Реклама від Google

Реклама від Google


Категорія: Екологічне право (Семінари)

Система органов государственного управления в сфере охраны окружающей природной среды: органы управления общей и специальной компетенции; правовой статус Министерства охраны окружающей природной среды Украины

Правовой статус Министерства экологии и природных ресурсов Украины, регламентируется Положением, утвержденным Указом Президента Украины от 29 мая 2000 г. № 724 /2000 (с измен. От 25.04.2002 г. № 378/ 2002) "Вопросы Министерства экологии и природных ресурсов Украины ".

Министерство экологии и природных ресурсов Украины (Минприроды Украины) является специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов.

Минприроды Украины выполняет также функции специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере гидрометеорологической, а также топографо - геодезической и картографической деятельности.

Деятельность Минприроды Украины направляется и координируется Кабинетом Министров Украины.

Минприроды Украины является главным (ведущим) органом в системе центральных и других органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов экологической безопасности, а также гидрометеорологической, топографо - геодезической и картографической деятельности.

Минприроды Украины в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины, КМУ, а также настоящим Положением. В пределах своих полномочий Минприроды организует выполнение актов законодательства и осуществляет контроль за их реализацией.

Минприроды Украины обобщает практику применения законодательства по вопросам, относящимся к его компетенции, разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства и в установленном порядке вносит их на рассмотрение Президенту Украины и КМУ.

Понятие государственного управления в отраслиохраны окружающей природной среды является производным от понятия государственного управления в целом. Под последним понимают определенный вид деятельности органов государства, имеет исполнительный и распорядительный характер, заключается в организующем воздействии на общественные отношения путем применения государственно - властных полномочий. Это управление осуществляется на принципах, предусмотренных Конституцией Украины, Законом « Об охране окружающей природной среды», природоресурсными и другими актами экологического законодательства, а также законодательства, которым регулируется деятельность органов государственного управления в целом.

Органы государственного управления, осуществляющих указанные функции, являются:

- КМУ,

- центральные органы исполнительной власти и их территориальные подразделения

- местные государственные администрации,

- а также органы исполнительной власти сельских, поселковых и городских советов, которым делегированы определенные полномочия органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды.

Эти субъекты отличаются масштабом, направлениями, характером деятельности, с учетом чего осуществляется разграничение их полномочий. По территориальному масштабу деятельности субъекты государственного управления в области охраны окружающей природной среды делятся на общегосударственные и местные органы исполнительной власти. К общегосударственным органов государственного управления относятся: КМУ, министерства и другие центральные органы исполнительной власти. На эти органы возлагается формирование и реализация национальной экологической политики, разработка и осуществление общегосударственных экологических программ, принятие в случаях и в порядке, предусмотренных законами, нормативно - правовых актов по вопросам охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов. В местные органы государственного управления относятся : районные и областные государственные администрации, исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов, территориальные подразделения центральных органов исполнительной власти. Эти органы обеспечивают реализацию национальной экологической политики с учетом экологических интересов населения областей, районов, городов, поселков, сел при принятии решений по развитию производительных сил, размещения, реконструкции, строительства производственных и других объектов, предоставления разрешений на специальное природопользование и любой другим вопросам экономического и социального развития соответствующих территорий. По характеру, направлениям работы, полномочиями различают органы государственного управления в области охраны окружающей природной среды общей, специальной, функциональной и га ¬ отраслевых компетенции. Органами общей компетенции, то есть органами, для которых полномочия по вопросам охраны окружающей природной среды является лишь составляющими общих полномочий по решению вопросов экономического и социального развития государства и отдельных регионов, является Кабинет Министров Украины, местные государственные администрации, исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов в пределах делегированных полномочий органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды.

В органы государственного управления в области охраны окружающей природной среды специальной компетенции, то есть органов, основной задачей которых является обеспечение реализации государственной экологической политики, организация природоохранной деятельности в стране и контроль за ее осуществлением, относятся: - центральные органы исполнительной власти:

Министерство экологии и природных ресурсов Украина Украина;

Государственное агентство земельных ресурсов Украины (Госземагентство Украины);

Государственный комитет Украины по водному хозяйству (Госводхоз Украины)

Государственное агентство лесных ресурсов Украины;

Государственное агентство рыбного хозяйства Украины;

Министерство здравоохранения Украины (МОЗ Украины);

Государственная санитарно - эпидемиологическая служба (Госсанэпидемслужба

Министерство Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы (МЧС);

Государственный комитет ядерного регулирования Украины (Госатомрегулирования Украины) - правительственные органы государственного управления со специальными полномочиями

Государственная экологическая инспекция (Госэкоинспекция);

Государственная служба заповедного дела;

Государственная гидрометеорологическая служба (Госгидромет)

Государственное управление в области охраны окружающей природной среды осуществляется также другими центральными органами исполнительной власти, задачей которых является обеспечение реализации государственной политики в отдельных отраслях экономики (в частности, в области энергетики, строительства, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, космической деятельности и т.д.) или сферах управления (в частности, в сфере информации, образования, статистики, стандартизации, финансов и т.п.). Для этих органов управления охраной окружающей среды является составной основной функции по обеспечению реализации государственной политики по определенным вопросам.

 

 


Правовой механизм обеспечения эффективности природоохраны: формы экологического контроля и их осуществления

Экологический контроль - одно из проявлений экологической функции современного государства. Вместе с тем он - составная часть механизма реализации эколого-правовых норм. В целом экологический контроль - это проверка соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями, т. е. всеми хозяйствующими субъектами и гражданами экологических требований по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности общества Как уже было сказано, экологический контроль можно рассматривать в двух уровнях. Во-первых, экологический контроль - это функция государственного управления природопользованием и охраной окружающей природной среды. В этом смысле он представляет собой самостоятельный вид деятельности, в содержание которой входят сбор информации о подконтрольных объектах, ее обработка, оценка и передача для принятия управленческих решений в заранее определенных целях.. Данный контроль будет рассмотрен далее. Но можно взглянуть на экологический контроль и иначе, как на элемент механизма управления качеством окружающей природной среды. Этот срез экологического контроля позволяет рассматривать его в качестве гарантии выполнения природоохранительных мероприятий и реализации регулирующих эти мероприятия правовых норм, способа обеспечения законности в государственном управлении охраной природы.

Обычно фиксируются две формы контроля - предупредительный (направлен на предотвращение наступления вредных последствий которые могли бы возникнуть вследствие невыполнения необходимых мероприятий по охране природной среды, несоблюдения законов) и текущий (осуществляется при эксплуатации хозяйственных объектов, а также при извлечении природных ресурсов). В процессе их осуществления могут применяться меры государственного принуждения к предприятиям, организациям, должностным лицам и гражданам, виновным в причинении вреда окружающей среде, нарушениях природоохранительного законодательства. Это дало основание выделять еще одну - карательную форму контроля или (по другой терминологии) применение мер административного принуждения в качестве самостоятельной организационно-правовой формы экологического контроля. И предупредительный и текущий контроль и применение мер административного принуждения опираются на соответствующую информацию. Сбор и обобщение информации с целью ее дальнейшей передачи заинтересованным органам государства и научным учреждениям для принятия соответствующих предупредительных, текущих или карательных мер, разработки экологических норм, правил и нормативов либо использования полученной информации для иной работы по охране окружающей среды составляют содержание Информационного Контроля.

 

 

 

Юридические гарантии участия общественности в управлении природопользованием и природоохранных: правовой статус общественных природоохранных организаций и экологических движений

Конституция Украины и нормативные акты экологического законодательства (хотя и с разной степенью конкретизации) признают общественное управление природопользованием и охраной окружающей среды важным конституционным принципом экологического права. Он основывается на нескольких конституционных нормах.

Во-первых, природные богатства Украины являются объектами права собственности Украинского народа, а каждый гражданин имеет право пользоваться этими природными объектами в соответствии с законом (ст. 13).

Во-вторых, каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение причиненного нарушением этого права вреда (ст. 50).

В-третьих, граждане обязаны, в свою очередь, не наносить вред природе и возмещать причиненные им убытки (ст. 66).

В-четвертых, граждане Украины имеют право на свободу объединения в политические партии и общественные организации для защиты своих прав и свобод и удовлетворения интересов (ст. 36), в том числе и экологических.

Таким образом, каждый гражданин не только вправе, так и обязан делать свой ??личный вклад в рациональное природопользование и охрану окружающей среды, действуя самостоятельно или в составе общественного объединения экологического направления.

Экологическая ситуация и рост сознательности и активности населения обусловили то, что в Украине существует более 20 экологических организаций, ассоциаций и групп национального уровня и более 300 - местного. Среди них Украинское общество охраны природы, Украинское общество охотников и рыболовов, ассоциация « Зеленый мир », республиканские ботанические, орнитологические, географические, гидро - экологические общества, Украинская молодежная экологическая лига, Национальный экологический центр, Украинская экологическая академия наук, Всеукраинская экологическая лига и др. Для взаимодействия с ними при Минприроды создан Общественный экологический совет.

Для достижения своих уставных целей и задач, привлечения широких слоев населения к охране окружающей среды и формирования надлежащей экологического сознания соответствующие общественные организации имеют право:

- Свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, источники его загрязнения, заболеваемость населения, такая информация никем не может быть засекречена (ст..50 Конституции);

- Разрабатывать и пропагандировать свои природоохранные программы;

- Участвовать в рассмотрении советами, другими органами местного самоуправления вопросов охраны окружающей среды, использования природных объектов и обеспечения экологической безопасности или выступать с инициативой вынесения этих вопросов на местах и республиканские референдумы;

- Проводить общественную экологическую экспертизу в любой сфере деятельности, требующей экологического обоснования, и публичные слушания или открытые заседания по оцинкекологичнои безопасности объектов экспертизы;

- Выполнять за собственные средства и с трудовым участием членов организаций работы по охране и воспроизводству природных ресурсов, сохранению и улучшению состояния окружающей среды;

- Участвовать в проведении государственными органами специальной компетенции проверок соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами экологического законодательства и предупреждения соответствующих правонарушений. Общественный экологический контроль осуществляется общественными инспекторами по охране окружающей природной среды на основании соответствующего Положения, утвержденного Минэкологии ЗО января 2002 года, которым инспекторы наделены определенными контрольными полномочиями;

- Предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения экологического законодательства, в том числе здоровью граждан и имуществу общественных объединений;

- Осуществлять сотрудничество с международными неправительственными экологическими организациями, которые, кстати, играют значительную роль и имеют большое влияние на общественные процессы в развитых странах.

Категорія: Екологічне право (Семінари)
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter