Специфика следственной деятельности и ее психологическая структура
Специфика следственной деятельности и ее психологическая структура
Среди юридических специальностей профессия следователя
требует не только задатков, призвание и образования, но и значительного жизненного
опыта, целого ряда профессиональных навыков и умений. Деятельность реализуется в стремлении следователя
расследовать уголовное дело, раскрыть все обстоятельства преступления, она также
охватывает широкий спектр сбора исходной информации с целью решения профессиональных
задач.
При решении профессиональных задач следователь сталкивается
с определенными психологическими особенностями деятельности, характеризуются:
- процессуальной регламентированностью средств и сроков
следствия; - высокой формализованность социально-ролевой функции
следователя; - познавательно-поисковой направленности;
- оперативностью (практические результаты одной действия
определяют выбор иного действия); - наличием властных полномочий;
- широкой социальной коммуникативной взаимодействием;
- ризноплановистю социальных ситуаций, в которых приходится
работать; - повышенной единоличной ответственностью за принимаемые
решения; - противодействием и сопротивлением заинтересованных
лиц правомерным действиям следователей; - ускоренным темпом;
- неотложностью действий (отсрочка может привести
к изменению обстановки, утрате следов и доказательств, важной информации от свидетелей); - совмещение нескольких видов деятельности — психолога,
оперуполномоченного, социолога и тому подобное; - влиянием большого количества стресс-факторов;
- напряженностью, неопределенностью, экстремальности,
исключительностью но не типичностью; - автономностью деятельности, необходимостью самостоятельно
принимать ответственные решения, иногда не согласовывая их с руководством.
Эти и другие психологические особенности профессиональной
деятельности влияют на психическое и физическое состояние следователя, результативность
и качество осуществления правоохранительных функций.
Психологический анализ нормативно-правовых актов,
регулирующих деятельность следователя, то есть его функций обязанностей и прав,
позволяет построить общую структуру деятельности следователя.
Итак, следственная деятельность может рассматриваться
как совокупность определенных ее видов, а именно:
Гносеологическая (с греческого «gnosis» — знание, «logos» — учение) деятельность — поиск, восприятие, анализ и обобщение информации
для установления истины и предупреждения и расследования преступления; изучение объектов следственной деятельности средствами
диагностирования, выяснение, выявления, анализа, оценки, систематизации, классификации
и тому подобное; для получения и отработки значимой информации, познания их сущности,
противодействия влиянию и тому подобное.
Главная задача гносеологической деятельности следователя
— получение системы доказательств по надежным признакам события, позволяющей установить
личность преступника и раскрыть механизм совершения преступления.
Гносеологическая деятельность состоит из таких ее
разновидностей:
а) аналитико-оценочная — анализ и оценка условий, средств, методов, форм,
мероприятий, результатов, объектов следственной деятельности. В процессе познания следователь мысленно расчленяет
объект анализа, выделяет в нем различные элементы.Объединяя многочисленные элементы,
он абстрактно восстанавливает в памяти объект познания в его целостности, осуществляет
сравнение от абстрактного к конкретному;
б) диагностическая (с греческого «diagnosis» — распознавание, определение) — распознавание
и определение определенных признаков объектов следственной деятельности, их характерологических
особенностей, мотивов преступного поведения;
в) прогностическая (с греческого «prognosis» — прогностический) — предвидение развития
чего-то, что основывается на определенных данных) заключается в возможности предусматривать
отклонения и нежелательные явления; предыдущем прогнозировании преступных действий и
ошибок, последствий психологического воздействия; последствий принятых мер; поведения участников уголовного процесса; планирование последовательности оперативно-розыскных
мероприятий и содержания действий на близкие и отдаленные перспективы и тому подобное;
г) эвристическая — применение новейших технологий и конструктивных приемов для
сокращения времени, необходимого для решения задачи; нахождения новых нетрадиционных способов расследования
и раскрытия преступления.
Гносеологическая деятельность следователя заключается
в решении им системы простых и сложных мыслительных задач, в стратегиях решения
проблем, в творческом подходе к ситуациям, которые требуют познавательной активности. Простые задачи решаются алгоритмически — путем выполнения
ряда заранее известных правил. Так, выявление и изъятие материальных следов, процессуальная
их фиксация — пример простого алгоритмического задачи. Решение сложных задач связано с творческим, эвристическим
поиском ответа в проблемных ситуациях.
Поисковая деятельность — изучение особенностей объектов, условий, средств
следственной деятельности; выделение из окружающей среды важной криминалистической
информации (следов преступника, потерпевшего, оружия, средств преступления и др.).
Главная задача поисковой деятельности следователя
— достоверное воспроизведение преступления.
Поисковая деятельность состоит из таких ее разновидностей:
а) реконструктивная — нахождение вещественных доказательств, восстановления
обстоятельств события преступления; отбора, упорядочения, определение средств, форм,
методов и тому подобное. Процесс расследования — чрезвычайно сложная работа,
связанная с воспроизведением события прошлого, а потому требует значительных логико-интеллектуальных,
эмоциональных и физических усилий. В процессе расследования следователь путем чувственного
восприятия и логического мышления и процессуальных действий воспроизводит реальную
картину события преступления;
б) конструктивная — процесс моделирования будущей следственного действия,
ситуации, социального взаимодействия.
Коммуникативная деятельность — заключается в социально-правовой коммуникации
в группах: «субъект-объект профессионального интереса», «субъект-субъект», «субъект-группа»,
«субъект-коллектив» для получения, проверки и уточнения необходимой информации и
тому подобное. Главная задача коммуникативной деятельности следователя — установление
контакта для получения достоверной информации о преступлении.
Коммуникативная деятельность следователя включает
в себя следующие разновидности:
— коммуникативно-перцептивная — заключается в восприятии объекта следственной
деятельности, выявлении ложных показаний и показаний, понимании невербальных признаков
неискренности;
— коммуникативно-суггестивная — заключается в убеждении объектов следственной
деятельности с целью раскрытия и расследования преступлений, предупреждение правонарушений,
пресечения преступных посягательств;
— коммуникативно-служебная — заключается в служебной коммуникации с коллегами,
руководством, государственными и негосударственными учреждениями.
Коммуникативная деятельность является ведущим видом,
что будет способствовать установлению истины при расследовании преступления. При расследовании и раскрытии преступлений следователи
постоянно вступают в определенные отношения со многими людьми — свидетелями, потерпевшими,
подозреваемыми, экспертами, работниками прокуратуры, членами следственно-оперативной
группы и тому подобное.
Организационная деятельность — организация эффективного применения форм и средств
следственной деятельности и взаимодействия подразделений; распределение выполнения необходимых поручений работникам
оперативных подразделений;привлечения специалистов, экспертов; выявления вещественных доказательств, установления
свидетелей и тому подобное.
Главная задача организационной деятельности следователя
— организация взаимодействия работников различных служб и ведомств для получения
доказательной информации.
Профилактическая деятельность — прекращение возможных преступлений;выявление причин
и условий, способствующих преступности; осуществление коррекции нежелательной позиции участников
расследования. Главная задача профилактической деятельности следователя — предупреждение
общественно опасных преступных посягательств, устранения причин и условий, способствующих
преступности; .
Психологическое воздействие как осознанная деятельность. Заключается в осуществлении следователем продуманного
планомерного психологического воздействия на различные категории лиц для коррекции
их нежелательной позиции или поведения (легкомысленной, аддитивной, противоправного); диагностирования индивидуально-психологических особенностей
участников уголовного процесса и отбор наиболее действенных методов и приемов целенаправленного
психологического воздействия на них.
Главная задача психологической деятельности следователя
— применение психологических знаний, умений и навыков в ходе следственных действий.
Удостоверяющий деятельность — предоставление всей полученной информации специальных,
предусмотренных законом форм (протокола, постановления, объяснения, пояснительной
записки и т.д.). Следователь исходную информацию получает в виде конкретных чувственных
образов, возникающих во время обыска, осмотра, следственного эксперимента и т.п.,
выслушивание показаний, предоставленных устно (во время допроса, очной ставки) или
чтения показаний, предоставленных письменно, в виде документов, протоколов, справок
и т.д. .
В последнее время в следствии активно применяются технические средства фиксации показаний: машинопись, магнитофонная запись,
иногда — стенография, что требует от следователя более высокого мастерства и специальных
технических навыков при проведении допроса.
Итак, психологическая структура следственной деятельности
представлена функционально-деятельностными компонентами, которые достаточно сложны,
внутренне содержательно наполнены и четко отражают ее содержание. Эта структура позволяет определить перечень профессионально
важных психологических качеств лиц, осуществляющих определенный вид деятельности,
объем необходимых для успешной профессиональной деятельности психологических знаний
и умений.