Реклама від Google

Реклама від Google


Категорія: Хозяйственное право (Семинары)

Понятие, виды и субъекты внешнеэкономической деятельности

Общие требования по осуществлению внешнеэкономической деятельности, меры тарифного и нетарифного регулирования

Понятие, виды и субъекты внешнеэкономической деятельности


Внешнеэкономическая деятельность (далее - ВЭД), согласно ст. 1 Закона от 16.04.1991 г.. «О внешнеэкономической деятельности», определяется как деятельность субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности, построенная на взаимоотношениях между ними, имеющая место как на территории Украины, так и за ее пределами.

В Хозяйственном кодексе Украины, принятом 16 января 2003, содержится несколько отличное определение этого понятия. Так, согласно ч. 1 ст. 377 ГК, внешне экономической деятельностью субъектов хозяйствования является хозяйственная деятельность, в процессе ее осуществления требует пересечение таможенной границы Украины имуществом, указанным в ч. 1 ст. 139 настоящего Кодекса, и / или рабочей силой.

Все субъекты внешнеэкономической деятельности, согласно ч. 1 ст. 379, могут осуществлять любые виды ВЭД и внешнеэкономических операций, если иное не установлено законом. Открытый перечень видов ВЭД, осуществляющих в Украине субъекты этой деятельности, содержится в ст. 4 Закона «О ВЭД».

К видам внешнеэкономической экономической деятельности относятся: экспорт и импорт товаров, капиталов и рабочей силы; предоставление субъектами внешнеэкономической деятельности Украины услуг ино земным субъектам хозяйственной деятельности, в том числе: производственных, транспортно-экспедиционных, страховых, консультационных, маркетинговых, экспортных, посреднических, брокерских, агентских, консигнационных, управленческих, учетных, аудиторских, юридических, туристических и др ших, прямо и исключительно не запрещенных законами Украины; предоставление вы вышеперечисленным услуг иностранными субъектами хозяйственной деятельности субъектам внешнеэкономической деятельности Украины; научная, научно-техническая, научно-производственная, производственная, учебная и иная кооперация с иностранными субъектами хозяйственной деятельности; на обучение и подготовка специалистов на коммерческой основе; международные финансовые операции и операции с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законами Украины; кредитные и расчетные операции между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности; создание субъектами внешнеэкономической деятельности банковских, кредитных и страховых учреждений за пределами Украины; создание иностранными субъектами хозяйственной деятельности указанных учреждений на территории Украины в выпад ях, предусмотренных законами Украины; совместная предпринимательская деятельность между отечественными субъектами внеш ­ньоекономичнои деятельности и иностранными субъектами хозяйственной дея ности, включающая создание совместных предприятий различных видов и форм, проведение совместных хозяйственных операций и совместное владение имуществом как на территории Украины, так и за ее пределами; предпринимательская деятельность на территории Украины, связанная с предоставлением лицензий, патентов, ноу-хау, торговых марок и других нематериальных объектов собственности со стороны иностранных субъектов хозяйственной деятельности; аналогичная деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности за пределов ами Украины; организация и осуществление деятельности в области проведения выставок, аукцио нов, торгов, конференций, симпозиумов, семинаров и других подобных мероприятий, осуществляемых на коммерческой основе, с участием субъектов внешнее кономичнои деятельности; организация и осуществление оптовой, консигнационной и розничной торговли на территории Украины за иностранную валюту в пре ных законами Украины случаях; товарообменные (бартерные) операции и иная деятельность, построенная на фор мах встречной торговли между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности; арендные, в том числе лизинговые, операции между субъектами зовнишньоеконо ческой деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности; операции по приобретению, продаже и обмену валюты на валютных аукционах, валютных биржах и на межбанковском валютном рынке; работы на контрактной основе физических лиц Украины с иностранными субъектами хозяйственной деятельности как на территории Украины, так и за ее пределами; работы иностранных физических лиц на контрактной возмездной основе с субъектами со внишньоекономичнои деятельности как на территории Украины, так и за ее пределами; другие виды внешнеэкономической деятельности, не запрещенные прямо и в вы ключным форме законами Украины.

Одним из основных видов ВЭД и составляющей любой ВЭД является экспорт и им порт товаров, капиталов и рабочей силы. Ст. 1 Закона «О ВЭД» содержит опре ния этих понятий, различая при этом экспорт / импорт товаров и экспорт / импорт капиталов.

Экспорт (экспорт товаров) - Продажа товаров украинскими субъектами со внишньоекономичнои деятельности иностранным субъектам хозяйственной деятельности (в том числе с оплатой в неденежной форме) с вывозом или без вывоза этих товаров через таможенную границу Украины, включая реэкспорт товаров. При эт м термин «реэкспорт» (реэкспорт товаров) означает продажу иностранным субъектам хозяйственной деятельности и вывоз за пределы Украины товаров, ранее импортированных на территорию Украины.

Импорт (импорт товаров) - Покупка (в том числе с оплатой в неденежной форме) украинскими субъектами внешнеэкономической деятельности у иностранных субъектов хозяйственной деятельности товаров с ввозом или без ввоза этих това ров на территорию Украины, включая покупку товаров, предназначенных для собственного потребления учреждениями и организациями Украины, расположенными за ее пределами.

Экспорт / импорт капитала - Вывоз за пределы Украины / ввоз из-за пределов Украины капитала в любой форме (валютных средств, продукции, услуг, работ, прав интеллектуальной собственности и других неимущественных прав) с целью получения доходов от производственной и других форм хозяйственной деятельности.

В соответствии со ст. С Закона «О ВЭД», субъектами внешнеэкономической ди тельности в Украине являются: физические лица - граждане Украины, иностранные граждане и лица без граж мадянства, обладающие гражданской правоспособностью и дееспособностью согласно зако нами Украины и постоянно проживают на территории Украины; юридические лица, зарегистрированные как таковые в Украине, которые имеют постоянное мисцез нахождения на территории Украины (предприятия, организации и объединения всех видов, включая акционерные и другие виды хозяйственных обществ, ассоциации, союзы, концерны, консорциумы, торговые дома, посредниц ки и консультационные фирмы, кооперативы, кредитно-финансовые учреждения, международные объединения, организации и другие), в том числе юридические лица, имущество и / или капитал которых находится полностью в собственности иностранных субъектов гос зяйственной деятельности; объединения физических, юридических, физических и юридических лиц, которые не являются юры ских лицами согласно законам Украины, но имеющих постоянное мес цезнаходження на территории Украины и которым гражданско-правовыми законами Украины не запрещено осуществлять хозяйственную деятельность; структурные единицы иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые не являются юридическими лицами согласно законам Украины (филиалы, отделения и т.д.), но имеют постоянное местонахождение на территории Украины; совместные предприятия с участием субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности, зареестрова ни как таковые в Украине, которые имеют постоянное местонахождение на территории Украины; другие субъекты хозяйственной деятельности, предусмотренные законами Украины.

Хозяйственный кодекс (ст. 378) закрепил узкий круг субъектов ВЭД, пре чивших, которыми являются (могут быть) субъекты хозяйствования, указанные в пунктах 1, 2 ч. 2 ст. 55 ГК (т.е. хозяйственные организации со статусом юридического лица, соз ные в соответствии с законодательством Украины (Гражданского кодекса, Хозяйственного кодекса, специальных законов) и граждане Украины, иностранцы и лица без граж мадянства, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированные в соответствии с законом как предприниматели.

 

 


Общие требования по осуществлению внешнеэкономической деятельности, меры тарифного и нетарифного регулирования


Регулирование внешней торговли осуществляется, среди прочего, с помощью экономических и технических мер оперативного регулирования, которые можно условно разделить на:

Тарифные - основываются на использовании Таможенного тарифа Украины, утвержденного Законом Украины «О Таможенном тарифе Украины», а также особых видов пошлины, предусмотренных Законами Украины «О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта», «О защите национального товаропроизводителя от субсидированного импорта» и «О применении специальных мер относительно импорта в Украину »;

Нетарифные - автоматическое или неавтоматическое лицензирование, тарифные квоты, субсидирования, полное или частичное эмбарго, национальные и межгосударственные технические регламенты, стандарты и процедуры подтверждения соответствия, режим предварительных импортных депозитов, ограничение сроков расчетов по внешнеэкономическим операциям в иностранной валюте и т.

Тарифные методы по сути являются экономическими и действуют через рыночный механизм. Они направлены на поддержку отечественного производителя товаров путем внедрения механизмов удешевления экспорта, удорожание импорта и влияние на финансовые результаты деятельности субъектов внешнеэкономической деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности.

Нетарифное регулирование - это комплекс мероприятий запретительно-ограничительного характера, которые прямо или косвенно ограничивают импорт иностранных товаров (услуг) на внутренний рынок страны или вообще его запрещают.

Основы тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, определенных статьей 2 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности», которым устанавливаются принципы внешнеэкономической деятельности.

Среди основ тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности можно выделить, в частности такие:

- принцип юридического равенства и недискриминации, среди прочего заключается в равенстве перед законом всех субъектов внешнеэкономической деятельности, независимо от форм собственности и запрете любых, кроме предусмотренных законодательством действий государства, результатом которых является ограничение прав и дискриминация субъектов внешнеэкономической деятельности по формам собственности, месту расположения и другим признакам;

- принцип верховенства закона, заключается в регулировании внешнеэкономической деятельности только законами Украины и запрете применения подзаконных актов и актов управления местных органов, в любой способ создают для субъектов внешнеэкономической деятельности условия менее благоприятные, чем те, которые установлены законами Украины;

- принцип обязательности, заключающийся во внедрении норм по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), определенных на основании достоверных данных об объектах налогообложения и установлении ответственности налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства;

- принцип стабильности, который реализуется путем обеспечения неизменности налогов и сборов (обязательных платежей) и их ставок, а также налоговых льгот в течение бюджетного года;

- принцип экономической обоснованности по установлению налогов и сборов (обязательных платежей) на основании показателей развития национальной экономики и финансовых возможностей с учетом необходимости достижения сбалансированности расходов бюджета с его доходами;

- принципы компетенции и единого подхода, реализуемых путем установления и отмены налогов и сборов (обязательныхплатежей), а также льгот их плательщикам в соответствии с законодательством о налогообложении исключительно Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и сельскими, поселковыми, городскими советами и обеспечение единого подхода к разработке налоговых законов с обязательным определением плательщика налога и сбора (обязательного платежа), объекта налогообложения, источника уплаты налога и сбора (обязательного платежа), налогового периода, ставок налога и сбора (обязательно ' обязательного платежа), сроков и порядка уплаты налога, оснований для предоставления налоговых льгот.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется с помощью широкого круга средств, количество которых постоянно растет. При этом, классическим средством регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы, которые по характеру воздействия относятся к экономическим регуляторам. Таможенный тариф Украины, Законом Украины «О Таможенном тарифе Украины», представляет собой систематизированный согласно Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности перечень ставок ввозной пошлины, взимаемой с товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины. Товарной номенклатурой Таможенного тарифа Украины является Украинская классификация товаров внешнеэкономической деятельности (УКТ ВЭД), которая базируется на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров.

К нетарифным мерам регулирования относятся:

1. Запреты экспорта и импорта. Это вынужденные меры, признанные международной практикой. Запреты могут выступать в открытой и закрытой форме. Разновидностью запрета открытой формы являются частичные запреты, которые, в свою очередь, могут иметь безусловный и условный характер. Запрета безусловного характера устанавливаются на импорт товаров, способных причинить вред различным сферам жизнедеятельности государства. Условные запрета используют тогда, когда поставщик импортной продукции не придерживается установленных правил и норм. Кроме постоянно действующих запретов, используются также сезонные и временные запреты на ввоз.

2. Количественные ограничения экспорта и импорта. Они являются традиционными методами количественного ограничения в международной торговле. К ним относятся квотирование и лицензирование.

Квотирование представляет собой лимитирование размера импорта (экспорта) за счет квот (контингентов). Квота- это установление в стоимостном или физическом выражении определенного объема экспорта (импорта) на определенный период (год, квартал, и т.д.). Квотирование осуществляется с целью ликвидации торгового и платежного дисбаланса с отдельными странами;регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке; выполнения международных обязательств и достижения взаимовыгодных договоренностей.

В Украине используют такие виды квот: глобальные - устанавливаются для товаров без определения конкретных стран, куда они экспортируются или из которых они импортируются групповые - для товаров с определением группы стран, куда они экспортируются или из которых они импортируются, индивидуальные - для товаров с определением конкретной страны, куда они могут экспортироваться или из которой они могут импортироваться.

Лицензирование - это ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных государственных органов на ввоз (вывоз) определенного объема товаров.

На Украине используются следующие виды лицензий: генеральная - открытое разрешение на экспортные (импортные) операции по отдельному товару или отдельной стране (группе стран) в течение периода действия режима лицензирования по данному товару; разовая (индивидуальная)- одноразовое разрешение, имеющий именной характер и выдается для осуществления каждой отдельной операции конкретным субъектом ВЭД на период, необходимый для ее осуществления; открытая (индивидуальная) - разрешение на экспорт (импорт) товара в течение конкретного периода (но не менее одного месяца) с определением его общего объема.

Лицензии на экспортно-импортные операции выдаются на основе заявок субъектов ВЭД по форме, утвержденной в настоящее время Министерством экономики Украины.

Решение об установлении режима лицензирования и квотирования внешнеэкономических операций принимается Кабинетом Министров Украины с определением списка конкретных товаров, подпадающих под режим лицензирования и квотирования, а также периода действия этого режима. Реализация квот и лицензий на отдельные товары осуществляется Министерством экономики Украины.

3. "Добровольные" ограничения экспорта. Их относят в особую группу количественных ограничений. Они представляют собой неофициальную договоренность между экспортером и импортером об ограничении ввоза определенных товаров на рынок импортера. Эти соглашения в первую очередь касаются торговли текстильной, швейной, обувной промышленности, черной металлургии, молочными продуктами, бытовой электроникой, легковыми автомобилями, металооброблюванимы станками и др.

4. Антидемпинговые меры - специфические меры нетарифного регулирования представляют собой судебные и административные тяжбы, претензии, которые предъявляют национальные предприниматели иностранным поставщикам, обвиняя их в продаже товаров по заниженным ценам (ниже "нормальных" цен), что может нанести вред местным производителям.

Антидемпинговые меры часто используются к Раине-импортером для оказания давления на экспортеров с целью защиты своего рынка. Демпинговые санкции могут быть разными: или демпинговым товар облагается антидемпинговой пошлиной, или экспортеру снижается квота доставки товара.

5. Технические барьеры. Это препятствия для импорта иностранных товаров, возникающие в связи с их несоответствием национальным стандартам систем измерения и инспекции качества, требований техники безопасности, санитарно-ветеринарных норм, правил упаковки, маркировка и других требований. Проверка соответствия ввозимого в страну товара всем этим требованиям обусловливается объективными требованиями производства и потребления продукции. В то же время они могут выполнять протекционистскую роль.

6. Мероприятия, связанные с выполнением таможенных формальностей. К ним относятся: пограничный налог, налагаемый на товары за факт пересечения границы; платежи, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товаров, проверкой их качества; другие платежи (портовые, статистические, фитосанитарные и т.д.).

7. Импортный депозит. Это предварительная залог, который импортер должен внести в свой ??банк перед закупкой иностранного товара. Размер залога зависит от стоимости сделки. Импортер не получает по депозиту проценты, и через несколько месяцев сумма залога возвращается. Протекционистские значение импортных депозитов состоит в том, что они увеличивают расходы импортера при данной операции и повышают цену импортного товара.

Категорія: Хозяйственное право (Семинары)
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter