Реклама від Google

Реклама від Google


Категорія: Основа слідчої діяльності (Шпаргалки)


Функционально-психологический анализ следственной деятельности


Реальная ситуация уголовного преступления, как правило, определяется высокой степенью сложности и неопределенности. Поэтому планируя процесс его расследования, следователь базируется не на реальной ситуации, а на ее информационной модели. В качестве такого модельного представления выступает следственная ситуация - динамическая информационная система, отражающая с различной степенью адекватности, разнообразные логико-познавательные связи между установленными и еще не установленными обстоятельствами, тактико-психологические отношения участников (сторон) уголовного производства, а также организационно управленческого структуру и уровень упорядоченности процесса расследования .

Указанным определяется типология компонентов следственной ситуации:

  • компоненты информационного характера;
  • компоненты процессуального и тактического характера;
  • компоненты материального и организационно-технического характера;
  • компоненты психологического характера.

Соотношение между компонентами реальной ситуации и модельного представления достаточно сложное и неоднозначное:

- Объективно сложная ситуация правильно отражена в сложной следственной ситуации;

- Объективно сложная ситуация неадекватно отражена как простая следственная ситуация;

- Объективно простая ситуация неадекватно воспринимается как сложная следственная ситуация;

- Объективно простая ситуация правильно осознается как простая следственная ситуация.

Указанными соотношениями обусловленные возможные ошибки в ориентации уже на начальных этапах расследования.

В психологическом плане следственная ситуация проблемной ситуацией, что детерминирует всю познавательную активность следователя. Функциональным центром познавательной деятельности следует считать решения различных умственных задач, которые делятся на два основных вида: идеальные и реальные.

Идеальные задача - это следственные версии, выдвигаемые после сбора первоначальной информации и составляют собой разноуровневые модели. Идеальное умственная задача, как частичная версия, направленное на организацию конкретных информационно-поисковых действий.

При расследовании уголовных преступлений следователь решает несколько типов реальных задач:

  • задачи по определению источников информации;
  • задачи по организации следственных и оперативно-розыскных действий;
  • задача по координации деятельности;
  • задачи по экономизации процессуальных сил и определения сроков расследования;
  • задачи по организации профилактических мероприятий.

Первый тип задач определяет действия по нахождению НЕ столько же информации, сколько надежного ее источники. Исходное условие этого типа задач содержится в проблемной следственной ситуации как источнике первоначальной информации по меньшей мере факта преступления (город события, свидетели, потерпевшие, вещественные доказательства). Детализация умственной деятельности следователя на этом этапе возможна по нескольким основаниям. Во-первых, неопределенность в условиях практического отсутствия первоначальной информации может производить множество взаимно противоречивых версий или же ни продуктивной. Во-вторых, выделение смысловых информационных зон осложняется значительным объемом избыточной информации, что, в свою очередь, приводит к выдвижению нескольких однопорядковых версий. Внешняя непротиворечивая согласованность фактов, условий и обстоятельств (возможно, они и не касаются факта преступления) через ее очевидность приводит следователя к верификации в неверном направлении.

Второй тип задач подразделяется на несколько подтипов:

а) задачи по избранию эффективной следственного действия или оперативно-розыскного мероприятия для получения доказательной информации;

б) задачи по системе следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

в) задачи по структуре организации следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий (их планирование и реализация).

Третий тип задач направлен на координацию действий при расследовании уголовных преступлений. Координация как согласованная система действий, направленных на достижение цели, в следственной деятельности связана с концентрацией отдельных действий и их взаимообусловленность. Кроме того, она объединяет усилия нескольких лиц или ведомств.

Координация определяет также межличностное и ролевую взаимодействие работников, принимающих участие в расследовании преступления, причем можно выделить по крайней мере три формы такого взаимодействия:

а) поручение оперативным подразделениям проведения оперативно-розыскных мероприятий;

б) поручение оперативным подразделениям на выполнение следственных (розыскных) действий;

в) содействие оперативных подразделений работе следователя при производстве отдельных следственных (розыскных) действий.

Четвертый тип задач предполагает экономизации процессуальных усилий и определение сроков деятельности. Следователю предоставлены определенные процессуальные средства обнаружения, фиксации и исследования доказательств, процессуального принуждения и тому подобное. Одновременно выдвигаются достаточно жесткие требования по срокам как всего расследования, так и проведения отдельных следственных (розыскных) действий.

Содержание пятого типа задач - профилактическая деятельность следователя, имеет целью, с одной стороны, установление причин и условий, способствующих совершению преступления, а с другой - осуществление мероприятий, направленных на их ликвидацию.

В процессе решения любого типа задач следователь реализует следующую совокупность функций:

целевые - установление фактов, выдвижение версий и др .;

обеспечивающие - создание условий для эффективных действий;

контрольные - соотнесение, проверка полученных результатов, решения следователя задачи.

В процессе расследования преступления имеет решающее значение личность следователя с присущими ей структурными компонентами, а именно:

- Уровень моральных качеств, принципов и ценностей;

- Уровень интеллектуально-познавательных качеств;

- Характерологические свойства;

- Психофизиологические качества.

Профессиограмма следователя, таким образом, представляет собой многоуровневую иерархическую структуру, в которой отражаются психодинамические и индивидуально-психологические свойства и качества, реализуемых в профессиональной деятельности.Они сопровождаются и окрашиваются определенными психическими состояниями, которые влияют на динамику и эффективность достижения конечного результата.

Такие состояния дифференцируются в зависимости от:

а) роли личности и ситуации - личностные и ситуативные;

б) доминирующих компонентов деятельности - интеллектуальные, эмоциональные, волевые;

в) степени выраженности - глубокие и поверхностные;

г) срока течения - кратковременные и длительные;

д) воздействия на личность - положительные и отрицательные, стенические и астенические;

е) степени адекватности - адекватные и неадекватные и др.

Так, оптимизируют деятельность следующие состояния:

  • профессиональный интерес, состояние творчества, вдохновения - вызывает энергичность, повышает работоспособность, улучшает восприятие и мыслительные процессы;
  • состояние готовности к проведению определенной следственного действия - способствует активизации познавательных процессов и наблюдательности, остроте ощущений, высокому уровню саморегуляции;

состояние решимости - побуждает к сложным волевых усилий и самоконтроля.

Негативно влияют на эффективность деятельности:

  • психическая напряженность - дезорганизует поведение, вызывает затруднение мышления, приводит к пассивности;
  • тревожность - вызывается сложной ситуацией или неожиданными изменениями, неудачами и ошибками;
  • фрустрация - возникает в ситуации актуального или потенциального противоборства, конечно завершается агрессией (на объект или самого себя);
  • персеверация - ригидность. Сочетание инерционности, стереотипности с упорством, сопротивления изменениям как следствие шаблонности мышления и чрезмерной типизации расследованных дел.

Влияние негативных эмоциональных состояний может минимизироваться рациональной организацией и выработкой индивидуального стиля деятельности, при котором недостатки компенсируются развитием профессионально важных качеств личности и усвоением эффективных методов и средств.

Анализ существующих индивидуальных стилей деятельности позволяет выделить следующие типы личности следователя:

1 тип - следователь-организатор. Умело распределяет полномочия, легко устанавливает межличностные контакты, успешно руководит действиями следственно-оперативной группы;

2 тип - следователь-мыслитель. Не склонен к руководству, продуктивно генерирует версии, является профессионалом в оценке информации по делу, предпочитает самостоятельной, интеллектуально-насыщенной труда, обладает развитым производительным мышлением и воображением;

3 тип - следователь-коммуникатор. Легко устанавливает и поддерживает социальные контакты, в процессе расследования основное внимание уделяет коммуникативным следственным действиям (допрос, очная ставка);

4 тип - следователь-следопыт. В структуре профессиональных качеств доминируют информационно-поисковые, в частности, высокий уровень наблюдательности. Склонен работать "по горячим следам", обладает широкими криминалистическими познаниями.

Функционально-психологическая структура следственной деятельности представлена ??информационно-поисковыми и информационно-коммуникативными следственными действиями.

Информационно-поисковые - это действия, основу которых составляет информационный поиск и оперирования информацией о событиях преступления (осмотр места происшествия, опознания, следственный эксперимент и обстоятельств события, обыск); информационно-коммуникативные - группа следственных действий, основанных на коммуникативной деятельности, то есть осуществляются в условиях постоянного контакта и диалога между участниками процесса расследования (допрос, очная ставка).


Категорія: Основа слідчої діяльності (Шпаргалки)
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter