического
менеджмента, сертификации, регистрации, паспортизации, маркировки, декларирования.

Экологический менеджмент (экологическое управление)
— функция экологического управления, которая направлена на обеспечение гармонизации
деятельности и развития хозяйственных и других объектов с эколого — правовыми требованиями
и реализуется на объектовом уровне в любой хозяйствования.

Экологическая сертификация — это функция управления
в области охраны окружающей природной среды, с помощью которой признанный в установленном
порядке орган документально удостоверяет соответствие объекта сертификации (продукции,
систем управления качеством, систем управления окружающей средой, персонала) установленным
экологическим законодательством требованиям.

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+