Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Статистика как самостоятельная общественная наука

1.
Статистика как самостоятельная общественная наука

Понятие «статистика» происходит от латинского слова «status»,
которое в переводе означает — положение, состояние, порядок явлений. В научный оборот
термин «статистика» ввел профессор Геттингенского университета Готфрид
Ахенваль (1719 — 1772).

В зависимости от объекта изучения статистика как
наука подразделяется на социальную, демографическую, экономическую, промышленную,
торговую, банковскую, финансовую, медицинскую и т.д. Общие свойства статистических
данных, независимо от их природы и методы их анализа рассматриваются математической
статистикой и общей теорией статистики.

Статистика имеет дело, прежде всего с количественной
стороной явлений и процессов общественной жизни. Одной из характерных особенностей
статистики является то, что при изучении количественной стороны общественных явлений
и процессов она всегда отображает качественные особенности исследуемых явлений,
т.е. изучает количество в неразрывной связи, единстве с качеством.

Важнейшими составными элементами статистической
методологии являются: 1) массовое наблюдение; 2) группировки, применение обобщающих
(сводных) характеристик; 3) анализ и обобщение статистических фактов и обнаружение
закономерностей в изучаемых явлениях.

 

 

2. Предмет статистической науки

Предметом статистики является исследование общественных
явлений, динамики и направления их развития. При помощи статистических показателей
статистика устанавливает количественную сторону общественного явления, наблюдает
закономерности перехода количества в качество на примере данного общественного явления.
На основании предоставленных наблюдений статистика производит анализ полученных
данных в конкретных условиях места и времени.

Статистика занимается исследованием социально-экономических явлений
и процессов, которые носят массовый характер, а также изучает множество определяющих
их факторов.

Для выведения и подтверждения своих теоретических законов большинство
общественных наук пользуются статистикой. Заключениями, сформированными на статистических
исследованиях, пользуются экономика, история, социология, политология и множество
других гуманитарных наук. Статистика необходима и общественным наукам для подтверждения
их теоретической основы, и ее практическая роль очень велика. Ни крупные предприятия,
ни серьезные производства, разрабатывая стратегию экономического и социального развития
объекта, не могут обойтись без анализа данных статистического учета. Для этого на
предприятиях и производствах организовываются специальные аналитические отделы и
службы, привлекающие специалистов, которые закончили профессиональную подготовку
по данной дисциплине.

Статистика, как и любая другая наука, обладает определенной совокупностью
методов изучения своего предмета. Методы статистики выбираются в зависимости от
изучаемого явления и конкретного предмета исследования (связи, закономерности или
развития).

Методы в статистике образуются в совокупности из разработанных
и применяемых специфических способов и приемов исследования общественных явлений.
К ним имеют отношение наблюдение, сводка и группировка данных, исчисление обобщающих
показателей на основе специальных методов (метод средних, индексов и т. д.). В связи
с этим различают три этапа работы со статистическими данными:

1) сбор – это массовое научно-организованное наблюдение, посредством
которого получают первичную информацию об отдельных фактах (единицах) изучаемого
явления. Данный статистический учет большого числа или всех входящих в состав изучаемого
явления единиц является информационной базой для статистических обобщений, для формулирования
выводов об изучаемом явлении или процессе;

2) группировка и сводка. Под этими данными понимают распределение
множества фактов (единиц) на однородные группы и подгруппы, итоговый подсчет по
каждой группе и подгруппе и оформление полученных итогов в виде статистической таблицы;

3) обработка и анализ. Статистический анализ заключает стадию
статистического исследования. Он содержит в себе обработку статистических данных,
которые были получены при сводке, интерпретацию полученных результатов с целью получения
объективных выводов о состоянии изучаемого явления и о закономерностях его развития.
В проессе статистического анализа исследуются структура, динамика и взаимосвязь
общественных явлений и процессов.

Основными этапами статистического анализа являются:

1) утверждение фактов и установление их оценки;

2) выявление характерных особенностей и причин явления;

3) сравнение явления с нормативными, плановыми и другими явлениями,
которые приняты за базу сравнения;

4) формулирование выводов, прогнозов, предположений и гипотез;

5) статистическую проверку выдвинутых предположений (гипотез).

 

 

3. Метод статистики и его особенности

Свой предмет статистика изучает при помощи своего, специфического
метода. Общей основой разработки и применения статистической методики является диалектический
метод познания, согласно которому общественные явления и процессы рассматриваются
в развитии, взаимной связи и причинной обусловленности. Метод статистики – это целая совокупность приемов, пользуясь
которыми статистика исследует свой предмет. Она включает в себя три группы собственно
методов: метод массовых наблюдений, метод группировок, метод обобщающих показателей.

Статистическое наблюдениезаключается в сборе
первичного статистического материала, в научно организованной регистрации всех существенных
фактов, относящихся к рассматриваемому объекту. Это первый этап всякого статистического
исследования.

Метод группировокдает возможность
все собранные в результате массового статистического наблюдения факты подвергать
систематизации и классификации. Это второй этап статистического исследования.

Метод обобщающих показателейпозволяет характеризовать
изучаемые явления и процессы при помощи статистических величин – абсолютных, относительных
и средних. На этом этапе статистического исследования выявляются взаимосвязи и масштабы
явлений, определяются закономерности их развития, даются прогнозные оценки.

Метод статистики

Для изучения
своего предмета статистика разрабатывает и применяет разнообразные методы, совокупность
которых образует статистическую методологию.

Применение
в статистическом исследовании конкретных методов предопределяется поставленными
при этом задачами и зависит от характера исходной информации.

Общей основой
разработки и применения статистической методологии являются принципы диалектического
подхода к изучению явлений жизни общества.

Это, прежде
всего требование рассмотрения фактов, характеризующих изучаемые явления, в их целостности,
во взаимосвязи и взаимообусловленности, что весьма важно при статистическом изучении
причинных отношений.

Важнейшим
положением диалектического метода познания является рассмотрение изучаемого явления
в развитии, движении от возникновения до исчезновения. В соответствии с этим общим
гносеологическим требованием является то, что статистика изучает динамику социально-экономических
явлений в их исторической обусловленности.

При статистическом
изучении социально-экономических явлений руководствуются положением материалистической
диалектики о переходе количественных изменений в качественные.

Это имеет
важное значение при изучении количественных изменений в массовых социально-экономических
явлениях для познания глубоких качественных изменений.

Статистика
опирается на диалектические категории случайного и необходимого, единичного и массового,
индивидуального и общего.

Все многообразие
статистических методов изучения коммерческой деятельности в курсе «Общая теория
статистики» систематизируется по их целевому применению в последовательно выполняемых
при этом трех основных стадиях экономико-статистического исследования:

— сбор первичной
статистической информации;

— статистическая
сводка и обработка первичной информации;

— анализ
статистической информации.

На первой
стадии статистического исследования решается задача получения соответствующих поставленной
задаче значений изучаемых признаков по отдельным единицам статистической совокупности.

Для осуществления
этой начальной стадии статистического исследования применяются методы массового
наблюдения. Требование массовости единиц наблюдения обусловливается тем, что изучаемые
статистикой закономерности проявляются в достаточно большом массиве данных на основе
действия закона больших чисел.

Основное
содержание закона больших чисел заключается в том, что в сводных статистических
характеристиках действия элементов случайности взаимопогашаются, хотя они и могут
проявляться в признаках индивидуальных единиц статистической совокупности.

В условиях,
развитых рыночных отношений каждый покупатель магазина выбирает именно тот товар,
который ему в данный момент требуется.

Но в целом
по магазину, возможно, сравнительно точно предвидеть как общий объем, так и структуру
спроса за год, отдельные сезоны и даже дни недели. Для выявления конкретных закономерностей
покупательского спроса необходима статистическая информация, отображающая специфику
спроса по дням недели, времени года и в целом за год.

На второй
стадии статистического исследования собранная в ходе массового наблюдения информация
подвергается статистической обработке, включающей получение итогов по изучаемой
совокупности в целом и отдельным ее частям, систематизацию единиц совокупности по
признакам сходства и т.д.

Важнейшим
методом второй стадии статистического исследования является метод статистических
группировок, позволяющий выделять в изучаемой совокупности социально-экономические
типы. Основное содержание второй стадии статистического исследования заключается
в переходе от характеристик единичного к сводным (обобщающим) показателям совокупности
в целом или ее частей (групп).

Отграничение
качественно однородных в существенном отношении групп социально-экономических явлений
— одно из непременных условий научного применения в статистическом исследовании
метода обобщающих статистических показателей.

Нарушение
принципа качественной однородности изучаемой совокупности приводит к получению нетипичных
характеристик, искажению результата исследования.

На третьей,
заключительной, стадии статистического исследования проводится анализ статистической
информации на основе применения обобщающих статистических показателей: абсолютных,
относительных и средних величин, статистических коэффициентов и др.

Анализ статистической
информации позволяет раскрывать причинные связи изучаемых явлений, определять влияние
и взаимодействие различных факторов, оценивать эффективность принимаемых управленческих
решений, возможные экономические и социальные последствия складывающихся ситуаций.

В сравнении
обобщающих статистических показателей изучаемых явлений определяются количественные
оценки их распространенности в пространстве и развития во времени, устанавливаются
характеристики связи и зависимости. Сопоставлением единичного с общим определяются
мера развития индивидуального, его отличие от других единиц изучаемой совокупности.

При анализе
статистической информации широкое применение имеют табличный и графический методы.

В «Общей
теории статистики» рассматриваются основные категории и методы статистической науки,
природа статистических совокупностей, познавательные свойства современной вычислительной
техники.

Представляя
базовый курс статистической науки, «Общая теория статистики» основополагающей учебной
дисциплиной, с изучением которой начинают формироваться необходимые профессиональные
качества экономистов высшей коммерсантов, менеджеров. Создается фундамент для усвоения
и статистической методологии познания закономерностей социально-экономических в
условиях рыночной экономики.

Статистика
в своей сущности призвана определять характер и форму данного явления по отношению
к совокупности в соответствии с фиксированным количеством элементов, включаемых
в поле исследования, которые оказывают воздействие на исследуемое явление.

В настоящее
время в статистике имеется большое количество методов, способов и приёмов анализа
статистических данных.

При этом
понятия «метод», «способ» и «приём» как инструментарий анализа не имеют чёткого
разграничения. Поэтому ниже в основном будем пользоваться одним из этих терминов.

При статистическом
изучении массового явления большое значение имеет объективное и всестороннее количественное
выражение состояния развития в конкретных условиях пространства и времени, выявление
и измерение внутренних и внешних закономерностей, раскрывающих содержание исследуемых
явлений.

С учётом
этих задач и будем классифицировать, и характеризовать основные приёмы анализа статистических
данных.

а) Состояние
статистической совокупности и её основных элементов характеризуется с применением
абсолютных, относительных и средних величин, статистических коэффициентов и др.

б) Изучение
изменения (развития) явления во времени в статистке в основном осуществляются с
использованием статистических показателей рядов динамики, методов выявления и количественной
оценки сезонных тенденции (тренда) развития, методов выявления и количественной
оценки созданных колебаний, метода параллельных рядов и др.

в) Задачи
выявления и измерения связей, взаимосвязей, закономерностей массовых явлений могут
решаться с использованием рядов распределения, графического метода, метода аналитических
групповок, метода параллельного сопоставления рядов, методов математической статистики.

Отдельные
методы анализа рассматриваются в других дисциплинах.

Часть методов
изучения связей будет рассмотрена в составе основных методов статистики.

В статистике
иногда применяют и другие подходы к разграничению приёмов анализа.

 

 

4. Понятие о теории вероятности

Основные понятия теории статистики:

1. Статистическая совокупность– это множество
единиц изучаемого явления, объединенных единой качественной основой, общей связью,
но отличающихся друг от друга отдельными признаками. Таковы, например, совокупность
домохозяйств, совокупность семей, совокупность предприятий, фирм, объединений и
т.п.

Совокупность называется однородной, если один или несколько изучаемых существенных
признаков ее объектов являются общими для всех единиц.

Совокупность, в которую входят явления разного типа, считаетсяразнородной. Совокупность может быть однородна в одном отношении
и разнородна в другом. В каждом отдельном случае однородность совокупности устанавливается
путем проведения качественного анализа, выяснения содержания изучаемого общественного
явления.

2. Признак – это качественная особенность единицы совокупности.
По характеру отображения свойств единиц изучаемой совокупности признаки делятся
на две основные группы:

— признаки, имеющие непосредственное количественное выражение,например возраст,
стаж работы, средний заработок и т.д. Они могут быть дискретными и непрерывными;

— признаки, не имеющие непосредственного количественного выражения.В этом случае отдельные
единицы совокупности различаются своим содержанием (например, профессии – характером
труда: учитель, столяр, швея-мотористка и т.д.). Такие признаки обычно называют атрибутивными (в философии «атрибут» – неотъемлемое свойство
предмета). В случае, когда имеются противоположные по значению варианты признака,
говорят об альтернативном признаке
(да, нет). Например, продукция может быть годной или бракованной (не годной); для
представителей отдельных возрастных групп существует вероятность дожить или не дожить
до следующей возрастной группы; каждое лицо может состоять в браке или нет и т.д.

Особенностью статистического исследования является то, что в нем
изучаются только варьирующие признаки, т.е. признаки, принимающие различные значения
(для атрибутивных, альтернативных признаков) или имеющие различные количественные
уровни у отдельных единиц совокупности.

3. Статистический показатель– это количественная
оценка свойства изучаемого явления. Статистические показатели можно подразделить
на два основных вида: учетно-оценочные показатели (размеры, объемы, уровни изучаемого
явления) и аналитические показатели (относительные и средние величины, показатели
вариации и т.д.).

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+
Предыдущий раздел