Реклама від Google

Реклама від Google


Категорія: Международное право (Семинары)

Персонал консульства. Порядок назначения и отзыва консулов. Консульский корпус. Привилегии и иммунитеты. Консульский округ

Иммунитет и привелегии

Консульский корпус

Дипломатический протокол

 

 

Персонал консульства. Порядок назначения и отзыва консулов. Консульский корпус. Привилегии и иммунитеты. Консульский округ


Согласно Венской конвенции о консульских сношениях 1963 персонал консульских учреждений делится на три категории:

1) консульские должностные лица, находящиеся на консульской службе и выполняют консульские функции;

2) консульские служащие, выполняющие административно-техническую работу;

3) обслуживающий персонал.

Консульские должностные лица должны быть, как правило, гражданами представляемого государства. Граждане государства пребывания или третьих государств могут назначаться на консульские должности представляемым государством, только с точно выраженного согласия государства пребывания (статья 22).

Суверенным правом государства пребывания есть право в любое время сообщить представляемом государстве, о том, что та или иная консульское должностное лицо является persona non grata или что любой работник консульского персонала является неприемлемым. В таком случае представляемое государство, должна отозвать это лицо или прекратить его функции в консульском учреждении (статья 23).

Власти государства пребывания (обычно министерство иностранных дел) выдают консулам консульские карточки, подтверждающие их должностное положение и наличие привилегий и иммунитетов в соответствии с международным правом.

Функции работников консульского учреждения прекращаются по следующим основаниям:

а) сообщение государства пребывания представляемым государством о том, что ее функции прекращаются (отзыв)

б) аннулирования экзекватуры (объявление persona non grata);

в) сообщение государством пребывания представляемого государства о том, что государство пребывания перестало считать его работником консульского персонала.

 

 


Иммунитет и привелегии


Консульское право – совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих деятельность консульских учреждений и членов их персонала и определяющих их статус, функции, права и обязанности. Нормы, касающиеся консульских привилегий и иммунитетов, содержатся в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., в двусторонних консульских конвенциях (схема 14).

Помещения, занимаемые консульскими учреждениями, включая резиденцию их главы, пользуются неприкосновенностью. Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 31 Венской конвенции о консульских сношениях власти государства пребывания могут вступать в помещения представительства "в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты”. Архивы, документы и официальная переписка консульского учреждения неприкосновенны.

Связь консульского учреждения со своим правительством и дипломатическим представительством своей страны на территории государства пребывания осуществляется на тех же условиях и теми же средствами, что и дипломатического представительства. Консульское учреждение на основе взаимности освобождается от всех общегосударственных и местных налогов и сборов. Консульскому учреждению разрешается ввоз с освобождением от таможенных пошлин предметов, предназначенных для служебного пользования, включая транспортные средства. На помещении консульского учреждения вывешивается флаг и устанавливается эмблема представляемого государства.

Вопрос о характере иммунитетов главы консульства и других консульских должностных лиц решается не единообразно. Широкое распространение получили нормы, предусматривающие ограниченное (функциональное) освобождение указанных лиц от юрисдикции государства пребывания: они не подлежат юрисдикции в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций, т.е. в том, что касается служебной деятельности. Консульские должностные лица, включая главу консульского представительства, могут быть приглашены для дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением ими служебных функций. Однако в случае отказа к ним не могут применяться меры принуждения или наказания. В ряде двусторонних консульских конвенций этот вопрос решен таким же образом, как в Венской конвенции о дипломатических сношениях.

Имея в виду современный характер и тенденции развития института консулов, представляется, что консульское право следует определять как совокупность принципов и норм, регулирующих консульскую деятельность, статус и функции консульских учреждений. В настоящее время консульское право составляет часть дипломатического права, образуя вместе с ним единую отрасль современного международного права.

В широком смысле работу консула часто относят к работе дипломата, но формально в состав дипломатического корпуса консул не входит, он не может без особых полномочий заключать международные договоры.

Большая часть государств отрицает за консулом дипломатический статус. Однако на практике консульские и дипломатические функции нередко совмещаются, в последнее время многие государства по существу приравнивают иммунитет консула к дипломатическому. На основе анализа практики государств следует признать, что современный консул в первую очередь – это направленный государством за границу административный агент, нотариус, отчасти даже судья, имеющий сложные и обширные полномочия.

Назначение консулов определяется статьями 10-15 Венской конвенции 1963 года. Поскольку консулы обладают определенными правами в отношении своих граждан, а также поскольку граждане государства пребывания имеют определенные связи с направляющим государством, назначение консулов и их принятие требует особого соглашения между государством пребывания и направляющим государством. Этим проблемам Венской конвенцией было уделено особое внимание, и ниже мы коснемся их с некоторыми изъятиями.

Для того чтобы консул мог выполнять свои обязанности, необходимы два государственных документа. Представляемое государство снабжает его документом, удостоверяющим его назначение и именуемым иногда консульской доверенностью или патентом, в котором указывается его статус и примерные границы территории, на которой он будет выполнять свои функции. Выдавая консулу экзекватуру, государство пребывания подтверждает его право на свободное выполнение своих обязанностей, предусмотренных местным законодательством и консульской конвенцией по таким вопросам, а также право на пользование положенными ему привилегиями и иммунитетами.

Государство может отказаться принять консула. Более того, в статье 12 указанной Конвенции оговаривается, что в данном случае государство не обязано сообщать направляющему государству причины отказа.

До выдачи экзекватуры глава консульского учреждения может быть временно допущен к выполнению своих функций. В этом случае он обычно должен быть представлен своим предшественником.

Полномочия консула, таким образом, ограничиваются действием законов двух стран. В то время как при его назначении на него возлагаются обязанности в соответствии с законами его страны, осуществление этих обязанностей ограничивается законами страны пребывания.

Статья 18 предусматривает, что консул может выполнять консульские функции по поручению нескольких государств, если государство пребывания не имеет возражений. В статье 15 Венской конвенции содержатся подробные правила, касающиеся назначения временного консульского агента, и условия, на которых он может пользоваться привилегиями и иммунитетами, положенными ему по занимаемой должности.

Статья 17 предусматривает в принципе возможность совершения главой консульского учреждения дипломатических актов в государстве, в котором его правительство не представлено; статус поверенного в делах не дает ему права на дипломатические иммунитеты. Указанная статья дает также право консулам действовать в качестве представителя своего государства при любой межправительственной организации и определяет иммунитеты, которыми они могут пользоваться.

 

 


Консульский корпус


Оперативный персонал всех консульских учреждений, находящихся в каком-то определенном пункте (порт, город) государства пребывания. Во главе К.к. стоит старшина, старший по рангу и по времени получения консульской экзекватуры. Он имеет в основном церемониальные функции, в которые входит: представительство всего К.к. при коллективных выступлениях; защита прав членов К.к. в случае их нарушения властями страны пребывания; ознакомление вновь прибывших членов К.к. с особенностями и традициями государства пребывания; разрешение возможных внутренних проблем в рамках К.к. К.к. не должен использоваться для каких-либо совместных политических действий в отношении государства пребывания. В К.к., где это уместно, входят нештатные (почетные) консулы и работники консульских отделов посольств. В широком смысле в К.к. входят члены семей упомянутых консульских работников, на которых распространяются соответствующие привилегии и иммунитеты.

 

 


Дипломатический протокол


Дипломатический протокол создает соответствующие условия для того, чтобы отношения между государствами, правительствами и их представителями могли развиваться в дружественной, мирной атмосфере и в обстановке взаимоуважения Сейчас в международном общении участвует почти 300 государств, каждое из которых имеет свои социально-экономическое и общественно-политическое устройство, историю, культуру, язык, религию, традиции Нормальное общение бы уло бы невозможным, если бы все они не придерживались общих принципов взаимоотношений, в первую очередь таких, как уважение государственного суверенитета и национальной независимости, невмешательства во внутренние спра вы другого государства, соблюдения равенства между государствами, территориальная целостность, соблюдения условий международных соглашений и договоров, строгое выполнение взятых на себя обязаннь

Дипломатический протокол - совокупность общепринятых в международных отношениях правил, определяющих порядок осуществления различных дипломатических актов, формы отношений между дипломатами и руководящими где ержавнимы деятелями разных стран

Дипломатический протокол является важным инструментом реализации основных принципов внешней политики государства Принцип суверенитета государства, например, выражается в таких протокольных нормах, как выполнение гимна, проявление почестей государственному флагу и т.п. Здесь надо особенно учитывать, чтобы флаг был поднят правильно с учетом его цвета или других важных символов (в некоторых странах, например, перевернутый государственный флаг означает состояние войныи).

Принцип равенства государств проявляется в соблюдении альтернативы в подготовке двусторонних договоров и соглашений, по-дежурного старшинства на официальных мероприятиях, упорядоченной рассадки дипломатических представителями икив согласно их классам и рангам.

Агреман (от французского \"agrement\" - согласие) на назначение посла и экзекватура на назначение консула, церемониал вступления дипломатов на должности, форма одежды, оформления и использования визитных карточек - все это необходимые атрибуты посольского и консульского права государствомава держав.

Заключение международных договоров или присоединение к ним, порядок их действий также оговариваются соответствующей процедуре и церемониалом.

Категорія: Международное право (Семинары)
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter