12. Международный обычай в системе источников международного права
13. Международный договор в системе источников международного права
14. Общие принципы права как источник международного права
15. Роль односторонних актов государств в системе источников международного права
16. Акты международных организаций как источник международного права
17. Средства определения норм международного права
Международный обычай — "доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы".
Обычай приобретает юридическое значение в результате однородных или идентичных действий государств и определенным образом выраженного ими намерения придать таким действиям нормативное значение.
Длительная повторяемость, т. е. устойчивая практика, — это традиционное основание признания обычая как источника права (таково, например, становление в качестве источника обычая в отношении исторических заливов государств). Однако возможно рождение обычая в качестве источника права в короткий промежуток времени (так случилось с почти мгновенным признанием государствами свободы использования космического пространства, позднее получившей договорное закрепление).
Поскольку при переходе от обычая к договору новый источник заменяет прежний только для участвующих в договоре государств типичные ситуации, когда по одному и тому же вопросу применяются одновременно оба источника — и международный договор, и международный обычай, но каждый применительно к "своей" группе государств. Например, правила, регламентирующие дипломатические иммунитеты, проистекают из Венской конвенции о дипломатических сношениях для участвующих в ней государств и из многовекового обычая для государств, не участвующих по каким-либо причинам в Конвенции.
При этом во многих договорах формулируется положение о сохранении и дальнейшем применении обычаев по вопросам, не решенным в договорах. Так, в преамбуле Венской конвенции о дипломатических сношениях подтверждается, что нормы международного обычного права будут продолжать регулировать вопросы, прямо не предусмотренные положениями настоящей Конвенции".
При сопоставлении договора и обычая как источников международного права следует иметь в виду, что договор концентрирует определенную совокупность тематически однородных норм, а обычай — это почти всегда одна норма, вследствие чего понятия обычая как нормы и обычая как источника права переплетаются.
Международный договор определяется Венской конвенцией о праве международных договоровкак "международное соглашение, заключенной между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования"(имеется в виду практика использования таких наименований, как "договор", "конвенция", "соглашение" "протокол", "устав" и т. д.).
Международный договор характеризуется как основной источник международного права благодаря трем обстоятельствам.
Во-первых, договорная форма позволяет достаточно четко сформулировать правомочия и обязательства сторон, что благоприятствует толкованию и применению договорных норм.
Во-вторых, договорным регулированием охвачены ныне все без исключения области международных отношений, государства последовательно заменяют обычаи договорами.
В-третьих, договоры наилучшим образом обеспечивают согласование и взаимодействие международных норм и норм внутригосударственного законодательства.
Основные принципы международного права - основополагающие, общепризнанные нормы, отражающие характерные черты и основное содержание международного права и имеют высшую юридическую силу.
Принципы международного права являются критерием законности всех других норм международного права, а также фактического поведения государств. Их перечень содержится в наиболее авторитетных международно-правовых документах, а именно: Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.. В этих документах закреплены принципы:
Последние три принципа были добавлены в общий перечень Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975
Наличие системы основных принципов является характерной особенностью современного международного права. Принципы международного права выполняют важные функции, определяют основы взаимодействия субъектов международного права.
Основным видом односторонних актов являются обязательства (напр. обязательство СССР не применять первым ядерное оружие).
Акт обязательства - это одностороннее заявление государства в лице его компетентного органа, что оно берет на себя обязательство об определенном, в согласовании с изложенными в заявление условиями, поведении в межгосударственных отношениях, ранее не предусмотренное действующими международно-правовыми предписаниями или вносящему в таковые некоторые уточнения, адресованное всем другим государствам или некоторым из них и так или иначе доведенное до их сведения (в частности, в письменной форме).
Акт признания - это акт (действие или бездействие) государства, посредством которого оно в согласовании с действующим международным правом признает правомерное юридически значимую ситуацию, созданную действиями второго государства, поскольку о наличии такой ситуации ему известно или должно быть известно.
Противоположный признанию акт протеста - это заявление государства об отказе признать правомерное юридически значимую ситуацию, созданную поведением второго государства, т.е. квалификация ее в согласовании с действующими международно-правовыми предписаниями в качестве противоправное.
Следующим видом одностороннего акта является отказ, кот означает, что гос-во отказывается от права, претензии, компетенции, кот перестают с этого момента существовать. Отказ носит окончательный и бесповоротный характер.
Статус актов международных межправительственных организаций определяется их уставами. В пределах своей компетенции органы этих организаций принимают, как правило, акты-рекомендации либо акты правоприменительного характера. Так, согласно ст. 10, 11, 13 Устава ООН Генеральная Ассамблея уполномочена "делать рекомендации", а согласно ст. 25 члены ООН подчиняются решениям Совета Безопасности, но сами эти решения связаны с его правоприменительной деятельностью. Сама по себе международная организация не вправе превращаться в международного "законодателя". Вместе с тем государства-члены организации - могут использовать организацию для нормотворческой деятельности. На сессиях Генеральной Ассамблеи ООН принимаются резолюции, фиксирующие одобрение от имени организации разработанных в ее рамках международных договоров. Так было в отношении Договора о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1971 г.), Международных пактов о правах человека (1966 г.), Международной конвенции о борьбе с захватом заложников (1979 г.) и других актов. В этих случаях текст договора публикуется в документах ООН в виде приложения к резолюции Генеральной Ассамблеи.
Относительно деятельности некоторых других международных организаций можно констатировать принятие ими административно-регламентационных актов типа стандартов Международной организации гражданской авиации (ИКАО), санитарных правил Всемирной организации здравоохранения, правил МАГАТЭ по безопасному обращению с радиоактивными материалами. Возможность принятия правил в рамках Международного органа по морскому дну предусмотрена в Конвенции ООН по морскому праву (ст. 160, 162 и др.).
Согласно ст. 38 Статута Международного суда ООН, Суд применяет судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для вы значение правовых норм.
Ни судебная практика, ни доктрина не могут создавать правовые нормы, а могут только доказывать существование обычных или договорных норм, или общих принципов права.
Доктрина международного права - в широком смысле - это система взглядов и концепций о сущности и назначении международного права в определенных исторических условиях.
Доктрина международного права - в узком смысле - это научные труды юристов-международников.
Еще недавно бытовало мнение, согласно которому международное право считалось правом доктринальным, правом ученых. Такие авторы, как Гуто Гроций, Корнелис ван Бинкерсхук, Эмер де Ваттель, Ласса Оппенгейм,
Жан-Жак Руссо внесли значительный вклад в формирование и развитие международного права. И сегодня доктрина может влиять на разработку новых норм международного права. Особое значение имеют взгляды юристов из разных стран, которые находят отражение в исследованиях и документах Института международного права, Ассоциации международного права и др.
Согласно ст. 59 Статута Международного суда ООН, его решения должны иметь обязательную силу только для сторон и только в рамках рассматриваемого дела. Таким образом, решение Международного суда ООН не создает прецедент, обязательный при будущем решении аналогических дел, и представляет собой акт судебного правоприменения. Судебная практика имеет важное значение для установления содержания нормы между народного права.
вологість:
тиск:
вітер:
вологість:
тиск:
вітер:
вологість:
тиск:
вітер: