Реклама від Google

Реклама від Google


Категорія: Международное право (Семинары)

Государственные органы Украины во внешних сношениях. Структура и функции органов внешних сношений Украины

В структуру внутригосударственных органов внешних сношений Украины входит:

- Парламент - Верховная Рада Украины;

- Глава государства - Президент Украины;

- Правительство - Кабинет Министров Украины;

- Ведомство иностранных дел - Министерство иностранных дел Украины;

- Министерства и ведомства Украины. В соответствии с положениями Конституции Украины Верховная Рада Украины: определяет основы внутренней и внешней политики; заслушивает внеочередные и ежегодные послания Президента Украины о внутреннем и внешнем положении Украины; объявляет по представлению Президента Украины состояние войны и заключение мира; одобряет решение Президента Украины об использовании Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований в случае вооруженной агрессии против Украины, осуществляет контроль за деятельностью Кабинета Министров Украины; подтверждает решение о предоставлении Украиной займов и экономической помощи иностранным государствам и международным организациям, а также о получении Украиной от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций займов, не предусмотренных Государственным бюджетом Украины, осуществляет парламентский контроль в рамках Конституции Украины, дает в установленный законом срок согласия на обязательность международных договоров Украины и денонсацию международных договоров Украины. Верховная Рада Украины осуществляет другие полномочия, в соответствии с Конституцией Украины к ее ведению (статья 85 Конституции Украины).

Президент Украины: является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины (статья 102 Конституции Украины), он обеспечивает государственную независимость, национальную безопасность и правопреемство государства; обращается с посланиями к народу, ежегодными и внеочередными посланиями к Верховной Раде Украины о внутреннем и внешнем положении Украины; представляет государство в международных отношениях, осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью государства; ведет переговоры и заключает международные договоры Украины, принимает решения о признании иностранных государств; назначает и освобождает глав дипломатических представительств Украины в других государствах и при международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств; присваивает высшие дипломатические раги; возглавляет Совет национальной безопасности и обороны; вносит в Верховную Раду Украины представление об объявлении состояния войны и принимает решение об использовании Вооруженных Сил Украины в случае вооруженной агрессии против нее, принимает решение о принятии в гражданство и прекращения гражданства Украины, о предоставлении убежища в Украине. Президент Украины осуществляет другие полномочия, определенные Конституцией Украины (статья 106 Конституции Украины).

Кабинет Министров Украины в соответствии с Конституцией Украины: обеспечивает государственный суверенитет и экономическую самостоятельность Украины, осуществляет внутреннюю и внешнюю политику государства, выполняет Конституцию и законы Украины, акты Президента Украины, принимает меры по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, осуществляет меры по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности Украины; организует и обеспечивает осуществление внешнеэкономической деятельности Украины; направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти. Кабинет Министров выполняет другие функции, определенные Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины (статья 116 Конституции Украины).

Практическое осуществление внешней политической деятельности государства и организация ее дипломатической деятельности возложена на Министерство иностранных дел Украины (МИД Украины). МИД Украины действует на основании Положения о Министерстве иностранных дел Украины, утвержденного Кабинетом Министров Украины 18 февраля 1993 года. МИД обеспечивает в пределах своих полномочий проведение внешней политики Украины и осуществляет координацию деятельности всех участников внешнеполитических связей Украины.В пределах своих полномочий МИД организует выполнение актов законодательства Украины и осуществляет контроль за их реализацией. В своей деятельности МИД Украины руководствуется Конституцией Украины, законами Украины, постановлениями Верховной Рады Украины, указами и распоряжениями Президента Украины, решениями Кабинета Министров Украины.

Главными задачами МИД Украины являются:

- Участие в реализации государственного суверенитета Украины в сфере внешней политики, содействие повышению международного авторитета государства;

- Обеспечение в пределах своих полномочий проведение единого внешнеполитического курса Украины с целью всестороннего развития политических, экономических, гуманитарных, научных и иных связей с зарубежными государствами;

- Разработка и участие в осуществлении концепции развития внешнеполитической деятельности государства;

- Защита прав и интересов Украины, ее физических и юридических лиц за границей;

- Анализ внешнеполитической деятельности Украины, разработка и осуществление комплекса мероприятий, направленных

на повышение эффективности внешнеполитических связей Украины, в первую очередь, оказание организационно-методической и информационной помощи участникам внешнеполитических отношений;

- Организация, координация и финансирование работы представительств Украины за рубежом, а также содействие деятельности представительств иностранных государств на территории Украины и др..

Соответствии с этими задачами МИД Украины:

- Разрабатывает приоритетные направления сотрудничества с другими государствами;

- Обеспечивает участие Украины в подготовке международных договоров с другими государствами и международными организациями;

- Подает в Кабинет Министров Украины предложения о подписании, ратификации, принятии, одобрении международных договоров или присоединении к ним;

- Вносит в Кабинет Министров Украины предложения о создании, реорганизации и ликвидации за рубежом посольств, консульских учреждений, постоянных представительств Украины при международных организациях и представительств Министерства иностранных дел в Украине, направляет на работу;

- Ведет учет иностранных представительств, их персонала на территории Украины, поддерживает с ними контакты в целях активизации и расширения международного сотрудничества со странами, которые они представляют;

- Обеспечивает визовую политику Украины, выдачу дипломатических и служебных паспортов;

- Обеспечивает проведение в системе МИД Украины единой кадровой политики и функционирования структур, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров для представительств Украины за рубежом;

- Организует осуществление мероприятий по вопросам эвакуации имущества и персонала дипломатических представительств Украины из государств, находящихся с ней в состоянии войны;

- Разрабатывает и утверждает сметы доходов и расходов иностранных учреждений Украины.

Министерства и ведомства Украины являются органами внешних сношений государства специальной компетенции, они действуют на основании положений о соответствующем министерстве или ведомство разрабатываются и утверждаются Кабинетом Министров Украины, или их подтверждает президент Украины. В основе организации системы внешних сношений министерств и ведомств Украины лежит функциональный подход - объективная необходимость осуществления международных контактов с аналогичными министерствами и ведомствами иностранных государств, с целью более эффективного решения вопросов, входящих в профильную компетенцию этих органов, посредством обмена или восприятие зарубежного опыта или с целью объединения усилий для коллективного решения возникающих проблем. Это прежде всего относится к министерствам и ведомствам внешней торговли, внутренних дел, связи, здравоохранения, охраны окружающей среды и т.д.

К зарубежным органов внешних сношений относятся:

- Постоянные органы (дипломатические представительства: посольства и миссии, консульские представительства, торговые представительства, постоянные представительства государств при международных организациях);

- Временные органы (специальные комиссии или миссии, направляемые в другие государства для участия в церемониальных мероприятиях, ведения переговоров и разрешения других вопросов, делегации, направляемые для участия в международных конференциях).

 


Дипломатические представительства: понятие, виды, состав, функции. Дипломатический корпус

Дипломатическое представительство - это орган внешних сношений государства, находящегося за ее пределами на территории другого государства, для осуществления дипломатических сношений с ними.

Следует иметь в виду, что дипломатическое представительство является родовым понятием, определяющим различные виды иностранных органов внешних сношений государства, осуществляющих дипломатическую деятельность.

Дипломатическое представительство – орган аккредитующего государства, учрежденный на территории государства пребывания для поддержания дипломатических отношений между ними. Учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляется по взаимному соглашению, выраженному в форме совместного коммюнике, обмена нотами, что часто совпадает с достижением договоренности об установлении дипломатических отношений. Международным правом установлены следующие виды дипломатических представительств:

1) посольства – представительства высшего уровня, возглавляемые чрезвычайным и полномочным послом; к ним приравниваются представительства Ватикана – нунциатуры, а также представительства, которыми обмениваются государства Британского Содружества;

2) миссии – представительства, возглавляемые чрезвычайными и полномочными посланниками;

3) иные официальные представительства, имеющие специфический статус (например, представительство Российской Федерации по поддержанию контактов с Ватиканом и соответствующее представительство Ватикана в России).

Структура дипломатических представительств – состав и характер дипломатических представительств – в разных странах различна и определяется собственными традициями и спецификой отношений со страной пребывания. Все дипломатические представительства, независимо от вида, имеют официальный правовой статус, одни и те же привилегии и иммунитеты. Персонал дипломатических представительств – дипломатический, административно-технический, обслуживающий. (Подробнее см. ниже – Дипломатический корпус).

Административно-технический персонал включает заведующего канцелярией, финансовых работников, переводчиков, делопроизводителей, шифровальщиков и др. К обслуживающему персоналу относятся: врачи, курьеры, шоферы, повара, дворники и т.д.

В составе дипломатического представительства имеются различные категории атташе: 
- атташе военные, военно-морские и военно-воздушные. Будучи квалифицированными военными специалистами, они являются представителями своего военного ведомства при военном ведомстве страны пребывания. Одновременно они являются советниками главы дипломатического представительства по военным вопросам;
- специальные атташе – по культуре, науке и технике, сельскому хозяйству, экономике, промышленности, финансам, труду и т. п. Некоторые капиталистические страны назначают атташе по делам религии. Специальные атташе являются квалифицированными специалистами в своей области, им поручается изучать в стране пребывания вопросы по их специальности, а также вести оперативную работу, связанную с поддержанием и развитием связей между своими ведомствами и соответствующими ведомствами страны пребывания. Иногда специальные атташе имеют дипломатические ранги советника;
- атташе по делам печати (пресс-атташе). Это работник дипломатического представительства, ведающий вопросами печати и информации этого представительства. Им может быть любой опытный дипломатический работник – секретарь или дипломатический работник;
- атташе дипломатический – младший дипломатический работник дипломатического представительства или центрального аппарата Министерства иностранных дел СССР. На эту должность назначаются молодые люди, начинающие свою дипломатическую службу;
- атташе почетные – лица, избравшие дипломатическую карьеру, но еще не числящиеся на постоянной службе и не получающие жалованья. Атташе почетные получают право проходить стаж в каком-либо дипломатическом представительстве. По окончании стажа они зачисляются на штатную дипломатическую службу. В советской дипломатической службе почетных атташе нет.

 

Все категории атташе являются дипломатическими работниками дипломатического представительства и включаются в состав членов дипломатического корпуса. Они пользуются всеми дипломатическими привилегиями.

Венская конвенция 1961 года «О дипломатических сношениях» в статье 3 закрепила функции дипломатического представительства в соответствии с международным правом. К ним относятся:

- Представительская функция, заключающаяся в представительстве государства, аккредитующим в государстве пребывания;

- Защита в государстве пребывания интересов государства, аккредитует и ее граждан в пределах, допускаемых международным правом;

- Ведение переговоров с правительством государства пребывания;

- Информационная функция - выяснение всеми законными способами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству государства, аккредитует;

- Функция поощрения дружественных отношений между государством, аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.

Представительная функция заключается в том, что дипломатическое представительство государства, аккредитует, представляет ее в государстве пребывания в полном объеме, то есть оно вправе полностью представлять ее политические, экономические, социальные, культурные и другие интересы. Эта функция основана на суверенной власти государства - субъекта международного права, имеет объективное право на представительство (право посольства).

Представительская функция дипломатического представительства в теоретическом аспекте начинается а момента объявления о создании дипломатического представительства и его открытие, а на практике, конечно, - с момента вручения главой дипломатического представительства верительных грамот.

Расширительное толкование представительской функции дипломатического представительства позволяет выделить в этой функции подфункцию, что в определенных обстоятельствах становится самостоятельной функцией, - это функция дипломатической защиты, что упоминалась в предыдущих разделах.Она заключается в том, что дипломатическое представительство за рубежом представляет и защищает не только интересы государства, аккредитует, но и осуществляет подобные меры в отношении физических и юридических лиц, то есть субъектов, которые находятся в правовой связи с государством, аккредитует ( граждане и юридические лица государства).

В международном праве на основе практики выработаны критерии правомерности дипломатической защиты:

а) функция дипломатической защиты предоставляется только дипломатическим представительством;

б) дипломатическая защита распространяется в основном только на граждан государства, аккредитует;

в) эта функция начинает действовать не сразу после совершения лицом правонарушения, а только после того, как посольством исчерпаны все законные средства, предусмотренные рамками законодательства государства пребывания (суть дипломатической защиты состоит не столько в правовой защите гражданина, сколько в его политической защите, поскольку к этому вопросу присоединяются политическое руководство и другие центральные органы государства, аккредитует);

г) дипломатическая защита не предоставляется иностранным гражданам, гражданам страны пребывания или апатридам (функция дипломатической защиты не совпадает с правом дипломатического убежища).

Функция ведения переговоров с правительством страны пребывания является основной процессуальной функцией, указывает на средство осуществления дипломатических полномочий. В широком смысле эта функция понимается как общение дипломатического представителя с властями страны пребывания. В узком смысле - это переговоры по вопросам заключения международного договора или иных сделок. Эта функция основана на функции представительства, поэтому переговоры в широком и узком смысле дипломатический представитель ведет без предоставления разовых полномочий, так как ранее им была вручена верительная грамота главе государства пребывания.

Информационная функция заключается в том, что дипломатическое представительство имеет право всеми легальными, допустимыми средствами (в рамках законодательства страны пребывания) осуществлять сбор информации и передавать ее правительства своей страны. Эта информация носит многоаспектный характер, потому что касается политической обстановки в государстве пребывания, расстановка в ней политических сил, экономической ситуации в стране и другие вопросы. Однако информационную функцию следует понимать более широко. Она включает в себя обязательства не только информировать государство, аккредитует, но и обязательства предоставлять информационные услуги субъектам, находящимся на территории страны пребывания. Таким образом, любой гражданин, организация, тем более орган страны пребывания, вправе обратиться в дипломатическое представительство с запросом о предоставлении интересующих его информации по конкретным вопросам. Одновременно: следует отметить, что информационная функция должна осуществляться дипломатическим представительством очень осторожно, чтобы избежать нарушений законов страны пребывания.

Если все перечисленные выше функции были выработаны в процессе длительной международной практики, то функция укрепления дружественных отношений между государствами и сотрудничества в области экономики, культуры и науки появилась уже в современный период. Эта функция была предложена делегацией Чехословакии в процессе проведения

Венской конференции и нашла свое место в принятом ею кодифицированном документе.

Следует отметить, что организационно-правовые формы реализации функций дипломатического представительства очень широки и разнообразны, они обсуждаются и устанавливаются, находя свое закрепление на межправительственном уровне в соответствующих соглашениях.

Дипломатический корпус (в узком смысле) – главы посольств и миссий, аккредитованных в данной стране. Дипломатический корпус (в широком смысле) – лица, имеющие дипломатические паспорта и дипломатические карточки, выдаваемые государством пребывания.

Члены дипломатического персонала – это лица, имеющие дипломатический ранг, который присваивается дипломату в соответствии с существующими в стране правилами относительно прохождения дипломатической службы (послы, посланники, советники). Главы представительств государств, согласно ст. 14 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., делятся на три класса: а) класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств; б) класс посланников и интернунциев, аккредитуемых также при главах государств; в) класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.

Дипломатический ранг сохраняется пожизненно. К дипломатическому персоналу относятся также торговые представители и их заместители, военные атташе и специалисты по областям сотрудничества, имеющие различные дипломатические ранги.

Класс главы дипломатического представительства определяется соглашением заинтересованных государств. Назначение главы представительства осуществляется в соответствии с общепринятыми международными правилами и национальным законодательством аккредитующей страны.

Главы посольств и миссий в стране пребывания избирают старейшего по возрасту или сроку пребывания, но самого уважаемого иностранного дипломата-дуайена. Дуайен (старшина или декан) – глава дипломатического корпуса в стране пребывания. Его функции – не только представительские, но иногда и немаловажные, и деликатные консультативные услуги, подача просьб в МИД от имени всего дипкорпуса.

Категорія: Международное право (Семинары)
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter