Правовой режим постоянных представительств государств при международных организациях
Содержание страницы:
Правовой
режим постоянных представительств государств при международных организациях. Функции,
привилегии и иммунитеты
При международных межправительственных организациях
создаются постоянные представительства государств-членов.
Вопросы статуса и деятельности постоянных представительств
при международных организациях регулирует Венская конвенция о представительстве
государств в их отношениях с международными организациями универсального характера
1975 г. Согласно ст. 6 Конвенции, функции постоянного представительства состоят:
в обеспечении представительства посылающего государства при организации и участии
в ее деятельности, в ведении переговоров с организацией и защите интересов посылающего
государства по отношению к организации, а также в выяснении осуществляемой в организации
деятельности и сообщении о ней своему правительству.
Посылающее государство может по своему усмотрению
назначить сотрудников своих представительств и делегаций. Глава представительства
обычно уполномочивается правительством своего государства и к нему неприменимы
такие процедуры, как запрос агремана и аккредитование в государстве пребывания.
Согласно ст. 28 Конвенции, личность главы представительства
и членов дипломатического персонала представительства, а также их частные резиденции
неприкосновенны. Эти лица не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было
форме. Государство пребывания обязано относиться к ним с должным уважением и принимать
все надлежащие меры для предупреждения посягательств на их личность, а также преследовать
в судебном порядке и наказывать лиц, совершающих такие посягательства.
Глава представительства и члены дипломатического
персонала представительства пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции государства
пребывания и, кроме ряда случаев, от гражданской и административной юрисдикции.
Они не обязаны давать показания в качестве свидетелей. Они пользуются привилегиями,
аналогичными привилегиям сотрудников дипломатических представительств.
Правовой
режим специальных миссий. Понятие и виды. Привилегии и иммунитеты
Правовой
режим специальных миссий
Специальная
миссия – временная миссия, по своему характеру представляющая государство; направляемая
одним государством в другое с согласия последнего для совместного рассмотрения определенных
вопросов, задач. Специальная миссия включает представителей, направляемых одним
государством в другое для выполнения конкретных задач, определяемых по соглашению
между данными государствами. Специальные миссии отличаются многообразием их форм
и видов. В последнее время в практике
международных отношений широкое применение получила практика передачи посланий через
личных представителей глав государств. В Российской Федерации существуют специальные
послы по особым поручениям.
Полномочия
главе специальной миссии даются за подписью главы государства, главы правительства
или министра иностранных дел. В состав делегации входят члены, советники и эксперты.
Представители посылающего государства в специальной миссии и члены ее дипломатического
персонала в принципе должны быть гражданами посылающего государства. На территории
иностранных государств им предоставляются дипломатические привилегии и иммунитеты.
Торговые
представительства – это зарубежные органы государства, осуществляющие внешнеторговую
деятельность на государственном уровне. Юридическое положение торговых представительств
определяется как национальным законодательством, так и международными договорами.
На торгпредство распространяется действие норм Венской конвенции о дипломатических
сношениях, ибо оно рассматривается как составная часть дипломатического представительства,
и его персонал входит в состав дипломатического персонала.
Функции
торговых представительств следующие:
а)
представляют интересы государства в области внешней торговли и содействуют развитию
торговых отношений с зарубежными странами;
б)
производят различные операции по внешней торговле;
в)
выдают разрешения на совершение в стране пребывания действий по внешней торговле
государственными предприятиями, а также утверждают сделки по внешней торговле; изучают
общие экономические условия и торговую конъюнктуру страны пребывания и т.д.
Ответственность
по обязательствам торгпредства несет государство. В качестве ответчика торгпредство
может выступать перед иностранными судебными органами лишь по спорам, вытекающим
из торговых сделок, заключенных торговым представительством, и притом только в тех
государствах, в которых Правительство РФ выразило согласие на подчинение торгпредства
местному суду по указанным спорам.
Вопросы
статуса и деятельности постоянных представительств при международных организациях
регулирует Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными
организациями универсального характера 1975 г. Согласно ст. 6 Конвенции, функции
постоянного представительства состоят: в обеспечении представительства посылающего
государства при организации и участии в ее деятельности; в ведении переговоров с
организацией и защите интересов посылающего государства по отношению к организации,
а также в выяснении осуществляемой в организации деятельности и сообщении о ней
своему правительству.
Посылающее
государство может по своему усмотрению назначить сотрудников своих представительств
и делегаций. Глава представительства обычно уполномочивается правительством своего
государства и к нему неприменимы такие процедуры, как запрос агремана и аккредитование
в государстве пребывания.
Глава
представительства и члены дипломатического персонала представительства пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции государства
пребывания и, кроме ряда случаев, от гражданской и административной юрисдикции.
Они не обязаны давать показания в качестве свидетелей. Они пользуются привилегиями,
аналогичными привилегиям сотрудников
дипломатических представительств.
Определенным
образом к специальным миссиям дипломатической деятельности можно отнести международные
межправительственные конференции как временные коллективные органы государств-участников,
созываемые для обсуждения и решения согласованных задач, имеющие определенную организационную
структуру и компетенцию, закрепленные в правилах процедуры. Термином «международные
конференции” охватываются не только формы дипломатической деятельности, которые
именуются конференциями, но и совещания, встречи и т.п. Наиболее распространенными
являются конференции ad hoc (для данного случая, для определенной цели), созываемые
либо государствами-инициаторами, либо в рамках и под эгидой межправительственных
организаций. Делегаты конференции как представители государств должны обладать всеми
необходимыми возможностями для выполнения своих задач. Поэтому сложилось правило
предоставления главам и членам делегаций иммунитетов и привилегий, которые установлены
для глав и сотрудников дипломатических представительств.
Установка
консульских сношений. Консульства: понятие, порядок образования, виды и функции
Консульские учреждения как зарубежные представительства
имеют существенное отличие от дипломатических представительств: они функционируют
не в масштабах всего государства пребывания, а в пределах консульского округа,
определяемого по взаимному соглашению. Обычно такой округ охватывает несколько
административно-территориальных единиц государства пребывания.
Консульские отношения возникают с установлением
дипломатических отношений, а при их отсутствии на основе специального соглашения
заинтересованных государств. Согласие государства пребывания необходимо для открытия
консульского учреждения.
Консульские функции выполняются как рассматриваемыми
специальными консульскими учреждениями, так и дипломатическими представительствами,
в составе которых создаются консульские отделы.
Предусмотрены четыре вида консульских учреждений:
генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства.
В консульских отношениях Российской Федерации, как и ранее СССР, наиболее распространены
генеральные консульства. В настоящее время в различных регионах России функционируют
генеральные консульства: в Санкт-Петербурге — США, ФРГ, Великобритании, Финляндии,
ЮАР, КНР, Японии, Болгарии, Кубы, Эстонии, Франции и ряда других стран; в Пскове
— Латвии; в Астрахани — Ирана; в Екатеринбурге — США и Великобритании; в Тюмени
— Украины; в Новосибирске — ФРГ; в Иркутске — Монголии; в Хабаровске — КНР; во
Владивостоке — США, Японии и т. д.
В составе посольств иностранных государств в Москве
работают консульские отделы.
Порядок формирования. Консулы, как правило, назначаются ведомством иностранных дел с уведомлением
страны пребывания. При этом назначаемому консулу выдается специальное удостоверение
о его полномочиях — консульский патент.Консульский патент выдается главой
государства, главой правительства или министром иностранных дел представляемого
государства. В Российской Федерации выдача консульского патента производится МИД
РФ.
Страна, принимающая консула, выдает ему специальное
разрешение на исполнение обязанностей консула — консульскую экзекватуру. Смомента ее получения начинается деятельность консула.
Заведующий консульским отделом при дипломатическом
представительстве не нуждается в получении консульского патента и консульской экзекватуры.
Его назначение происходит в порядке, установленном для дипломатического персонала.
Штат консульских учреждений состоит из консульских
должностных лиц, административно-технического и обслуживающего персонала.
Консульские функции. Их условно можно разделить на две категории. К первой относятся аналогичные или
близкие функциям дипломатических представительств (имеются, естественно, различия
в масштабах деятельности). Это защита интересов представляемого государства, его
граждан и юридических лиц; содействие развитию торговых, экономических, культурных
и научных связей между государствами; выяснение всеми законными путями условий
и событий в государстве пребывания — и сообщение о них своему правительству.
Вторая категория охватывает собственно консульские
вопросы:
— выдачу паспортов гражданам представляемого государства
и виз (иных документов) лицам, выезжающим в представляемое государство;
— оказание помощи и содействия гражданам и организациям
представляемого государства, обеспечение надлежащего представительства своих граждан
в судебных и иных учреждениях государства пребывания;
— оказание помощи судам и самолетам, зарегистрированным
в представляемом государстве, и их экипажам;
— выполнение обязанностей нотариуса, регистратора
актов гражданского состояния и некоторых функций административного характера.
Перечень названных и ряда других функций, содержащихся
в Венской конвенции о консульских сношениях, дополняется в двусторонних консульских
конвенциях, а также — применительно к консульским учреждениям Российской Федерации
— в Консульском уставе СССР 1976 г., основные положения которого сохраняют силу
и значение. Здесь, в частности, названы такие функции, как учет постоянно проживающих
и временно находящихся в консульском округе граждан РФ, включая их воинский учет;
подготовка материалов по вопросам гражданства; действия — в рамках законов государства
пребывания и консульских конвенций — в отношении граждан, находящихся под арестом,
задержанных, лишенных свободы в иной форме или отбывающих» наказание (см. §
6 гл. 15).
Привилегии и иммунитеты консульских учреждений. Нормы, касающиеся консульских привилегий и иммунитетов, содержатся в Венской
конвенции о консульских сношениях 1963 г., в двусторонних консульских конвенциях.
В Российской Федерации эти вопросы регламентируются также Положением о дипломатических
и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР 1966
г.
Помещения, занимаемые консульскими учреждениями,
включая резиденцию их главы, пользуются неприкосновенностью. Вместе с тем в соответствии
с п. 2 ст. 31 Венской конвенции о консульских сношениях власти государства пребывания
могут вступать в помещения представительства «в случае пожара или другого
стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер зашиты».
Архивы, документы и официальная переписка консульского
учреждения неприкосновенны.
Связь консульского учреждения со своим правительством
и дипломатическим представительством своей страны на территории государства пребывания
осуществляется на тех же условиях и теми же средствами, что и дипломатического представительства.
Консульское учреждение освобождается на основе
взаимности от всех общегосударственных и местных налогов и сборов.
Консульскому учреждению разрешается ввоз с освобождением
от таможенных пошлин предметов, предназначенных для служебного пользования, включая
транспортные средства.
На помещении консульского учреждения вывешивается
флаг и, устанавливается эмблема представляемого государства.
Привилегии и иммунитеты консульских должностных
лиц. Вопрос о характере иммунитетов главы консульства
и других консульских должностных лиц решается не единообразно. Широкое распространение
получили нормы, предусматривающие ограниченное (функциональное) освобождение указанных
лиц от юрисдикции государства пребывания: они не подлежат юрисдикции в отношении
действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций, т. е. в том, что
касается служебной деятельности. В ст. 41 Венской конвенции о консульских сношениях
сформулирована норма, которая гласит: «1. Консульские должностные лица не
подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений
компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений. 2. За исключением
случаев, указанных в п. 1 настоящей статьи, консульские должностные лица не могут
быть заключены в тюрьму и не подлежат никаким другим формам ограничения личной свободы,
иначе как во исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу».
Следует иметь в виду то обстоятельство, что данное
положение неоднозначно отражено в двусторонних консульских конвенциях. Некоторые
из них особо регламентируют статус главы консульского учреждения, предоставляя ему
иммунитеты, аналогичные иммунитетам дипломатических агентов. В ряде конвенций
все консульские должностные лица приравниваются по характеру иммунитетов и привилегий
к дипломатическим агентам. Однако в большинстве двусторонних консульских конвенций
воспроизводятся основные положения ст. 41 Венской конвенции о консульских сношениях.
Консульские должностные лица, включая главу консульского
представительства, могут быть приглашены для дачи свидетельских показаний, кроме
показаний по вопросам, связанным с выполнением ими служебных функций. Однако в
случае отказа к ним не могут применяться меры принуждения или наказания. В ряде
двусторонних консульских конвенций этот вопрос решен таким же образом, как в Венской
конвенции о дипломатических сношениях.