Реклама від Google

Реклама від Google


Категорія: Хозяйственное право (Семинары)

Понятие хозяйственного обязательства

Классификация хозяйственных обязательств

 

 

Понятие хозяйственного обязательства


При анализе хозяйственного обязательства необходимо учитывать, что понятие «обязательство» является общеправовым. Его нельзя рассматривать только как гражданско-правовой институт. Еще Покровский и Горькое настаивали на том, что «понятию обязательства предшествовало более широкое понятие ответственности (Haftung) и долга (Schuld), что усиление имущественного содержания обязательства потянуло соответствующие «теоретические преувеличения». Из современных исследователей можно отметить выводы А.А. Беляневич, которая аргументированно опровергает распространенное суждение о происхождении понятия договора с актов регулирования имущественных отношений в Древнем Риме, и обращает внимание на более ранние источники с межгосударственных, налоговых и других отношений. Понятие обязательства применяется сегодня в различных отраслях права: существуют хозяйственные, гражданские, налоговые, бюджетные, наконец, международные обязательства и др.

С учетом специфики отрасли права, в которой применяется конструкция обязательства, оно обрастает специфическими признаками, модифицируется для того, чтобы удовлетворять тем требованиям, которые выдвигают объективные законы развития общества и экономики. Вместе с тем, суть обязательственных отношений, сформулирована Ф.К. Савиньи более чем 150 лет назад, не меняется: «Обязательства заключается в господстве над другим лицом, но не над всей лицом (поскольку это привело бы к уничтожению личности), а только над отдельными ее действиями, которые могут быть представлены выделенными из свободы этого лица и нидкореви нашей воле ». Причем, понятие обязательства нельзя путать с понятием долга. Обязательства характеризуется активным обязанностью, то есть существующим в связи с правами другой стороны. Именно поэтому обязательства называются правоотношениями, причем относительного характера, поскольку они всегда ограничены по количеству человек.

В общем виде обязательства можно определить как относительные правоотношения, в силу которых один из субъектов обязан совершить определенные действия, а другой субъект вправе требовать от обязанной стороны выполнения этих действий.

Наиболее полно институт обязательств проработан в гражданском праве. Однако хозяйственные обязательства, общее регулирование которых осуществлено в разделе IV ГК Украины, получили самостоятельное значение. Положения гражданского законодательства (книга 5 ГК Украины) могут применяться к обязательствам в сфере хозяйствования лишь в той части «горизонтальных» (частно-хозяйственных) отношений, которая не урегулирована нормами ГК, - иначе остались бы нереализованными предписания ч. 2 ст. 9 ГК Украины о закреплении в отдельных законах особенностей регулирования хозяйственных отношений.Поэтому в этой части гражданско-правовое обязательство соотносится с хозяйственным обязательствам как общее со специальным. Относительно же хозяйственных обязательств, возникающих в сфере «вертикальных» (хозяйственно-управленческих) отношений, то они выходят за пределы гражданско-правовых обязательств. Здесь ГК является основным актом регулирования.

Хозяйственным обязательствам является обязательство, возникающее между субъектом хозяйствования и другим участником отношений в сфере хозяйствования, в силу которого один субъект (обязанная сторона, в т.ч. должник) обязан совершить определенные действия хозяйственного или управленческо-хозяйственного характера в пользу другого субъекта (например поставить товар, оплатить средства, выполнить работы и т.п.), или воздержаться от определенных действий, а другой субъект (уполномоченная сторона, в т.ч. кредитор) имеет право требовать от обязанной стороны выполнения ее обязанности (ст. 173 ГК Украины)

Обращает на себя внимание то, что в определении хозяйственного обязательства понятие «обязанная сторона» шире понятия «должник», а понятие «уполномоченная сторона" шире понятия «кредитор». Это объясняется тем, что значительная часть хозяйственных зобов ' язань выходит за пределы частноправовых обязательств, где традиционно применяется понятие должника и кредитора. Хозяйственные обязательства, используемые в сфере публичных отношений (например, обязательства дочернего предприятия перед материнской компанией), требуют применения более универсальных понятий, таких как « обязанная сторона »и« уполномоченная сторона ».

Понятие хозяйственного обязательства является новеллой отечественного зазаконодательства, но давно известно в науке хозяйственного права. Появление данного термина в ГК Украины означает, что обязательственные отношения в сфере хозяйствования, получили объективную массу специфических черт, которые нуждались специального законодательного регулирования.

Обязательственные отношения являются одними из важнейших частей системы хозяйственных правоотношений. Хозяйственные обязательства обусловливают взаимодействие субъектов в конкретных отношениях, определяют их права и обязанности.Хозяйственные обязательства является одной из предпосылок осуществления хозяйственной деятельности. Они являются той юридической формой, в которой находит свое выражение содержание большинства хозяйственных процессов. Именно эти обязательства опосредствуют хозяйственный оборот - процесс перемещения товаров (работ, услуг) из сферы производства в сферу распределения и обмена, а уже через них - к сфере потребления. В форме хозяйственных обязательств находят свое воплощение многочисленные контрольно-надзорные функции органов управления в сфере хозяйствования.

Обязательственные правоотношения предусматривают юридическую связь их участников, который имеет относительный характер, то есть распространяется только на обязанную сторону и управнених субъекта. Это отличает обязательственные отношения от правоотношений абсолютного характера, где праву одного субъекта противостоит обязанность неопределенного круга лиц воздержаться от действий, нарушающих такое право (например, право собственности, право хозяйственного ведения и др.).

Подавляющее большинство хозяйственных обязательств включает в себя как минимум два встречных обязательства. Воспользовавшись термином, который применяется в юридической литературе, определим последние как «атомарные». Итак, следует помнить, что отношения, в которых одна сторона несет только обязанности, а другая имеет только права, явление редкое для хозяйственного права (например, обязательства из причинения вреда).

Содержание обязательств в реальном рыночном обороте охватывает комплекс действий, направленных на достижение определенного экономического результата, что имеет значение для обоих или хотя бы для одной из сторон в обязательстве. Есть конкретные хозяйственные обязательства обычно включают в себя несколько «атомарных» обязательств, связанных между собой по смыслу и основаниями возникновения. Более того, они, как правило, является взаемонаправленимы: лицо в одном обязательстве является управленою стороной, а в другом - обязанной стороной, и наоборот. Причем, такие обязательства реализуются в пределах одного двустороннего хозяйственного обязательства, превалируют в экономике (поставка, аренда, подряд и т.д.).

Содержание хозяйственного обязательства, по мнению В.С. Шелестова, представляет собой «совокупность субъективных прав и обязанностей участников отношений а организации хозяйственной деятельности, непосредственном 'ее осуществлению».

Важно отметить еще одну особенность содержания хозяйственного обязательства - оно не исчерпывается только взаимными правами и обязанностями сторон. Хозяйственное обязательство часто одно- к порождает обязательство сторон перед государством. Например, предприятие, заключивший договор банковского счета, обязан уведомить налоговую инспекцию об открытии текущего счета. До выполнения им этой обязанности банк не вправе проводить расходные операции по счету.

Следует отметить, что ГК Украины закрепляет преимущественно диспозитивный характер норм, регулирующих хозяйственные обязательства (ч.З ст. 173 ГК). Например, стороны здесь могут предусмотреть в договоре дополнительные условия, наличие которых закон не требует.Однако такая диспозитивность является «усеченной», поскольку подобным правом участники наделяются исключительно в пределах, не противоречащие закону.

Следует учитывать, что объем диспозитивности сторон в хозяйственных обязательствах существенно меньше чем объем диспозитивности сторон в общегражданской обязательствам.Причина этому: наличие организационного фактора в хозяйственных правоотношениях, скованность субъектов антимонопольными и более жесткими налоговыми ограничениями, распространенность унифицированных требований товарного обращения и т.д.. Кроме того, в ч. Ст. 6 ГК Украины указывается, что «стороны в договоре могут отступить от положений актов гражданского законодательства и урегулировать свои отношения по собственному усмотрению». Данное правило ГК Украины не использует. Наоборот, в ст. 6 ГК отмечается, что границы свободы осуществлению и предпринимательской деятельности определены законом.

 

 


Классификация хозяйственных обязательств


Вопрос о классификации обязательств, в том числе и хозяйственных, всегда был дискуссионным. Разные точки зрения по этому вопросу высказывались В.В. Лаптевым, А.Г.Быкова, М.И. Брагинским, М.М. Агарковым и другими учеными.

В частности, И.А. Танчук предложил разграничить хозяйственные обязательства на три группы:

1) хозяйственные обязательства области товарно-денежного обращения - относительные правоотношения, регламентируются нормами гражданского законодательства;

2) хозяйственно-управленческие обязательства - правовая форма, в которую облекаются некоторые отношения, возникающие в процессе хозяйственного руководства;

3) внутрихозяйственные обязательства - хозяйственные правоотношения, связанные с движением имущества и такие, которые возникают между конкретными подразделениями предприятия в процессе внутрипроизводственного кооперирования, организованного на хозрасчетных началах.

Несмотря на то, что подобная классификация получила признание в науке хозяйственного права еще в 1970, она почти в неизменном ом виде нашла отражение в ГК Украины, что подчеркивает ее концептуальную верность. В частности, ч. 2 ст. 173 ГК основными видами хозяйственных обязательств называет имущественно-хозяйственные и организационно хозяйственные обязательства. Перед характеристикой этих основных видов хозяйственных обязательств включаются хозяйственные обязательства по другими критериями.

Так, по основаниям возникновения их разделяют на договорные обязательства, возникающие из договоров, и внедоговорные обязательства, возникающие из причинения вреда, неосновательного приобретения (хранения) имущества и из других внедоговорных юридических фактов.

По соотношению прав и обязанностей хозяйственные обязательства делятся на:

а) односторонние обязательства, предусматривающие наличие у одной из сторон только прав, но в другой (обязанной) стороны - только обязанности. Например, обязательства по безосновательного приобретения (хранения) имущества;

б) взаимные обязательства, предусматривающие наличие у контрагентов взаимных прав и обязанностей (например, договоры купли-продажи, поставки).

В зависимости от конкретизации предмета исполнения договора обязательства могут быть однообьектнымы и альтернативными:

В однообьектных обязательствам предмет договора четко определенным и не подлежит замене. Например, по договору подряда на капитальное строительство генеральный подрядчик не может вместо капитального здания предоставить заказчику строительные материалы на ту же сумму.

В альтернативных обязательствах должник имеет право выбора из нескольких действий, предусмотренных законом или договором. В частности, в договорах, заключаемых сельхозпроизводителями, им предоставляется выбор: провести расчет в денежной форме или частью урожая.

По характеру взаимосвязи обязательств различают:

а) главные - самостоятельные обязательства, не зависящие от возникновения или прекращения иных обязательств;

б) акцессорные (дополнительные) - сопутствуют головные обязательства чаще всего в виде обеспечительных мер (поручительство, гарантия, неустойка, другие способы обеспечения исполнения обязательств), поэтому автоматически прекращаются а прекращением главных обязательств.

По совокупности прав и обязанностей субъектов обязательства можно выделить простые обязательства, в которых стороны связаны одним правом и одной обязанностью, и сложные, в которых субъекты наделены двумя и более правами и обязанности связями.

По субъектному составу различают двусторонние и многосторонние обязательства в двустороннем хозяйственном обязательстве участвуют два человека. Однако такой субъектный состав не всегда удовлетвори »сложным и многогранным хозяйственным отношениям. Часто

в одном обязательстве участвуют несколько кредиторов и должников. В этом случае говорят об обязательствах с множественностью лиц ( многостороннее обязательство). Подобная ситуация возможна, например, в соглашении о замене стороны в обязательстве.

В случае, когда несколько должников обязаны выполнить обязательства перед одним кредитором, множественность именуется пассивной (например, когда в договоре подряда участвуют один подрядчик и несколько предприятий заказчиков). И наоборот, когда несколько кредиторов имеют право требования к одному должнику, обязательство квалифицируется как имеющее активную множественность (например, при причинении предпринимателем вреда имуществу, принадлежащему нескольким предприятиям на праве общей собственности). В тех случаях, когда в хозяйственных обязательствах участвуют несколько человек как на стороне кредитора, так и на стороне должника, - говорят об обязательствах ви смешанной множественностью.

Наличие нескольких субъектов в обязательстве предопределяет необходимость разграничения обязательств между лицами-участниками, влечет применение институтов частичной и солидарной ответственности. Как правило, обязательства с множественностью лиц является частичными обязательствами, при этом каждый из кредиторов вправе требовать исполнения, а каждый из должников обязан исполнить обязательство в соответствующей ему части (п. 1 ст. 196 ГК), причем доли допускают равными, если иное не установлено законом или договором (в. 540 ГК).

Однако из правила равенства долей возможны исключения. Это относится к солидарных обязательств, в которых перед кредитором выступают несколько должников. ГК Украины (ч. 2 ст. 196) в части регулирования солидарных хозяйственных обязательств содержит бланкетная отсылка на нормы ГК Украины. В частности, согласно ст 541-544 ГК Украины в этих случаях кредитор имеет право требовать исполнения обязательства в полном объеме или в какой-либо части как от всех должников солидарно, так и от каждого в отдельности. Не получив полного выполнения от одного из должников, кредитор имеет право требовать невыполненной части от остальных должников. Солидарные должники остаются обязанными перед кредитором до полного выполнения обязательства. Исполнение обязательства одним из должников освобождает остальных солидарных должников от исполнения обязательства в пользу кредитора. При этом должник, исполнивший обязательство, получает право регрессного требования к остальным должникам, при которых он совершил выполнения, приобретая статус кредитора относительно остальных должников.

В ряде случаев при неудовлетворении требований кредитора основным должником, их обязан выполнить субсидиарннй должник. Субсидиарные (дополнительные) обязательства еще одной разновидностью обязательств с множественностью лиц. Речь идет о случаях, когда при неудовлетворении требований кредитора основным должником, их обязан выполнить субсидиарннй (дополнительный) должник.

Субсидиарное обязательства может существовать в пределах категории ответственности. Например, в таком виде выступает ответственность учредителя дочернего предприятия в случае наличия его вины в доведении предприятия до банкротства (п. 7 ст. 126 ГК Украины и т.д.). Однако в определенных случаях субсидиарное обязательство может существовать в форме исполнения обязательства в натуре (например, по договору поручительства) вне применением мер ответственности.

В зависимости от круга субъектов хозяйственные обязательства могут быть распределены на общехозяйственные и внутрихозяйственные.

Общехозяйственные обязательства возникают между участниками хозяйственных отношений, не связанных внутрихозяйственными связями.

ГК Украины прямо не отличает понятие внутрихозяйственных обязательств. Однако согласно ст. С ГК выделяются внутрихозяйственные отношения - это отношения, которые складываются между структурными подразделениями предприятия, и отношения органа управления субъекта хозяйствования с его структурными подразделениями. На этой основе возникают внутрихозяйственные отношения. Внутрихозяйственные отношения могут быть только организационно-хозяйственными.

Между вышестоящим органом и филиалом возникают организационно - хозяйственные обязательства в силу властных полномочий органа управления. Между отдельными филиалами, казалось бы, отношения имеют имущественную основу. Например, в рамках деятельности крупной компании возникает необходимость заключения соглашений между ее филиалами с целью оценки и стимулирования внутрихозяйственной рентабельности таких подразделений, стимулирование рабочих и адекватно достигнутым результатам улучшения условий их труда, оптимизации налогообложения всего юридического лица. Но такие обязательства не могут регулироваться нормами гражданского права с учетом возникновения в пределах той же внутрихозяйственной вертикали, а потому в силу ст. 175 ГК они не относятся к разновидностей имущественно-хозяйственных обязательств.

Наличие таких обязательств выделялась еще советскими учеными. Внутрихозяйственные обязательства характеризовались как акты оперативно-хозяйственного планирования, которые включали в себя: «сквозные графики, графики пропорциональности и т.д., - в машиностроении, комплектующие графики движения полуфабрикатов - в металлургии, химической промышленности и др.; графики «стандартного недели», регулирующих производство продукции по номенклатуре, - в легкой, пищевой промышленности и т.д. ». На основе подобных актов оперативно-производственного планирования, которые были доведены до конкретных исполнителей, обычно и возникает внутрихозяйственное обязательства. Для его установки как правило не требуется других юридических фактов (например, соглашения сторон). Имущественно-хозяйственные обязательства является одним из основных видов хозяйственных обязательств. Они представляют собой правоотношения, основанные на автономии субъектов хозяйствования в процессе достижения определенного экономического результата. Данному виду обязательств обычно соответствует активное поведение обязанной стороны. Пассивное поведение (воздержание от совершения действий) по общему правилу не исчерпывает юридического объекта обязательства, а выступает как результат или как приложение к активным действиям должника. Материальным объектом имущественно-хозяйственного обязательства есть соответствующая продукция, товары, работы, услуги и другое имущество. Для разграничения материального и юридического объектов обязательства, приведем следующий пример. Между двумя предприятиями заключен договор поставки табуретов. Материальными объектами будут сами табуреты и деньги - как встречный возмещения. Юридическим же объектом являются действия сторон по поставке и оплате товара, поскольку факт заключения договора может повлиять на дальнейшее поведение сторон - они обязаны выполнить взятые на себя обязательства. Вместе заключения договора никак не влияет на сами табуреты.

Субъектами имущественно-хозяйственных обязательств являются автономные участники хозяйственных отношений. Эта автономность проявляется в том, что при реализации имущественно-хозяйственных обязательств поведение сторон не скованная властным подчинением одной стороны другой. Именно поэтому в ч. 2 ст. 175 ГК Украины определено, что имущественно-хозяйственные обязательства регулируются ГК Украины, с учетом особенностей, предусмотренных ХК Украины (например, в отношении валюты обязательства).

Аналогичным образом в. 551 ГК Украины относит установление размера пени на рассмотрение сторон договора, а ГК Украины ограничивает ответственность субъектов хозяйствования за несвоевременное проведение денежных расчетов двойной учетной ставкой НБУ (в. 343 ГК).

Содержание имущественно-хозяйственного обязательства составляют субъективные юридические права и обязанности его участников. В обобщенном виде оно состоит из имеющегося у кредитора субъективного права требовать от должника определенного поведения. Содержание конкретного обязательства определяется сторонами в соответствии с законом, другого нормативно-правового акта или акта управления хозяйственной деятельностью.

Действие (бездействие), которая является объектом хозяйственного обязательства, должна быть осуществлена обязанной стороной в пользу кредитора. Выполнение хозяйственного договора третьей стороной, которая не является стороной в обязательстве, допускается, если это не противоречит закону, хозяйственному договору или характера обязательства (в. 194 ГКУкраины), Украины), особенно при условии что эта третья лицо - непосредственный исполнитель (например, производитель продукции масс право осуществить поставку, даже если не указан прямо в договоре). Же время, согласно ст. 195 ГК кредитор вправе передать третьему лицу право на получение имущества, принадлежащего ему по обязательствам. Данные положения во многом сходны с положениями ГК Украины.

Это наглядно показывает, насколько универсальным, смежным, а часто комплексным для отдельных отраслей является институт обязательства. Эта универсальность дает возможность при регулировании хозяйственных отношений применять в части, не противоречащей ГК Украины, нормы ГК Украины об обязательствах. Последние тем самым выступают нормами общего характера. Кроме того, нормы ГК подлежат применению в сфере хозяйствования в том случае, когда некоторые частноправовые отношения в ГК Украины не урегулированы.

Например, ГК останавливается только ее на договоре подряда на капитальное строительство (гл. 88 ГК) не регулируя при этом другие подрядные отношения, к которым применяются положения гл. 61 ГК.

Отдельные имущественно-хозяйственные обязательства субъектов хозяйствования в пользу других участников хозяйственных отношений (например благотворительность) возникают и реализуются с соблюдением требований ГК, ГК Украины, а также норм специального законодательства. Например, государственные коммерческие предприятия не имеют права бесплатно передавать принадлежащее им имущество другим юридическим лицам или гражданам. Поэтому для данных субъектов не могут возникать безвозмездные обязательства.

Имущественно-хозяйственные обязательства, возникающие из хозяйственных договоров, имеют, как правило, возмездной основе. Особенно это касается хозяйственных обязательств с участием субъектов предпринимательства, основной целью деятельности которых является получение прибыли.

Согласно ч. 4 ст. 175 ГК Украины обязательства имущественного характера. добровольно принятые на себя субъектами хозяйствования в пользу других участников хозяйственных отношений (благотворительность и тп. не является основанием для требований относительно обязательного их выполнения.

Речь идет об обязательствах. в которых отсутствует так называемое «встречное удовлетворение». Отсутствие принудительного характера выполнения таких «добровольных» имущественных обязательств является важной гарантией свободы предпринимательской деятельности, ведь в Украине нередки дискриминационные другие органы власти к предпринимателям о заключении договоров на участие в финансировании бюджетных проектов.

Организационно-хозяйственные обязательства относительно неудовлетворительно исследованы в юридической литературе в отличие от имущественно-хозяйственных обязательств. Это объясняется тем, что теория обязательств длительное время развивалась исключительно в рамках гражданского права.

Организационно-хозяйственные обязательства целесообразно раскрывать через понятие управленческо-хозяйственных (организационно хозяйственных) действий. Основываясь на положениях ГК Украины, выводах науки хозяйственного права и теории управления (административного права), такие действия можно определить как подзаконную властную деятельность по организации хозяйственных связей и правового хозяйственного порядка, осуществляется органами государственной власти или местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией, а также гражданами и юридическими лицами, которые являются учредителями (участниками) субъектов хозяйствования или осуществляют относительно них управленческие функции, основанные на требованиях законодательства, индивидуальных актах управления или учредительных документах.

Упомянутые органы, граждане и организации в ГК Украины объединены термином «субъекты управленческо-хозяйственных (организационно хозяйственных) полномочий» и выступают одной из сторон в организационно-хозяйственных обязательствах. Второй стороной в таких обязательствах всегда выступает субъект хозяйствования. Как пример организационно-хозяйственных обязательств можно привести соглашения о кооперации производства, учредительные договоры между субъектами хозяйствования о создании хозяйственных обществ или объединений предприятий; такие, вытекающие из договоров о совместной деятельности, по поводу предоставления информации по запросу антимонопольных органов и т.д..

Организационно-хозяйственные обязательства отличаются от имущественно-хозяйственных обязательств прежде всего, понимай, что в них имущественный аспект отнесен на второй план. Присутствует он здесь «в той мере, в какой данные обстоятельства опосредствуют организацию процесса перемещения имущества в экономике, оптимизируют данный процесс, придают ему целенаправленный характер в соответствии с целью и задачами хозяйственной (экономической) деятельности».

Юридическими объектами организационно-хозяйственных обязательств являются определенные управленческо-хозяйственные действия, или воздержание от их совершения. Примером последнего могут быть обязательство не вызывать вред окружающей среде, что содержится в соглашении предприятия с Госкомитетом природных ресурсов Украины.

Состав организационно-хозяйственных обязательств можно вывести исходя ч. 2 ст. 176 ГК Украины. Такие обязательства возникают:

- между субъектом хозяйствования и собственником (учредителем) или органом государственной власти (местного самоуправления), который наделен хозяйственной компетенцией относительно этого субъекта;

- между субъектами хозяйствования - участниками хозяйственного общества или хозяйственного общества и органами управления таких объединений или обществ;

-между материнской компанией и дочерним предприятием;

- между участниками договора о совместной деятельности;

- в других случаях, предусмотренных законом или учредительными документами субъектов хозяйствования, в которых реализуются управленческо-хозяйственные (организационно-управленческие) полномочия субъектов.

Организационно-хозяйственные обязательства нельзя сужать до уровня «учредительных» и тесно связанных с ними полномочий. Организационно-хозяйственные обязательства могут иметь место между органами управления (в широком смысле) и субъектом хозяйствования по поводу организации в последнее хозяйственной деятельности. Например, представления субъектом хозяйствования заявления на получение лицензии порождает организационные обязательства между данным субъектом и органом, уполномоченным осуществлять выдачу соответствующей лицензии.

Организационно-хозяйственные обязательства могут иметь как договорную природу (например, договор), так и внедоговорную природу (например, обязательства о декларировании валютных ценностей и др.).

Социально-хозяйственные обязательства субъектов хозяйствования называются в ст. 177 ГК Украины, которая выделяет две группы. Одни из них имеют обязательный характер, другие - добровольно. В первом случае речь идет об обязанности субъектов хозяйствования по решению местных советов за счет своих средств создавать специальные рабочие места для лиц с ограниченной трудоспособностью, а также организовывать их профессиональную подготовку (ст. 177 ГК).

Субъекты частного сектора экономики традиционно опираются подобном влияния со стороны государства, мотивируя это тем, что социальная защита населения - обязанность государства, а не отдельного предпринимателя. Но принципы ст. 13 Конституции Украины о социальной ориентированности экономики Украины делают такое влияние государства оправданным.

К числу добровольных социально-хозяйственных обязательств ч. 2 ст. 177 ГК относят обязательства о предоставлении хозяйственной помощи в решении вопросов социального развития населенных пунктов, в строительстве и содержании социально-культурных объектов и объектов коммунального хозяйства и бытового обслуживания, о предоставлении другой хозяйственной помощи с целью решения местных проблем. Специфическим видом хозяйственных обязательств считаются публичные обязательства субъектов хозяйствования. Это обвязывание с продажи товаров, оказания услуг или выполнения работ на пользу любого лица, обратится к субъекту хозяйствования на за законных основаниях, без права на отказ от оферты при наличии реальной возможности заключить договор (в. 178 ГК Украины). Имея товарную основу, данные обязательства является одним из разновидностей имущественно- хозяйственных обязательств.

Категория публично-хозяйственного обязательства корреспондирует с понятием публичного договора в гражданском праве (ст. 633 ГК Украины). Публичные обязательства возникают в тех сферах хозяйствования, где предложение товаров (работ, услуг) с стороны суб'ведения хозяйства направлено к неопределенному кругу участников хозяйственных отношений. Примером может быть деятельность по энергоснабжению, газоснабжения, водоснабжения, розничной торговли, предоставления банковских услуг, услуг транспорта и связи, биржевые услуги и т.д.. Публичный характер такого обязательства закрепляется, как правило, соответствующим законом, или отображается в учредительных документах предприятия. Конструкция публичного обязательства призвана обеспечить бесперебойное функционирование экономики и защита отдельных потребителей, которые в противном случае оказались бы лишенными тех благ, на которые рассчитывают все субъекты экономики.

В случае безосновательного уклонения от выполнения публичного обязательства субъект обязательства обязан компенсировать другой стороне причиненные убытки в общем порядке (ч. 2 ст. 178 ГК). Он также не имеет права отдавать предпочтение одному потребителю перед другим, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

В данном случае речь идет о таких ситуациях, когда по закону необходимо проведение тендера, аукциона и т.п., где устроители обязан «предпочесть» победителю.

Категорія: Хозяйственное право (Семинары)
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter