Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Об’єкти екологічних правовідносин

Об’єкти
екологічних правовідносин

Под
объектами права в широком смысле понимают имущественные, природные и духовные
блага, по поводу которых возникают правоотношения. Объектами экологического
права являются природные блага, которые существуют без участия человека или с
определенной ее участием (искусственное воспроизводство природных объектов).
Следует иметь в виду, что не все природные явления могут быть объектами
экологического права. Некоторые природные явления не поддаются правовому
воздействию, в частности, водные отливы и приливы, грозовые явления, извержения
вулканов и т.д.. Итак, объектами экологического права могут быть те природные
явления, по поводу которых возможно возникновение общественных отношений с их
правового регулирования.

Согласно
экологическим законодательством Украины к природным объектам относятся земля,
недра, растительный мир, леса, воды, животный мир, атмосферный воздух,
природно- заповедные объекты и др.. Право непосредственно не влияет на
природные объекты, его влияние проявляется через поведение субъектов
экологических отношений. Экологическое право выступает регулятором отношений,
потому что субъектами этих отношений являются индивиды, коллективы людей,
органы управления, государство. В праве определяется мера возможного и должного
поведения субъектов экологических отношений, обеспечивает оптимальное
использование природных ресурсов, их воспроизводства и охране окружающей
природной среды (экологической системы).

Законодательство
предусматривает внутреннюю классификацию каждого природного объекта. Она
устанавливается с целью определения правового режима каждого вида природного
объекта способствует поддержанию экологической стабильности.

В
правовой литературе определено соотношение между природными явлениями. Так,
природные объекты составляют неотъемлемые компоненты окружающей природной среды,
а природные ресурсы образуют часть природных объектов, используемых в качестве
источников удовлетворения различных интересов человека. Природные комплексы —
это совокупность взаимосвязанных между собой частей природных объектов,
выделенных с целью создания заповедной территории. Ландшафтом считается
территориальная система, состоящая из взаимодействующих природных компонентов.
Кроме того, в экологическом законодательстве выделены также конкретные
природные объекты, которым присущи специфические признаки и которые имеют
юридическое значение.

Земля
принадлежит к основным природных объектов и входит в состав единой экологической
системы как неотъемлемая ее часть. Понятие земли закреплено в ст. 1 Закона
Украины от 19 июня 2003 года № 962 -IV » Об охране земель» 1, где она
рассматривается как поверхность суши с почвами, полезными ископаемыми и другими
природными элементами, органично соединены и функционируют вместе с ней.
Земельные ресурсы — совокупный природный ресурс поверхности суши как
пространственного базиса расселения и хозяйственной деятельности, основное
средство производства в сельском и лесном хозяйстве. Почва же представляет
собой естественно -историческое органо — минеральное тело, образовавшееся на
поверхности земной коры и является центром наибольшей концентрации питательных
веществ, основой жизни и развития человечества благодаря наиболее ценных своему
свойству — плодородия.

Однако
землю следует рассматривать в двух аспектах: как совокупность всех природных
богатств (планета) и как поверхностный почвенный слой земли, который выполняет
экологические, экономические (средства производства, пространственный базис),
культурно — оздоровительные функции. Земельное законодательство рассчитано на
правовое регулирование использования поверхностного слоя земли и одновременно
взаимодействует с водным, лесным, горным, фаунистическим, атмосфероповитряним,
природно- заповедным, охранным законодательством. Земельное законодательство
выступает основной правовой формой земельных отношений. Земля как объект права
проявляется в различных сферах: при предоставлении земельных участков в
собственность или в пользование, при изъятии земель в установленном порядке для
удовлетворения определенных потребностей ; в процессе эксплуатации земель с
учетом их целевого назначения и т.п.. К землям Украины относятся все земли в
пределах ее территории, в том числе острова и земли, занятые водными объектами,
которые по основному целевому назначению подразделяются на категории земель (ч.
1 ст. 18 Земельного кодекса Украины, далее ЗК Украины). Поэтому в
законодательстве учтена специфика правового регулирования использования
категорий земель сельскохозяйственного назначения, жилой и общественной
застройки, природно- заповедного и другого природоохранного назначения,
оздоровительного, рекреационного, историко — культурного назначения, лесного
фонда, водного фонда, промышленности, транспорта.

Недра
являются самостоятельным природным объектом, частью единой экологической
системы. В статье 1 Кодекса Украины о недрах установлено, что недра — это часть
земной коры, расположенной под поверхностью суши и дном водоемов и простирающаяся
до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Из этого следует,
что законодательство о недрах рассчитано на ту часть недр, которая используется
для удовлетворения потребностей государства, юридических и физических лиц. Эту
часть недр называют природными ресурсами. Однако не все недра доступны для
деятельности человека с технологических, экономических и других причин.
Например, в некоторых регионах Украины природный газ залегает на глубине 5 тыс.
метров, добыча такого газа требует больших средств. Итак, этот газ можно
рассматривать как естественный объект, существующий объективно, а не как
природный ресурс, который можно использовать. Поэтому недра можно разделить на
две группы : те, что используются, и те, которые не используются по разным
причинам. Кодекс Украины о недрах выделяет пять видов пользования недрами в
зависимости от целей их использования (ст. 14). Объектами права выступает и
часть недр, которая может использоваться для удовлетворения потребностей общества.

Воды
— все воды (поверхностные, подземные, морские), входящих в состав природных
звеньев круговорота воды. Водный объект — природный или созданный искусственно
элемент окружающей среды, в котором сосредоточиваются воды. Все воды на
территории Украины составляют ее водный фонд, который включает в свой состав
: поверхностные воды — природные водоемы (озера), водотоки (реки, ручьи) ;
искусственные водоемы (водохранилища, пруды) и каналы, другие водные объекты;
подземные воды и источники; внутренние морские воды и территориальное море (ст.
С Водного кодекса). Водные объекты являются исключительной собственностью
народа Украины и предоставляются только в пользование (ст. 6). В зависимости от
значения водные объекты подразделяются на два вида : общегосударственные и
местного значения (ст. 5), что определяет различный правовой режим их
использования и охраны. В зависимости от целевого назначения воды
подразделяются на следующие виды : для питьевых целей, промышленности,
сельского хозяйства, транспорта, рыбного и охотничьего хозяйства, лечебно —
оздоровительных целей и др.. Согласно приведенной классификации в водном
законодательстве установлен правовой режим каждого вида водопользования.
Использование вод осуществляется в порядке общего и специального
водопользования (ст. 46). Объектами права водопользования являются конкретные
водоемы, предоставленные в установленном порядке соответствующим субъектам.
Растительный мир — совокупность всех видов растений, а также грибов и образуемых
ими сообществ на определенной территории (ст. Из Закона Украины » О
растительном мире «). Объекты растительного мира — дикорастущие (естественно
растут на определенной территории) и другие несельскохозяйственного назначения
сосудистые растения, мохообразные, водоросли, лишайники, а также грибы на всех
стадиях развития и образованные ими естественные группировки. Природные
растительные ресурсы делятся на природные ресурсы общегосударственного и
местного значения (ст. 4). их использование осуществляется в порядке общего или
специального использования (ст. 8). Кроме этого, они могут находиться в разных
формах собственности. Составной частью природных растительных ресурсов являются
леса.

Леса
относятся к особому природного явления и составляют также часть единой системы.
В статье 3 Лесного кодекса лес рассматривается как совокупность земли,
растительности, в которой доминируют деревья и кустарники, животные,
микроорганизмов и других природных компонентов, в своем развитии биологически
взаимосвязаны, влияют друг на друга и на окружающую среду. Представляется, что
такое определение слишком широкое, схоже с определением понятия ландшафта.
Более убедительным является определение, которое было дано в свое время
известными специалистами лесного хозяйства. В частности, лес определяли как
совокупность древесных и кустарниковых растений, связанных с почвой и
атмосферою1. Данное определение отражает биологическую сущность леса как
самостоятельного природного объекта. Что касается взаимосвязей леса с другими
природными компонентами, то все природные явления связаны между собой, поэтому
они и образуют единую экологическую систему. Все леса на территории Украины
составляют ее лесной фонд. К лесному фонду относятся также земельные участки, не
покрытые лесной растительностью, но предоставленные для нужд лесного хозяйства.
Земли лесного фонда подразделяются на лесные и нелесные. Лесные ресурсы по
своему значению делятся на ресурсы государственного и местного значения. Все
леса в Украине являются собственностью государства (ст. 6 Лесного кодекса),
следовательно, все леса образуют объект права государственной собственности.
Объектами права пользования лесами являются конкретно выделены лесные участки,
например, при заготовке древесины рубка леса осуществляется в пределах
расчетной лесосеки (ст. 56 Лесного кодекса). Другие виды лесопользования
осуществляются в соответствии с предписаниями Лесного кодекса и других
специальных подзаконных нормативных актов. К лесному фонду не относятся : все
виды зеленых насаждений в пределах населенных пунктов, которые не отнесены к
категории лесов, отдельные деревья и группы деревьев, кустарники на
сельхозугодьях, усадьбах, приусадебных, дачных и садовых участках (ст. 4
Лесного кодекса). Вопросы создания, охраны и использования таких насаждений
регулируются другими законодательными актами.

Атмосферный
воздух является одним из основных жизненно важных элементов окружающей
природной среды. Как природный объект оно представляет собой естественную смесь
газов, находится за пределами жилых, производственных и других помещений.
Критерием распределения атмосферного воздуха (как природного объекта) и другого
воздуха является природный, нерушимая связь атмосферного воздуха с окружающей
средой. Согласно Конституции Украины (ст. 13) атмосферный воздух, который
находится в пределах территории Украины, являются объектом права собственности
Украинского народа. Каждый гражданин имеет право пользоваться атмосферным
воздухом как объектом права собственности народа в соответствии с законом.
Отношения в области охраны атмосферного воздуха регулируются Законом Украины
» Об охране атмосферного воздуха» и подзаконными нормативными актами.
Большую группу отношений составляют отношения по охране атмосферного воздуха.
Не следует смешивать воздушное пространство с атмосферным воздухом. Если
атмосферный воздух представляет собой смесь определенных газов, то воздушное
пространство, согласно Воздушным кодексом Украины от 4 мая 1993 года 1,
составляет часть воздушной сферы, расположенной над сушей, водной территорию
Украины, поэтому является частью территории Украины (ст. 1 Воздушного кодекса).

Животный
мир принадлежит к основным компонентам окружающей среды. В соответствии с
Законом » О животном мире » объектами животного мира, на которые
распространяется действие этого Закона, являются дикие животные — хордовые, в
том числе позвоночные, беспозвоночные во всем их видовом и популяционном
разнообразии и на всех стадиях развития, которые находятся в состоянии естественной
свободы, содержатся в полусвободных условиях или в неволе ; части диких
животных и продукты их жизнедеятельности. Объектом животного мира также норы,
хатки, логова, муравейники, бобровые плотины и другое жилье и сооружения
животных, места токования, линьки, гнездовых колоний птиц, постоянных или
временных скоплений животных, нерестилищ, другие территории, являющейся средой
обитания, и пути миграции. Правовое регулирование отношений в данной сфере
природы осуществляется в различных направлениях : вопросы собственности,
использования животного мира, его учет и охрана, воспроизводство и т.д..
Следует иметь в виду, что отношения в области использования, воспроизводства и
охраны животного мира, который принадлежит к сельскохозяйственным и домашних
животных и используется в хозяйственных, научных и других целях, регулируются
другим законодательством, и указанные виды животных не являются объектами
экологического права.

Природно-заповедный
фонд является специфическим объектом экологического права. Его составляют
участки суши и водного пространства, природные комплексы и объекты, имеющие
особую природоохранную, научную, эстетическую, рекреационную и другую ценность
и выделенные с целью сохранения природного разнообразия ландшафтов, генофонда
животного и растительного мира, поддержания общего экологического баланса и
обеспечения фонового мониторинга окружающей среды. Он представляет собой
совокупность природных объектов и комплексов, наделенных режимом заповедника, и
состоит из природных заповедников, биосферных заповедников, национальных
природных парков, региональных ландшафтных парков, заказников, памятников
природы, заповедных урочищ, ботанических садов, зоологических парков и т.д..
Правовой режим данного фонда определен Законом Украины от 16 июня 1992 года
» О природно — заповедном фонде Украины «.

Континентальный
шельф представляет собой поверхность и недра морского дна до глубины 200 метров
в районах, прилегающих к побережью или к островам государства, но находящихся
вне зоны территориального моря или за этим пределом до места, где глубина
покрывающих вод позволяет вести разработку естественных богатств в этих
районах. В случае если установление границ континентального шельфа в
соответствии с указанными выше признаков противоречит юрисдикции смежных
прибрежных стран, границы континентального шельфа определяются по специальным
межгосударственным угодами2. На дне моря шельфа могут быть живые организмы
«сидячих» видов (прикрепленные ко дну или передвигающиеся морским
дном), а также минеральные и другие неживые ресурсы, относящиеся к недрам.
Прибрежное государство осуществляет в него суверенные права в целях разведки и
разработки его природных богатств. Использование и охрана природных ресурсов
континентального шельфа регламентируется международным и национальным
законодательством а именно : Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.),
Конвенции о континентальном шельфе (1964 г.), Протоколом о борьбе с незаконными
актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных
на континентальном шельфе (1988 г.), и действующим экологическим
законодательством (Водным кодексом Украины, кодексом Украины о недрах, Законом
» о животном мире » и др.).

Исключительная
(морская) экономическая зона Украины — это морские районы, внешне прилегающие к
территориальному морю Украины, включая районы вокруг принадлежащих островов,
принадлежащих ей. Ширина данной зоны составляет до 200 морских миль, которые
отсчитываются от тех же исходных линий, что и территориальное море Украины (ст.
2 Закона Украины » Об исключительной (морской) экономической зоне Украины
» от 16 мая 1995 года 1). Согласно Конституции Украины (ст. 13) природные
ресурсы континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны
являются объектами права собственности Украинского народа. Украина в своей зоне
имеет суверенные права в отношении разведки, разработки и сохранения природных
ресурсов как живых, так и неживых в водах, покрывающих морское дно, на морском
дне и в его недрах, а также с целью управления этими ресурсами по осуществлению
других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны,
в том числе производство энергии путем использования воды, течений и ветра и
др..

Исключительная
(морская) экономическая зона и континентальный шельф относятся к природным
ресурсам общегосударственного значения в соответствии с п. «б » ст.
39 Закона Украины » Об охране окружающей природной среды», что влияет
на правовой режим их использования.

Окружающая
природная среда также является объектом экологического права. Это совокупность
всех природных объектов, которые находятся в неразрывной связи и создают единую
экологическую систему. Объектом экологического права по охранным направлением
является все природную среду.

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+