Реклама від Google

Реклама від Google


Категорія: Международное право (Шпаргалки)


12. Международный обычай в системе источников международного права

13. Международный договор в системе источников международного права

14. Общие принципы права как источник международного права

15. Роль односторонних актов государств в системе источников международного права

16. Акты международных организаций как источник международного права

17. Средства определения норм международного права

 

 

12. Международный обычай в системе источников международного права

Международный обычай — "доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы".

Обычай приобретает юридическое значение в результате однородных или идентичных действий государств и определен­ным образом выраженного ими намерения придать таким дей­ствиям нормативное значение.

Длительная повторяемость, т. е. устойчивая практика, — это традиционное основание признания обычая как источника права (таково, например, становле­ние в качестве источника обычая в отношении исторических заливов государств). Однако возможно рождение обычая в ка­честве источника права в короткий промежуток времени (так случилось с почти мгновенным признанием государствами сво­боды использования космического пространства, позднее полу­чившей договорное закрепление).

Поскольку при переходе от обычая к договору новый ис­точник заменяет прежний только для участвующих в договоре государств типичные ситуации, когда по одному и тому же во­просу применяются одновременно оба источника — и между­народный договор, и международный обычай, но каждый при­менительно к "своей" группе государств. Например, правила, регламентирующие дипломатические иммунитеты, проистека­ют из Венской конвенции о дипломатических сношениях для участвующих в ней государств и из многовекового обычая для государств, не участвующих по каким-либо причинам в Конвенции.

При этом во многих договорах формулируется положение о сохранении и дальнейшем применении обычаев по вопросам, не решенным в договорах. Так, в преамбуле Венской конвенции о дипломатических сношениях подтверждается, что нормы международного обычного права будут продолжать регулиро­вать вопросы, прямо не предусмотренные положениями настоя­щей Конвенции".

При сопоставлении договора и обычая как источников ме­ждународного права следует иметь в виду, что договор концен­трирует определенную совокупность тематически однородных норм, а обычай — это почти всегда одна норма, вследствие чего понятия обычая как нормы и обычая как источника права пере­плетаются.

 

 


13. Международный договор в системе источников международного права

Международный договор определяется Венской конвенцией о праве международных договоровкак "международное соглашение, заключенной между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования"(имеется в виду практика использования таких наименований, как "договор", "конвенция", "соглашение" "протокол", "устав" и т. д.).

Международный договор характеризуется как основной источник международного права благодаря трем обстоятельствам.

Во-первых, договорная форма позволяет достаточно четко сформулировать правомочия и обязательства сторон, что благоприятствует толкованию и применению договорных норм.

Во-вторых, договорным регулированием охвачены ныне все без исключения области международных отношений, государства последовательно заменяют обычаи договорами.

В-третьих, договоры наилучшим образом обеспечивают согласование и взаимодействие международных норм и норм внутригосударственного законодательства.

 

 


14. Общие принципы права как источник международного права

Основные принципы международного права - основополагающие, общепризнанные нормы, отражающие характерные черты и основное содержание международного права и имеют высшую юридическую силу.

Принципы международного права являются критерием законности всех других норм международного права, а также фактического поведения государств. Их перечень содержится в наиболее авторитетных международно-правовых документах, а именно: Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.. В этих документах закреплены принципы:

  • неприменение силы или угрозы силой;
  • мирного разрешения споров;
  • невмешательство во внутренние дела государств;
  • сотрудничества между государствами;
  • равноправия и самоопределения народов;
  • суверенного равенства государств;
  • добросовестного выполнения обязательств по международному праву;
  • незыблемости государственных границ;
  • территориальной целостности;
  • уважения прав человека и основных свобод.

Последние три принципа были добавлены в общий перечень Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975

Наличие системы основных принципов является характерной особенностью современного международного права. Принципы международного права выполняют важные функции, определяют основы взаимодействия субъектов международного права.

 

 


15. Роль односторонних актов государств в системе источников международного права

Основным видом односторонних актов являются обязательства (напр. обязательство СССР не применять первым ядерное оружие).

Акт обязательства - это одностороннее заявление государства в лице его компетентного органа, что оно берет на себя обязательство об определенном, в согласовании с изложенными в заявление условиями, поведении в межгосударственных отношениях, ранее не предусмотренное действующими международно-правовыми предписаниями или вносящему в таковые некоторые уточнения, адресованное всем другим государствам или некоторым из них и так или иначе доведенное до их сведения (в частности, в письменной форме).

Акт признания - это акт (действие или бездействие) государства, посредством которого оно в согласовании с действующим международным правом признает правомерное юридически значимую ситуацию, созданную действиями второго государства, поскольку о наличии такой ситуации ему известно или должно быть известно.

Противоположный признанию акт протеста - это заявление государства об отказе признать правомерное юридически значимую ситуацию, созданную поведением второго государства, т.е. квалификация ее в согласовании с действующими международно-правовыми предписаниями в качестве противоправное.

Следующим видом одностороннего акта является отказ, кот означает, что гос-во отказывается от права, претензии, компетенции, кот перестают с этого момента существовать. Отказ носит окончательный и бесповоротный характер.

 

 


16. Акты международных организаций как источник международного права

Статус актов международных межправительственных организаций определяется их уставами. В пределах своей компетенции органы этих организаций принимают, как правило, акты-рекомендации либо акты правоприменительного характера. Так, согласно ст. 10, 11, 13 Устава ООН Генеральная Ассамблея уполномочена "делать рекомендации", а согласно ст. 25 члены ООН подчиняются решениям Совета Безопасности, но сами эти решения связаны с его правоприменительной деятельностью. Сама по себе международная организация не вправе превращаться в международного "законодателя". Вместе с тем государства-члены организации - могут использовать организацию для нормотворческой деятельности. На сессиях Генеральной Ассамблеи ООН принимаются резолюции, фиксирующие одобрение от имени организации разработанных в ее рамках международных договоров. Так было в отношении Договора о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1971 г.), Международных пактов о правах человека (1966 г.), Международной конвенции о борьбе с захватом заложников (1979 г.) и других актов. В этих случаях текст договора публикуется в документах ООН в виде приложения к резолюции Генеральной Ассамблеи.

Относительно деятельности некоторых других международных организаций можно констатировать принятие ими административно-регламентационных актов типа стандартов Международной организации гражданской авиации (ИКАО), санитарных правил Всемирной организации здравоохранения, правил МАГАТЭ по безопасному обращению с радиоактивными материалами. Возможность принятия правил в рамках Международного органа по морскому дну предусмотрена в Конвенции ООН по морскому праву (ст. 160, 162 и др.).

 

 


17. Средства определения норм международного права

Согласно ст. 38 Статута Международного суда ООН, Суд применяет судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для вы значение правовых норм.

Ни судебная практика, ни доктрина не могут создавать правовые нормы, а могут только доказывать существование обычных или договорных норм, или общих принципов права.

Доктрина международного права - в широком смысле - это система взглядов и концепций о сущности и назначении международного права в определенных исторических условиях.

Доктрина международного права - в узком смысле - это научные труды юристов-международников.

Еще недавно бытовало мнение, согласно которому международное право считалось правом доктринальным, правом ученых. Такие авторы, как Гуто Гроций, Корнелис ван Бинкерсхук, Эмер де Ваттель, Ласса Оппенгейм,

Жан-Жак Руссо внесли значительный вклад в формирование и развитие международного права. И сегодня доктрина может влиять на разработку новых норм международного права. Особое значение имеют взгляды юристов из разных стран, которые находят отражение в исследованиях и документах Института международного права, Ассоциации международного права и др.

Согласно ст. 59 Статута Международного суда ООН, его решения должны иметь обязательную силу только для сторон и только в рамках рассматриваемого дела. Таким образом, решение Международного суда ООН не создает прецедент, обязательный при будущем решении аналогических дел, и представляет собой акт судебного правоприменения. Судебная практика имеет важное значение для установления содержания нормы между народного права.


Категорія: Международное право (Шпаргалки)
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter