Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Правовой режим постоянных представительств государств при международных организациях

Правовой
режим постоянных представительств государств при международных организациях. Функции,
привилегии и иммунитеты

При международных межправительственных организаци­ях
создаются постоянные представительства государств-чле­нов.

Вопросы статуса и деятельности постоянных представи­тельств
при международных организациях регулирует Венская конвенция о представительстве
государств в их отношениях с международными организациями универсального характера
1975 г. Согласно ст. 6 Конвенции, функции постоянного предста­вительства состоят:
в обеспечении представительства посылаю­щего государства при организации и участии
в ее деятельно­сти, в ведении переговоров с организацией и защите интересов посылающего
государства по отношению к организации, а так­же в выяснении осуществляемой в организации
деятельности и сообщении о ней своему правительству.

Посылающее государство может по своему усмотрению
назначить сотрудников своих представительств и делегаций. Глава представительства
обычно уполномочивается правитель­ством своего государства и к нему неприменимы
такие проце­дуры, как запрос агремана и аккредитование в государстве пре­бывания.

Согласно ст. 28 Конвенции, личность главы представитель­ства
и членов дипломатического персонала представительства, а также их частные резиденции
неприкосновенны. Эти лица не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было
фор­ме. Государство пребывания обязано относиться к ним с долж­ным уважением и принимать
все надлежащие меры для преду­преждения посягательств на их личность, а также преследо­вать
в судебном порядке и наказывать лиц, совершающих та­кие посягательства.

Глава представительства и члены дипломатического
пер­сонала представительства пользуются иммунитетом от уголов­ной юрисдикции государства
пребывания и, кроме ряда случа­ев, от гражданской и административной юрисдикции.
Они не обязаны давать показания в качестве свидетелей. Они пользу­ются привилегиями,
аналогичными привилегиям сотрудников дипломатических представительств.

 

Правовой
режим специальных миссий. Понятие и виды. Привилегии и иммунитеты

Правовой
режим специальных миссий

Специальная
миссия – временная миссия, по своему характеру представляющая государство; направляемая
одним государством в другое с согласия последнего для совместного рассмотрения определенных
вопросов, задач. Специальная миссия включает представителей, направляемых одним
государством в другое для выполнения конкретных задач, определяемых по соглашению
между данными государствами. Специальные миссии отличаются многообразием их форм
и видов. В последнее время в практике
международных отношений широкое применение получила практика передачи посланий через
личных представителей глав государств. В Российской Федерации существуют специальные
послы по особым поручениям.

Полномочия
главе специальной миссии даются за подписью главы государства, главы правительства
или министра иностранных дел. В состав делегации входят члены, советники и эксперты.
Представители посылающего государства в специальной миссии и члены ее дипломатического
персонала в принципе должны быть гражданами посылающего государства. На территории
иностранных государств им предоставляются дипломатические привилегии и иммунитеты.

Торговые
представительства – это зарубежные органы государства, осуществляющие внешнеторговую
деятельность на государственном уровне. Юридическое положение торговых представительств
определяется как национальным законодательством, так и международными договорами.
На торгпредство распространяется действие норм Венской конвенции о дипломатических
сношениях, ибо оно рассматривается как составная часть дипломатического представительства,
и его персонал входит в состав дипломатического персонала.

Функции
торговых представительств следующие:

а)
представляют интересы государства в области внешней торговли и содействуют развитию
торговых отношений с зарубежными странами;

б)
производят различные операции по внешней торговле;

в)
выдают разрешения на совершение в стране пребывания действий по внешней торговле
государственными предприятиями, а также утверждают сделки по внешней торговле; изучают
общие экономические условия и торговую конъюнктуру страны пребывания и т.д.

Ответственность
по обязательствам торгпредства несет государство. В качестве ответчика торгпредство
может выступать перед иностранными судебными органами лишь по спорам, вытекающим
из торговых сделок, заключенных торговым представительством, и притом только в тех
государствах, в которых Правительство РФ выразило согласие на подчинение торгпредства
местному суду по указанным спорам.

Вопросы
статуса и деятельности постоянных представительств при международных организациях
регулирует Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными
организациями универсального характера 1975 г. Согласно ст. 6 Конвенции, функции
постоянного представительства состоят: в обеспечении представительства посылающего
государства при организации и участии в ее деятельности; в ведении переговоров с
организацией и защите интересов посылающего государства по отношению к организации,
а также в выяснении осуществляемой в организации деятельности и сообщении о ней
своему правительству.

Посылающее
государство может по своему усмотрению назначить сотрудников своих представительств
и делегаций. Глава представительства обычно уполномочивается правительством своего
государства и к нему неприменимы такие процедуры, как запрос агремана и аккредитование
в государстве пребывания.

Глава
представительства и члены дипломатического персонала представительства пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции государства
пребывания и, кроме ряда случаев, от гражданской и административной юрисдикции.
Они не обязаны давать показания в качестве свидетелей. Они пользуются привилегиями,
аналогичными привилегиям сотрудников
дипломатических представительств.

Определенным
образом к специальным миссиям дипломатической деятельности можно отнести международные
межправительственные конференции как временные коллективные органы государств-участников,
созываемые для обсуждения и решения согласованных задач, имеющие определенную организационную
структуру и компетенцию, закрепленные в правилах процедуры. Термином «международные
конференции” охватываются не только формы дипломатической деятельности, которые
именуются конференциями, но и совещания, встречи и т.п. Наиболее распространенными
являются конференции ad hoc (для данного случая, для определенной цели), созываемые
либо государствами-инициаторами, либо в рамках и под эгидой межправительственных
организаций. Делегаты конференции как представители государств должны обладать всеми
необходимыми возможностями для выполнения своих задач. Поэтому сложилось правило
предоставления главам и членам делегаций иммунитетов и привилегий, которые установлены
для глав и сотрудников дипломатических представительств.

 

Установка
консульских сношений. Консульства: понятие, порядок образования, виды и функции

Консульские учреждения как зарубежные представитель­ства
имеют существенное отличие от дипломатических пред­ставительств: они функционируют
не в масштабах всего госу­дарства пребывания, а в пределах консульского округа,
опре­деляемого по взаимному соглашению. Обычно такой округ ох­ватывает несколько
административно-территориальных единиц государства пребывания.

Консульские отношения возникают с установлением
дипло­матических отношений, а при их отсутствии на основе специ­ального соглашения
заинтересованных государств. Согласие го­сударства пребывания необходимо для открытия
консульского учреждения.

Консульские функции выполняются как рассматриваемы­ми
специальными консульскими учреждениями, так и дипло­матическими представительствами,
в составе которых созда­ются консульские отделы.

Предусмотрены четыре вида консульских учреждений:
ге­неральные консульства, консульства, вице-консульства, консуль­ские агентства.
В консульских отношениях Российской Феде­рации, как и ранее СССР, наиболее распространены
генераль­ные консульства. В настоящее время в различных регионах России функционируют
генеральные консульства: в Санкт-Пе­тербурге — США, ФРГ, Великобритании, Финляндии,
ЮАР, КНР, Японии, Болгарии, Кубы, Эстонии, Франции и ряда дру­гих стран; в Пскове
— Латвии; в Астрахани — Ирана; в Екате­ринбурге — США и Великобритании; в Тюмени
— Украины; в Новосибирске — ФРГ; в Иркутске — Монголии; в Хабаров­ске — КНР; во
Владивостоке — США, Японии и т. д.

В составе посольств иностранных государств в Москве
ра­ботают консульские отделы.

Порядок формирования. Консулы, как правило, назнача­ются ведомством иностранных дел с уведомлением
страны пребывания. При этом назначаемому консулу выдается специ­альное удостоверение
о его полномочиях — консульский па­тент.Консульский патент выдается главой
государства, гла­вой правительства или министром иностранных дел представ­ляемого
государства. В Российской Федерации выдача консуль­ского патента производится МИД
РФ.

Страна, принимающая консула, выдает ему специальное
разрешение на исполнение обязанностей консула — консуль­скую экзекватуру. Смомента ее получения начинается дея­тельность консула.

Заведующий консульским отделом при дипломатическом
представительстве не нуждается в получении консульского па­тента и консульской экзекватуры.
Его назначение происходит в порядке, установленном для дипломатического персонала.

Штат консульских учреждений состоит из консульских
должностных лиц, административно-технического и обслужи­вающего персонала.

Консульские функции. Их условно можно разделить на две категории. К первой относятся аналогичные или
близкие функциям дипломатических представительств (имеются, есте­ственно, различия
в масштабах деятельности). Это защита ин­тересов представляемого государства, его
граждан и юридиче­ских лиц; содействие развитию торговых, экономических, куль­турных
и научных связей между государствами; выяснение все­ми законными путями условий
и событий в государстве пребы­вания — и сообщение о них своему правительству.

Вторая категория охватывает собственно консульские
во­просы:

— выдачу паспортов гражданам представляемого государст­ва
и виз (иных документов) лицам, выезжающим в представ­ляемое государство;

— оказание помощи и содействия гражданам и организациям
представляемого государства, обеспечение надлежащего пред­ставительства своих граждан
в судебных и иных учреждениях государства пребывания;

— оказание помощи судам и самолетам, зарегистрированным
в представляемом государстве, и их экипажам;

— выполнение обязанностей нотариуса, регистратора
актов гражданского состояния и некоторых функций административ­ного характера.

Перечень названных и ряда других функций, содержащихся
в Венской конвенции о консульских сношениях, дополняется в двусторонних консульских
конвенциях, а также — примени­тельно к консульским учреждениям Российской Федерации
— в Консульском уставе СССР 1976 г., основные положения кото­рого сохраняют силу
и значение. Здесь, в частности, названы такие функции, как учет постоянно проживающих
и временно находящихся в консульском округе граждан РФ, включая их воинский учет;
подготовка материалов по вопросам гражданст­ва; действия — в рамках законов государства
пребывания и консульских конвенций — в отношении граждан, находящихся под арестом,
задержанных, лишенных свободы в иной форме или отбывающих» наказание (см. §
6 гл. 15).

Привилегии и иммунитеты консульских учреждений. Нор­мы, касающиеся консульских привилегий и иммунитетов, со­держатся в Венской
конвенции о консульских сношениях 1963 г., в двусторонних консульских конвенциях.
В Российской Федерации эти вопросы регламентируются также Положением о дипломатических
и консульских представительствах иностран­ных государств на территории СССР 1966
г.

Помещения, занимаемые консульскими учреждениями,
включая резиденцию их главы, пользуются неприкосновенно­стью. Вместе с тем в соответствии
с п. 2 ст. 31 Венской конвен­ции о консульских сношениях власти государства пребывания
могут вступать в помещения представительства «в случае по­жара или другого
стихийного бедствия, требующего безотлага­тельных мер зашиты».

Архивы, документы и официальная переписка консульского
учреждения неприкосновенны.

Связь консульского учреждения со своим правительством
и дипломатическим представительством своей страны на территории государства пребывания
осуществляется на тех же условиях и теми же средствами, что и дипломатического пред­ставительства.

Консульское учреждение освобождается на основе
взаим­ности от всех общегосударственных и местных налогов и сбо­ров.

Консульскому учреждению разрешается ввоз с освобож­дением
от таможенных пошлин предметов, предназначенных для служебного пользования, включая
транспортные средства.

На помещении консульского учреждения вывешивается
флаг и, устанавливается эмблема представляемого государства.

Привилегии и иммунитеты консульских должностных
лиц.
Вопрос о характере иммунитетов главы консульства
и дру­гих консульских должностных лиц решается не единообразно. Широкое распространение
получили нормы, предусматривающие ограниченное (функциональное) освобождение указанных
лиц от юрисдикции государства пребывания: они не подлежат юрисдикции в отношении
действий, совершаемых ими при вы­полнении консульских функций, т. е. в том, что
касается слу­жебной деятельности. В ст. 41 Венской конвенции о консуль­ских сношениях
сформулирована норма, которая гласит: «1. Кон­сульские должностные лица не
подлежат ни аресту, ни предва­рительному заключению, иначе как на основании постановле­ний
компетентных судебных властей в случае совершения тяж­ких преступлений. 2. За исключением
случаев, указанных в п. 1 настоящей статьи, консульские должностные лица не могут
быть заключены в тюрьму и не подлежат никаким другим формам ограничения личной свободы,
иначе как во исполнение судеб­ных постановлений, вступивших в законную силу».

Следует иметь в виду то обстоятельство, что данное
поло­жение неоднозначно отражено в двусторонних консульских кон­венциях. Некоторые
из них особо регламентируют статус главы консульского учреждения, предоставляя ему
иммунитеты, ана­логичные иммунитетам дипломатических агентов. В ряде кон­венций
все консульские должностные лица приравниваются по характеру иммунитетов и привилегий
к дипломатическим аген­там. Однако в большинстве двусторонних консульских конвен­ций
воспроизводятся основные положения ст. 41 Венской кон­венции о консульских сношениях.

Консульские должностные лица, включая главу консуль­ского
представительства, могут быть приглашены для дачи сви­детельских показаний, кроме
показаний по вопросам, связан­ным с выполнением ими служебных функций. Однако в
случае отказа к ним не могут применяться меры принуждения или наказания. В ряде
двусторонних консульских конвенций этот вопрос решен таким же образом, как в Венской
конвенции о дипломатических сношениях.

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+