Реклама від Google

Реклама від Google


Категорія: Криминология (Семинары)

Понятие и классификация причин и условий конкретного преступления

Криминогенная значение конкретной жизненной ситуации

 

 

МЕТОДИЧКА


В теории криминологии в качестве причин и условий индивидуального преступного поведения понимают взаимодействие объективных обстоятельств, способствующих совершению преступления, и определенных свойств личности преступника и его жертвы, которые создают субъективные предпосылки для формирования криминогенной ситуации (В. В. Орехов).

Поэтому определяющей характеристикой причин и условий индивидуального преступного поведения, отличает их от факторов преступного поведения в целом, выступает уникальность конкретного преступления.

Поэтому при изучении данной темы особое внимание следует уделить условиям и институтам социального становления личности и их значении в формировании негативных качеств делинквента.

Механизм преступного поведения представляет собой процесс взаимодействия личности и внешней среды, в результате которого формируется и реализуется преступное поведение человека. Иначе говоря, механизм опосредуется определенной последовательностью развития преступных действий:

• мотивация (процесс формирования мотива, возникновение преступных намерений);

• планирование (выбор цели, объекта посягательства, средств достижения цели);

• выполнение. Значение рассмотрения преступного поведения по стадиям (или звеньями) заключается в возможности предотвращения нежелательного развития событий на предыдущих стадиях.

Главная роль в формировании мотивов преступного поведения принадлежит потребностям субъекта (В. В. Лунеев) - материальным, безопасности, социального общения (уважения) и др. В свою очередь, кроме, разумеется, жизненно необходимых, можно выделить некоторые разновидности материальных потребностей:

1) потребности нормального веса, присущие для определенного уровня развития общества или подавляющего его части в конкретный исторический период;

2) гипертрофированные (завышенные) потребности, удовлетворить которые с помощью предлагаемых обществом средств могут лишь единицы;

3) «извращенные» потребности, которые противоречат интересам общества и развития личности (В. Н. Кудрявцев).

Еще одна причина появления мотива - это интерес. Он отличается от потребности тем, что предполагает осознание как самой потребности, так и пути ее удовлетворения. Наряду с потребностями и интересами человека сильное мотивирующее значение имеют влечения, эмоции и ощущения.

Для того, чтобы потребности, интересы, влечения и эмоции переросли в мотив преступления, лицо должно преодолеть еще один внутренний барьер - систему так называемых ценностных ориентаций, которая предусматривает также правосознание личности. В качестве составляющих элементов ценностных ориентаций выступают нравственная и правовая сознание личности.

Потребности, интересы, ценностные ориентации представляют собой внутренние компоненты личности, под действием которых формируется мотив преступлений. Внешний фактор - конкретная жизненная ситуация, в которой происходит формирование и реализация преступного умысла.

Виды ситуаций совершения преступления:

1) в зависимости от источника возникновения (создана преступником, другими лицами, внешними явлениями (например стихийные бедствия));

2) по содержанию (проблемная, конфликтная и т.п.);

3) по характеру действия (нейтральная, провоцирующая, благоприятная, не- благоприятная т.п.).

В результате систематической безнаказанной деятельности возникает и закрепляется установка (состояние психологической готовности к определенной поведенческой реакции (Д. Н. Узнадзе), что подталкивает к активному созданию благоприятной криминальной ситуации и использование любых возможностей для этого.

 

 


Понятие и классификация причин и условий конкретного преступления


Преступление, как и любая другая поведение человека, является следствием определенной взаимодействия человека и социальной среды. По преступного поведения имеют в виду, как правило, не общество вообще, а конкретное микросреда, где человек життедие, под влиянием которого формируются ее социальные позиции, нравственные ценности, происходят становление и развитие его личности. Эта среда часто отличается тем или иным неблагополучием: в нем случаются деформации обыденного сознания, существуют стереотипы позорного поведения.

В связи с этим нельзя не отметить, что в нашей действительности, в некоторых институтах социализации людей, среди отдельных слоев населения, в ряде социальных групп имеют место явления, недостатки, а порой серьезные упущения, совокупность которых следует рассматривать как обстоятельства неблагоприятного развития, становления личности, т.е. процесса социализации личности.

Изучение причин борьбы с преступностью в нашей стране позволяет назвать некоторые из следующих обстоятельств:

1. Прежде всего с такими обстоятельствами мы сталкиваемся в первичном очаге общества - в семье. Наше общество и государство не могут взять на себя полностью заботу о воспитании детей. Оно, по-прежнему сосредоточено в такой малой социальной группе, как семья, которая была и остается первой и важнейшей воспитательным учреждением молодежи. Действительно, семьи первично принадлежит решающая роль в становлении личности, формировании его потребностей, нравственных ценностей, привычек, взглядов, ее оценок об окружающем мире, человек, о дозволенное и недозволенное, добро и зло, оценке собственных поступков. Впрочем, в некоторых семьях происходят определенные негативные явления и процессы, мешающие им правильно выполнять свою социальную функцию по воспитанию детей. Среди таких явлений и процессов можно назвать: ранние психологически неподготовленные браки между лицами, не достигшими социальной зрелости; необдуманный подход и неоправданную поспешность, проявляющие молодые люди при образовании семьи, и это часто делает ее необеспеченной и неполноценной;непрочность семейных связей и нездоровые отношения между супругами; нездоровые взаимоотношения между родителями и детьми; распад семьи; отсутствие обстановки эффективного осуждения разного рода неблагополучия в семье общественности; неумение или нежелание со стороны отдельных родителей воспитывать детей, отсутствие у многих (особенно у матерей) свободного времени для этого; применения неправильных методов и приемов воспитания; аморальная, противоправное поведение или взрослых членов семьи, дают плохой пример детям (пьянство, проявление злобы, жестокости, пошлости, систематическое осуществление противоправных поступков, нарушение правил совместного проживания); привлечения родителей или взрослых членов семьи (иногда неоднократное) к уголовной ответственности и т. Воспитание в таких семьях, естественно, осуществляется ненормально. В них часто вырастают закоренелые циники, жестокие, немилосердные, безпринципови, распущены индивиды, люди с искаженными потребностями, вредными привычками. Определенное количество таких семей, как показывает практика, относится к так называемым неблагополучных семей, «поставляют» несовершеннолетних преступников. Более одной трети осужденных подростков и несовершеннолетних воспитывались именно в таких семьях. Однако случаи неблагоприятного формирования личности встречаются и в семьях внешне вполне респектабельных. Впрочем в некоторых из них господствуют бездуховность, потребительская психология, стремление к накоплению; в них детям дают уроки крайнего индивидуализма, эгоизма, неуважения к людям и разного рода социальных запретов и т. Есть немало примеров совершения преступлений выходцами из подобных семей.

2. Следующей социальной учреждением, призвана способствовать надлежащему формированию личности, является школа. В школьный период, когда подросток включается в множество новых общественных связей, процесс его социализации в су спильства протекает наиболее активно: интенсивно познается внешний мир, усваивается положительный опыт предыдущих поколений, уточняются обязанности перед обществом и государством. Школа - это та среда, которая существенно влияет на выработку основы мировоззрения несовершеннолетних, их жизненной позиции; закладывает правильное представление о чести, достоинстве, порядочности. Она призвана осуществлять нравственное и трудовое воспитание учащихся, воспитывать в них уважение к старшим, культуру поведения в обществе, организованность, дисциплину, требовательность друг к другу, доброту и принципиальность, правдивость, уважение к закону. Ее обязанность состоит в том, чтобы укреплять связь с родителями, распространять среди них педагогические знания, добиваться единства требований семьи и школы в воспитании детей. Однако на этом этапе становления личности, к сожалению, случаются определенные недостатки и упущения, которые не дают возможности школьным коллективам достигать поставленных целей. В частности, во многих школах ненадлежащим проводится воспитательная работа, не практикуется при этом индивидуальный подход к учащимся; отмечается большая наполненность классов; на низком уровне находится школьная дисциплина; наблюдается неудачный подбор педагогических кадров (в некоторых школах работают учителями лица, лишенные педагогических способностей, и которые не имеют достаточного объема знаний); слабая материально-техническая база; отсутствуют тесные контакты с родителями; формально и бессмысленно организуется досуг учеников. Перечисленные и другие негативные обстоятельства в своей совокупности не способствуют правильному развитию и становлению личности школьников, особенно из числа уже социально запущенных подростков, и «выталкивают» их из круга нормальных отношений внутри класса, порождают безнадзорность, ориентируют их на контакты с уличными делинквент, готовят к противоправного поведения.

3. Негативную роль в формировании личности часто играет ближайшее бытовое окружение, под которым понимают один из разновидностей микросреды (вне семьи, школы, трудового коллектива), в котором человек длительное время находится, взаимодействует с ее членами, совместно преследует недозволенные цели, подчиняясь соответствующим привычкам и нормам, даже иногда вопреки собственным взглядам и оценкам на такие целенаправленности. Нездоровое ближайшее окружение, безусловно, искажено влияет на человека. Ведь бывает так: положение в семье, школе, трудовом коллективе было и остается благополучным, но ближайшее окружение пагубно влияет на индивида.

Криминогенными обстоятельствами в этом случае могут быть: выбор нежелательных товарищей, осуждающих форм развлечений и аморального проведения свободного времени (например, систематические совместные выпивки, азартные игры, бессмысленные сборища во дворах, подъездах, подворотнях, грубое нарушение общественного порядка и т. Д. ); длительная участие в неформальных группах с антисоциальным уклонением (например, уличных компаниях), в которых сложились специфические нормы и образцы поведения, самоутверждения в них, усвоение негативной групповой психологии, неизбежно ослабляет влияние положительного среды. Особенно это проявляется в отношении несовершеннолетних, поскольку в раннем, юношеском возрасте происходит наиболее интенсивное криминогенное заражения.

4. Определенное отрицательное значение в неблагоприятном нравственном формировании людей имеют и обстоятельства материального порядка: материальная необеспеченность отдельных слоев населения, их неудовлетворительное бытовой устройство; низкие заработки и пенсии, отсутствие постоянной работы, дороговизна лекарств и медицинской помощи, невозможность удовлетворения элементарных потребностей;существенное отличие материального положения граждан; чрезмерная занятость женщины по месту работы и ее отягощенность домашним хозяйством, вредит воспитанию детей; временное совпадение сложных жизненных обстоятельств материального порядка и т. д. Безусловно, не исключена возможность совершения преступлений вследствие перечисленных обстоятельств, так называемых «деликтов через лишения». Их доля в структуре преступности незначительно. Они обычно имеют ситуационный характер. Как показывает практика, преступное посягательство совершают преимущественно лица достаточно состоятельные.

Раскрывая характер и роль обстоятельств материального порядка в совершении общественно опасных деяний, необходимо подчеркнуть, что они действуют косвенно. Между ними, с одной стороны, и фактом совершения преступления - с другой, обычно нет четкой связи. Они влияют на преступника косвенно только через систему его моральных свойств, негативно отражаются на его сознания и соответственно на поведении. Однако было бы неправильным недооценивать их в процессе становления личности виновного.

5. Следует отметить, что имеют место просчеты в работе и упущения в отдельных средствах массовой информации (телевидение, радио, кино, эстрада, книжная продукция), которые сейчас массовой формой воспитания многих людей.

Мы являемся свидетелями того, как с экранов кино и телевидения, с эстрадных подмостков, на радиопередачах, в литературных публикациях до сих пор широко пропагандируются жестокость, культ силы, неуважение к личности и ее достоинства, порнография, цинизм, экстремизм, вандализм, межнациональная вражда, блатная субкультура (это в стране, где миллионы людей прошли через исправительно-трудовые колонии, лагеря и тюрьмы). Все это, конечно же, производит непосредственно провоцирующее влияние на отдельных индивидов.

Перечисленные и другие неблагоприятные обстоятельства (явления и процессы) в своей совокупности, которая растянута во времени, порождают у отдельных людей антиобщественные взгляды, привычки, нравы, обусловливающие их антисоциальную направленность. Эти взгляды и привычки в конкретных индивидов становятся глубокими и устойчивыми под влиянием сложной психологической деятельности, происходит в них.В результате складывается внутренняя готовность лица к совершению общественно опасных деяний, возникает высокая вероятность их совершения.

На основании изложенного можно дать следующее определение причины совершения конкретного (единичного) преступления: под непосредственной причиной совершения конкретного (единичного) преступления следует понимать те негативные социальные явления и процессы, под влиянием которых у виновного лица возникают глубокие и устойчивые антиобщественные взгляды, привычки, обусловливающие вследствие криминогенной мотивации ее внутреннюю готовность совершить преступное посягательство.

 

 


Криминогенная значение конкретной жизненной ситуации


Каждый человек постоянно находится в определенной жизненной ситуации, которая влияет на его отношения с другими людьми, затрагивает его интересы и тем самым обусловливает его поведение в данный момент. Это также один из каналов влияния внешней социальной среды на индивида.

Роль сит уации в разных случаях неодинакова. В связи с этим с позиции криминологии представляется необходимым по характеру воздействия на человека разделять их на благоприятные (некриминогенни) и неблагоприятные (криминогенные). К благоприятным относятся те ситуации, которые либо положительно влияют на поведение человека, или не наносят никакого влияния на ее намерение совершить общественно опасное деяние, устраняют появление преступных мотивов и целей.

Под неблагоприятной (криминогенной) ситуацией понимают ту конкретную жизненную ситуацию, которая сложилась в момент совершения преступления или незадолго до этого, и во взаимодействии с его причинами и условиями вызывает окончательную решимость лица совершить данное преступление. Если лицо, в сознании которой уже сформировались устойчивые и глубокие взгляды и привычки, оказывается в такого рода ситуации, у нее есть большие шансы поступить преступное посягательство.

Среди криминогенных ситуаций в качестве примера можно привести следующее: ситуация, возникшая в результате действий самого виновного (довел себя до состояния сильного опьянения, затеял ссору и т. Д.); ситуации, которые сложились в результате неправомерных действий других лиц (обман с их стороны, угрозы, издевательства и т. д.); интенсивные семейные скандалы и конфликты; физиологические и эмоциональные многодневные биоцикла, в результате которых наступают невнимательность, депрессия и др.); экстремальные состояния лица по болезни, усталость; ситуации, вызванные стихийными бедствиями (наводнения, пожара); проблемные, конфликтные ситуации и т.

Проблемные ситуации - это те, в рамках которых существуют препятствия, трудности на пути к поставленной виновным цели. При решении подобных ситуаций некоторые люди игнорируют средства и правила, выработанные для этих случаев обществом и предпочитают неправомерным способам преодоления препятствий. Конфликтные ситуации предусматривают столкновение интересов, позиций, стремлений виновного и других лиц, в результате чего возникают серьезные противоречия сторон, вызывающие сложные формы борьбы для достижения желаемого.

Криминогенная ситуация по своему содержанию - категория объективная. Она определяется фактическими явлениями, происходящими в действительности, которая окружает человека. Вместе с тем она имеет личностное значение, поскольку оценка ситуации тесно связана с мотивационной сферой личности, ее индивидуальными особенностями. Надо учитывать и то, что в конкретной ситуации виноват, как правило, действует в соответствии с ранее приобретенного опыта, привычек, на социальную направленность его личности. Нельзя не учитывать наличие у некоторых индивидов дефектов восприятия внешней среды.

Объективное содержание конкретной криминогенной ситуации и субъективное ее значение для индивида могут в значительной степени разойтись. В связи с этим преступление зачастую несоответствующей реакцией на сложившуюся ситуацию. Человек под влиянием напряженной ситуации иногда совершает поспешные необдуманные действия при отсутствии критического восприятия происходящих.

Криминогенная ситуация не принадлежит ни к понятию причины, ни к понятию условия совершения преступления. Она в некоторых случаях соответственно влияет на них, играя при этом роль мотива к совершению преступления. Не каждый человек, чье сознание поражено асоциальными взглядами и привычками, готова всякий раз совершить преступление. Для этого нужен своего рода «толчок», который бы вызвал окончательную решимость совершить преступное посягательство. Таким толчком и является криминогенная ситуация, которую следует рассматривать как внешнее побуждение к действию, как повод к преступлению.

Подобная специфическая категория в системе детерминации явлений и процессов с философской точки зрения вполне объяснено. Мотив следует отличать от привода. Если мотив порождается поведением третьих лиц или объясняется особенно неблагоприятным стечением жизненных обстоятельств в жизни человека, или являются результатом экстремальных условий, то повод создается самим виновным и сознательно используется им для совершения преступления или для оправдания своих действий. Привод - есть не что иное, как ложный, надуманный мотив.

Следовательно, отдельный (конкретный) преступление является следствием воздействия на индивида криминогенных причин, условий и криминогенной ситуации. Причина проявляется в том, что под ее действием в него возникают готовность, высокую степень вероятности совершить преступное посягательство. Условие способствует развитию причине и вследствие этого у лица возникает намерение совершить общественно опасное деяние. Криминогенная ситуация, наконец, вызывает окончательную решимость совершить преступление.

Указанные формы воздействия внешней среды на субъекта преступления накладываются на внутренне личностные элементы его сознательной и волевой деятельности - на психические процессы и состояния, которые находятся в постоянной динамике.

Такое сочетание и взаимодействие объективного и субъективного, социального и психологического в лице конкретного человека составляет суть понятия «механизм» индивидуального преступного поведения.

Категорія: Криминология (Семинары)
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter