Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Правовой механизм обеспечения эффективности природоохраны

Система органов государственного управления
в сфере охраны окружающей природной среды: органы управления общей и специальной
компетенции; правовой статус Министерства охраны окружающей природной среды Украины

Правовой
статус Министерства экологии и природных ресурсов Украины, регламентируется Положением,
утвержденным Указом Президента Украины от 29 мая 2000 г. № 724 /2000 (с измен. От
25.04.2002 г. № 378/ 2002) «Вопросы Министерства экологии и природных ресурсов
Украины «.

Министерство
экологии и природных ресурсов Украины (Минприроды Украины) является специально уполномоченным
центральным органом исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов.

Минприроды
Украины выполняет также функции специально уполномоченного центрального органа исполнительной
власти в сфере гидрометеорологической, а также топографо — геодезической и картографической
деятельности.

Деятельность
Минприроды Украины направляется и координируется Кабинетом Министров Украины.

Минприроды
Украины является главным (ведущим) органом в системе центральных и других органов
исполнительной власти в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования
природных ресурсов экологической безопасности, а также гидрометеорологической, топографо
— геодезической и картографической деятельности.

Минприроды
Украины в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Украины, актами
Президента Украины, КМУ, а также настоящим Положением. В пределах своих полномочий
Минприроды организует выполнение актов законодательства и осуществляет контроль
за их реализацией.

Минприроды
Украины обобщает практику применения законодательства по вопросам, относящимся к
его компетенции, разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства
и в установленном порядке вносит их на рассмотрение Президенту Украины и КМУ.

Понятие государственного управления в отраслиохраны окружающей природной среды является производным от понятия государственного
управления в целом. Под последним понимают определенный вид деятельности органов
государства, имеет исполнительный и распорядительный характер, заключается в организующем
воздействии на общественные отношения путем применения государственно — властных
полномочий. Это управление осуществляется на принципах, предусмотренных Конституцией
Украины, Законом « Об охране окружающей природной среды», природоресурсными и другими
актами экологического законодательства, а также законодательства, которым регулируется
деятельность органов государственного управления в целом.

Органы
государственного управления, осуществляющих указанные функции, являются:


КМУ,


центральные органы исполнительной власти и их территориальные подразделения


местные государственные администрации,


а также органы исполнительной власти сельских, поселковых и городских советов, которым
делегированы определенные полномочия органов государственного управления в области
охраны окружающей природной среды.

Эти
субъекты отличаются масштабом, направлениями, характером деятельности, с учетом
чего осуществляется разграничение их полномочий. По территориальному масштабу деятельности
субъекты государственного управления в области охраны окружающей природной среды
делятся на общегосударственные и местные органы исполнительной власти. К общегосударственным
органов государственного управления относятся: КМУ, министерства и другие центральные
органы исполнительной власти. На эти органы возлагается формирование и реализация
национальной экологической политики, разработка и осуществление общегосударственных
экологических программ, принятие в случаях и в порядке, предусмотренных законами,
нормативно — правовых актов по вопросам охраны окружающей природной среды, использования
природных ресурсов. В местные органы государственного управления относятся : районные
и областные государственные администрации, исполнительные органы сельских, поселковых,
городских советов, территориальные подразделения центральных органов исполнительной
власти. Эти органы обеспечивают реализацию национальной экологической политики с
учетом экологических интересов населения областей, районов, городов, поселков, сел
при принятии решений по развитию производительных сил, размещения, реконструкции,
строительства производственных и других объектов, предоставления разрешений на специальное
природопользование и любой другим вопросам экономического и социального развития
соответствующих территорий. По характеру, направлениям работы, полномочиями различают
органы государственного управления в области охраны окружающей природной среды общей,
специальной, функциональной и га ¬ отраслевых компетенции. Органами общей компетенции,
то есть органами, для которых полномочия по вопросам охраны окружающей природной
среды является лишь составляющими общих полномочий по решению вопросов экономического
и социального развития государства и отдельных регионов, является Кабинет Министров
Украины, местные государственные администрации, исполнительные органы сельских,
поселковых, городских советов в пределах делегированных полномочий органов государственного
управления в области охраны окружающей природной среды.

В
органы государственного управления в области охраны окружающей природной среды специальной
компетенции, то есть органов, основной задачей которых является обеспечение реализации
государственной экологической политики, организация природоохранной деятельности
в стране и контроль за ее осуществлением, относятся: — центральные органы исполнительной
власти:

— Министерство
экологии и природных ресурсов Украина Украина;

— Государственное
агентство земельных ресурсов Украины (Госземагентство Украины);

— Государственный комитет Украины по водному хозяйству
(Госводхоз Украины)

— Государственное
агентство лесных ресурсов Украины;

— Государственное
агентство рыбного хозяйства Украины;

— Министерство
здравоохранения Украины (МОЗ Украины);

— Государственная
санитарно — эпидемиологическая служба (Госсанэпидемслужба

— Министерство
Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий
Чернобыльской катастрофы (МЧС);

— Государственный
комитет ядерного регулирования Украины (Госатомрегулирования Украины) — правительственные
органы государственного управления со специальными полномочиями

— Государственная
экологическая инспекция (Госэкоинспекция);

— Государственная
служба заповедного дела;

— Государственная
гидрометеорологическая служба (Госгидромет)

Государственное управление
в области охраны окружающей природной среды осуществляется также другими центральными
органами исполнительной власти, задачей которых является обеспечение реализации
государственной политики в отдельных отраслях экономики (в частности, в области
энергетики, строительства, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, космической
деятельности и т.д.) или сферах управления (в частности, в сфере информации, образования,
статистики, стандартизации, финансов и т.п.). Для этих органов управления охраной
окружающей среды является составной основной функции по обеспечению реализации государственной
политики по определенным вопросам.

 

 

Правовой механизм обеспечения эффективности природоохраны: формы экологического контроля и их осуществления

Экологический контроль — одно из проявлений экологической функции современного государства. Вместе с тем он — составная часть механизма реализации эколого-правовых норм. В целом экологический контроль — это проверка соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями, т. е. всеми хозяйствующими субъектами и гражданами экологических требований по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности общества Как уже было сказано, экологический контроль можно рассматривать в двух уровнях. Во-первых, экологический контроль — это функция государственного управления природопользованием и охраной окружающей природной среды. В этом смысле он представляет собой самостоятельный вид деятельности, в содержание которой входят сбор информации о подконтрольных объектах, ее обработка, оценка и передача для принятия управленческих решений в заранее определенных целях.. Данный контроль будет рассмотрен далее. Но можно взглянуть на экологический контроль и иначе, как на элемент механизма управления качеством окружающей природной среды. Этот срез экологического контроля позволяет рассматривать его в качестве гарантии выполнения природоохранительных мероприятий и реализации регулирующих эти мероприятия правовых норм, способа обеспечения законности в государственном управлении охраной природы.

Обычно фиксируются две формы контроля — предупредительный (направлен на предотвращение наступления вредных последствий которые могли бы возникнуть вследствие невыполнения необходимых мероприятий по охране природной среды, несоблюдения законов) и текущий (осуществляется при эксплуатации хозяйственных объектов, а также при извлечении природных ресурсов). В процессе их осуществления могут применяться меры государственного принуждения к предприятиям, организациям, должностным лицам и гражданам, виновным в причинении вреда окружающей среде, нарушениях природоохранительного законодательства. Это дало основание выделять еще одну — карательную форму контроля или (по другой терминологии) применение мер административного принуждения в качестве самостоятельной организационно-правовой формы экологического контроля. И предупредительный и текущий контроль и применение мер административного принуждения опираются на соответствующую информацию. Сбор и обобщение информации с целью ее дальнейшей передачи заинтересованным органам государства и научным учреждениям для принятия соответствующих предупредительных, текущих или карательных мер, разработки экологических норм, правил и нормативов либо использования полученной информации для иной работы по охране окружающей среды составляют содержание Информационного Контроля.

 

 

 

Юридические гарантии участия общественности
в управлении природопользованием и природоохранных: правовой статус общественных
природоохранных организаций и экологических движений

Конституция
Украины и нормативные акты экологического законодательства (хотя и с разной степенью
конкретизации) признают общественное управление природопользованием и охраной окружающей
среды важным конституционным принципом экологического права. Он основывается на
нескольких конституционных нормах.

Во-первых,
природные богатства Украины являются объектами права собственности Украинского народа,
а каждый гражданин имеет право пользоваться этими природными объектами в соответствии
с законом (ст. 13).

Во-вторых,
каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение
причиненного нарушением этого права вреда (ст. 50).

В-третьих,
граждане обязаны, в свою очередь, не наносить вред природе и возмещать причиненные
им убытки (ст. 66).

В-четвертых,
граждане Украины имеют право на свободу объединения в политические партии и общественные
организации для защиты своих прав и свобод и удовлетворения интересов (ст. 36),
в том числе и экологических.

Таким образом, каждый гражданин не только вправе,
так и обязан делать свой личный вклад в рациональное природопользование и охрану
окружающей среды, действуя самостоятельно или в составе общественного объединения
экологического направления.

Экологическая
ситуация и рост сознательности и активности населения обусловили то, что в Украине
существует более 20 экологических организаций, ассоциаций и групп национального
уровня и более 300 — местного. Среди них Украинское общество охраны природы, Украинское
общество охотников и рыболовов, ассоциация « Зеленый мир », республиканские ботанические,
орнитологические, географические, гидро — экологические общества, Украинская молодежная
экологическая лига, Национальный экологический центр, Украинская экологическая академия
наук, Всеукраинская экологическая лига и др. Для взаимодействия с ними при Минприроды
создан Общественный экологический совет.

Для
достижения своих уставных целей и задач, привлечения широких слоев населения к охране
окружающей среды и формирования надлежащей экологического сознания соответствующие
общественные организации имеют право:


Свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, источники его загрязнения,
заболеваемость населения, такая информация никем не может быть засекречена (ст..50
Конституции);


Разрабатывать и пропагандировать свои природоохранные программы;


Участвовать в рассмотрении советами, другими органами местного самоуправления вопросов
охраны окружающей среды, использования природных объектов и обеспечения экологической
безопасности или выступать с инициативой вынесения этих вопросов на местах и республиканские
референдумы;


Проводить общественную экологическую экспертизу в любой сфере деятельности, требующей
экологического обоснования, и публичные слушания или открытые заседания по оцинкекологичнои
безопасности объектов экспертизы;


Выполнять за собственные средства и с трудовым участием членов организаций работы
по охране и воспроизводству природных ресурсов, сохранению и улучшению состояния
окружающей среды;


Участвовать в проведении государственными органами специальной компетенции проверок
соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами экологического
законодательства и предупреждения соответствующих правонарушений. Общественный экологический
контроль осуществляется общественными инспекторами по охране окружающей природной
среды на основании соответствующего Положения, утвержденного Минэкологии ЗО января
2002 года, которым инспекторы наделены определенными контрольными полномочиями;


Предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения экологического
законодательства, в том числе здоровью граждан и имуществу общественных объединений;

— Осуществлять
сотрудничество с международными неправительственными экологическими организациями,
которые, кстати, играют значительную роль и имеют большое влияние на общественные
процессы в развитых странах.

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+