Реклама від Google

Реклама від Google


Категорія: Международное право (Семинары)

Право на участие в международных договоров

Государство как субъект международных договоров

Стадии и порядок составления международных договоров

 

 

Право на участие в международных договоров


Стороны в международных договорах. Стороны - важнейший элемент договорных правоотношений. От состава и характера сторон зависят роль и содержание договора. С изменением состава сторон может меняться реальное содержание и значение договора. Понятие стороны используется в международной практике как обобщающее, охватывающее любого участника, принявшего договор, независимо от того, вступил ли он в силу. Венские конвенции о праве договоров проводят более детальное разграничение - с учетом стадий заключения договора. На основе этих конвенций можно выделить следующие категории участников:

а) участник переговоров - субъект, который принимал участие в составлении и принятии текста договора;

б) договаривающийся субъект - субъект, который согласился на обязательность для него договора, независимо от того, вступил ли он в силу;

в) участник договора - субъект, который согласился на обязательность для него договора и для которого договор находится в силе.

Помимо этих общих категорий, определяемых в ст. 2 "Употребление терминов" Венских конвенций, в ст. 79 Конвенции 1969 г. и ст. 80 Конвенции 1986 г. упоминается еще одна категория - подписавшие договор. Она не совпадает с понятием участник переговоров, поскольку участие в принятии текста не обязательно означает его подписание. Объясняется это тем, что только подписавшие договор наряду с договаривающимися субъектами принимают участие в решении вопроса об исправлении ошибок в тексте. Перечисленные категории участников обладают различными правами в отношении заключаемого договора. Участники переговоров могут договариваться о том, чтобы тот или иной субъект присоединился к договору, если это в нем не предусмотрено. После вступления договора в силу этот вопрос решается только по соглашению участников договора (ст. 15 Венских конвенций). Участники переговоров решают вопрос о временном применении договора (ст. 25). Категория участник переговоров в ряде случаев охватывается более широким понятием имеющие право стать участниками, которая включает также субъектов, не участвовавших в переговорах. Относящиеся к последней категории субъекты должны оповещаться о сделанных оговорках и возражениях против них (ст. 23). Депозитарий обязан информировать этих субъектов о том, когда было получено такое число соответствующих актов принятия, которое необходимо для вступления договора в силу. Подписавшие договор и договаривающиеся субъекты несут обязанность воздерживаться от действий, которые лишали бы договор его объекта и цели до вступления его в силу (ст. Приостановление действия договора возможно с согласия всех участников по консультации с прочими договаривающимися субъектами (ст. 57). В данном случае под прочими договаривающимися  имеются в виду те субъекты, которые согласились на обязательность договора, но для которых он не вступил в силу. Международной практике известна категория о первоначальный участник. Это те, которые участвовали в подготовке и принятии текста и затем согласились на его обязательность. Как правило, они не обладают какими-либо особыми правами. Однако анализ практики дает примеры иного использования этой категории. Так, Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, В космическом пространстве и под водой 1963 г. наделил первоначальных участников особыми правами. Договор вступает в силу при условии его ратификации всеми первоначальными участниками (ст. 3). Их согласие необходимо и для принятия поправок (ст. 2) . Объясняется это тем, что первоначальными участниками являются СССР, США и Великобритания. Без участия любого из этих государств договор утратил бы свое значение. Сторонами в договорах могут быть все субъекты международного права. В большинстве случаев ими являются государства. Нередко в дипломатической практике сторонами в договорах называют правительства. Это означает лишь то, что государства при заключении договора представлены правительствами. Как Венские конвенции, так и национальное законодательство предусматривают, что независимо от того, каким органом представлено государство, именно оно, а не орган является стороной. Государство в силу своего суверенитета вправе участвовать в любом правомерном договоре. В соответствии с принципом суверенного равенства все государства имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера". Многие государства неоднократно подчеркивали, что каждое суверенное государство обладает неотъемлемым правом заключать международные договоры, соответствующие его справедливым интересам. Попытки лишить государство права на заключение договоров или незаконно ограничить это право не раз расценивались Советским правительством как посягательство на верховные права государства.

Правоспособность международных организаций заключать договоры носит ограниченный, функциональный характер. Она определяется правилами, на основе которых функционирует организация (ст. 6 Венской конвенции 1986 г.). Само право договоров должно применяться к учредительным актам международных организаций без ущерба для соответствующих правил донной организации (ст. 5 Венских конвенций).

Подавляющее большинство федеральных государств, выступающих в качестве стороны в международных договорах, ничем не отличаются от государств унитарных, Но в некоторых федерациях их субъекты обладают определенными правами на участие в договорных отношениях, в качестве примера можно привести Швейцарию, ФРГ"; наиболее широки права советских союзных республик. В соответствии с конституционным правом СССР союзные республики - суверенные советские социалистические государства, добровольно, на основе свободного самоопределения народов и равноправия объединившиеся в Союз ССР. Союзные республики обладают всей полнотой государственной власти на своей территории вне пределов полномочий, переданных ими в ведение Союза. Они имеют право вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры, обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами, осуществлять внешнеэкономические связи и участвовать в деятельности международных организаций. Осуществление этого права не может противоречить законам СССР и его международным обязательствам. СССР устанавливает общий порядок взаимоотношений союзных республик с иностранными государствами и международными организациями, осуществляет общее руководство внешнеэкономической деятельностью. Как свидетельствует опыт, только Украина и Белоруссия активно участвуют в работе международных организаций системы ООН и являются сторонами в заключаемых под ее эгидой договорах.

Общее правило относительно участия членов федерации в международных договорах было сформулировано Комиссией международного права ООН в проекте статей о праве договоров. В ст. 5 говорилось: Государства - члены федеративного союза могут обладать правоспособностью заключать договоры, если такая правоспособность допускается федеративной конституцией и в пределах ею установленных. По мнению Комиссии, не существует нормы международного права, которая препятствовала бы наделению государств, образовавших федерацию, полномочиями заключать договоры с третьими государствами. Из-за оппозиции ряда (в том числе и федеративных) государств предложенная Комиссией статья не собрала необходимого для принятия большинства голосов на Венской конференции по праву договоров 1968 - 1969 гг. Тем не менее предложенное Комиссией положение является на сегодняшний день наиболее авторитетным правилом относительно участия членов федерации в международных договорах. Заметим, что на Венской конференции возражавшие против принятия этого положения делегаты не отрицали принципиальной возможности участия членов федерации в международных договорах. Урегулирование этого вопроса необходимо, поскольку он возникает даже в практике тех федераций, члены которых не обладают по конституции правом заключать международные договоры". Практике некоторых федераций известны соглашения, заключаемые ее членами друг с другом и самой федерацией. Такие соглашения действуют в рамках национальных правовых систем. В той мере, в какой их действие не урегулировано национальным правом, к ним могут применяться правила, содержащиеся в нормах права международных договоров. Однако в данном случае речь идет о применении норм иной правовой системы по аналогии, а не как таковых. К такому выводу пришла и Комиссия международного права". сторонами в договорах могут также быть народы, нации, борющиеся за освобождение, которые по существу представляют собой государства в процессе становления. Однако их договорная практика довольно ограниченна. Их участие в универсальных договорах скорее исключение, чем правило. Право на участие в международных договорах новый институт права договоров и международного права в целом. Он служит необходимым условием их демократизма. Еще в недавнем прошлом в международной практике господствовала свобода договоров, при которой государство, заключая договор, ограничено лишь ранее принятыми в отношении других государств обязательствами. Свобода договоров конструировалась по аналогии со свободой сделок в национальном обязательственном праве и фактически была свободой сильных. Важную роль в становлении рассматриваемого института сыграло Советское государство. Уже в Декрете о мире 1917 г. нашла выражение идея участия всех государств в мирном урегулировании. Советское государство стремилось к тому, чтобы каждый народ решал вопрос о судьбе всего человечества. В первых же дипломатических актах нашло выражение требование уважения права государств на участие в решении международных вопросов на, основе полного равноправия. Этой позиции придерживаются все социалистические государства. Совершенно особое значение праву на участие придается в условиях современного взаимозависимого мира. Только на основе участия всех государств может нормально функционировать мировая система и международное право. Это подчеркивается СССР и другими государствами. Из сказанного следует, что право на участие относится прежде всего к общим, универсальным договорам. Под универсальными, или общими, многосторонними договорами понимаются такие, которые касаются кодификации и прогрессивного развития международного права или объект и цели которых представляют интерес для международного сообщества в целом. Право на участие в таких договорах вытекает из самой природы, целей и принципов современного международного права, которое формируется совместными усилиями всех государств. В силу самого характера создающих общие нормы международного права договоров последние являются делом всех государств, поэтому устранение от участия в них тех или иных государств неправомерно. Противники права на участие утверждали, что международное право и практика не знают нормы, дающей каждому государству право участвовать в универсальном договоре. Наоборот, существует основополагающий принцип свободы договоров, предполагающий полную свободу государств определять состав участников будущего договора. Что касается современной практики, то универсальные договоры содержат формулу всеучастия. Институт права на участие имеет достаточно прочную основу в основных принципах международного права. Согласно принципу суверенного равенства, все государства являются равноправными членами международного сообщества. Каждое государство, с одной стороны, пользуется правами, присущими полному суверенитету, а с другой - обязано уважать правосубъектность других государств.

На эту основу опирается специальный принцип универсальности, согласно которому каждое государство вправе самостоятельно решать вопрос об участии и универсальных договорах. Никто не вправе препятствовать ему в решении проблемы, которая затрагивает общие интересы всех стран. На Венской конференции делегации СССР и ряда других государств заявили, что считают принцип универсальности утвердившимся в международном праве. В определенной мере это подтверждается и принятой конфереицией Декларацией о - всеобщем участии в Венской конвенции о праве договоров. Но пока рассматриваемый принцип действует как обычная норма Право на участие существует и в отношении ограниченных многосторонних договоров, под которыми понимаются договоры, рассчитанные на участие определенного круга государств. Круг участников зависит либо от географического положения, либо от иной заинтересованности в предмете договора. Несмотря на большое значение этого вопроса для обеспечения законных прав и интересов государств, он не рассматривался ни на одном этапе кодификации права договоров. Право на участие определяется наличием у государства законных интересов в отношении объекта и целей договора. Заинтересованность может быть формально-юридической и фактической. Первая вытекает из участия государства в предыдущем договорном урегулировании проблемы, вторая - из фактической заинтересованности государства. Как та, так и другая должны соответствовать международному праву, на основе которого и должны учитываться интересы государств. Приоритетным правом на участие в договоре обладает наиболее заинтересованное государство, т. е. такое, проблемы которого являются основным объектом договорного урегулирования. Договоры без его участия лишены юридической силы. Это не раз отмечалось государствами. Нарушение суверенных прав наиболее заинтересованного государства - Чехословакии явилось одним из оснований для признания недействительным Мюнхенского соглашения. Решение вопроса об использовании права на участие в конкретном договоре относится к суверенной компетенции государства . Вместе с тем реалии взаимозависимого мира породили новые тенденции. Нормальное функционирование международного права и всей системы международных отношений невозможно без достаточного уровня участия всех государств. Отсюда морально-политический долг участников международного общения проявлять необходимую международно-правовую активность. Это отражено и в международном праве, причем наиболее концентрированно - в принципе сотрудничества, который обязывает государства сотрудничать в решении мировых проблем. Касается это и сотрудничества в создании и осуществлении норм общего международного права, для чего в первую очередь следует обеспечить участие всех государств в универсальных договорах. Сложившееся в этой области положение вызывает серьезные опасения. Уровень участия в универсальных договорах настолько низок, что они с большим трудом собирают даже тот минимум участников, который необходим для их вступления в силу. Не случайно этой проблеме уделяет внимание ООН, правда, пока без особого успеха. Особенно низок процент участия "новых" государств, а также малых государств. А ведь именно они больше всего заинтересованы в эффективности международного права. Сказанное относится и к ограниченным, региональным многосторонним договорам, в которых должны участвовать все государства региона. Сегодня государства уделяют значительное внимание рассматриваемой проблеме, когда от права всех государств на участие зависит эффективность урегулирования важного вопроса, например вопроса об уничтожении химического оружия.

 

 


Государство как субъект международных договоров


Государства являются единственными суверенными субъектами международного права, потому что международная правосубъектность присуща им в силу самого факта их существования.

Государства играют основную роль на международной арене не только потому, что они имеют территорию, население, аппарат власти и управления (публичная власть), но и потому, что они имеют суверенитет, который отрицает наличие в них какого-то другого субъекта политической власти и делает их юридически равными между собой при взаимоотношениях на международной арене.

Государственный суверенитет означает полную самостоятельность и независимость государства при решении вопросов внутренней и внешней жизни.

К элементам суверенитета государства относятся:

а) территориальная целостность, которая означает, что никто не вправе изменить территорию государства без согласия на то ее высших органов государственной власти или ее народа;

б) территориальное верховенство, что означает, что на территории государства действуют законы только того государства;

в) нераздельность государственной власти, включающий признание всеми ветвями власти верховенства законодательной власти, формирует систему органов государства и определяет их полномочия;

т) независимость государственной власти как внутри страны от любых физических и юридических лиц, так и снаружи, на международной арене от других государств и международных организаций.

Если государство каким-либо образом ограничено в суверенитете (например, не имеет полного верховенства на своей территории), то она ограничивается и в объеме международной правосубъектности.

 

 


Стадии и порядок составления международных договоров


Процедура принятия международных договоров:

а) подготовка текста договора;

Договорная инициатива — это предложение одного или нескольких государств заключить международный договор для урегулирования определенных отношений между собой. Обычно сторона, выступившая с таким предложением, представляет и проект будущего договора. Если предложение находит отклик, заинтересованные стороны определяют совместные мероприятия по подготовке текста международного договора.

Согласно Венской конвенции 1969 г. понятие «заключение международного договора» — это составление и принятие текста договора, установление аутентичности текста, подписание договора, ратификация и другие способы выражения согласия на обязательность договора, обмен или депонирование ратификационных грамот (ст. 6 — 25 Конвенции). Некоторые из этих процедур определяются не только конвенции, но и внутренним законодательством.

Прохождение всех стадий — необязательное условие заключения договора, но ряд из них являются необходимыми.

Выяснение полномочий. Действия по заключению международного договора выполняют уполномоченные на это лица. Представители государств должны предъявить соответствующие полномочия (п / п (а) п. 1 ст. 7 Венской конвенции 1969 г.), или они могут быть признаны, если «из практики соответствующих государств или других обстоятельств следует, что они намерены рассматривать такое лицо как ту, что представляет государство на эти цели, и не требовать предъявления полномочий «(п / п (б) п. 1 ст. 7 Венской конвенции 1969 г.). Полномочия (как на все стадии заключения договора, так и на любую определенную стадию) выдаются согласно внутреннему законодательству государства, представляемого лица.

Некоторые лица считаются представляющими государство по своей должности. Таким лицам издание специальных полномочий не требуется. Согласно п. 2 ст. 7 Венской конвенции 1969 г. такими лицами являются: а) главы государств, главы правительств и министры иностранных дел — в целях осуществления всех актов, относящихся к заключению договора, б) главы дипломатических представительств — в целях принятия текста договора между государством, аккредитующим и государством, при которой они аккредитуются в) представители, уполномоченные государствами представлять их на международной конференции, в международной организации или в одном из ее органов, — в целях принятия текста договора на такой конференции, в такой организации или в таком органе. С этим положением Конвенции корреспондируют соответствующие положения ст. 6 Закона Украины «О международных договорах Украины».

Международная практика позволила выработать три основные организационно-правовые формы подготовки согласованного текста договора: обычные дипломатические каналы, международные конференции и международные организации. Как правило, текст договора отрабатывается в рамках одной из этих форм. Бывают случаи, когда один и тот же договор при подготовке проходит все три стадии. На международных конференциях и в международных организациях текст договора принимается согласно их процедурами.

б) принятия текста международного договора и установление его аутентичности;

При разработке текста и осуществление иных действий (парафирование и др.). Представитель должен действовать строго в рамках выданных полномочий; если лицо действовало за пределами своих полномочий жень не была должным уполномоченным, акты, которые она совершила, не имеют юридической силы, если только они в дальнейшем не подтвержденные государством или организацией, которая уполномочила это лицо (ст. 8 Венской конвенции).

В международных организациях текст договора принимается единогласно; на международных конференциях — голосованием за него двух третей членов этой организации.

Разработанный и согласованный текст международного договора считается аутентичным, то есть окончательным, если он подписан сторонами, участвовавшими в его составлении (принятии текста). Подписание может иметь минимум три формы: парафирование, подписание ad referendum и просто подписания. Парафирование — это предварительное подписание, которое осуществляется путем проставления уполномоченными лицами на тексте договора своих инициалов; подписание ad referendum означает подписание при условии, до осуществления определенного события, зачастую при условии ратификации, которая должна состояться.

Относительно просто подписания, то сталкиваются с соблюдением условий альтернативы, т.е. старшинства. Сегодня правила альтернативы сводятся к следующему: в многостороннем договоре подписи ставятся в соответствии с латинского алфавита; в двустороннем — стороны подписывают его в строку, и на одном экземпляре договора одна сторона подписывает слева, другая — справа, на другом экземпляре подписи ставятся в обратном порядке. Конечно договор датируется. Дата соответствует дню подписания, а для многосторонних договоров, принятых на конференциях или в международных организациях, — дню принятия голосованием. В случае, когда договор подлежит ратификации, дата не имеет никакого значения, поскольку в таких случаях добавляется дата вступления договора в силу.

в) выражение согласия на обязательность международного договора.

Категорія: Международное право (Семинары)
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter