Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Понятие, виды и субъекты внешнеэкономической деятельности

Понятие, виды
и субъекты внешнеэкономической деятельности

Внешнеэкономическая
деятельность
(далее — ВЭД), согласно ст. 1 Закона от 16.04.1991 г.. «О внешнеэкономической
деятельности», определяется как деятельность субъектов хозяйственной деятельности
Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности, построенная на взаимоотношениях
между ними, имеющая место как на территории Украины, так и за ее пределами.

В Хозяйственном
кодексе Украины, принятом 16 января 2003, содержится несколько отличное определение
этого понятия. Так, согласно ч. 1 ст. 377 ГК, внешне экономической деятельностью
субъектов хозяйствования является хозяйственная деятельность, в процессе ее осуществления
требует пересечение таможенной границы Украины имуществом, указанным в ч. 1 ст.
139 настоящего Кодекса, и / или рабочей силой.

Все субъекты внешнеэкономической
деятельности, согласно ч. 1 ст. 379, могут осуществлять любые виды ВЭД и внешнеэкономических
операций, если иное не установлено законом. Открытый перечень видов ВЭД, осуществляющих
в Украине субъекты этой деятельности, содержится в ст. 4 Закона «О ВЭД».

К видам внешнеэкономической экономической
деятельности относятся:
экспорт и импорт товаров, капиталов и рабочей силы;
предоставление субъектами внешнеэкономической деятельности Украины услуг ино земным
субъектам хозяйственной деятельности, в том числе: производственных, транспортно-экспедиционных,
страховых, консультационных, маркетинговых, экспортных, посреднических, брокерских,
агентских, консигнационных, управленческих, учетных, аудиторских, юридических, туристических
и др ших, прямо и исключительно не запрещенных законами Украины; предоставление
вы вышеперечисленным услуг иностранными субъектами хозяйственной деятельности субъектам
внешнеэкономической деятельности Украины; научная, научно-техническая, научно-производственная,
производственная, учебная и иная кооперация с иностранными субъектами хозяйственной
деятельности; на обучение и подготовка специалистов на коммерческой основе; международные
финансовые операции и операции с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законами
Украины; кредитные и расчетные операции между субъектами внешнеэкономической деятельности
и иностранными субъектами хозяйственной деятельности; создание субъектами внешнеэкономической
деятельности банковских, кредитных и страховых учреждений за пределами Украины;
создание иностранными субъектами хозяйственной деятельности указанных учреждений
на территории Украины в выпад ях, предусмотренных законами Украины; совместная предпринимательская
деятельность между отечественными субъектами внеш ­ньоекономичнои деятельности и
иностранными субъектами хозяйственной дея ности, включающая создание совместных
предприятий различных видов и форм, проведение совместных хозяйственных операций
и совместное владение имуществом как на территории Украины, так и за ее пределами;
предпринимательская деятельность на территории Украины, связанная с предоставлением
лицензий, патентов, ноу-хау, торговых марок и других нематериальных объектов собственности
со стороны иностранных субъектов хозяйственной деятельности; аналогичная деятельность
субъектов внешнеэкономической деятельности за пределов ами Украины; организация
и осуществление деятельности в области проведения выставок, аукцио нов, торгов,
конференций, симпозиумов, семинаров и других подобных мероприятий, осуществляемых
на коммерческой основе, с участием субъектов внешнее кономичнои деятельности; организация
и осуществление оптовой, консигнационной и розничной торговли на территории Украины
за иностранную валюту в пре ных законами Украины случаях; товарообменные (бартерные)
операции и иная деятельность, построенная на фор мах встречной торговли между субъектами
внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности;
арендные, в том числе лизинговые, операции между субъектами зовнишньоеконо ческой
деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности; операции по приобретению,
продаже и обмену валюты на валютных аукционах, валютных биржах и на межбанковском
валютном рынке; работы на контрактной основе физических лиц Украины с иностранными
субъектами хозяйственной деятельности как на территории Украины, так и за ее пределами;
работы иностранных физических лиц на контрактной возмездной основе с субъектами
со внишньоекономичнои деятельности как на территории Украины, так и за ее пределами;
другие виды внешнеэкономической деятельности, не запрещенные прямо и в вы ключным
форме законами Украины.

Одним из основных
видов ВЭД и составляющей любой ВЭД является экспорт и им порт товаров, капиталов
и рабочей силы. Ст. 1 Закона «О ВЭД» содержит опре ния этих понятий, различая при
этом экспорт / импорт товаров и экспорт / импорт капиталов.

Экспорт (экспорт
товаров)
— Продажа товаров украинскими субъектами со внишньоекономичнои деятельности
иностранным субъектам хозяйственной деятельности (в том числе с оплатой в неденежной
форме) с вывозом или без вывоза этих товаров через таможенную границу Украины, включая
реэкспорт товаров. При эт м термин «реэкспорт» (реэкспорт товаров) означает продажу
иностранным субъектам хозяйственной деятельности и вывоз за пределы Украины товаров,
ранее импортированных на территорию Украины.

Импорт (импорт
товаров)
— Покупка (в том числе с оплатой в неденежной форме) украинскими субъектами
внешнеэкономической деятельности у иностранных субъектов хозяйственной деятельности
товаров с ввозом или без ввоза этих това ров на территорию Украины, включая покупку
товаров, предназначенных для собственного потребления учреждениями и организациями
Украины, расположенными за ее пределами.

Экспорт / импорт
капитала
— Вывоз за пределы Украины / ввоз из-за пределов Украины капитала
в любой форме (валютных средств, продукции, услуг, работ, прав интеллектуальной
собственности и других неимущественных прав) с целью получения доходов от производственной
и других форм хозяйственной деятельности.

В соответствии
со ст.
С Закона «О ВЭД», субъектами внешнеэкономической ди тельности
в Украине являются:
физические лица — граждане Украины, иностранные граждане
и лица без граж мадянства, обладающие гражданской правоспособностью и дееспособностью
согласно зако нами Украины и постоянно проживают на территории Украины; юридические
лица, зарегистрированные как таковые в Украине, которые имеют постоянное мисцез
нахождения на территории Украины (предприятия, организации и объединения всех видов,
включая акционерные и другие виды хозяйственных обществ, ассоциации, союзы, концерны,
консорциумы, торговые дома, посредниц ки и консультационные фирмы, кооперативы,
кредитно-финансовые учреждения, международные объединения, организации и другие),
в том числе юридические лица, имущество и / или капитал которых находится полностью
в собственности иностранных субъектов гос зяйственной деятельности; объединения
физических, юридических, физических и юридических лиц, которые не являются юры ских
лицами согласно законам Украины, но имеющих постоянное мес цезнаходження на территории
Украины и которым гражданско-правовыми законами Украины не запрещено осуществлять
хозяйственную деятельность; структурные единицы иностранных субъектов хозяйственной
деятельности, которые не являются юридическими лицами согласно законам Украины (филиалы,
отделения и т.д.), но имеют постоянное местонахождение на территории Украины; совместные
предприятия с участием субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных
субъектов хозяйственной деятельности, зареестрова ни как таковые в Украине, которые
имеют постоянное местонахождение на территории Украины; другие субъекты хозяйственной
деятельности, предусмотренные законами Украины.

Хозяйственный
кодекс (ст. 378) закрепил узкий круг субъектов ВЭД, пре чивших, которыми являются
(могут быть) субъекты хозяйствования, указанные в пунктах 1, 2 ч. 2 ст. 55 ГК (т.е.
хозяйственные организации со статусом юридического лица, соз ные в соответствии
с законодательством Украины (Гражданского кодекса, Хозяйственного кодекса, специальных
законов) и граждане Украины, иностранцы и лица без граж мадянства, которые осуществляют
хозяйственную деятельность и зарегистрированные в соответствии с законом как предприниматели.

 

 

Общие требования по осуществлению внешнеэкономической деятельности,
меры тарифного и нетарифного регулирования

Регулирование
внешней торговли осуществляется, среди прочего, с помощью экономических и технических
мер оперативного регулирования, которые можно условно разделить на:

Тарифные — основываются
на использовании Таможенного тарифа Украины, утвержденного Законом Украины «О Таможенном
тарифе Украины», а также особых видов пошлины, предусмотренных Законами Украины
«О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта», «О защите
национального товаропроизводителя от субсидированного импорта» и «О применении специальных
мер относительно импорта в Украину »;

Нетарифные — автоматическое
или неавтоматическое лицензирование, тарифные квоты, субсидирования, полное или
частичное эмбарго, национальные и межгосударственные технические регламенты, стандарты
и процедуры подтверждения соответствия, режим предварительных импортных депозитов,
ограничение сроков расчетов по внешнеэкономическим операциям в иностранной валюте
и т.

Тарифные методы по сути являются
экономическими и действуют через рыночный механизм. Они направлены на поддержку
отечественного производителя товаров путем внедрения механизмов удешевления экспорта,
удорожание импорта и влияние на финансовые результаты деятельности субъектов внешнеэкономической
деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности.

Нетарифное регулирование — это комплекс
мероприятий запретительно-ограничительного характера, которые прямо или косвенно
ограничивают импорт иностранных товаров (услуг) на внутренний рынок страны или вообще
его запрещают.

Основы тарифного
регулирования внешнеэкономической деятельности, определенных статьей 2 Закона Украины
«О внешнеэкономической деятельности», которым устанавливаются принципы внешнеэкономической
деятельности.

Среди основ тарифного
регулирования внешнеэкономической деятельности можно выделить, в частности такие:

— принцип юридического
равенства и недискриминации,
среди прочего заключается в равенстве перед законом всех субъектов
внешнеэкономической деятельности, независимо от форм собственности и запрете любых,
кроме предусмотренных законодательством действий государства, результатом которых
является ограничение прав и дискриминация субъектов внешнеэкономической деятельности
по формам собственности, месту расположения и другим признакам;

— принцип верховенства
закона,
заключается в регулировании внешнеэкономической деятельности только
законами Украины и запрете применения подзаконных актов и актов управления местных
органов, в любой способ создают для субъектов внешнеэкономической деятельности условия
менее благоприятные, чем те, которые установлены законами Украины;

— принцип обязательности, заключающийся
во внедрении норм по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), определенных
на основании достоверных данных об объектах налогообложения и установлении ответственности
налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства;

— принцип стабильности, который реализуется
путем обеспечения неизменности налогов и сборов (обязательных платежей) и их ставок,
а также налоговых льгот в течение бюджетного года;

— принцип экономической
обоснованности по установлению налогов и сборов
(обязательных платежей)
на основании показателей развития национальной экономики и финансовых возможностей
с учетом необходимости достижения сбалансированности расходов бюджета с его доходами;

— принципы компетенции
и единого подхода, реализуемых путем установления и отмены налогов и сборов (обязательныхплатежей),
а также льгот
их плательщикам в соответствии с законодательством о налогообложении исключительно
Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и сельскими,
поселковыми, городскими советами и обеспечение единого подхода к разработке налоговых
законов с обязательным определением плательщика налога и сбора (обязательного платежа),
объекта налогообложения, источника уплаты налога и сбора (обязательного платежа),
налогового периода, ставок налога и сбора (обязательно ‘ обязательного платежа),
сроков и порядка уплаты налога, оснований для предоставления налоговых льгот.

Государственное
регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется с помощью широкого
круга средств, количество которых постоянно растет. При этом, классическим средством
регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы, которые по характеру
воздействия относятся к экономическим регуляторам. Таможенный тариф Украины, Законом
Украины «О Таможенном тарифе Украины», представляет собой систематизированный согласно
Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности перечень ставок
ввозной пошлины, взимаемой с товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины.
Товарной номенклатурой Таможенного тарифа Украины является Украинская классификация
товаров внешнеэкономической деятельности (УКТ ВЭД), которая базируется на Гармонизированной
системе описания и кодирования товаров.

К нетарифным мерам регулирования относятся:

1. Запреты
экспорта и импорта.
Это вынужденные меры, признанные международной практикой.
Запреты могут выступать в открытой и закрытой форме. Разновидностью запрета открытой
формы являются частичные запреты, которые, в свою очередь, могут иметь безусловный
и условный характер. Запрета безусловного характера устанавливаются на импорт товаров,
способных причинить вред различным сферам жизнедеятельности государства. Условные
запрета используют тогда, когда поставщик импортной продукции не придерживается
установленных правил и норм. Кроме постоянно действующих запретов, используются
также сезонные и временные запреты на ввоз.

2. Количественные
ограничения экспорта и импорта.
Они являются традиционными методами количественного
ограничения в международной торговле. К ним относятся квотирование и лицензирование.

Квотирование представляет
собой лимитирование размера импорта (экспорта) за счет квот (контингентов). Квота— это установление в стоимостном или физическом выражении определенного объема экспорта
(импорта) на определенный период (год, квартал, и т.д.). Квотирование осуществляется
с целью ликвидации торгового и платежного дисбаланса с отдельными странами;регулирования
спроса и предложения на внутреннем рынке; выполнения международных обязательств
и достижения взаимовыгодных договоренностей.

В Украине используют
такие виды квот:
глобальные — устанавливаются
для товаров без определения конкретных стран, куда они экспортируются или из которых
они импортируются групповые — для товаров с определением группы стран, куда
они экспортируются или из которых они импортируются, индивидуальные — для
товаров с определением конкретной страны, куда они могут экспортироваться или из
которой они могут импортироваться.

Лицензирование — это ограничение
в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных государственных
органов на ввоз (вывоз) определенного объема товаров.

На Украине используются
следующие виды лицензий: генеральная
— открытое разрешение на экспортные (импортные)
операции по отдельному товару или отдельной стране (группе стран) в течение периода
действия режима лицензирования по данному товару; разовая (индивидуальная)— одноразовое разрешение, имеющий именной характер и выдается для осуществления
каждой отдельной операции конкретным субъектом ВЭД на период, необходимый для ее
осуществления; открытая (индивидуальная) — разрешение на экспорт (импорт)
товара в течение конкретного периода (но не менее одного месяца) с определением
его общего объема.

Лицензии на экспортно-импортные
операции выдаются на основе заявок субъектов ВЭД по форме, утвержденной в настоящее
время Министерством экономики Украины.

Решение об установлении
режима лицензирования и квотирования внешнеэкономических операций принимается Кабинетом
Министров Украины с определением списка конкретных товаров, подпадающих под режим
лицензирования и квотирования, а также периода действия этого режима. Реализация
квот и лицензий на отдельные товары осуществляется Министерством экономики Украины.

3. «Добровольные»
ограничения экспорта.
Их относят в особую группу количественных ограничений.
Они представляют собой неофициальную договоренность между экспортером и импортером
об ограничении ввоза определенных товаров на рынок импортера. Эти соглашения в первую
очередь касаются торговли текстильной, швейной, обувной промышленности, черной металлургии,
молочными продуктами, бытовой электроникой, легковыми автомобилями, металооброблюванимы
станками и др.

4. Антидемпинговые
меры
— специфические меры нетарифного регулирования представляют собой судебные
и административные тяжбы, претензии, которые предъявляют национальные предприниматели
иностранным поставщикам, обвиняя их в продаже товаров по заниженным ценам (ниже
«нормальных» цен), что может нанести вред местным производителям.

Антидемпинговые
меры часто используются к Раине-импортером для оказания давления на экспортеров
с целью защиты своего рынка. Демпинговые санкции могут быть разными: или демпинговым
товар облагается антидемпинговой пошлиной, или экспортеру снижается квота доставки
товара.

5. Технические
барьеры.
Это препятствия для импорта иностранных товаров, возникающие в связи
с их несоответствием национальным стандартам систем измерения и инспекции качества,
требований техники безопасности, санитарно-ветеринарных норм, правил упаковки, маркировка
и других требований. Проверка соответствия ввозимого в страну товара всем этим требованиям
обусловливается объективными требованиями производства и потребления продукции.
В то же время они могут выполнять протекционистскую роль.

6. Мероприятия,
связанные с выполнением таможенных формальностей.
К ним относятся: пограничный
налог, налагаемый на товары за факт пересечения границы; платежи, связанные с оформлением
документов на таможне, таможенным досмотром товаров, проверкой их качества; другие
платежи (портовые, статистические, фитосанитарные и т.д.).

7. Импортный
депозит.
Это предварительная залог, который импортер должен внести в свой банк
перед закупкой иностранного товара. Размер залога зависит от стоимости сделки. Импортер
не получает по депозиту проценты, и через несколько месяцев сумма залога возвращается.
Протекционистские значение импортных депозитов состоит в том, что они увеличивают
расходы импортера при данной операции и повышают цену импортного товара.

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+