Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Основные принципы института права природопользования

Основные принципы института права
природопользования: целевое использование природных ресурсов; нормирование природопользования;
бесплатность общего и платность специального природопользования

Право природопользования как система правовых
норм, объединенных в правовой институт, базируется на ряде принципиальных положений,
постулатов, которые определяют перспективное направление развития права. Главными среди них являются:

— Целевой характер использования природных ресурсов;

— Соблюдение экологических и санитарно — гигиенических
требований при использовании природных ресурсов;

— Сбалансированность экономических, социальных
и экологических факторов в процессы природопользования (обеспечение устойчивого
природопользования);

— Экосистемный подход к природе как к целостному
организму, не причинение в процессе использования одного природного ресурса вреда
другим;

— Соблюдение в процессе природопользования прав
и интересов других собственников и пользователей природных ресурсов;

— Безвозмездность общего и платность специального
природопользования и некоторые другие.

Все эти принципы находят свое развитие в экологическом
законодательстве Украины.

Принцип целевого характера природопользования закреплен всеми базовыми актами природоресурсного законодательства
Украины. Особенностью отечественного законодательства является распространение этого
принципа не только на природопользователей, но и на владельцев природных ресурсов.
Содержание целевого характера природопользования заключается в обусловлены законодательством
возможности использовать природный объект (его часть) только при целевом назначении,
для которого он передан в собственность или предоставленный в пользование и недопустимость
по общему правилу его использования по другим целевым назначением.

Некоторые акты природоресурсного законодательства
(прежде всего земельного) разделяют природные на категории, определяя особенности
режима использования каждой из таких категорий. Это разделение решающее воздействие
и на целевой характер природопользования конкретных субъектов, которым соответствующие
ресурсы передаются в собственность или предоставляются в пользование. Так, в соответствии
со ст. 19 ЗК Украины земли Украины по основному целевому назначению подразделяются
на следующие категории:

а) земли сельскохозяйственного назначения;

б) земли жилищной и общественной застройки;

в) земли природно- заповедного и другого природоохранного
назначения;

г) земли оздоровительного назначения;

г) земли рекреационного назначения;

д) земли историко — культурного назначения;

е) земли лесохозяйственного назначения;

е) земли водного фонда;

ж) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики,
обороны и другого назначения.

Земельные участки каждой категории земель, не
предоставленные в собственность или пользование граждан или юридических лиц, могут
находиться в запасе.

Отнесение земель к той или иной категории, а также
изменение их целевого назначения осуществляется на основании решений органов государственной
власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Изменение
же целевого назначения земель, находящихся в собственности граждан или юридических
лиц, осуществляется по инициативе собственников земельных участков в порядке, который
устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Законодательство защищает порядок установления
и изменения целевого назначения земель. Нарушение такого порядка является основанием
для:

а) признания недействительными решений органов
государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении (передаче)
земельных участков гражданам и юридическим лицам;

б) признания недействительными сделок относительно
земельных участков;

в) отказа в государственной регистрации земельных
участков или признания регистрации недействительной;

г) привлечения к ответственности в соответствии
с законом граждан и юридических лиц, виновных в нарушении порядка установления и
изменения целевого назначения земель.

Использование земли исключительно по целевому
назначению является главной обязанностью как владельцы земельных участков (ст. 91),
так и землепользователей (ст. 96 ЗК Украины).

При предоставлении земельных участков в целевое
пользование (равно любую собственность) в обязательном порядке учитывается разделение
земель на соответствующие категории. Кроме того, передача в пользование земельных
участков той или иной категории также осуществляется для определенных нужд. Законодательство
при этом устанавливает ряд обязательных правил природопользования. Одним из важнейших
среди них приоритет сельскохозяйственного использования земель, то есть земли, пригодные
для нужд сельского хозяйства, должны предоставляться прежде всего для сельскохозяйственного
использования (ст. 23 ЗК Украины).

Принцип целевого использования водных ресурсов
закреплен Водным кодексом Украины и другими актами водного законодательства. Основными
видами водопользования являются:

— Забор воды из водных объектов с применением
сооружений или технических устройств (ст. 48 и др..)

— Сброс в водные объекты сточных вод (статьи 48,
70-75);

— Пользование водами для нужд гидроэнергетики
(ст. 66) и водного транспорта (ст. 67);

— Пользование водными объектами для нужд воздушного
транспорта (ст. 53);

— Использование водных объектов (их частей) для
промышленного добывания рыбы, другого водного промысла, для ведения охотничьего
хозяйства (ст. 68);

— Использование вод для противопожарных нужд (ст.
69 ВК Украины);

— Другие виды водопользования и пользования водными
объектами, предусмотренные водным законодательством Украины.

Конечно, приведенные виды водопользования и пользования
водными объектами являются основными. Они имеют и свой внутренний разделение,
который отражен в законодательстве. Так, первый из приведенных видов водопользования
имеет существенные особенности в сфере питьевого и хозяйственно — бытового водоснабжения
населения (глава 11), использования вод для нужд сельского, лесного хозяйства (ст.
65), для нужд промышленности (ст. 66 ВК Украины), для других государственных i общественных
потребностей и других отраслей экономики. А сброс в водные объекты обратных вод
как вид целевого водопользования будет отличаться по особенностям режима при сбросе
в водные объекты промышленных, коммунально — бытовых, шахтных, карьерных, рудничных
или дренажных вод.

Кодекс Украины о недрах также четко закрепляет
принцип целевого характера использования недр. Согласно ст. 14 этого Кодекса недра
могут предоставляться в пользование для такого целевого назначения:

— Геологического изучения, в том числе опытно
— промышленных разработок месторождений полезных ископаемых общегосударственного
значения;

— Добыча полезных ископаемых;

— Строительства и эксплуатации подземных сооружений,
не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе сооружений для подземного
хранения нефти, газа и других веществ и материалов, захоронения вредных веществ
и отходов производства, сброса сточных вод;

— Создание геологических территорий и объектов,
имеющих важное научное, культурное, санитарно — оздоровительное значения (научные
полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, лечебные, оздоровительные
учреждения и др..)

— Удовлетворение других потребностей.

Целевой характер использования объектов животного
мира установлен фаунистическим законодательством. Так, Закон Украины от 13 декабря
2001 г. « О животном мире » выделяет такие виды использования этих природных объектов:

— Охота;

— Рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных
животных;

— Использование диких животных с целью получения
продуктов их жизнедеятельности;

— Добывание (приобретение) диких животных с целью
их содержания и разведения в полусвободных условиях или в неволе;

— Использование полезных свойств жизнедеятельности
животных — естественных санитаров среды, опылителей растений и др.;

— Использование объектов животного мира в научных,
культурно-просветительных, воспитательных и эстетических целях.

Лесное законодательство, реализуя соответствующий
универсальный принцип, предусматривает следующие виды целевого использования лесных
ресурсов:

— Ведения лесного хозяйства (глава 12);

— Заготовка древесины в порядке рубок главного
пользования;

— Заготовка второстепенных лесных материалов (пень,
луб, кора, древесная зелень и т.д.);

— Побочные лесные пользования;

— Использование полезных свойств лесов для культурно
— оздоровительных, рекреационных, спортивных, туристических и образовательно — воспитательных
целей, нужд охотничьего хозяйства, проведения научно -исследовательских работ (ст.
67 ЛК Украины).

При этом соответствующий перечень не является
закрытым. Законодательством Украины могут предусматриваться и другие виды целевого
использования лесных ресурсов.

Законодательство о растительном мире в определенной
степени развивает принцип целевого использования природных ресурсов, в том числе
лесных, относительно дикорастущих и других несельскохозяйственного назначения сосудистых
растений, мохообразных, водорослей, лишайников, а также грибов, их группировок и
местообитаний. Законом Украины «Об растительном мире » от 9 апреля 1999 г. предусматриваются
следующие виды целевого использования растительных ресурсов (ст. 10):

— Сбор лекарственных растений;

— Заготовка древесины при рубок главного пользования;

— Заготовка живицы;

— Заготовка коры, луба, древесной зелени, древесных
соков и т.п.;

— Сбор цветов, ягод, плодов, орехов, семян, грибов,
лесной подстилки, камыша и т.п.;

— Заготовка сена;

— Выпас скота.

С определенными ограничениями принцип целевого
характера природопользования закрепляется и законодательством Украины об охране
атмосферного воздуха. Безусловно, никакие законодательные меры не могут ограничить
основного назначения атмосферного воздуха как природного ресурса — обеспечивать
человека и все биологические ресурсы планеты благоприятным для жизнедеятельности
воздухом. Принцип целевого использования распространяется только на использование
атмосферного воздуха для производственных нужд, хотя регламентация использования
атмосферного воздуха как сырья основного производственного назначения изъята из
последней редакции Закона Украины « Об охране атмосферного воздуха » от 21 июня
2001 г. (в историческом плане можно обратиться к статьям 30-32 Закона « Об охране
атмосферного воздуха » в редакции от 16 октября 1992 г.).

Принцип целевого характера природопользования
красной нитью проходит через законодательство Украины о природно — заповедном фонде.
Большинство территории и объекты природно — заповедного фонда должны использоваться
исключительно по тому назначению, для которого они были отведены. Некоторым исключением
из этого опального правила есть заказники, режим которых позволяет все виды хозяйственного
использования, кроме деятельности, противоречащей целям и задачам, предусмотренным
положениям о конкретном заказник (ст. 26 Закона Украины « о естественном заповедном
фонде Украины »). На некоторых категориях естественно — заповедного фонда, относительно
которых законодательством предусмотрено функциональное зонирование территорий (биосферные
заповедники, национальные природные парки, ботанические сады и некоторые другие),
целевое использование определенных зон не препятствует их использованию по другим
целевым назначением. Так, зона антропогенных ландшафтов биосферных заповедников
включает территории традиционного землепользования, лесопользования, водопользования,
мест поселения, рекреации и других видов хозяйственной деятельности. Кроме того,
в пределах территорий биосферных заповедников могут выделяться зоны регулируемого
заповедного режима, в состав которых включаются объекты природно- заповедного других
категорий (в частности, региональные ландшафтные парки, заказники, заповедные урочища)
(ст. 18 Закона « О природно — заповедном фонде Украина »).

Бесплатность общего и платность специального использования природных ресурсов как принцип права природопользования закреплен п. « в
» ст. 3 Закона « Об охране окружающей природной среды». В советское время все виды
природопользования осуществлялись на основе безвозмездности, что способствовало
выработке отношения к природным ресурсам как к бесконечно возобновляемым, неисчерпаемым,
таких, которые не имеют реальной стоимости. Все это не способствовало заботливому,
рациональному отношению к использованию природных богатств. Подтвердив бесплатность
всех форм общего природопользования, целью которого является удовлетворение жизненно
необходимых потребностей людей, законодательство об охране окружающей природной
среды ввело механизм платности практически всех видов специального природопользования,
осуществляется в хозяйственных целях, как правило, для получения прибыли. Законодательство
Украины устанавливает:

— Плату за землю в виде земельного налога и арендной
платы (Закон Украины «О плате за землю»);

— Плату за воду — в виде платы за специальное
водопользование, пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта
(глава 7 ВК Украины, постановление Кабинета Министров Украины от 18 мая 1999 p.
№ 836 «Об утверждении нормативов сбора за специальное водопользование», со следующими
изменениями);

— Сбор за специальное использование объектов животного
мира (охота; рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных животных, использование
диких животных с целью получения продуктов их жизнедеятельности; добывание (приобретение)
диких животных с целью их содержания и разведения в полусвободных условиях или в
неволе; использования объектов животного мира в научных, культурно-просветительных,
воспитательных и эстетических целях в случае их изъятия из природной среды с целью
получения прибыли) (ст. 18 Закона Украины «О животный »);

— Сбор за специальное использование лесных ресурсов
(ст. 77 ЛК Украины);

— Плату за пользование недрами в виде платежей
за пользование недрами, отчислений за геологоразведывательные работы, выполненные
за счет государственного бюджета, сбора за выдачу специальных разрешений (лицензий),
акцизного сбора (статьи 28-29 Кодекса Украины о недрах);

— Сбор за специальное использование природных
растительных ресурсов (статьи 12-13 Закона « О растительном мире »).

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+